Перед тем, как приступить к маслу, рекомендуется сначала изучить основы рисования. К тому же работа с акварелью и гуашью помогут вам подготовиться к масляной живописи.
Материалы:
масляные краски – водорастворимые; предпочтительные бренды — VanGogh, Holbein, Windsor-Newton;
загрунтованный холст;
кисти – жёсткие синтетические плоские (те, которые покажутся вам удобными при покупке в художественном салоне);
палитра – мягкая пластиковая коробка с боковыми гранями или доска, покрытая мазонитом (примечание переводчика: мазонит — это экологически чистый материал, похожий на натуральное дерево, но более плотный, стойкий к внешним воздействиям. Его изготавливают из древесного волокна с использованием высокого давления и интенсивного нагрева. Используют в производстве дверей);
вода – пульверизатор для поддержания увлажнённости палитры, ёмкость с водой, чтобы промывать и смачивать кисть;
мольберт – большой и прочный. Свой я сделал сам из твёрдой древесины, и он служит уже более 30 лет.
Краски:
Quinacridonerose (розовый хинакридон)
alizarincrimson (ализарин малиновый)
cadmiumredmedium (кадмий красный средний)
Napthalred
rose (розовый)
vermillion (киноварь)
deepyellow (тёмно-жёлтый)
cadmiumyellowpale (кадмий желтый светлый)
Naplesyellow (неаполитанский жёлтый)
lemon (лимонный)
viridian (виридоновый зелёный)
sapgreen (зелёная крушина/желто-зелёный)
pthalogreen (зелёный фтало)
Ceruleanblue (лазурно-синий)
Ceruleanbluepthalo (лазурно-голубой фтало)
marineblue (цвет морской волны)
ultramarineblue (ультрамарин синий)
pthalocyanineblue (фталоцианин синий)
dioxazinepurple (диоксазин пурпурный)
mauve (розовато-лиловый)
yellowochre (желтая охра)
burntsienna (жжёная сиена)
rawsienna (сиена натуральная)
burntumber (жжёная умбра)
rawumber (умбра натуральная)
VanDykebrown (Ван Дик коричневый)
Marsblack (марс чёрный)
ivoryblack (жженая кость)
titaniumwhite (белила титановые).
|
Краски на водной основе точно такие же, как и традиционные масляные. Они производятся компаниями, которые уже хорошо зарекомендовали себя в производстве масляных красок.
Я начал использовать краски на водной основе из-за токсичности и резкого запаха скипидара, который сопутствует работе с традиционным маслом. Краски на водной основе же дарят вам больше времени для работы мокрым по мокрому и ложатся почти как обычные масляные. Они даже пахнут так же. За исключением запаха скипидара, естественно.
Водорастворимые краски смываются с кисти с помощью обычного мыла и воды прямо на вашей ладони. Если мыльная пена еще окрашивается, значит, кисть ещё недостаточна чиста. Убедитесь, что вы хорошо сполоснули её.
Если говорить о марке красок, то я предпочитаю Van Gogh или Windsor-Newton.
У меня есть краски Holbein, но я ими не пользуюсь, поскольку у них непостижимые названия цветов. Обычно я пишу теми красками, которые названы корректно, и я заранее знаю, что это за цвет.
У меня достаточно большая палитра, и это не предел. Выбор цветов определяется в каждом конкретном случае темой и цветовой гаммой. Для некоторых работ использовались только 9 или 10 цветов, все они смешивались.
Контроль, за палитрой усиливает композиционное единство вашей работы. Не всегда достаточно просто видеть рисунок света и тени. Желательно, чтобы они смотрелись целостно.
Я рисую плоскими кистями, потому что они позволяют варьировать ширину мазка – от широкого до совсем тонкого. Предпочитаю жёсткие синтетические кисти. Благодаря им вы можете получить текстуры, которых не добьётесь с помощью мягких кистей.
|
Я пользуюсь исключительно тёмно-коричневыми кистями Princeton. Они терпят от меня всё что угодно, сохраняя при этом свою форму, и превосходно подходят для смешивания.
Большую часть полотна (около 90%) я пишу с помощью широкой плоской кисти «три четверти» (полагаю, имеется в виду соотношение сторон волосяной части кисти – прим. переводчика). Заканчиваю работу я длинной плоской кистью, доводя до ума все детали. Очень длинный волос хорош тем, что удерживает краску дольше, чем короткий.
В работе плоскими кистями всё целиком зависит от угла, под которым прикладывается кисть к полотну, тягучести мазка и давления на кисть. Ваша кисть должна контролировать абсолютно всё. Это определит, что и как будет изображено на картине.
Я беру совсем мало воды для смешивания красок и непосредственно для письма. Вода должна лишь разбавить краску, сделав её несколько жиже. В таком случае цвет краски не изменится. А вот обилие воды изменит цвет краски, пока она будет оставаться мокрой, и натуральный цвет вернётся только после высыхания.
Вы можете рисовать масляным красками так же, как акварелью, гуашью или даже акрилом. Для всех вышеперечисленных техник характерно то, что цвет меняется после высыхания. Поэтому если обилие воды в процессе рисования – явление для вас привычное, изменение цвета не должно вас тревожить.
Единственный способ избежать изменения цвета – сначала аккуратно смешать цвета на палитре без воды. Если потом вы решите разбавить полученный цвет большим количеством воды, чтобы нанести его на работу тонким слоем, вы заранее будете знать, что за цвет получите после высыхания.
|
Чтобы усилить насыщенность цвета, вы можете добавить специальный пигмент в ёмкость с водой или в краску. Затем следует разместить ваше полотно в горизонтальной плоскости во избежание растекания краски.
Работа высыхает полностью за 1-4 дня, если только вы не положили очень много слоёв краски. Естественно, под воздействием тепла процесс высыхания идёт быстрее. По прошествии времени краска становится более вязкой, поэтому можно писать сырым по сырому. При этом важно не допускать смешивания краски с нижними слоями. Работать нужно широкой частью кисти, так как кончиком легко повредить низлежащие слои.
Если ваша работа высохла в процессе написания, её необходимо увлажнить. Распыление re-touch-лака увлажнит полотно и тем самым поможет добиться точности цвета. Кроме того, так краска будет лучше связываться с уже имеющимся слоем.
В качестве палитры я использую пластиковую коробку. Она выгладит такой чистой, потому что я сфотографировал её после того как сделал некоторые финальные штрихи в работе.
Как правило, краска на палитре остается влажной в процессе всей работы. Однако если верхний слой цветовой смеси засох, вы можете соскрести его ножом, и под ним будет свежая краска.
Чтобы предохранить краску от высыхания, я накрываю палитру плёнкой (в которую обычно заворачивают продукты). День-два краска, предварительно разведенная водой, под плёнкой не высыхает.
Я пишу на холсте, загрунтованном гипсом. Покупаю обычно негрунтованный холст и самостоятельно кладу 4-5 слоёв гипса, слегка шлифуя его.
Перед тем как приступить к работе.
Всё работы требуют немного разного подхода. Перед тем, как начать рисовать, подумайте, как лучше изобразить то, что вы задумали. Ваш подход к живописи будет меняться по мере того, как вы будете больше узнавать о масляных красках. Старайтесь всегда быть открыты новому и чувствуйте всё происходящее вокруг вас ярче!
Этапы выполнения моей последней на данный момент работы.
Начинаем с того, что тонкими линиями намечаем на холсте изображение. Если сюжет достаточно сложный, имеет смысл проработать его в эскизах.
Вам придётся о многом подумать, прежде чем рисовать. И всё время будьте сосредоточены на главном.
Чем сложнее сюжет, тем важнее работа над линией. Только ваш опыт может определить, насколько детально следует прорабатывать предварительный набросок. Порой достаточно лишь обозначить основные элементы, акценты композиции.
Я писал деревья в отношении к затенённой области на заднем плане. Это определяется физиологией зрительного восприятия. Другими словами, тот иной цвет выглядит для вас таковым благодаря соседним цветам. Причина тому – биохимия наших глаз.
Часто я кладу цвет на какую-либо область, намереваясь потом перекрасить её, поскольку цвет может измениться, как только смежные области будут закрашены.
В данной картине первые мазки я положил на переднем плане светло-голубым цветом. Их мало, но они для меня – точка опоры в данной работе.
Затем я добавил красок и приступил к заднему плану.
Потом приглушаю цвета, чтобы сделать фон более размытым.
Очень важно погружаться в свою работу, переживать её.
О микроскопических доработках и декорировании работы следует думать позже, если вы склонны к подобным вещам.
Поначалу я использовал несколько кистей для разных участков работы. Это могло привести к тому, что цвет на стыке разных по цвету областей становился грязным в процессе длительной работы мокрым по мокрому.
Такого не произойдёт, если вы достаточно аккуратны. Однако если подобное случилось, нужно немедленно убрать излишки краски кистью и вытереть её об тряпочку.
Если вы работаете в технике лессировки, целесообразнее вначале класть более светлые тона. Используйте также и общеизвестный приём: отойти от своей работы на некоторое расстояние и посмотреть на неё, прищурив глаза. Таким образом, цветовые различия сводятся к нулю, изображение можно разобрать по тонам и правильно расставить тональные акценты. В таком случае вы можете дальше работать с цветом и углубляться в него.
Если тональные отношения верны, ваша работа будет передавать ощущение настоящего света.
Перед тем, как переходить к следующей области изображения, я практически до конца доделываю предыдущую. Если вдруг вы передумаете и решите привнести что-то новое в уже написанную часть работы, вы всегда можете вернуться к ним. Если запомнить что-то для вас затруднительно, можно это записать.
После множества подстроек и уточнения деталей работа наконец закончена. Когда краска высохнет, я распыляю на неё лак. Благодаря ему ваша работа всегда будет иметь влажный блеск, а также краски будут защищены от окисления. Здесь подойдёт лак любой зарекомендовавшей себя марки. Первый слой пусть будет тонким.
Несколько общих советов
1. Всегда обдумывайте сюжет прежде чем браться за кисть.
2. Думайте об источнике света.
3. Будьте для себя самым строгим критиком.
4. Лучше использовать больше красок, а не наоборот.
5. Вставайте и рисуйте энергично и увлечённо.
Автор: MikeRider
Перевод: Frimga