Составляющие коммуникационного процесса.




§ Вербальная(словестная) смысл слов, речевые звуковые явления

§ Бессловесная (невербальная) пантомимика, осанка, поза, общий вид)

Правило эффективного общения:

1. искренний интерес к другим людям

2. понимание достоинств, похвала

3. принятие личности другого

4. доброжелательное общение

5. обращение по имени-отчеству

6. внимательное слушание

7. уважение у чужим мнениям

8. предоставление возможности высказаться

9. постановка себя на место другого

10. признание достоинств

Факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей.

1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

5. Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.

6. Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: «все люди подобны мне» или «другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.

7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».

8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

10. «Эффект последней информации» проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.

Этика поведения в организации. Нравственные эталоны поведения руководителя. Открытость общения, качество личности. Этические приемлемые формы распоряжения. Этика делового общения по вертикали, горизонтали.

Организация — это группа людей, ведущих себя определенным образом. Эти люди — не инструменты и не машины. У них есть чувства, надежды, опасения. Они ощущают недомогание, голод, гнев, безысходность, счастье, грусть. Поведение людей обусловливается целым рядом воздействий, которые восходят к моменту их рождения. Поведение людей в организации есть результат всех этих воздействий.

нравственные эталоны и образцы поведения руководителя:

• Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каков он есть.

• При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

• Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

• Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале попросите самого сотрудника объяснить причину невыполнения задания, возможно, он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.

• Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

• Тогда, когда это уместно, используйте прием «бутерброда» — спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.

• Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас скорее всего не поблагодарят. Если не поможет — на вас ляжет вся ответственность.

• Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.

• Никогда не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.

• Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

• Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя.

• Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.

• Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.

• Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно так или иначе узнают о них. Но утаивание ошибок — проявление слабости и непорядочности.

• Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными. Они ответят вам тем же.

• Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая прежде всего два фактора: 1) ситуацию, наличие времени для нюансов, 2) личность подчиненного — кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выбирать этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.

Качества личности, характеризующие «позицию открытости » в общении

Любое общение и взаимодействие протекает в двух планах: в логико-содержательном (смысловом) и психологическом (личностном). Это означает, что при любом разговоре двух любых людей всегда существуют два относительно независимых течения: явное и скрытое.

Явное - смысловой план, содержащий информацию и выводы, т.е. то, что по преимуществу реализуется в текстах. Скрытое - личностные взаимоотношения, которые реализуются преимущественно в несловесном взаимодействии, через позы, жесты, мимику, взгляд, взаиморасположение в пространстве, тембр голоса, даже через место и время встречи.

Результат взаимодействия определяется как сильными аргументами, так и грамотным подходом к личности собеседника. Необходимо отметить, что личностному плану взаимодействия должно уделяться первостепенное внимание, поскольку чувства и эмоции проявляются в значительной мере бессознательно. Предлагая сотрудничество или помощь в содержательном плане общения, можно проявлять агрессию или оказывать давление, задевать самолюбие партнера в личностном плане. Такое взаимодействие обречено на неудачу.

Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если субъект общения не предпринимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, формы и внутреннее содержание общения не согласуются.

В данном контексте необходимо подробнее рассмотреть личностно-психологический план общения, в частности выделить индивидуальные качества личности, составляющие общую характеристику личностного плана взаимодействия и характеризующие позицию открытости в общении.

1. Дружелюбие. Спектр дружелюбных взаимоотношений может быть весьма широк в зависимости от конкретного содержания общения. При этом профессиональный уровень взаимодействия предполагает осознанный выбор тона беседы, основанного на дружеской интонации

На практике приходится наблюдать неосознанное проявление недоброжелательности к собеседникам и партнерам.

На вербальном уровне это конфликтогенные слова и выражения (слово "нет", сказанное в начале предложения или без смысловой нагрузки, "вы должны", оценочные слова, даже такие, как "молодец", "умница" и т.п.), игнорирование слов собеседника, перебивание, ироничные замечания, адресованные личности собеседника, сомнение в его возможностях.

На невербальном уровне - закрытые позы и жесты, давление взглядом, жесты агрессии (движение руками сверху вниз, размахивание ручкой или карандашом), стальные интонации в голосе.

2. Открытость. Задача открытости не только добиться договоренности, но и соблюсти достоинства партнера.

Партнерское общение строится на симметричности отношений, в том числе и симметрии в степени осведомленности партнеров. На практике это означает, что если субъект общения желает узнать побольше о партнере, то самый эффективный путь - сначала рассказать ему немного о себе.

 

3. Активность. Предполагает, что успех взаимодействия зачастую определяется темпоральными характеристиками собеседников. Несовпадение темпов речи приводит к разрывам в коммуникации.

4. Установка на равенство позиций. Это самая нравственная и продуктивная установка, поскольку в большинстве случаев партнеры причиняют зло друг другу не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей нравственной незрелости. Люди с этой установкой знают себе цену и ожидают, что другие воздадут им должное. Они трудятся и сотрудничают конструктивно.

5. Идентификация. Проблеме исследования идентификации как механизма развития личности и успешности ее общения посвящено немало работ в отечественной и зарубежной психологии. Идентификация является внутренней основой и предпосылкой взаимного понимания людьми друг друга, механизмом сопереживания и способствует более гуманному отношению к другому человеку. Идентификация через подражание ведет к пониманию механизма, благодаря которому возможно соприкосновение с душевной жизнью другого человека.

Идентификация, или психологическое уподобление является одним из самых универсальных механизмов человеческого общения. Без него был бы невозможен ни процесс сколько-нибудь полного восприятия партнера по общению, ни установления контакта и взаимопонимания между взаимодействующими индивидами, ни передачи психического состояния или способа коммуникативного поведения от одного индивида к другому.

6. Эмпатия. Эмпатия определяется как особый способ понимания другого человека, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия есть аффективное "понимание". Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько "продумывается", сколько "прочувствуется". Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот "другой". Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. И в том, и в другом случаях налицо будет "принятие в расчет" поведения другого человека, но результат совместных действий будет различным: одно дело - понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело - понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей", но действуя по-своему.

7. Рефлексия. Процесс понимания партнерами по общению друг друга осложняется явлением рефлексии. От рефлексии зависит эффективность взаимодействия. Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, "глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя".

8. Гибкость. Для успешного общения важна гибкость в установлении и поддержании контакта с собеседником как способ реагирования на сигналы обратной связи, а также умение узнавать состояние человека по внешним признакам.

 

Живое общение с собеседником часто бывает спонтанным, непредсказуемым, быстро меняющимся: нельзя составить прогноз того, что спросит собеседник и что необходимо ответить. Иногда все складывается абсолютно стихийно. Требуется хорошо развитая гибкость - умение изменять свое поведение в зависимости от ситуации и реакции собеседника, находить новые способы контакта. Человек обретает эту способность, проходя через множество различных ситуаций и общаясь со многими людьми, вынося практический опыт.

9. Искренность в общении - залог любых устойчивых отношений. Искренность тесным образом связана со словами "доверие" и "уважение". Поскольку, когда человек говорит искренно, он часто доверяет другому человеку те слова, которые обычно он пытается скрыть, потому что боится быть непонятым, осмеянным, боится пойти против общественного мнения, общепринятых правил. Искренность и доверие придает уверенность партнерам по общению, делает их уважаемыми собеседниками.

10. Справедливость – самое ценное качество личности, характеризующее "позицию открытости " в общении. Можно сказать, что справедливость – это правила общения, постулирующие, в первую очередь, полную симметрию отношений (равноправие) и строгий минимум обязательств, максимум невмешательства в личные дела, вкусы и взгляды партнеров (терпимость).

Этика справедливости носит многоаспектный характер. На ее основе в рамках некоего социального пространства регулируются взаимодействия между людьми. Невозможно достичь взаимопонимания в процессе общения, если не строить все отношения людей по принципу справедливости. Справедливость — это равенство прав и обязанностей, равенство возможностей, эквивалентный обмен (без обмана) продуктами своего труда в соответствии с договором и т.д.

11. Коллективизм. Необходимое условие успеха любого члена общества в любом сообществе - его коллективистские установки, т.е. направленность действий на благо общества в целом, отдельных общественных групп, на благо других людей. Коллективизм предполагает взаимную ответственность людей друг за друга, в отличие от индивидуалистской установки только на достижение собственных целей и соблюдение собственных интересов. Чувство коллективизма в сочетании с высокоразвитыми коммуникативными умениями – это сильное качество личности, благодаря которому носитель этих качеств может довольно долго преуспевать в обществе.

12. Альтруизм – система ценностной ориентации личности, при которой центральный мотив и критерий нравственной оценки – это интересы другого человека или социальной общности.

Альтруизм является действительно наивысшей формой общения между людьми. Термин "альтруизм" введен французским философом О. Контом как противоположный понятию эгоизма. Центральная идея альтруизма – идея бескорыстия как непрагматически ориентированной деятельности, выполняемой в интересах других людей и не предполагающей реального вознаграждения. Альтруизм может стать осознанной ориентацией ценностной, определяющей поведение личности в целом; тогда он превращается в смысл жизни личности. Реальная значимость альтруистического поведения личности определяется характером ценностей, лежащих в основе взаимоотношений с другими людьми. Альтруизм может выступать как социально-психологическое проявление гуманности, а также в повседневном общении и деятельности людей.

 

13. Нравственность является основой межличностных отношений. Аспекты нравственности и морали обязательно присутствуют в любом акте общения. Нравственные взаимоотношения, как никакие другие, требуют тонкости в обращении, умения чувствовать и сочувствовать, щадить самолюбие людей. Невозможно представить себе открытые доверительные человеческие взаимоотношения, общение без моральной составляющей. Нравственность и мораль в той или иной степени регулируют процессы общения Невозможно назвать какой-либо фрагмент, момент или элемент общения, который был бы «вне морали», то есть не подлежал бы моральной оценке. Даже выбор тех или иных элементов «техники общения» можно оценивать в рамках моральных категорий на основании определяющих их мотивов, форм и результатов воздействия. Поэтому всестороннее определение вида общения основывается на нравственной оценке его ценностной ориентации, мотивов, качеств партнеров, выбора средств, даже «техники» общения.

14. Деликатность. Под деликатностью понимают вежливость и внимательность в общении, умение щадить самолюбие своих коллег. В деликатности воплощается вежливость общения. Деликатность - это особая, свойственная нравственно воспитанным людям форма проявления корректности и такта в общении. Нас привлекают такие люди. Для них нет проблем, кому первому поздороваться. Им свойственно умение тонко разбираться в настроении людей.

15. Толерантность предполагает умение быть терпимым, сохраняя собственные ценности, индивидуальность. В контексте межличностного общения феномен толерантности может быть представлен как социальная установка. Он включает на эмоциональном уровне - позитивное отношение к партнеру; на поведенческом - терпимость; на когнитивном - наличие когнитивной составляющей «руководство социальными нормами общения и уважения партнера».

Этические приемлемые формы распоряжения

Формами распоряжения могут быть: приказ, просьба, запрос и обращение к так называемому «добровольцу».

Приказ. Чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников.

Просьба. Используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношения между руководителем и подчиненным основаны на доверии и доброжелательности. Такая форма позволяет сотруднику высказать свое мнение о проблеме.

Вопрос. «Есть ли смысл заняться этим?», «Как мы должны это сделать?». Лучше применять в тех случаях, когда вы хотите вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. При этом сотрудники должны выражать добрую волю и быть достаточно квалифицированными. В противном случае некоторые могут воспринять ваш вопрос как проявление слабости и некомпетентности.

«Доброволец». «Кто хочет это сделать?». Подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но тем не менее она должна быть сделана. В этом случае доброволец надеется, что его энтузиазм будет соответствующим образом оценен в дальнейшей работе.

 

 

Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в деловом общении подчиненных с руководителем: по вертикали

• Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочению справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.

• Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: «Как вы отнесетесь к тому, если бы...?» и т. д.

• Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом необходимо сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.

• Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или только «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.

• Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.

• Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т. д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.

• Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос и о ваших правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.

Этика делового общения «по горизонтали». Общий этический принцип общения «по горизонтали», т. е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений — дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия.

Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами:

• Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.

• Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.

• Если круг ваших обязанностей пересекается с вашими коллегами, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.

• В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.

• Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифицированных — ведь по нему там будут судить о вас и о вашем отделе в целом. Помните, может случиться, что с вами поступят таким же безнравственным образом.

• Не относитесь с предвзятостью к своим коллегам. Насколько возможно — отбрасывайте предрассудки и сплетни в общении с ними.

• Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это почаще.

• Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообразие приемов и средств, чтобы показать доброе отношение к собеседнику. Помните — что посеешь, то и пожнешь.

• Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловые возможности. Если они не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.

• Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более — проблемах.

• Старайтесь слушать не себя, а другого.

• Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все выплывет наружу и встанет на свои места.

• Посылайте импульсы ваших симпатий — словом взглядом, жестом дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо в глаза.

• Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.

Этические нормативы делового общения и поведения должны описывать общую систему и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Эти нормативы разрабатываются с целью улучшить деловое общение на различных уровнях и в разных сферах деятельности организации. Цель их создания — установление нормальной нравственной атмосферы и определение этических рекомендаций при принятии решений.

На Западе организации обычно доводят этические нормативы до своих работников в виде печатных материалов. Некоторые фирмы создают рабочие группы или постоянные комитеты по этике. Другие нанимают специалиста по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Его роль сводится к выработке суждений по этическим вопросам, в том числе и по этике делового общения. В России, к сожалению, этике делового общения и вообще этике бизнеса не уделяется пока должного внимания.

Определение темперамента. Типы темперамента, психологическая характеристика темпераментов по академику Павлову. Определение характера, структура характера. Теория установок Э. Верна. Детерминация поведения личности (схемы), сущность компонентов.

Характер выраженная интенсивность внешнего проявления эмоций, совокупность технических, эмоциональных, волевых, свойств человека, определяющих его поведение, отношение к окружающей действительности, адаптацию к меняющимся условиям внешней среды к экстренным ситуациям(классифицировал Гиппократ 5 в д.н.э

Темпераментом называется устойчивая индивидуально-психологическая особенность личности

Темперамент- - совокупность динамических свойств поведения

Типы темперамента

Люди холерического темперамента — активные, целеустремленные, эмоционально страстные, «несдержанно-горячие», отважные, бескомпромиссные. У них ослаблен инстинкт самосохранения и главенствуют инстинкты доминирования, сохранения достоинства и исследовательский. Самой природой они предназначены быть воинами, первопроходцами, исследователями, лидерами, а в целом — героями и рыцарями. Они по телосложению сухощавы, жилисты, выносливы, обладают сильной неуравновешенной («безудержной») нервной системой, поэтому бывают опрометчиво поспешны в словах и действиях, конфликтно несдержанны, с перепадами настроений и работоспособности.

Люди сангвинического темперамента быстры, легко переключаемы, общительны, оптимистичны, компромиссны и гибки. У них доминирует инстинкт свободы, они ориентированы на риск, темп, быстрый результат, свободу действий. А стало быть, и на соответствующую судьбу, профессию, как правило, в сфере бизнеса, политики, обслуживания. Среднее телосложение и средний рост, сильная уравновешенная подвижная нервная система обеспечивают быстрые и обдуманные реакции, постоянно хорошее настроение, прекрасную приспособляемость к людям, изменяющимся социальным ситуациям, изменчивости интересов, чувств, взглядов.

Люди флегматичного темперамента медлительны, замкнуты, терпеливы, миролюбивы, стабильны. У них доминируют альтруистический инстинкт и инстинкты самосохранения, продолжения рода. Они природой предназначены быть создателями, хранителями, опорой жизни. По телосложению они широкоплечи, широкогруды, среднего или малого роста, обладают сильной уравновешенной инертной нервной системой, обеспечивающей уравновешенное настроение, постоянство чувств, привязанностей, интересов, взглядов, выносливость, устойчивость к длительным невзгодам, медлительность, упорство в работе, и если в войны ввязываются сангвиники, воюют холерики, то восстанавливают города и села после войны флегматики.

Люди меланхолического темперамента склонны к обостренным переживаниям, размышлениям, повышенной чувствительности и утомляемости, погружены в свой мир переживаний, мыслей, обладая высокими интеллектуальными, творческими, порой художественными способностями. Это мыслители, писатели, художники, мечтатели, созерцатели и просто люди со сложной чувствительной натурой. По телосложению они чаще астеники — хрупкие, изящные, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, обладают слабой нервной системой, которая в напряженных стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, конфликт, опасность) часто приходит в состояние растерянности, замедленности, ухудшения результатов деятельности или ее прекращения, стопора.

В зависимости от темперамента человек изначально предрасположен к доминированию определенных эмоций: одни изначально склонны к интересу, радости, удивлению (сангвинический темперамент), другие — к гневу, отвращению, враждебности (холерический темперамент), третьи — к грусти (меланхолики).

Характер — это результат взаимодействия человека с миром, совокупность относительно устойчивых приобретенных качеств, выражающих отношение человека к себе, другим людям, вещам, обществу и проявляющихся в устойчивых, привычных формах поведения. Чтобы сформировать характер, нужны определенные усилия; нужен другой человек (родитель, образец, идеал для подражания); нужны средства формирования — внешние воспитательные средства, культурные средства, внешний приказ, а также внутренние средства — самоуговоры, самообманы, собственные усилия самосовершенствования.

У 20—50 % людей некоторые черты характера столь заострены, чрезмерно развиты в ущерб другим качествам, что происходит своеобразный «перекос», акцентуация характера, в результате чего ухудшается взаимодействие с людьми, появляются однотипные затруднения и конфликты.

Структура характера:

· Отношение к другим людям, обществу: тактичность, эмпатия, чуткость, правдивость

· Отношение к труду: трудолюбие, ответственность, исполнительность

· Отношение к самому себе: самокритичность, требовательность, скромность

· Проявление волевых качеств: целеустремленность, самостоятельность, решительность\

Характер бывает:

По отношению к оружающему миру

· Убежденный

· Беспринципный

По отношению к дятельности

· Деятельный

· Бездеятельный

По отношению к людям

· Общительный

· Замкнутый

По отношению к самому себе

· Альтруистический

· Эгоистический

Волевые качества характера:

· Решительность

· Настойчивость

· Самостоятельность

· Самообладание

· Инициативность

Эмоциональные:

· Порывистость

· Впечатлительность

· Инертность

· Безразличие

Интеллектуальные

· Глубокомыслие

· Сообразительность

· Находчивость

· Любознательность

 

Трансакционный анализ представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека, — как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Основы теории трансакционного анализа были описаны Эриком Берном

Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

· Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.

· Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.

· Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.

Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, — мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой — мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, — мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.

В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.

 

 

Детерминация поведения личности

Возможны четыре вида установок по отношению к окру­жающим:

 

"Я хороший - ты хороший". Это самая нравственная и про­дуктивная установка, поскольку в большинстве случаев нам Причиняют зло не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей Нравственной незрелости. Люди с этой установкой знают себе цену и ожидают, что другие воздадут им должное. Они трудятся И сотрудничают конструктивно. Это "победители", они "выигрывают".

 

"Я хороший - ты плохой". Эта установка характерна для тех, кто не способен к созидательному самоутверждению. Они спи­хивают ответственность за свои проблемы на других и пытаются в случае неудачи найти козла отпущения среди коллег или под­чиненных, выместить на них свою досаду. В этом случае мнимое самоутверждение происходит за счет унижения других, что амо­рально и малопродуктивно.

 

"Я плохой - ты хороший". Такая установка типична для лю­дей с комплексом неполноценности, чувствующих себя бессиль­ными по сравнению с другими. Они часто стремятся избегать тесных контактов с окружающими либо прилипают, как парази­ты, к сильным личностям. Часто такие люди пребывают в со­стоянии депрессии.

 

"Я плохой - ты плохой". Эта установка ведет к саморазложе­нию личности, порождает чувство безнадежности и потерю ин­тереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены тяжелым депрессиям и непредсказуемы. Они ходят по замкнутому кругу и никуда не приходят.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: