Русские исторические шрифты.




Графика кириллицы имеет византийское происхождение и более древние греческие корни.

Тысячелетняя культура Византии на протяжении веков питала все страны, принявшие православие.

До сих пор ученые придерживаются разных точек зрения по поводу письменности, существовавшей на Руси до благотворительного вмешательства во второй половине IX века греческого монаха Кирилла и его брата Мефодия. Тем не менее доказано, что писать и читать на Руси тогда умели: ко времени реформы русской письменности здесь одновременно сосущевовало не менее семи разных систем письменности: в ходу были руны — скандинавские, тюркские и собственно славянские; арабское письмо и обретшая уже консонантную форму русская слоговая система письменности. Но о форме этих письмен, числе знаков, их значении ничего достоверного не известно. Жестокое и последовательное уничтожение всей языческой культуры древней Руси дохристианского периода лишило нас драгоценных свидетельств.

Возникновение же рунического письма относится к III в н. э. и в его графике заметны следы римского влияния, рунический алфавит содержит 24 знака, как латинский и греческий. Слово «глаголица » обозначает азбуку вообще, кириллица возникла полвека спустя.

Кириллица оказалась довольно поздней редакцией имевшегося у славян письма, которое было неудобно для Византии, т.к. представляло, с одной стороны, письмо языческое, а с другой — не передавало тонкостей письма православного. Следовательно, св. Кирилл создал письмо христианское, убавив, насколько возможно, негреческие буквы.

Глаголицы рунического происхождения «обрастали» дополнительными графическими элементами по мере развития фонетики русского языка. Многочисленные крючки и петли не украшали буквы, а служили для определения звонких и глухих, мягких и твердых согласных звуков.

«Обе азбуки имеют между собой теснейшую связь. Значение и название букв в них совершенно одинаковы, только глаголическая нумерация основана на славянском алфавите, а в кириллице — нумерация греческого алфавита».

В начертании кириллицы известны несколько исторических форм, изменяясь, они переходили одна в другую и существовали одновременно. Это устав, полуустав, скоропись и вязь.

Предназначенный для литургической литературы, Устав производит впечатление медленного, торжественного письма. Буквы в нем строго вертикальны, основная стойка — тяжелая, прочная; дополнительные штрихи и засечки — тонкие. Как и в латинском унциале, в уставном письме пропорции большинства букв приближены к квадрату. Но уже у греков появляются характерные для русского устава узкие закругленные «О», «Е», «С», «Р». Графема буквы «а» тоже пришла к нам из греческого письма. Наши буквы «З», «У», «Р», «Ц», «Щ» имеют сильные выносные элементы, которые несколько оживляют монотонность строки. «Каждая буква писалась отдельно, в несколько приемов руки c частой сменой положения орудия письма (буквы скорее рисовались, чем писались), без знаков препинания и сокращений. Концы букв оформлялись короткими засечками, другие концевые элементы — в виде треугольных наплывов и утолщений. Угол наклона письма менялся в зависимости от формы той или иной буквы. Расстояний между словами не было. Расстояние между строками равно или несколько больше корпуса буквы.

Полуустав — новая форма кириллицы, которой стали пользоваться с XIV века писцы, изготавливавшие книги на продажу и по заказу. Полуустав представляет собой «испорченный» скорописью устав. В отличие от устава, полуустав мельче, округлее и проще по написанию, в нем допускали наклон линий и соединение букв друг с другом. Одни и те же буквы могли иметь различные начертания. Слова и предложения разделены четкими промежутками. Чтобы сократить труд переписчика и сэкономить пергамент, в письмо стали вводить многочисленные сокращения. Меньше контраст штрихов. Письмо приобретает заметный наклон, каждая буква как бы помогает ритмической направленности вправо. Засечки встречаются редко, концевые элементы у ряда букв оформляются штрихами, по толщине равными основным.

«Почти одновременно с образованием полууставава в деловом письме развивается скоропись, которая вскоре попадает и в книги. Скоропись XIV века очень близка к полууставу. «В XV веке она получает значительное распространение. Ею пишутся различные документы, акты, грамоты, письма, позднее — книги.» Скорописью писали быстро, поэтому в ней допускали всевозможные сокращения слов, разнообразие начертаний одних и тех же букв (затейливым, со множеством петель и росчерков). В тексте применяли дополнительные значки, затруднявшие чтение. Это наклонное письмо, отличающееся округлостью букв, плавностью их начертания, а главное, способностью к дальнейшему развитию. В XVII веке в московском письме она отличается особой каллиграфичностью, изяществом. Это тот самый почерк, на основе которого несколько позже была построена гражданская азбука — гражданский шрифт.

Характер украшения книг орнаментом, заставками, концовками и буквицами (инициалами) пришел к нам из Византии.

Как и в европейской средневековой традиции, буквица в русской и византийской рукописной книге акцентировала начало главы, а потом абзаца. По характеру декоративного облика буквицы мы можем определить время создания книги. В орнаментике заставок и русских заглавных буквиц различают четыре основных периода.

Ранний период (XI–XII век) характеризуется преобладанием византийского стиля.

В XIII–XIV веках наблюдается так называемый тератологический, или «звериный» стиль.

XV век характерен южнославянским влиянием, орнамент становится геометрическим и состоит из кругов и решеток.

Под влиянием европейского стиля эпохи Возрождения, в орнаменте XVI–XVII веков мы видим извивающиеся листья, сплетенные с большими букетами цветов.

 

Для заголовков в книге применялся специальный вид письма — русская вязь.

Это беспрецедентный в истории человеческой культуры шрифт, читать который невероятно трудно. «Происхождение вязи — византийское, но она развилась и расцвела именно в славянском алфавите, где букв с вертикальными мачтами гораздо больше, чем в греческом. Знаки в строчке сливались и резко вытягивались вверх, от века к веку все сильней образуя слитную полосу со сложным орнаментальным ритмом, порой трудно читаемую.»

«Различают два вида вязикруглую и угловатую (штамбованную). Один из основных приемов вязи — мачтовая вертикальная лигатура, в которой два соседних штриха двух разных букв превращались в один. Этому подчинялись и округлые элементы, принимая форму вертикальных штрихов (штамбов и полуштамбов). Пустоты, образовавшиеся в штамбованной вязи, заполнялияь либо сильно уменьшенными округлыми и миндалевидными формами букв О, Е, С, или полумачтами (полуштамбами) соседних букв, а иногда — декоративными элементами.» Буквы вязи различны по величине, слова сокращены и идут без пауз в строке.

Обычно вязь применялась для выделения заглавий и выполнялась другой краской (киноварью (краской из красной ртути) или золотом), контрастировавшей с черной краской основного текста.

В силу своей декоративности и ритмичности, шрифт этот использовался в наcтенных росписях, архитектуре, прикладном искусстве.

Несмотря на архаичность, все эти шрифты до сих пор используются не только в современной церковной литературе, но и в отечественном шрифтовом дизайне, поскольку содержат некие национальные ценности и являются достояннием национальной культуры.

По мотивам устава в 1988 году дизайнером Светланой Ермолаевой был разработан шрифт Ижица, за основу которого были взяты рисунки наборного полуустава типографии Российской Императорской Академии наук конца XIX века.

На международном конкурсе шрифтового дизайна «буква: раз!», проводившемся в 2002 году, одним из лучших был признан шрифт Иннокентия Келейникова Летопись. В этом шрифте сильны мотивы полуустава: буквы имеют наклон, для некоторых букв предусмотрены несколько вариантов начертания, сохранены пропорциональные отношения старинных графем, вертикальные штрихи нарочито изогнуты, контраст штрихов минимальный.

На выставке «Шрифт 2005» были представлены работы Ивана Шаренкова — шрифты Собор Вязь и Алтарь, в которых интерпретируется вязь.

И все стили старославянского письма нашли свое выражение в творчестве каллиграфа Ильи Богдеско.

В общих чертах все стили письма, произошедшие из византийской книги, развиваются, как и в латинской ветви: от маюскульных форм — к минускульным, от медленно-торжественного письма — к скорописному.

В развивающейся России появилась потребность в издании научной, технической литературы, учебников. Петр Первый не только курировал создание нового шрифта, но и сам делал эскизы новой азбуки, в которой черты европейской антиквы экзотично соединились с русской традиционной графикой букв. По сделанным Петром Первым эскизам, инженер фортификации, чертежник и рисовальщик Куленбах исполнил оригиналы для изготовления литер.

Новый шрифт был создан специально для печати светской (гражданской) литературы и поэтому получил название «гражданского». Основой гражданского шрифта явились образцы рукописной кириллицы конца XVII века и реннесансная антиква. Новый гражданский шрифт начинает влиять на рукописный. С этого времени все дальнейшие изменения формы кириллицы идут в ногу с европейскими стилями.

 


 

Славянское руническое письмо

 

Устав Полуустав

Гражданский шрифт



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: