III. Развитие научных знаний. Образование




В эпоху эллинизма наука стала отдельной сферой культуры, окончательно отделившись от философии. Ученых - энциклопедистов, подобных Аристотелю, теперь уже почти не было. Зато каждая научная дисциплина была представлена именами крупных ученых. Немалую роль в развитии науки сыграла всемерная поддержка ее эллинистическими правителями. Особенно активную культурную политику проводили египетские Птолемеи.

Главными методами научного исследования были наблюдение и логическое умозаключение. Представители эллинистической науки видели в ней видели самоцель, не снисходящую до «низменных» практических потребностей. Поэтому при значительном прогрессе теории слабо развивалась техника. Исключения составляют военное дело - осадные орудия и фортификационные сооружения, а также строительством монументальных объектов. Что же касается основных отраслей экономики, будь то сельское хозяйство или ремесло, то их техническая оснащенность из века в век оставалась примерно на одном и том же уровне. Можно отметить лишь появление во II-I веках до н.э. водяной мельницы. Но произошло это уже в границах Римского государства.

Механик Герон Александрийский, живший на рубеже эр, изобрел механизм, в котором вырывавшийся из отверстия пар своей силой подталкивал и заставлял вращаться металлический шарик. Но ни к каким практическим результатам его изобретение в то время не привело. Для ученого паровое устройство было не более чем оригинальным плодом игры ума. Те, кто наблюдал за действием механизма, видели в нем лишь занятную игрушку. Тем не менее, Герон продолжал изобретать. В созданном им театре выступали куклы - автоматы, которые самостоятельно разыгрывали целые пьесы, т. е. действовали по заданной сложной программе.

Величайшим ученым эпохи эллинизма был математик, механик и физик Архимед из Сиракуз (ок. 287–212 до н. э.). Он получил образование в александрийском Мусейоне и некоторое время работал там. Вернувшись в родной город Архимед стал придворным ученым Гиерона II. В своих многочисленных трудах он развил ряд принципиальных теоретических положений, в том числе суммирование геометрической прогрессии, весьма точное вычисление числа «пи» и другое. Им был обоснован закон рычага, открыт основной закон гидростатики, с тех пор называемы «законом Архимеда».

Среди античных ученых Архимед выделялся стремлением сочетать научно теоретическую и практическую деятельность. Ему принадлежит большое количество инженерных изобретений - «архимедов винт», применявшийся для полива полей, планетарий – модель небесной сферы, позволявшая проследить движение небесных тел, мощные рычаги и др. Когда римляне осадили Сиракузы, по проектам Архимеда были сооружены многочисленные оборонительные орудия и машины, с помощью которых жителям города удавалось в течение долгого времени сдерживать натиск врагов и наносить им значительный урон. Однако, даже работая над устройствами, рассчитанными на практическое применение, ученый постоянно выступает в защиту «чистой» науки, развивающейся по собственным законам, а не под влиянием запросов жизни.

Как и ранее в греческом мире, в эпоху эллинизма приоритетной сферой математики была геометрия. В школьных учебниках изложение основных геометрических аксиом и теорем и по сей день дается в основном в той же последовательности, которую предложил ученый из Александрии Евклид (III век до н.э.). Он подытожил и систематизировал достижения греческой геометрии и арифметики предшествующих веков в труде «Начала», остававшемся «последним словом» в этих дисциплинах вплоть до XVIII века.

Другой известный математик, работавший в александрийском Мусее, Аполлоний Пергский (ок. 260–170 годы до н. э.) разработал наиболее полную для периода античности теорию конических сечений.

В области астрономии уже в начале эпохи эллинизма было совершено выдающееся открытие, намного опередившее свое время. Почти за две тысячи лет до Николая Коперника Аристарх Самосский (ок. 310–230 годы до н. э.) выдвинул гипотезу, согласно которой не Солнце и планеты вращаются вокруг Земли, как полагали раньше, а Земля и планеты вращаются вокруг Солнца. Однако Аристарх не сумел должным образом обосновать свою идею, допустил серьезные ошибки в вычислениях и тем скомпрометировал свою гелиоцентрическую теорию.

Она не была воспринята наукой, по-прежнему признававшей геоцентрическую систему, основывающуюся на том, что Земля являлась центром мироздания. Отказ от признания теории Аристарха не был связан с причинами религиозного характера. Просто учёные посчитали, что эта концепция неадекватно объясняет природные явления.

Сторонником геоцентризма был известный астроном Гиппарх из Никеи (ок. 180/190–125 годы до н. э.). Он составил лучший в античности каталог видимых звезд, разбив их на классы в зависимости от звездной величины (яркости). Классификация Гиппарха, несколько модифицированная, принята в астрономии и по сей день. Греческий ученый весьма точно вычислил расстояние от Земли до Луны, уточнил продолжительность солнечного года и лунного месяца.

В эпоху эллинизма бурно развивается география. После дальних походов Александра Македонского грекам стали известны многие новые земли, причем не только на Востоке, но и на Западе. Примерно в то же время, в IV веке до н. э., путешественник Пифей (Питеас) из Массилии (ныне Марсель) совершил плавание в северную часть Атлантического океана. Он обогнул Британские острова и, возможно, достиг берегов Скандинавии.

Накопление эмпирических (опытных) данных требовало их теоретического осмысления. Этот процесс связан в первую очередь с именем великого ученого Эратосфена из Кирены (ок. 276–194 годы до н. э.), в течение многих лет возглавлявшего библиотеку Мусея. Эратосфен был одним из последних античных энциклопедистов - астрономом, математиком, филологом. Но наибольший вклад он внес в развитие географии.

Эратосфен первым предположил существование на Земле Мирового океана. С удивительной для того времени точностью он вычислил длину земной окружности по меридиану и нанес на карты сетку параллелей. При этом за основу была взята восточная шестидесятеричная система (окружность Земли делилась на 360 градусов), сохраняющаяся и по сей день.

Уже на исходе эпохи эллинизма Страбон (64/63 до н.э. – 23/24 н. э.) составил описание всего известного тогда мира – от Британии до Индии. Хотя он был не ученым исследователем, делавшим оригинальные открытия, а скорее популяризатором науки, тем не менее, его фундаментальный труд весьма ценен.

Естествоиспытатель и философ, ученик Аристотеля, руководивший после него Ликеем, Феофраст (Теофраст, 372–287 годы до н. э.) стал основоположником ботаники. Он описал великое множество растений и их взаимоотношение с окружающим миром.

Медицина. В III веке до н. э. врачи Герофил (р. ок. 300 до н. э.) и Эрасистрат (ок. 300 – ок. 240 гг. до н. э.), практиковавшие в Александрии, разработали научные основы анатомии. Прогрессу анатомических знаний во многом способствовали местные условия. Вскрытие трупов в Египте не только не было запрещено, как в Греции, но, напротив, регулярно делалось при мумифицировании. В эпоху эллинизма была открыта нервная система, составлено правильное представление о системе кровообращения, установлена роль мозга в мышлении.

 

Историческая наука в эллинистический период находилась на более низком уровне, чем в классический. Пожалуй, лишь «Всеобщая история» Полибия (ок. 200 – ок. 120 до н. э.) может быть сопоставлена по значению с трудами Геродота или Фукидида. В сочинениях остальных историков анализ событий истории либо отходил на второй план перед умозрительными рассуждениями, либо подменялся механическим компилированием, как у Диодора Сицилийского.

Подавляющее большинство крупных ученых эллинистического мира жили и работали в III веке до н. э. Это столетие было наиболее плодотворным периодом в истории эпохи эллинизма. С его завершением развитие научных знаний, хотя и не прекратилось, но его активность резко снизилась. Это было обусловлено объективными причинами - ослаблением эллинистических государств в результате постоянных войн, растратой колоссальных материальных средств правителями, безмерно стремившимися к роскоши, ухудшением внешнеполитической обстановки в связи с вступлением Рима в Восточное Средиземноморье.

Образование.

Мальчики с семи лет занимались у частных учителей или в общественных школах. Они овладевали чтением, письмом, умением считать и рисовать, занимались гимнастикой, изучали мифы, произведения Гомера и Гесиода.

С 12 лет начиналось посещение палестры (школы физической подготовки), где подростки овладевали пентатлоном (пятиборье, включавшее бег, прыжки, борьба, метание диска и копья) и грамматической школы, где изучали сочинения историков, поэтов, логографов, геометрия, основы астрономии, осваивали игру на музыкальных инструментах и пение.

Юноши (эфебы) с 15 лет изучали риторику, философию, этику, логику, математику, астрономию, географию, верховую езду, кулачный бой, основы военного дела. С 18 лет они продолжали физические тренировки в гимнасии.

Девочки в основном получали домашнее образование.

 

III. Литература и искусство

Эллинистическая литература

Эллинистический мир породил огромное количество литературных произведений. В них были представлены все роды и жанры. По-прежнему первое место занимала поэзия, главным центром которой была Александрия. Поэзия того времени носила элитарный характер. Она была очень утонченной и изящной, отличалась психологизмом, глубоким проникновением во внутренний мир человека, но несколько холодна, порой даже безжизненна. Ей недоставало художественной силы, присущей поэтическим творениям классической эпохи.

В александрийской поэзии царили «малые формы», основоположником которых был крупнейший лирик Каллимах (ок. 310 – ок. 240 гг. до н. э.), возглавлявший Мусейон. Считая, что время монументальных произведений, подобных полотнам Гомера или шедеврам аттической трагедии, безвозвратно прошло, он писал маленькие поэмы, элегии, гимны в честь богов. В своих стихах Каллимах стремился не столько выразить какие-либо идеи, сколько решить те или иные чисто художественные задачи.

В противоположность ему Аполлоний Родосский (III в. до н. э.) пытался возродить эпос в гомеровском духе. С этой целью он написал большую поэму «Аргонавтика ». В основу её положен сюжет о походе греческих героев на корабле «Арго» в Колхиду за золотым руном. «Аргонавтика» стала значительным событием в истории греческой литературы своего времени.

Другой известный поэт эпохи эллинизма – Феокрит (315–260 годы до н. э.) стал основателем так называемой буколической («пастушеской») лирики – жанра, ранее не свойственного греческой поэзии. Его стихотворения в жанре идиллии (от др.-греч. идиллион - «небольшое изображение», «картинка») описывали мирную, безмятежную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы. Такая картина сельской жизни была особенно популярна среди жителей больших городов.

Крупнейшим центром драмы в эпоху эллинизма оставались Афины. Однако в новых условиях ни высокая трагедия, ни злободневная, блистающая юмором и сатирой комедия в духе Аристофана уже не пользовались популярностью. Наиболее распространенным театральным жанром стала так называемая новая аттическая комедия, крупнейшим представителем которой был поэт Менандр (342– 292 годы до н. э.).

Сюжеты произведений Менандра и его последователей брались из повседневной жизни. Главные герои пьес как бы списаны с натуры. Это молодые влюбленные, скупые старики, ловкие и изворотливые рабы. В комедиях не властвует радостный и язвительный, порой грубоватый смех, как в аристофановские времена. Пьесы Менандра серьезнее, мягче, лиричнее. Больше внимания стало уделяться человеческой душе, достовернее выписываются характеры действующих лиц. Однако комедиям эллистинической эпохи недостает характерной для классической комедии художественной силы.

Помимо «новых комедий», всеобщую любовь зрителей снискали пьесы в жанре мим – незамысловатые сценки из повседневной жизни, обычно юмористические. Одним из наиболее известных авторов мимов был поэт Герод (III в. до н. э.).

В самом конце эллинистической эпохи появился совершенно новый прозаический жанр – греческий роман. Этот термин возник только в XVII веке, а античные авторы назвали свои произведения «деяниями», «рассказами» или «книгами». Этот жанр характерен вымышленными героями и фабулой – фактической стороной повествования. Сюжеты первых романов обязательно включают любовную линию, приключения, авантюры.

В них повествуется о разлученных влюбленных, попадающих в самые сложные и опасные ситуации, но в конце концов обретающих друг друга. Обычно эти произведения и озаглавлены по имени главных героев – юноши и девушки («Херей и Каллироя» Харитона, «Габроком и Антия» Ксенофонта Эфесского, «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия и т. д.). Самый знаменитый из позднеантичных романов – «Дафнис и Хлоя» Лонга.

В эллинистическую эпоху развивается филология - область знания, связанная с изучением языка и литературного творчества. Крупными филологами были Аристофан Византийский (III в. до н. э.), Дидим (I в. до н. э.) и другие.

Ученые, работавшие в Александрийской библиотеке, составляли каталоги книг, исследовали и сопоставляли рукописи с целью определения наиболее аутентичных текстов древних авторов, писали комментарии к произведениям литературы.

Основной формой комментариев были схолии (от греч. σχόλιον - «школьный комментарий»). Это небольшие заметки на полях (маргинальные схолии) или между строк (интерлинеарные схолии) рукописи. Обычно они были посвящены грамматическим, мифологическим, географическим, текстологическим вопросам. Довольно часто схолии представляют собой сокращенную компиляцию из нескольких сочинений, в том числе и утраченнх.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: