Причины закрытия школы и судьбы педагогов.




В записях, собранных в фонде «Ленинградский учитель» Российской национальной библиотеки стараниями Н.П.Архангельского и Е.Е.Козловой, мы не находим убедительных причин для закрытия Елизаветинского отделения. Однако, в опубликованных уже в 90-ые годы воспоминаниях бывшей воспитанницы Ксении Трофимовой читаем: «При педтехникуме был образован 2-х годичный факультет по подготовке преподавателей ШКМ (Школ колхозной молодежи). Там обучались уже поработавшие в школе учителя, в основном коммунисты и комсомольцы. Студенты отделения ШКМ проводили сельхоз. практику на базе «учхоза Дылицы». Им многое не нравилось в работе нашей школы: оторванность от жизни в стране, аполитичность преподавания и воспитания…Уж не знаю, как у них обсуждался этот вопрос, какие шаги предпринимались. Но их приезд на практику весной 1929 года сопровождался общением с нами, учениками. Они объясняли нам, что школа закрывается, т.к. является настоящим «дворянским гнездом». Мы с удивлением узнали, что заведующий А.Г. Ярошевский – «бывший полковник»(?), сестры Ропп - прибалтийские баронессы, учительница естествознания Александра Владимировна - дочь священника, М.А.Горская - «несостоявшаяся актриса» и т.д. Нам сообщили, что учителя будут «распределены в разные школы». Для нас это было страшным потрясением ».

К сожалению, судьбы некоторых педагогов школы в связи с «обострением классовой борьбы» и гонениями на «старые кадры» сложились трагически. Сестры Мария Феликсовна и Маргарита Феликсовна Ропп были сосланы сразу после закрытия школы, вынуждены были жить и работать сначала в Сибири, затем в Казахстане, и только в 1956 году вернулись на родину.

А.Г.Ярошевского не стало через 7 лет после закрытия школы, в 1936 году. Судьбу его нам установить не удалось, но предполагаем, что и его не обошли репрессии. В 1929-1930 годы по так называемому «академическому делу» подверглись гонениям провинциальные отделения Центрального бюро краеведения - в феврале - марте 1930 года были произведены аресты краеведов по всей стране.

Педагоги Елизаветинского отделения целиком приняли и поддержали идеи Октябрьской революции и доказали это своим трудом по воспитанию будущих учителей из одаренной крестьянской молодежи.

В год 100-летия Великой Октябрьской революции приводим высказывания о революционных событиях историка и педагога А.Г. Ярошевского, приведенные в воспоминаниях его воспитанников:

«Меня поражала его объективность в восприятии жизни даже в тех случаях, когда суровая революционная действительность касалась жизни близких ему людей, - вспоминает одна из учениц Васильева Е.И. (выпуск 1923 года). «Лес рубят - щепки летят, - говорил Алексей Георгиевич.- Мировая революция совершается. Издержки неизбежны».

«Извне приходили разные слухи. Помню рассказы о зверствах большевиков.

- Алексей Георгиевич, как же так можно?

- Ваш отец рабочий?

- Да.

- Вот и подумайте теперь сами, может ли ваш отец творить бесчинства с людьми?А ведь большевики –это рабочие. Вот вам и цена всем этим слухам.

И рассказал о расстреле рабочих в 1905 году у Зимнего, добавив: «Вот тут творили звери свое мерзкое дело».

Его рассказ о 1905 годе я использовала в беседе с крестьянами в 1924 году, работая в школе учительницей». (Васильева Е.И., выпуск 1923 года)

«Весной 1919 года я два раза делала попытку уехать в деревню, но приходилось возвращаться обратно в Ленинград, т.к. белые занимали Копорье. Еду в третий раз. Прошла пешком 40 километров и столкнулась с отступающими красными. Они были измучены, плохо одеты. Пришлось опять вернуться. Мне было страшно. Когда отобьют Копорье красные? Хватит ли сил? Вконец расстроенная, я пришла к Алексею Георгиевичу.

Он долго и терпеливо успокаивал меня «Пусть красноармейцы голодные и плохо одеты, но они знают, за что борются. Да и крестьяне начинают разбираться, на чьей стороне право, какая власть для них лучше. Так что, учитесь смотреть вперед, девочка. Белых уже не раз выгоняли из вашего Копорья, выгонят и опять».(К.В.Преображенская).

В заключение приведем слова из письма бывшего ученика Елизаветинской школы к своим учителям:

«Я всегда с большой благодарностью вспоминаю о вас и о всем педагогическом коллективе Елизаветинской школы за ее постоянное стремление ко всему новому, передовому и хорошему в педагогической работе».

9.Источники:

Архивный отдел администрации ГМР, фонд личного происхождения № 130 «Андрей Христофорович Буш», оп.1, дд.№№26,27,40,41\1,41\2, 42,51.

Российская национальная библиотека, ф.1434, собрание материалов музея «Ленинградский учитель» (Луч), статьи:

Н.П.Архангельский «Пригородные отделения Учительской школы в Павловске и Елизаветине», д.7, стр.291-293.

Боброва Е.И.«Воспоминания о внеклассной работе в Елизаветине», «Литературные инсценировки в Елизаветинской школе»; д.9,стр.955-959.

Козлова Е.Е. «Алексей Георгиевич Ярошевский», д.7,стр.319-339.

Преображенская К.В., Васильева Е.И. «Светлая личность», д.9,стр.768-773.

Ропп М.Ф. «Дальние экскурсии Елизаветинской школы в 1927–28 учебном году», «Елизаветинское отделение Учительской школы», «Развитие ученического самоуправления в Елизаветине», «Система активизации обучения в Елизаветинской школе с 1925–26 учебного года», «Экскурсионная работа в Елизаветинской школе», д.7,стр.192-234.

А.С.Шарков «Петербургская земская учительская школа. Живой опыт работы в духе идей К.Д.Ушинского», 2-е изд.,доп.- Спб.:Нестор-История,2012,стр.64-65,108-111.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: