В России имеются так же профессиональные союзы, которые в соответствии с Федеральным законом «об охране окружающей природной среды», наряду с другими общественными объединениями могут осуществлять экологический контроль, в настоящее время в большей степени заинтересованы в укреплении финансового положения предприятий. Но как только экономическая обстановка стабилизируется, общественные объединения и организации активизируют свою работу по контролю за исполнением хозяйствующими субъектами природоохранительного законодательства. Определенная работа в этом направлении проводиться уже в настоящее время Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР), в аппарате ФНПР имеется отдел по проблемам труда экологии, которым подготовлены методические материалы по осуществлению общественного экологического контроля. По инициативе ФНПР создана информационно - инновационная общественная экологическая ассоциация «Партнеры за устойчивое развитие », к числу основных задач которой относиться координация мероприятий по сотрудничеству общественных организаций и объединений между собой, а так же государственными структурами в части реализации проектов и программ, обеспечивающих экологически устойчивое развитие народного хозяйства РФ.
В целях расширения, укрепления и развития правовой базы общественного контроля проводились слушания, например, по обслуживанию общероссийского «Положения об оценке воздействия на окружающую среду», разрабатывается проект «Положения об общественном экологическом контроле», при подготовке которого учитываются предложения и замечания различных общественных организаций и отдельных граждан. Хотя по возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранительного законодательства общественный экологический контроль уступает государственному, но вместе с тем он обладает и серьезным преимуществом - реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов. И вследствие этого общественный контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.
|
Заключение.
В процессе проведения экологического контроля должностными лицами специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды принимаются различные меры правового регулирования по предупреждению, выявлению нарушений природоохранительного законодательства и привлечению виновных к ответственности.
В соответствии с действующим законодательством основными задачами экологического контроля являются:
· наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;
· проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдение требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по и обеспечению.
Таким образом, экологический контроль состоит из тесно связанных этапов:
- Сбор и обработка необходимых исходных данных. В законе отмечается, что негативные изменения могут быть названы не только хозяйственной деятельностью. Нерациональное использование природных ландшафтов для организации отдыха и санаторно-курортного лечения может нанести серьезный ущерб окружающей природной среде. Казалось бы, сами природопользователи в этом случае должны, в первую очередь проявлять заботу о сохранении декоративных качеств зеленых насаждений, чистоте водоемов. Однако имеется много примеров, когда основные средства вкладываются в строительство капитальных сооружений. Экономия средств на формирование ландшафта, устойчивого к рекреационным нагрузкам, приводит к тому, что утрачивается главное условие полноценного загородного отдыха - качество природной среды.
|
- Осуществление мероприятий по предупреждению и устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в процессе наблюдений. Для решения задач этого этапа сложились определенные формы и методы экологического контроля. Формы две - предупредительная и карательная. Соответственно применяются различные методы осуществления контроля.
Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение, и действие нормативов качества окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.
Карательная форма экологического контроля применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиться только предупреждением. Она выражается в различных видах юридической ответственности.
Список используемой литературы
1. Об охране окружающей среды [Текст]: федер. Закон от 20.01.2002 №7-ФЗ //КонсультантПлюс: Высшая школа.- 2011. Вып.15.
|
2. Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) [Текст]: Постановление от 27.01.2009 № 53// КонсультантПлюс: Высшая школа.- 2011. Вып.15.
3. Адиханов, Ф. Х. Экологическое право [Текст]: учеб. / Ф. Х. Адиханов. - 3-е изд., перераб. и доп. – Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат»,- 2006.- 390 с.
4. Бринчук, М. М. Экологическое право [Текст]: учеб. для вузов / М. М. Бринчук. – М.: Городец,- 2009. – 248 c.
5. Боголюбова, С.А. Экологическое право [Текст]: учеб. для вузов / под ред. С. А. Боголюбова. – М.: Высшее образование,- 2008. - 273 с.
6. Винокурова, Ю.Е.Экологическое право: курс лекций и практикум [Текст]:учеб. для вузов. / под ред. Ю. Е. Винокурова. –2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен,- 2008. - 420 с.
7. Веденин, Н. Н. Экологическое право [Текст]: учеб. / Н. Н. Веденин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби; Проспект,- 2007. – 240 с.
8. Дубовик, О. Л. Экологическое право [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений,обучающихся по специальности Юриспруденция" / О. Л. Дубовик; Ин-т гос. и права Рос.акад. наук. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, -2009. - 718с.
9. Ерофеев, В. Б. Экологическое право [Текст]: учеб. / В. Б. Ерофеев. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, - 2009.-240 с.
[1] Экологическое право: учеб. для вузов / под ред. М. М. Бринчук. М.: Городец, 2009.