Предложения к территориальной схеме обращения с отходами в Архангельской области




Замечания к территориальной схеме (далее ТС) обращения с отходами

В Архангельской области

Ошибки к концепции проекта самые дорогостоящие. Лучше 7 раз исправить проект, чем обнаружить ошибки после масштабных работ и инвестиций. Предлагаемая схема концептуально ошибочна.

Прежде всего следует отметить, что ТС имеет смысл только как часть комплексной программы по обращению и повторной переработке отходов потребления и производства.Простейший анализ ТС позволяет заключить, что она ориентирована на устаревшие, вредные технологии, базирующиеся на валовом смешанном сборе и транспортировке отходов с последующим банальным их захоронением. Что гарантированно приведет к долговременному загрязнению окружающей среды около мест захоронения. В условиях высоких уровней выпадения осадков, резких перепадов температур, неизбежно произойдет распространение загрязнений путем проникновения фильтрата в грунтовые и поверхностные воды и путем выбросов свалочных газов и продуктов горения в атмосферу. Это приведет к существенному ухудшению экологической обстановки в населенных пунктах АО. В предлагаемых документах заявлено, что к 2030 году 69,1% отходов будут захораниваться на полигонах. Что совершенно недопустимо. Предлагаемые документы полностью игнорируют современный подход к обращению с отходами, общепринятую в цивилизованных странах пирамиду приоритетов и безопасные технологии переработки. Приятным исключением является декоративное упоминание о раздельном двухкомпонентном сборе и сортировке ТБО. Следует отметить, что ТБО составляют малую часть отходов – 0,7%. Гораздо большую и опасную часть составляют промышленные отходы и загрязнения. ТС должна органично дополнять схему обращения с промышленными отходами и входить Комплексную программу по обращению со всеми отходами. Но промышленные отходы регулируются иными законами. При этом мы имеем пример захоронения промышленных отходов из Сабетты (другой субъект РФ) на архангельском полигоне на окружной дороге (САХ).

Далее, ТС рассчитана на деятельность одного (или нескольких) регионального оператора (далее РО). Это коммерческая организация, которая ориентирована на извлечение прибыли в рамках полномочий, регулируемых законом. Доход РО определяет нормой накопления отходов и тарифом на их вывоз и переработку. Расходы РО определяются затратами на вывоз и переработку. Таким образом, РО заинтересован в завышении нормы и тарифов и снижении затрат на переработку. Документы ТС устанавливают неприлично завышенный тариф - 4 403 рублей за тонну (для сравнения, САХ сейчас берет 610 рублей за тонну контейнерных ТБО при захоронении на полигоне на Окружной), и норму - 0,4 тонны отходов на человека в год, причем предусмотрен дальнейший рост тарифа более чем в 3 раза за 10 лет. Обоснования этому более чем сомнительны. В то же время, минимизируются расходы на переработку. В самом деле, затраты на захоронение отходов на выделенном участке земли минимальны. Парадоксально, но РО при такой схеме заинтересован также в увеличении объема отходов и их монополизации. Это увеличивает его прибыль и позволяет диктовать цены на свои услуги. РО становится собственником всех ТБО региона и получает рычаг для подавления деятельности любых других предприятий по переработке и сортировке ТБО. Как показывает практика в других регионах РО действительно препятствует раздельному сбору и переработке мусора поскольку они объективно снижают прибыль РО в условиях действующей ТС.

Это полностью противоречит интересам населения. Население заинтересовано в благоприятной окружающей среде, чистой земле, воде и воздухе. В эффективных и современных схемах обращения с отходами и их минимизации.

Кроме того, при обсуждении схем обращения отходов постоянно обсуждаются вопросы рентабельности, прибыльности, стоимости тех или иных технологий, и во главу угла ставиться именно рентабельность и цена вопроса. Но это ошибка. Загрязнение окружающей среды - это величайшая на сегодняшний день угроза существованию нашего вида. Речь и идет о выживании, о безопасности, о здоровье. В этом контексте рентабельность играет второстепенную роль. Кто спрашивает о рентабельности, например, армии или спецслужб, когда речь идет об угрозе безопасности государства? Необходима смена приоритетов. Нас убьет не Америка или Европа, а убьет и уже убивает собственный мусор. С этой точки зрения должны приниматься комплексные программы обращения с отходами и ликвидации загрязнений на всех уровнях. Жизненно необходимо участие в таких программах государства и населения, с привлечением значительного федерального финансирования. Стоимость одной атомной подводной лодки составляет не менее 3 миллиардов долларов. Этой суммы достаточно, чтобы решить наиболее острые проблемы обращения с отходами на всем европейском Севере России. А где оказались практически все подводные лодки, построенные в СССР? Или на дне океана или на утилизации. Чудовищный и неэффективный расход ресурсов. Необходимо направить значительную часть федерального бюджета на создание современной, целостной и эффективной системы обращения с отходами, создании безотходных энерго- эффективных производств замкнутого цикла. А государство устранилось от решения этих проблем, отдав все на откуп РО, который за счет населения должен все обустроить. Утопия. Повторюсь, это экзистенциальный вопрос безопасности и выживания.

ТС, в дополнение к уже существующим свалкам, предусматривается строительство новых: 3 полигонов, 3 сортировочных станций, 31 площадки временного накопления, 15 мест обезвреживания и 15 инсинераторов для сжигания несортированных отходов (Приложение Б2).

В частности, предусмотрено строительство нового полигона на 30 км вологодской дороги близ поселка Катунино. Свалка под Катунино еще хуже, чем свалка в Рикасихе! Ожерелье чистых озер - Холмовское, Лахтинское, Бабье, Смердье, Среднее. В Лахтинском форель разводят. На Холме дачи. Рядом с местом предполагаемой свалки санаторий "Беломорье". Черная (Лесная) речка. Грибные и ягодные места. В условиях высоких уровней выпадения осадков, резких перепадов температур, неизбежно произойдет распространение загрязнений путем проникновения фильтрата в грунтовые и поверхностные воды и путем выбросов свалочных газов и продуктов горения в атмосферу. Это приведет к существенному ухудшению экологической обстановки в населенных пунктах агломерации. Местные жители и архангелогородцы неоднократно протестовали на митингах и пикетах против размещения здесь нового полигона. И этот протест будет неуклонно нарастать. Нельзя размещать полигон на этом месте. Еще два крупных полигона предлагается разместить около Вельска и Котласа. На этих полигонах предполагается сортировать смешанный мусор, прессовать, складировать и вывозить отсортированные фракции, а остальное захоронивать. Из практики известно, что при сортировке смешанных ТБО удается выделить до 10% годного для дальнейшей переработки сырья. А не менее 90% будет захоронено. Такие технологии нам не нужны. И вишенка на торт. Введение в строй этих полигонов и послужит основной причиной для увеличения тарифа на утилизацию мусора ввиду значительного увеличения плеча перевозок. При этом авторы ТС утверждают, что они решили задачу оптимизации транспортных перевозок. Вот так оптимизация! Впрочем, в новых полигонах нет никакой необходимости, если использовать новые технологии обращения с ТБО, не предусмотренные предлагаемой ТС. Достаточно имеющихся полигонов. Особенно, если не завозить отходы из других регионов. Об этом чуть позже, в предложениях.

Строительство сортировочных станций можно только приветствовать. Но их надо строить при имеющихся полигонах и не 3, а 33.

31 площадка временного накопления – это такие перевалочные пункты для транспортировки мусора. Они нужны на территориях, доступ к которым ограничен ввиду сезонных ограничений и неразвитости транспортной инфраструктуры. По сути это такие промежуточные свалки со всеми их прелестями. Нужно развивать сеть дорог и строить мосты. А до этого разбираться с мусором на месте по схеме 0 отходов. Эти площадки привязаны к имеющейся ТС, предполагающей вывоз мусора на новые большие вышеупомянутые полигоны. Представляете тариф для жителей удаленных населенных пунктов. Неверное решение.

15 инсинераторов. Это такие печи для сжигания отходов. Разместить их предполагается в удаленных и небольших поселениях. Значит это будут небольшие дешевые инсинераторы. Работают либо на дизельном топливе, либо на газе.

О сжигании мусора сказано уже все. Есть европейский и отечественный опыт. Эта технология признана вредной. Особенно при сжигании несортированного мусора. Почему? При любом сжигании расходуется огромное количество кислорода. При сжигании несортированного мусора образуются супертоксичные соединения такие, как диоксины и фураны. В дешевых инсинераторах они просто выбрасываются в атмосферу и разносятся ветром на достаточно большие расстояния. Диоксины не распадаются, а накапливаются в почве и водоемах, попадают в растения и организмы животных и, в конечном итоге, в организмы людей. При сжигании мусор не исчезает, он всего лишь окисляется кислородом, переходя в газообразную форму и форму золы и шлака. Остается около 10% массы и около 30% от объема сжигаемого мусора в виде золы и шлаков. Остальное выбрасывается в атмосферу в форме газа и мелкодисперсной пыли. И то и другое ядовито и не контролируемо. Таким образом, относительно безопасный бытовой мусор просто переходит в опасные формы и рассеивается по окрестностям. Размениваем ценный кислород на ядовитые выбросы и парниковые газы. Однозначно эта технология должна быть запрещена.

В качестве альтернативы можно предложить высокотемпературный бескислородный пиролиз, с последующим выделением полезных фракций, как газообразных, так и твердых. Об этом также в предложениях позже.

Предложения к территориальной схеме обращения с отходами в Архангельской области

Это третья и последняя часть моих замечаний к территориальной схеме (ТС), содержащия предложения о ее изменении. Две предыдущих части можно найти на моей страничке в ВК. Поскольку данные предложения носят лишь рекомендательный характер, я позволил себе несколько выйти за рамки, чтобы сформировать целостную позицию по обращению с отходами. Я пользовался предложениями, восходящими к предложениям О. Мандрыкина и С. Кравца, за что приношу им мою признательность. Документ открытый. Я буду благодарен за критику, дискуссии, новые предложения и идеи.

 

Повторюсь, что ТС имеет смысл только как часть Комплексной Программы по обращению и повторной переработке отходов потребления и производства. Поэтому речь пойдет о мероприятиях, предлагаемых в рамках такой программы. Но в значительной части они укладываются в ТС и должны быть в ней учтены. Программа включает следующие разделы.

 

Просветительский. Разработать и довести до сведения население цивилизованные способы обращения с ТБО, как, то сокращение генерации ТБО, сортировка ТБО и приемы РСО, экономное расходование ресурсов, неприемлемость разбрасывания мусора, добровольная уборка территорий. Довести до населения права и обязанности РО и основы договоров с ними. Рассказать о контролирующих ведомствах и организациях, занимающихся переработкой отходов, и пунктах приема сортированных отходов. Довести до сведения населения наказания в виде штрафов за нецивилизованное поведение и поощрениях за цивилизованное. Ввести соответствующие дисциплины в детских садах, школах и ВУЗах, курсы для чиновников.

 

Юридический. Развить законодательную базу для скорейшего решения проблемы обращения с отходами и их переработки. Предоставлять на общественное обсуждение проекты ВСЕХ планируемых к строительству объектов по обращению с отходами (как бы они ни назывались: объекты сортировки, переработки, утилизации, обеззараживания, временного хранения, захоронения ТКО или еще как-то) с проведением Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ).

Юридически закрепить норму о необходимости 2 и более конкурирующих регоператорах (РО). Есть примеры регионов где действует несколько РО. Лишить РО монопольных полномочий распоряжаться всем потоками ТБО.

Утвердить обязательны раздельный сбор отходов по 5-ти фракциям.

Законодательно создать условия для развития малого бизнеса в сфере раздельного сбора вторсырья и его первичной переработки. Упростить их регистрацию предприятий в это сфере, предусмотреть их освобождение от части налогов. Напомню, что РО освобожден от уплаты НДС и налога на прибыль. Упростить выделение земельных участков для контейнерных площадок, пунктов сбора вторсырья и предприятий переработки отходов.

Законодательно запретить неуместное использование одноразовой посуды, не перерабатываемых в настоящее время видов упаковки, одноразовых пластиковых пакетов, надувных шаров…

Ввести штрафы до 1000 рублей за замусоривание территории, разбрасывание окурков, упаковки несознательными гражданами.

Экономический. Рассчитать и оптимизировать необходимые затраты и разработать план график и механизмы финансирования для решения проблемы обращения с отходами и их переработки.

Как уже было сказано, в предлагаемой ТС интересы РО объективно противоречат интересам населения и местного бизнеса. Следует так выстроить экономические стимулы, что снять это противоречие. Для этого надо закрепить функции первичной сортировки ТБО за населением и местным бизнесом, а функции транспортировки к перерабатывающим предприятиям, собственно создания и обслуживания перерабатывающих предприятий, ликвидации несанкционированных свалок, модернизации, функционирования и рекультивации имеющихся полигонов оставить РО. Необходимо оплачивать РО очистку каждого квадратного метра загрязненной территории частично за счет загрязнителей, частично за счет госбюджета. И в тоже время обязать РО оплачивать по высокой цене каждый квадратный метр загрязняемой им территории, например, при устройстве новых полигонов. Тогда желание создавать новые свалки быстро пропадет, а появитсяжелание очищать и работать уже на существующих полигонах. Что нам и надо. Напомню, что господин Ерулик, сдал за бесценок в аренду участок на Шиесе за символическую плату.

Необходимо снизить завышенный в ТС тариф на утилизацию ТБО - 4 403 рублей за тонну до 2000 рублей за тонну и завышенную норму - 0,4 тонны отходов на человека в год до 0,2 тонны, причем предусмотрен дальнейший рост тарифа должен регулироваться так же как рост иных тарифов на коммунальные услуги. Кроме того в тарифе следует явно выделить инвестиционную составляющую, скажем 10%, которую РО обязан инвестировать в инфраструктуру переработки отходов, в течение следующего календарного года.

Уставной фонд РО ООО «Экопарк» составляет 10000 рублей. Это операционная структура волгоградского холдинга с миллиардными оборотами. В существующей ТС ничего не мешает РО собрать с населения взносы на утилизацию ТБО (в АО это сумма порядка миллиарда рублей в год), вывести ее в, скажем, в оффшор и обанкротиться. Для минимизации подобных рисков и в знак серьёзности намерений следует обязать РО в первый же год инвестировать в материальную инфраструктуру АО по переработке ТБО не менее 100 млн руб. из своих средств (это 10% от предполагаемых сборов за первый год).

Назначить искусственно завышенные приемные цены на те виды вторсырья и отходов, которые не находят выгодного сбыта, но загрязняют окружающую среду. Например, принимать на пунктах приема вторсырья 1 кг окурков за 100 рублей, использованные масляные фильтры за 10 рублей за штуку и так далее. Компенсировать расходы на прием и утилизацию подобных фракций пунктам приема, ведущим подобную работу. И МО заблестят чистотой. Металлолом, например, не валяется больше бесхозным, поскольку собран «металлистами» за сходную цену.

Ввести повышенные тарифы за утилизацию смешанного мусора и пониженные за разделенного на фракции мусора. Запретить законодательно использование устаревших и вредных технологий утилизации ТБО, такие как сжигание и захоронение несортированных отходов.

Эти мероприятия дешевы, их можно провести быстро, а эффект от них очень значительный. Генерация смешанного ТБО существенно сократиться, примерно в 8 раз. Будет собрано отсортировано и подготовлено к транспортировке и переработке ценное вторсырье. Территории будут очищены от мусора. Начнется сортировка отходов на свалках с постепенным оздоровлением окружающей среды.

Список мероприятий открыт и не является исчерпывающим.

 

Технологический. Детально проработать схему реализации деятельности по сокращению образования отходов.

Ввести обязательную сортировку и раздельный сбор ТБО, минимум по 5 потокам: бумага/картон, металлы, стекло, пластик, смешанный мусор. Установить в ТС целевые показатели введения раздельного сбора и переработки вторсырья: не менее 70% до 2022 года, не менее 90% до 2025 года. Отсортированное вторсырье на полигоны ТБО уже не поступит, что в разы снизит нагрузку на них.

Органические пищевые отходы загрязняют сухие фракции ТБО и трудно отделимы после смешения. Они же являются источником неприятного запаха и привлекают насекомых и животных. Предлагаю рассмотреть смыв органики по системе канализации, через унитаз. Уже сегодня на рынке предлагаются диспоузеры – измельчители, устанавливаемые под мойками. Можно вручную, ножом измельчать пищевые отходы с плотностью меньшей плотности воды и спускать их в унитаз. Там трубы большего диаметра, чем в мойке. По системе канализации они транспортируются на очистные сооружения, где в отстойниках они подвергаются биоразложению активными илами и бактериями. Пищевые отходы послужат дополнительным питанием для них и повысят эффективность биопереработки. Есть одна проблема. Сегодня сегодня в одну канализационную трубу сливаются отходы жизнедеятельности людей, пищевые отходы и отходы бытовой химии, моющие средства, дезинфицирующие средства. Последние токсичны и подавляют биопереработку на очистных соооружениях и отравляют ее продукты. Поэтому отработанные токсичные илы требуют специальной утилизации. Кроме того, отстойники выбрасывают в атмосферу большое количество вонючих парниковых газов. Предлагаю постепенно реконструировать систему канализации, проложив 2 трубы. Одну от унитазов для транспортировки экскрементов и измельченных пищевых отходов, большего диаметра; вторую от моек и ванн для транспортировки отходов бытовой химии меньшего диаметра. Вполне аналогично РСО. И никаких крыс и тараканов в мусоропроводах и контейнерах! На очистных сооружениях для биопереработки органической фракции установить биореакторы, продуцирующие на выходе биогаз, который может быть использован для отопления, электрогенерации или для синтеза моторного топлива, и эффективные органические удобрения. Все продукты востребованы и могут быть реализованы по хорошим ценам. Отходы бытовой химии подлежат отдельной специальной утилизации.

В любом случае ТС должна предусматривать схему утилизации жидких отходов и реконструкцию канализации и очистных сооружений. Обязательно ликвидировать открытый сброс неочищенных стоков на рельеф и сточные канавы. Мэрия Архангельска уже оштрафована за эти нарушения более чем на 50 млн. руб! Это трудоемкая и дорогостоящая работа для которой должно быть привлечено федеральное финансирование.

О мусоропроводах. Предлагаю постепенно реконструировать систему транспортировки сухого мусора в многоквартирных домах с мусоропроводами. Вместо одной общей трубы сделать 5 разноцветных труб для раздельной транспортировки отсортированных в домохозяйствах фракций ТБО в соответствующие контейнеры. Мусоропроводы должны находиться в закрытом помещении с доступом по пластиковой карте. Можно установить электронную систему контроля и учета сбрасываемых фракций ТБО. Это подсистема лишь незначительно повысит себестоимость квадратного метра жилья. Современный дом должен быть умным.

Необходимо включить в ТС создание достаточного количества современных контейнерных площадок закрытого типа с доступом по пластиковым картам, разработав их типовые проекты; пунктов приема вторсырья с местами для первичного накопления и обработки как общего назначения, так и специализированных - для сбора текстиля, обуви, резины, ГСМ, дерева, строительного мусора, бытовой техники, крупногабаритного мусора и обязательный раздельный сбор опасных отходов, с последующей их вывозом и переработкой.

Максимально использовать, развивать и модернизировать уже имеющиеся мощности сортировочных и перерабатывающих предприятий и всячески стимулировать данные предприятия и, в том числе, Архангельский МПК с созданной им сетью контейнеров для РСО.

Создать новые перерабатывающие предприятия в регионе. Цеха по переработке макулатуры и хлопковых тканей на базе Котласского и Архангельского ЦБК. Цеха по переработке строительного мусора во вторичный щебень и добавок в бетон на базе ЖБИ и/или цементных заводов. Сортировочные станции на существующих полигонах и стационарные, высокотемпературные (с температурной зоной 1500 С, для разложения на составляющие токсичных фракций пиролизных газов) современные пиролизные установки, с последующим разделением полезных фракции на имеющихся полигонах для утилизации как уже складированных на них отходах, так и вновь поступающих смешанных отходов. Почему высокотемпературный бескислородный пиролиз? Ведь он дороже низкотемпературного. Потому, что на существующих полигонах складированы смешанные отходы. В том числе ПВХ, ПХВ, токсичные отходы. Выделить из смешанных отходов путем сепарации практически невозможно. При термической обработке таких отходов синтезируются и выделяются в газообразной форме чрезвычайно токсичные хлорорганические и фторорганические соединения такие как диоксины, фураны и иные полиароматические соединения. Допустить их выбросы в атмосферу нельзя. Фильтры для их улавливания дороги и требуют регулярной замены. Проконтролировать эти выбросы нельзя, нет дорогостоящих лабораторий. При пиролизе нагрев отходов происходит в герметических ретортах без доступа воздуха. При наличии в реторте зоны разложения токсичных соединений с температурой около 1500 С происходит расщепление токсичных органических соединений на относительно безопасные компоненты, пригодные для дальнейшей утилизации. Они используются для нагрева реторты, синтеза жидкого высокооктанового моторного топлива и для дополнительной электрогенерации. Твердые фракции пиролиза также подлежат обычной утилизации. Да, это тоже не безопасная технология. Но загрязнение окружающей среды снижается в сотни раз по сравнению с мусоросжиганием.

В Архангельске идеальным местом для перерабатывающих предприятий является промзона за Окружной дорогой и на Талажском шоссе. Там мусорный полигон САХ, ТЭЦ, ЖБИ, АМПК, Нефтебаза. Готовая инфраструктура. Эти предприятия уже генерируют и перерабатывают отходы. На ТЭЦ имеются золоотвалы и шламохранилища, на нефтебазе тоже шламохранилище. Пиролизная установка позволит утилизировать эти отходы с выработкой пиролизных газов, которые можно сжигать на ТЭЦ, удешевляя выработку электроэнергии. Золу и шлак можно на ЖБИ перерабатывать в строительные материалы. Например, токсичные фракции золы и шлаков, можно упаковывать герметично в толстостенные бетонные блоки в их центральные полости в качестве наполнителя, по примеру японцев. Использовать эти блоки при строительстве складов, военных сооружений, таких где люди присутствуют в минимальном количестве. На ЖБИ можно построить цех по переработке битого стекла в стеклянные строительные блоки и отделочные материалы типа смальты. Там же можно организовать производство тротуарной плитки из пластика, добавок для пластификации асфальтовых смесей для ремонта дорог и других простых изделий из вторичного пластика. И так далее. Все под рукой, все компактно расположено.

Отказаться от создания новых крупных полигонов ТБО, ибо потребность в них отпадет. Использовать мощности имеющихся полигонов, модернизировать их для перехода на новые технологии. Они еще могут работать, даже в прежнем режиме, по разным оценкам еще 5-8 лет. Это резко снизит капитальные затраты. Не потребуется дополнительный транспорт, и транспортная составляющая в утилизации не возрастет. Кстати сам транспорт существенно увеличивает загрязнение окружающей среда и генерирует значительное количество дополнительных отходов. Нет новым мусорным полигонам близ Катунино, Вельска и Котласа.

Исключить из ТС любые устаревшие и вредные технологии утилизации ТБО и прежде всего технологии сжигания несортированных отходов. Вместо 15 инсенираторов использовать пиролизные установки.

Исключить из ТС пункты временного накопления (ПВН), как по сути новые свалки с сопутствующими им процессами гниения, самовозгорания, выброса свалочных газов и стока фильтрата.

Исключить из ТС устройство новых мест захоронений для балластных фракций обработанных ТКО, так как в них отпадает надобность.

 

Заключение. В силу вышесказанного, предлагаемая ТС в настоящем виде опасна для жителей АО и непригодна для реализации. Она нуждается в принципиальной переработке и дальнейшем обсуждении. Требую ее переработки с привлечением специалистов-экологов, санитарных врачей и общественности.

Прошу дать ответ в установленные законодательством сроки.

 

«_____» июля 2019 г. ____________________________ ФИО или подпись



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: