Экскурсионная деятельность.




Елизаветинское отделение Педтехникума им. К.Д.Ушинского

(1923-1929 годы)

Как все начиналось.

Переход России в середине XIX века на капиталистический путь развития, ликвидация в 1861 году крепостного права повлекли за собой значительное расширение сети начальных (элементарных) школ. Для них требовались учителя. В 60-х,70-х годах разные круги русской общественности, правительство, пресса уделяли значительное внимание вопросу о путях подготовки народных учителей. Многими выдвигалась идея учительских семинарий в разных ее вариантах, устраивались учительские курсы. Выдающееся значение для развития учительских семинарий в России имел «Проект учительской семинарии» К.Д.Ушинского, написанный в феврале 1861 года, т.е. вслед за падением крепостного права.

В 1872 году открылась Петербургская Земская учительская школа, ставившая целью подготовку сельских учителей. Мысли «Проекта» Ушинского с наибольшей полнотой отразились при радикальной реформе Петербургской земской учительской школы уже при новом подъеме демократического движения в 1906 году. С 1922 года бывшая Петербургская земская учительская школа называлась Педтехникум им.К.Д. Ушинского.

«Сельских учителей готовить в сельской местности!» «Нет, будущего народного учителя надо воспитывать в обстановке большой культуры Петербурга!» В этот давний спор, начатый консерваторами и «прогрессистами», вмешались после Октябрьской революции новые факторы. Областная советская власть обнаружила запущенные или вовсе беспризорные хозяйства, которые предлагались учительской школе.

В 1918 - 1919 учебном году школе предлагались огромные пустые казармы в Гатчине. Этот вариант был отвергнут из-за казарменного стиля здания. Учитывалось также, что опустевшие после распада старой армии казармы могут опять понадобиться, так как шла гражданская война.

Перед началом 1919-1920 учебного года ОблОНО (областной отдел народного образования) предложил учительской школе бывшую Мариинскую учительскую семинарию в Павловске, подсобное хозяйство которой было разграблено войсками Юденича в 1919 году.

С осени 1923 года Учительской школе передали богатое поместье «Дылицы» (близ ст. Елизаветино Балтийской ж.д.), куда были вывезены 1-е и 2-e классы Педтехникума им.К.Д.Ушинского (подготовительное отделение). Открывшаяся в Елизаветино школа-интернат именовалась 200-й школой 2 ступени Петроградского ГубОНО, она считалась опытной для инструкторско-методических курсов при Педтехникуме им.Ушинского.

Заведующим был Алексей Георгиевич Ярошевский. Ядром Елизаветинской школы в 1923 году стали жившие в интернате две параллели 6-го года обучения, ставшие «первым» классом Учительской школы. Кроме того, имелся 5-й год обучения для приходящих (местная сельская школа была 4-х летней)*.

С 1926 года, после переезда Педтехникума им.Ушинского из городка «Сан-Галли» и слияния его с другими учебными заведениями, Елизаветинская школа, оставаясь базой инструкторско-методических курсов, теряла значение подготовительного отделения педтехникума, росла ее роль как местной школы 2-й ступени, количество классов увеличивалось.

В 1929 году Елизаветинская школа-интернат ликвидировалась. Многие ее питомцы продолжали образование в педтехникуме им. К.Д.Ушинского.

________________________________________________________________________________

*До революции в Петербургской губернии 5-летняя учительская школа базировалась на 6 классах начальной школы. С 1918 года Советская единая трудовая школа состояла из 5-летней школы I ступени и 4-х летней школы II ступени. Учительская школа после реформ стала педагогическим техникумом с 4-летним сроком обучения и подготовительными отделениями 6-го и 7-го годов обучения, которые по традиции часто называли 1 и 2 классами учительской (шестилетней) школы.

 

Учеба и быт.

Основной состав Елизаветинской школы (слева направо)

1 ряд: М.А.Горская, В.А.Аникеева, М.М.Ристер, Е.П.Митрофанова с сыном Мищей, А.В.Кокорина с дочерью Верой, Е.П.Орловская, Ю.Н.Карпинский, В.Ф.Степанов.

2 ряд: А.Г.Ярошевский, Мария Ф. и Маргарита Ф.Ропп, В.А.Карпинская

С появлением осенью 1924 года нового приема учащихся состав педагогов Елизаветинской школы был пополнен частично из учителей Учительской школы на Петровском острове («Сан-Галли»), частично из вновь приглашенных. Все учителя со своими семьями жили на территории Елизаветинской школы.

Учебные помещения размещались в трех зданиях, смежных с центральным зданием, сохранившим в школьном обиходе название Дворца. Здание было построено в конце XVIII века императрицей Елизаветой Петровной и подарено одному из ее фаворитов в качестве загородного дворца. В нем помещались 6 классных комнат, расположенных вокруг просторного двусветного зала, использованного под занятия по физкультуре. Застекленная галерея (бывший зимний сад) связывала центральное здание с пристройками более позднего происхождения, тоже приспособленными под лаборатории и кабинеты. Общежития размещались в трех отдельных зданиях: в одном - бывшей крепостной фабрике, другом -служебном помещении барской усадьбы и, наконец, третьем - даче постройки конца XIX века, приписанной к усадьбе. При интернате был лазарет, при котором жила постоянно медсестра.

Районный врач по совместительству работал в школе, уделяя ей много времени и внимания.

Школа за 6 лет своего существования не знала настоящих эпидемий, и врач Зинаида Феофиловна Вольская вместе с медсестрой Верой Александровной Горской сумела погасить все вспышки инфекционных заболеваний.

Здания и помещения были в довольно запущенном состоянии: из окон дуло, мебели и школьных принадлежностей не хватало. В 1926 году в письме к Н.П.Архангельскому А.Г.Ярошевский пишет:

«Расширяем помещения в Елизаветине. Восстановлен полностью длинный белый дом и предполагается перевозка из соседнего монастыря (в 8 верст) деревянного дома. В классном здании кухня и столовая перенесены в подвал. Вместо кухни устроен небольшой физико-химический кабинет: он оборудуется постепенно и удовлетворительно ».

После ряда неудач школа нашла в лице Каспирова Анатолия Ивановича прекрасного агронома и педагога, понимавшего специфические задачи учебного хозяйства и сельскохозяйственной практики в общеобразовательной школе.

В школу были приглашены опытный огородник-садовод и отличный столяр, они умело наладили производственную практику на огороде и работу в столярной мастерской.

В учебной работе педагоги внедряли все последние новшества. Обучение строилось по Дальтон-плану*.

Ксения Трофимова (вып.1929 г) вспоминала: «Основным был модный тогда «дальтон-план». Знаете ли вы, что это такое? У каждого предмета свой кабинет, печатные программы, вопросы, задания по темам. У учащихся на руках зачетные карточки (на каждый месяц разного цвета). В начале месяца учитель читает вводные лекции по данной теме, а затем учащиеся, по своему выбору посещают кабинеты и работают по заданиям. Используется бригадный метод. В бригаде по 5-6 человек, объединившихся по желанию. В конце месяца – конференции, доклады и вводные лекции по следующей теме. Четко работали кружки: математический, военные, спортивные, драматические, ИЗО, библиотечный и другие».

В связи с отсутствием учебников (дореволюционные устарели, новых не было) школа основной упор делала на самостоятельную работу учащихся с литературой по гуманитарным дисциплинам. В кабинете обществоведения были хрестоматии, содержащие документы по истории России и Запада, по истории Древнего мира, использовались старые «Книги для чтения» и отдельные новейшие монографии советских ученых. Только после изучения исторических документов, обобщения и выводов из статистических данных право голоса получал учитель. Это был переход от старого лекционного метода преподавания к новым формы работы в советской школе.

Все кабинеты были открыты для учащихся не только на уроках, но и во внеурочное время. Учащиеся активно использовали это для внеклассных форм деятельности.

«… Физики «заболели» конструированием детекторных радиоприемников. Когда школа приобрела свой радиоприемник, его обслуживала группа радиолюбителей, обосновавшаяся в кабинете физики. В другом помещении было организовано слушание музыки, это было большим культурным новшеством в школе. Тем временем как один учащийся работает в драмкружке или кружке ИЗО, другие облюбовали библиотеку и лекторий, место тихих игр, радиолюбители целыми вечерами в «физкабе» мастерили свои приемники». (Из записей Марии Ф.Ропп)

В школе была хорошая библиотека. Ребята любили дежурить в кабинете естествознания в «живом уголке». Живой уголок был гордостью школы.

«На высоких, на всю стену, окнах учащиеся выращивали множество растений, а в вольерах растили выпавших из гнезд птенцов, приручали их. В клетках жили белки, крысы, кролики, морские свинки. Еж и черепаха свободно двигались по живому уголку или прятались по углам, радовал большой аквариум, но гордостью юных зоологов была белка-летяга, пойманная ими самими». (Из записей Марии Ф.Ропп)

 

_______________________________________________________________________________

*ДАЛЬТОН-ПЛАН (DaltonPlan), система индивидуализированного обучения. Была создана в начале 20 века. Наименование получила по г. Далтон (штат Массачусетс, США). Автор - Е. Паркхерст. При организации работы по Дальтон-плану учащиеся не связывались общей классной деятельностью, им предоставлялась свобода как в выборе занятий, очерёдности изучения различных учебных предметов, так и в использовании своего рабочего времени. В 1920-е годы в советской школе предпринимались попытки модифицировать Дальтон-план: преодолеть его крайнюю индивидуалистичность; связать с коллективной работой учащихся, сочетая его с методом проектов. Эти попытки нашли выражение в форме так называемого бригадно-лабораторного метода обучения.

 

Учхоз.

«У Елизаветинской школы было 50 га полевых культур и огородов, а на усадьбе - парники и оранжереи; на скотных дворах имелось 10 дойных коров, шесть телок, бык и бычок, 7 лошадей. Хозяйство было принято запущенным, но в течение 2-х лет хозяйство наладили усилиями 140 учащихся и 10-15 учителей и служащих », - пишет М.Ф.Ропп, воспитательница Елизаветинского отделения.

В Елизаветинском подготовительном отделении трудовое воспитание было поднято на новую ступень.Там решались 3 педагогические задачи:

1.Теснейшая увязка теории с практикой при изучении естествознания (ботаники, зоологии, биологии);

2. Сочетание обучения с производительным сельскохозяйственным трудом;

3.Пропаганда сельскохозяйственных знаний и коллективного труда среди местного населения.

 

В статье преподавательницы А.В. Кокориной говорится:

«Обычно на уроках ботаники обосновывается значение и смысл тех или иных огородных работ. Например, изучая тему «корень», всегда говорилось о значении пикировки (ущипленный корешок разрастается, кустится, набирает больше питательных веществ, и рассада становится сильной,стойкой.)Но здесь,в Елизаветино, не только говорили о пикировке,а сами много пикировали ту же капустную рассаду, и потом воочию наблюдали результат своей работы.И так во всем: и в вегетативном размножении ягодных кустов,и в прививке плодовых деревьев,и в искусственном опылении растений, выращиваемых в оранжереях».

Всюду теория, подкрепленная практикой, и практика, осмысленная теорией.

 

 

З.П.Галицкая (выпуск 1929 года) в статье «Елизаветинский учхоз многому научил» пишет:

«Дежуря на скотном дворе, мы выполняли разнообразные работы. Утро начиналось с очистки двора от навоза; работа была тяжелая, выполнялась вручную. Затем настилалась новая солома, и мы готовили корм скоту. Мы умели измерять живой вес коровы, определять породу, делать суточный расчет кормов на каждую корову с учетом ее удойности. Мы обучались правильному доению, принимали молоко, определяли жирность, и передавали большие бидоны по назначению.

И так мы работали на скотном дворе три раза в день.

Весной и осенью мы работали в поле, на огороде, больше вручную, а иногда и на лошадях. Научились запрягать, управлять ими и даже ездить верхом. Научились боронить и косить на машине –сенокосилке.

Как пригодились мне эти знания агротехники, когда я потом работала учительницей, директором школы и заведующей РОНО!

Физическая закалка помогла перенести тяготы блокады Ленинграда, а навыки по сельскому хозяйству - в быстрой и успешной организации школьных огородов.

Спасибо Елизаветинским учителям, которые дали нам такую широкую подготовку!»

О том, как решалась задача «агропропаганды» среди населения, рассказывают М.Ф.Ропп и А.В.Кокорина:

«Интерес населения вызывали работы учхоза по борьбе с огородными вредителями, опытные участки по сортоиспытанию. Прославилась по району и учхозовская пикированная рассада, которую местные крестьяне покупали в школе по недорогой цене. Учхоз знакомил крестьян с кормлением скота по нормам, с расчетами рациона, с правилами вскармливания телят. Первая силосная яма была заложена также в учхозе. Зимой соседние крестьяне были приглашены на показательное кормление животных ценным витаминизированным кормом».

Заведующий школой.

Алексей Георгиевич Ярошевский (1884-1936?) родился в Финляндии в семье артиллерийского офицера, в 1902 году по окончании Гельсингфорсской гимназии поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет.

Большой интерес к предмету, углубленные занятия позволили ему с 1907 года остаться в Университете на кафедре новой истории на четыре года для подготовки к научной работе.

 

С 1913 по 1918 годы был председателем Педагогического совета в гимназии Оболенской, сотрудничал с египтологом Н.Д.Флитнер. В 1916 году был приглашен преподавателем методики истории в Женский педагогический институт, ставший Первым Петроградским государственным пединститутом. В 1918 году, перейдя в Петроградскую Земскую учительскую школу, становится воспитателем и преподавателем истории и методики истории, с 1923 года по 1929 годы - директор Елизаветинской школы-коммуны.

В личности Ярошевского сочетались широта кругозора, эрудированность ученого-историка, большие организаторские способности, ярко проявившиеся в деятельности директора Елизаветинской школы, и дар педагога. Его отличали обширные знания, умелое владение ораторским искусством, умение вызвать интерес к предмету, глубокое уважение к личности воспитанников, такт, отсутствие всякого «менторства» в воспитании.

Б.Б.Пиотровский, воспитанник Ярошевского в Земской учительской школе вспоминал:

«На уроках истории я видел образцовое пользование источниками, заимствовал у моего учителя А.Г. Ярошевского систему выписок из книг и навыки использования библиографии».

Лекции Алексея Георгиевича обычно привлекали большую аудиторию, отличались логичностью, убедительностью. Всех привлекало свободное пользование научным материалом во время лекции, у него не было записей, в которые обычно заглядывают лекторы, все держал он в памяти. Лекции производили впечатление свободного разговора лектора со слушателями. Младшие учащиеся отзывались о таких беседах, как о «поэзии» Алексея Георгиевича.

 

 

«Вспоминаю образ подростка из Лужского района, только что поступившего в первый класс учительской школы. Заметив группу учащихся около Алексея Георгиевича, он торопился к ним, чтобы не пропустить разговор учителя и, обратясь к товарищу сказал: «Побежим, вишь Алексей Георгиевич распоэзивши на счет грецкого языка…(Алексей Георгиевич рассказывал об «Илиаде» в ожидании школьного вечера)» (Е.Е.Козлова).

Никогда до «Елизаветино» Алексей Георгиевич не занимался агрономией и, что называется, «не отличал овес от пшеницы». Здесь ему пришлось не только подобрать грамотных, преданных помощников, но и самому включиться в вопросы планирования «учхоза», «педагогизировать» многообразный труд учеников, добиваясь знаний основ наук. Это была «школа исканий», как тогда говорили про Елизаветинскую школу педагоги, ее успехи привлекали к себе и направляли на творческий путь коллективы работников школ.

Исследовательский метод ученого Алексей Георгиевич перенес всюду, где он работал: в преподавательскую деятельность, в экскурсионное дело, которым он был увлечен. Обладая крупными организаторскими способностями, Алексей Георгиевич настроил работу на Ленинградской экскурсионной станции. По его разработанным планам и при личном участии был проведен поход-экскурсия школ Выборгского района гор.Ленинграда в Кингисеппский район области под лозунгом: «За весенний сев» в 1929 году. Экскурсионное дело стало одним из ведущих методов обучения в Елизаветинском отделении школы, которым они руководил*.

 

Экскурсионная деятельность.

Елизаветинское отделение значительно расширило рамки экскурсий, проводящихся в Земской учительской школе, работало над новой тематикой, подсказанной жизнью Советской страны.

В основу экскурсионной работы Елизаветинской школы были положены следующие принципы:

1. Экскурсионная работа вытекает из учебно-воспитательных потребностей школы. Она тесно связана с учебной программой и ставит себе в первую очередь познавательные и воспитательные задачи.

2. Экскурсионная работа ведется за счет школы, учхоза, небольших взносов учащихся на дальние экскурсии и дотации Московской центральной экскурсионной станции.

3. Экскурсионная работа обязательна для всех учащихся и ведется на краеведческой основе.

 

4. Краеведческий материал расширяется концентрически (усадьба школы – деревня- районы -промышленный город - области РСФСР - Союзные и автономные республики).

5. Экскурсионная работа ведется преимущественно исследовательским методом.

______________________________________________________________________________

* В первые годы Советской власти экскурсиям отводилась значительная роль в осуществлении программы культурной революции, в ликвидации безграмотности народных масс. В ноябре 1917 г. при Народном комиссариате просвещения был создан внешкольный отдел, который возглавила Н. К. Крупская. Этот отдел руководил всей политической и культурно-просветительной работой среди взрослых, в том числе и экскурсионной: организовывал экскурсионные станции, курсы подготовки экскурсоводов, разрабатывал для школ экскурсионные планы и маршруты, издавал литературу. По его инициативе было приняло решение о включении экскурсий в школьные планы. Рекомендовалось использовать экскурсии при преподавании естествознания, географии, физики, истории, литературы, проводить их в учебное время, выделяя для этого специальные средства. В ноябре 1920 г. внешкольный отдел Наркомпроса был преобразован в Главный политико-просветительный комитет – Главполитпросвет, в котором работала экскурсионная секция. Летом 1920 г. в Москве начало работать Центральное бюро школьных экскурсий. Наряду с организацией экскурсий, оно проводило и научные исследования. Через год на базе бюро образовался Центральный музейно-экскурсионный институт, который разрабатывал главным образом вопросы организации и методику проведения школьных экскурсий. Одновременно в различных городах России институт создавал экскурсионные базы. Осенью 1922 г. при Московском университете была образована кафедра экскурсионного дела и краеведения.В ноябре 1920 г. по инициативе экскурсионной секции Петроградского губернского отдела народного образования был организован Научно-исследовательский экскурсионный институт. По замыслу основателей он должен был вести не только исследовательскую, но и педагогическую работу. В институте готовили руководителей экскурсий, проводились показательные экскурсии.

6. Задачами экскурсионной работы были:

а) привитие советского патриотизма;

б) развитие инициативы и активности учащихся;

в) развитие навыков общественной организации;

г) развитие чувства ответственности;

7. Экскурсионная работа велась планово зимой и летом.

8. Экскурсионная работа требует длительной подготовки.

9.Каждый учащийся и экскурсионная группа в целом ответственны за свою работу, отчитываются в ней (доклады, выставки экспонатов, литературные журналы, зарисовки, путевые дневники и т.д.).

Наиболее интересные дорогостоящие дальние экскурсии выпадали на долю старших классов. По решению общего собрания учащихся из средств, отпускаемых на питание в экскурсионный фонд отчислялось с каждого учащегося по 8 копеек в день. Младшие классы безоговорочно принимали это отчисление, так как знали: «что в 1 классе мы поедем в районный центр в Гатчину, во 2 классе в недельную экскурсию в Ленинград, в 3 классе в Ц.П.О. (центральный промышленный округ) и в Москву, а в последнем классе в Крым или на Кавказ». (Е.П.Боброва).

В 20-ых годах экскурсоводы вели экскурсии преимущественно методом показа, они давали пояснения, превалировал рассказ над активным подходом к научному явлению. Елизаветинцы же вели «наступательную» работу.

В плане экскурсии намечался объект, подлежащий обследованию. Предварительно вопрос всесторонне изучался по литературе, начинали обследования на местном материале в Елизаветино: учащиеся разбивались на группы, наблюдали, спрашивали, фиксировали наблюдения в зарисовках и планах.

Дидактический принцип учил от близкого переходить к далекому, и учащиеся постепенно переходили от обследования деревни Дылицы к обследованию поморских поселков, от изучения флоры и фауны своего района к наблюдениям за карликовыми березами в тундре, от знакомства с несложным производством Ленинградского гвоздильного завода к изучению технологических процессов на «Красном Путиловце», «Московской трехгорной мануфактуре» и Косогорском металлургическом заводе;от обследования несложных функций Елизаветинского волостного совета к знакомству с необыкновенным размахом национального строительства советской власти в Карельской АССР. Собранный материл по возвращении домой обрабатывался, оформлялся и обобщался в докладах. По итогам экскурсий в стенах школы оформлялись выставки, на которые приглашались педагоги Учительской школы и местные жители.

Так, например, в июне 1927 года по теме «Индустриализация деревни» была организована 10-ти дневная «кочевка» (турпоход) по изучению окрестностей: их природы, труда и общества». Учащиеся шли одновременно по двум маршрутам: для физически сильных и слабых. Задания были распределены по звеньям.

В результате собрали полезные сведения и по истории крепости Копорье, и о морском и озерном рыбных промыслах, и о начале их кооперирования, познакомились с гончарным, бондарным промыслами; с сыроварением и рыбокопчением, с писчебумажной фабрикой и лесопильным заводом. Из транспортных объектов обследовали Усть-Лужский порт, станции Копорье и Котлы. «Биологи» и «географы» наблюдали и зарисовывали разнообразный ландшафт (море, дюны, ледниковые наосы), проводили топографические съемки, собирали материалы для ботанических и зоологических коллекций. Весь материал обрабатывался и затем экспонировался на большой выставке.

План экскурсий на 1928-1929 уч.год:

5 класс (сельской школы) - Ленинград;

1 класс (учительской школы) - Кочевка пешая: Елизаветино – Ленинград - по трем маршрутам (4 дня), Ленинград (6 дней)

2 класс (учительской школы) - тема: Центрально-промышленная область.

1 маршрут: июнь- 35 участников.

Тема: Центрально-промышленная область.

По железной дороге: Елизаветино – Ленинград – Рыбинск – Ярославль – Иваново – Кинешма – Балахна - Нижний Новгород – Владимир – Москва – Ленинград - Елизаветино.

2 маршрут: июнь.

Тема: Центрально-черноземная область.

По железной дороге: Елизаветино – Ленинград – Тула – Серпухов - кочевка вдоль Оки - ж.д. до Серпухова - Бобряковские каменноугольные шахты - Косогорский металлургический комбинат - Ясная Поляна – Ленинград - Елизаветино.

Опытом «экскурсирующей школы Ярошевского» заинтересовалась Московская центральная экскурсионная станция. Ученица Вера Палина (вып.1928 г.) ездила в Москву, где делала доклад о проведенных экскурсиях. Выступление 15-тилетней девочки, свободно, интересно и увлеченно рассказывавшей об экскурсионном опыте Елизаветинского филиала Педтехникума Ушинского, с демонстрацией доходчиво оформленных экспонатов, вызвало удивление и одобрение членов Совета Центральной экскурсионной станции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: