Цель 1: выявить представление руководителей школы о целях их управленческой деятельности, о том, насколько в их установках представлено стремление сделать школу средой для развития личности воспитанника.
Методика и результаты представлены в таблице 1. В оценке участвовали 29 учителей. Необходимо было отметить знаком (+) в соответствующей графе, в какой степени данное утверждение соответствует ситуации в образовательном учреждении. В колонках представлено количество ответов на исследуемые вопросы.
Таблица 1
Оценка эффективности школьного менеджмента
Показатель оценки | Ответ и его оценка, баллов | |||
Да, 4 | Почти всегда, 3 | Иногда, 2 | Крайне редко, 1 | |
В школе имеет место ориентация на компетентность и творчество учителя, его академическую ответственность и творческую свободу | ||||
Приоритет индивидуальности учителя и учащегося | ||||
Открытость, неформальность в общении на всех уровнях | ||||
Создание команды единомышленников, привлечение к участию в жизни школы «сторонних лиц» | ||||
Изменение статуса, авторитета школы в окружающей среде, обретение собственного лица и конкурентоспособности |
Таким образом, мы видим, что очень слабо поощряется и развита творческая деятельность учителя, инновационная деятельность, почти нет уважения к индивидуальности, как педагогов, так и учеников. Общение носит формальный характер. В школу редко привлекаются посторонние компании для повышения мотивации учеников и развития практических навыков учащихся.
Цель 2: определить эффективность деятельности руководителя по постановке цели и планированию.
|
Методика «Осуществление анализа текста плана работы школы (программы развития)» проводилась путем опроса 28 педагогов. Знакомясь с текстом плана, оцените его по следующим позициям, представленным в таблице 2.
Таблица 2
Оценка деятельности руководителя по постановке цели и планированию
Позиция анализа | Оценка | |||
высока, (4) | достаточна, (3) | недостаточна, (2) | низка, (1) | |
Грамотность, четкость формулировки цели. Ее доступность и ясность для исполнителей деятельности | ||||
Соответствие формулировки цели проблемам воспитания, присущим данному образовательному учреждению | ||||
Реальность осуществления, достижимость цели в планируемый период |
Таким образом, мы получили, что только для 54 % исполнителей (педагогов) цели сформулированы достаточно четко, по мнению 57% цели соответствуют проблемам воспитания в школе. Реальными обозначенные цели считают только 61% педагогов.
Цель 3: выяснить характер и качество процедур управления.
По результатам интервью можно судить о том, что качество процедур управления не удовлетворяет современным требованиям. Так как только администрация, и то в не полном составе участвовала в разработке целей школы на год. Коллегиального обсуждения так и не получилось.
Цель 4: выяснить характер целеполагания и управленческого общения в школе.
Обработка результатов показала, что общий уровень целеполагания и управленческого решения – низкий. Педагоги не видят своей роли в реализации общих целей деятельности. Цели не конкретны и носят и не всегда четко ограничены во времени. При разработке целей очень редко учитывается позиция родителя и ученика.
|
Цель 5: оценить, обеспокоен ли руководитель созданием ситуации успеха для подчиненного.
В результате обработки результатов было установлено, что руководитель владеет приемами снятия страха, напряжения, но редко их использует. Директор хотя и выражает уверенность, что подчиненные с ними справятся, но не поощряет эмоционально.
Цель 6: выяснить характер управленческих отношений в школе.
Обработка результатов показала, что руководитель редко делегирует полномочия педагогам, но всегда оказывает помощь в трудной профессиональной ситуации. В то же время редко благодарит за результаты удачно выполненной работы.
Цель 7: выявить, стремится ли руководитель к рефлексии (самооценке) своей деятельности и способен ли он изменить свое решение, реагируя на критику.
Обработка результатов показала, что руководитель не стремится к рефлексии.
Анализ деятельности школы и различных показателей позволил выявить следующие проблемы и недостатки, снижающие качество обучения:
- Очень слабо поощряется и развита творческая деятельность учителя, инновационная деятельность, почти нет уважения к индивидуальности, как педагогов, так и учеников. Общение носит формальный характер. В школу редко привлекаются посторонние компании для повышения мотивации учеников и развития практических навыков учащихся;
- Качество процедур управления не удовлетворяет современным требованиям. Так как только администрация, и то в не полном составе участвовала в разработке целей школы на год. Коллегиального обсуждения так и не получилось;
|
- Общий уровень целеполагания и управленческого решения – низкий. Педагоги не видят своей роли в реализации общих целей деятельности. Цели не конкретны и не всегда четко ограничены во времени. При разработке целей очень редко учитывается позиция родителя и ученика.
- Учебный план не всегда соответствует федеральным стандартам. Бывают ситуации, когда нарушается преемственность по годам.
- Ученикам не всегда предоставляется возможность самостоятельного выбора учебных курсов (зависит от позиции и часовой нагрузки учителя). Очень слабо представлен опыт развития социального поведения ученика, личностной самоорганизации. В основном, все программы ориентированы на один уровень знаний и умений учащихся, что делает их не интересными для более развитых детей, снижая заинтересованность и мотивацию. И курсы не учитывают социальные и возрастные особенности.
- У учеников слабо развития мотивация к дополнительному обучению, к познанию новых предметов и творческих занятий.
- Учителя представляют в содержании урока значимые для учащихся данного возраста проблемы, но межпредметные связи изучаемого материала представляются редко, почти не сопоставляется предмет и темы изучаемого материала с учащимися, их жизненными планами, намерениями.
- Самостоятельность при изучении материала развита слабо, новизна излагаемого материала не всегда соответствует изменениям настоящего времени.
- Неудовлетворительное состояние школьного оборудования.
Вышеизложенные проблемы на организационном уровне, в методике преподавания, в мотивационных системах, материально-техническом обеспечении школы предопределили разработка мероприятий по повышению эффективности школы.
Заключение
В заключении сделаем основные выводы по результатам прохождения практики в КГУ сш имени Р.Марсекова.Проведенный анализ показал, что немаловажным направлением совершенствования эффективности функционирования организационно-управленческой структуры для Средней образовательной школы является проведение комплекса мероприятий, направленных на совершенствование структуры и состава персонала, его мотивации. В связи с этим предприятию предложено:
- разработать четкие должностные инструкции для каждого работника, знакомить под роспись каждого работника и ввести систему штрафов и взысканий за нарушение положений должностных инструкций;
- разработать гибкую систему материального стимулирования труда, учитывающую показатели использования фонда рабочего времени каждым работником;
- провести лекционные занятия с работниками в области совершенствования трудовой дисциплины и укрепления корпоративного духа коллектива
- четко определить время отдыха, личных надобностей и т.п.;
- проводить обучение работников с целью повышения общего профессионального уровня и разработка системы поощрения работников, занимающихся самообразованием;
- разработать комплекс мероприятий по стимулированию профессионального роста и карьерного роста работников.
Практика вКГУ сш имени Р.Марсековапомогла мне применить теоретические знания, приобретенные в ВУЗе по специальности. Хочется выразить огромную признательность работникам финансовых служб предприятия за помощь и проявленное понимание.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РК
2.Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.
3.Антропов В. А., Нестеров В. Л., Ельшина Т. Н. Оценка социально-экономической эффективности функционирования средних профессиональных учебных заведений. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007.
4. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности – М.: Мысль, 2003.
5.Ангеловски К. Учителя и инновации. – М.: Просвещение, 2003.
6. Барсукова Л.Я. Повышение эффективности управления муниципальной системы образования в условиях малого города: Дис.... каид. пед. наук. Челябинск, 2008.
7.Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2003.
8.Генкин Б. М. Эффективность труда и качества жизни: Учебное пособие. – СПб: СПб ГИЭА, 2007.
9. Дрантусова Н. В., Князев Е. А. Оценка качества как необходимый элемент (этап) управления в высшем образовании // Университетское управление. 2009. № 6.
10. Дудяшова В.П. Мотивация труда в менеджменте: Учебное пособие. – Кострома: издательство КГТУ, 2006.
11.Колесников А. А., Козин И. Ф., Кожевников С. А. и др. Всеобщий менеджмент качества: Учеб. пособие / Под общей ред. С. А. Степанова.