Возрастные особенности юных футболистов 8-10 лет




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: в настоящее время актуальным являются средства развития кондиционных способностей при подготовке юных футболистов. Учитывая повышенный интерес к футболу, целесообразно рассмотреть этот вид спорта с различных сторон: техника и тактика игры, влияние на развитие двигательных умений и навыков, обучение игре.

Известно, что физическая подготовка футболистов является одним из важнейших факторов, от которого зависит эффективность командных, групповых, и индивидуальных технико-тактических действий. Каким бы техничным и тактически грамотным не был футболист, он ни когда не добьется успеха без хорошей и разносторонней физической подготовленности. Не добьется успеха и команда, в которой физическая подготовленность даже одного игрока не будет соответствовать современным стандартам футбола.

В настоящее время актуализируется задача подготовки высококвалифицированного резерва для профессионального футбола. Тенденции развития современного спорта предопределяют многолетний планомерный процесс достижения высшего мастерства, диктуют необходимость совершенствования системы его поэтапного формирования. Это в полной мере относится и к футболу. Подготовка юных спортсменов должна базироваться на стройной преемственной методике тренировки, обеспечивающей эффективное становление спортивного мастерства, интенсивный рост функциональных возможностей и должную их реализацию, что, соответственно не возможно без тщательно подготовленного начального этапа тренировок.

Физические способности – это совокупность индивидуальных особенностей человека, определяющих степень успешности проявления физического качества в двигательной деятельности (быстрота, выносливость, гибкость, сила).

Научная новизна: выделение наиболее эффективной методики развития физических способностей юных футболистов в группах начальной подготовки, помогающих тренеру в процессе тренировки.

В результате проведённых исследований разработана, обоснована и апробирована методикак подготовки юных футболистов на этапе начальной подготовки.

Выявлены особенности построения учебно-тренировочного процесса юных футболистов в подсистемах начальной подготовки, специализации, спортивного совершенствования.

Объект исследования: кондиционные способности юных футболистов на начальном этапе подготовки.

Предмет исследования: организация, средства и методы развития кондиционных способностей юных футболистов в условиях учебно-тренировочного процесса.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику развития кондиционных способностей юных футболистов на этапе начальной подготовки.

База исследования: Футбольный клуб «Северный Пресс» г.Санкт – Петербург.

Теоретическая значимость: разработаны теоретико-методологические основы системы подготовки юных футболистов на этапе начальной подготовки.

Практическая значимость: разработанные методические подходы к развитию физических способностей юных футболистов на этапе начальной подготовки дополняют теорию и методику подготовки спортивного резерва в футболе.

Структура дипломной работы представлена введением, тремя главами, выводами, списком использованной литературы.

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Возрастные особенности юных футболистов 8-10 лет

 

Развитие физических качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости коррелирует с общим ростом и развитием организма, морфологическим и функциональным созреванием центральной нервной системы (ЦНС), опорно-двигательного аппарата и вегетативных систем. В связи с дифференцировкой двигательных нервных окончаний в мышцах к 8 годам, улучшаются процессы внутримышечной координации, что способствует повышению силовых проявлений.

В возрасте от 8 до 10 лет скелетная мускулатура продолжает увеличиваться и функционально совершенствоваться. К 14-16 годам скелетные мышцы и суставно-связочный аппарат достигают высокого уровня развития. Вместе с тем продолжает, увеличивается поперечник мышечных волокон, вес отдельных мышц, усиленно развиваются соединительно-тканные структуры. Полностью эти процессы завершаются к 20-22 годам.[1]

Использование средств физической культуры увеличивает темпы прироста физических качеств. Особенности адаптации детей первого детства к физической нагрузке связаны с высокой возбудимостью ЦНС и инервационных механизмов, управляющих соматическими и вегетативными функциями.

Силовые упражнения включают в себя программы по развитию выносливости, физической силы (прежде всего ног), а скоростные - развитие реакции, скорости бега, ускорения.

Занятия на тренажерах, с различными снарядами, но не стоит переусердствовать, т.к. от футболиста требуется лишь хорошая общая разносторонняя физическая подготовка.

Классические упражнения на развитие силы и выносливости.

В динамике первого и второго детства повышается уровень морфологического и функционального созревания сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Проявляется экономичность ЧСС и частоты дыхания. Если у детей 4-5 лет ЧСС более 95 в мин, то к 7-8 годам частота сердечного сокращения (ЧСС) составляет 86 в мин. Средняя величина жизненной емкости легких у мальчиков 8 лет - 1400 мл, у мальчиков 8 лет - 1440 мл. Острота зрения, дающая возможность видеть предмет, различать его форму, окраску, размер, а также определять расстояние, на котором он находится, у детей с момента рождения постепенно возрастает и к 8 годам составляет максимально возможное значение - 0,9-1,0 усл. ед.[2]

В 8 лет увеличиваются аэробные возможности организма, отмечается прирост физической работоспособности и МПК. Величина МПК в 8 лет может достигнуть 70-73 мл/кг/мин. Такие величины МПК до настоящего времени наблюдались только у спортсменов высшей квалификации. Это подтверждает сведения из литературы о высокой выносливости младших школьников к физическим нагрузкам умеренной мощности (медленный бег). У большинства мальчиков 8 лет за счет специальных упражнений в течение года можно достичь прироста выносливости на 21,4%. Достаточно высокий уровень динамической выносливости не согласуется с низкой статической выносливостью в этом возрасте.

Вообще говоря, главным орудием футболиста, что бы ни говорили, все-таки является мяч, а поклонники «физики», аргументирующие свою теорию весенними и, отчасти, успехами, оказываются наголову разбиты в разгар сезона, когда более разносторонние, лучше подготовленные технически и тактически команды более не предоставляют возможности себя «перебегать», легко расправляясь с соперником путем двух-трех хороших комбинаций. Это отнюдь не значит, что физическая подготовка не нужна, наоборот, но в футболе необходимо не стремиться ко все более заоблачным вершинам и установлению новых рекордов, надо быть в достаточной степени подготовленным, чтобы выдержать нагрузки одной игры. Остальное должна решить техника и тактика.

Немаловажную роль играет и питание футболиста. Лишний вес - злейший враг игрока, практически во всех профессиональных командах предусматривается крупный штраф за «чревоугодие». Для правильной организации питания и формирования рациона игроков необходимо учитывать множество факторов - текущую форму игрока, предписываемые ему нагрузки, этап тренировочного процесса, время года, затраты на тренировках и в игре (для этого после каждого занятия и после каждого матча производится взвешивание, по которому и определяются потери).[3]

Кровеносная и дыхательная системы совместно выполняют одну из важнейших функций - осуществляют обмен кислородом и углекислотой между тканями тела и атмосферным воздухом. Дыхательная система обеспечивает насыщение крови кислородом и выведение из нее углекислого газа. Кровеносная система обеспечивает контакт обогащенной кислородом крови с тканями тела.

Эффективное участие в игре зависит - в самом общем смысле - от психофизиологического статуса игрока, определяющей его индивидуальные особенности, а также от высокой работоспособности, которая позволяет переносить интенсивные соревновательные и тренировочные нагрузки. Специалисты физиологии, биохимии, а также спортивной медицины, анализируя такие зависимости, пришли к выводу, что к числу основных показателей, характеризующих интенсивность нагрузки в футболе, следует отнести, прежде всего, уровень расхода энергии игроком в процессе самой игры. Интенсивность метаболических превращений выражается при этом в калориях либо в количестве потребляемого кислорода.

Рацион должен включать в себя богатую витаминами и минеральными веществами продукты, белки, углеводы, иметь четко спланированную энергетическую ценность.

Футболист за время игры соприкасается с мячом в среднем от 34 до 70 раз, причем суммарное время непосредственного контакта составляет около 135-165 с. Установлено, что наибольшее число раз мячом владеют игроки средней линии, наименьшее - центральные защитники.

Коллективные действия футбольной команды складываются из действий отдельных игроков. Как уже отмечалось, из 90 мин игры 60-69 мин приходится на так называемую чистую игру. На основании проведенных наблюдений установлено, что из общего объема технико-тактических действий (ТТД), выполняемых игроком во время матча, 19,3 % приходится на передачи мяча, 12,3 - на приемы мяча (остановки), 6,1 - на ведение, 3,4 - на обводки, 1,6 - на удары по воротам, 1,1 - на вбрасывание из-за боковой линии, 3,7% - на прочие действия.[4]

Итак, игра в футбол характеризуется высокой двигательной активностью игроков и большим разнообразием технико-тактических действий. Деятельность футболистов носит преимущественно динамический характер, где периоды значительной работы чередуются с периодами относительного расслабления. Интенсивность работы во время игры колеблется от умеренной до максимальной. Все это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к разносторонней физической подготовленности футболистов.

В футболе, как и во всех других видах спорта, главным критерием эффективности той или иной системы подготовки считается конечный спортивный результат или успешность соревновательной деятельности. Спортивный результат зависит от множества факторов, то есть является обобщённым показателем функционального состояния и функциональных возможностей организма, определяемых, в свою очередь, состоянием центральной нервной, нервно-мышечной, нейроэндокринной, иммунной, энергообеспечивающей, сердечно-сосудистой, дыхательной, анализаторной, а также пищеварительной, выделительной и кроветворной систем.[5]

Широкий научный поиск путей повышения эффективности подготовки футболистов ведётся одновременно в разных наиболее важных и перспективных направлениях. Прежде всего, это разработка эффективных средств и методов общей и специальной физической подготовки и повышения физической работоспособности футболистов на всех этапах становления спортивного мастерства. Большинство специалистов пришли к единому мнению, что уровень достижений в футболе зависит от физической, технической, тактической и психологической подготовленности. Однако, ни одна из этих сторон не проявляется и не может быть измерена и учтена в чистом виде.

Нервные процессы отличаются большой подвижностью, хотя возбуждение все еще продолжает несколько преобладать над торможением. Устанавливаются гармоничные отношения коры и подкорковых отделов. Высокого уровня достигает развитие второй сигнальной системы. Она приобретает все большее значение в образовании новых положительных и отрицательных рефлексов и навыков. Усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения. В психической сфере также отмечаются значительные изменения. Характерными для этого возраста является стремление к творчеству, соревнованиям. Складывается основные черты личности, формируется характер, более объективной становится самооценка, приобретает социальные черты мотивировка поступков. Анализаторы, в том числе двигательный и вестибулярный, достигают высокого уровня развития. В этом возрасте завершается процесс полового созревания. Продолжает совершенствоваться эндокринная система, однако только к концу периода соотношение активности желез внутренней секреции становится таким, как у взрослого человека.

Рассмотрим взаимоотношения в группе. Официальные отношения возникают на должностной основе; неофициальные - на базе личных или частных взаимоотношений людей; деловые - в связи с совместной работой или по ее поводу; личные складываются между людьми независимо от работы; рациональные - на первом плане знания людей друг о друге и объективные оценки окружающих; эмоциональные - играют ведущую роль субъективные оценки, основанные на личном индивидуальном восприятии человека человеком; отношения руководства - управление группой или ее самоуправление обычно осуществляется через официально назначенных лиц (руководители) и через неофициальных лиц, имеющих высокий статус в группе (лидеры); отношения подчинения - подчинение отдельных членов группы через руководство руководителем или лидером группы.[6]

Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе развития, они бывают относительно безразличными, затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские.

Спортивная группа - это одна из разновидностей малых групп. В состав такой группы входят не менее двух и не более 25 человек, объединенных общими целями спортивной деятельности, выполняемой под контролем тренера, инструктора, судьи.

Эта деятельность характеризуется как индивидуальными, так и совместными физическими усилиями, направленными на достижение высоких личных и командных результатов, которые регламентированы временем, полом, возрастом, правилами и нормами.

Спортивная группа является сложным в социальном отношении структурным образованием, состоящим из ряда подструктур: ранговой, ролевой, общения, взаимодействия, соподчинения, межличностных отношений по вертикали (тренер - спортсмен) и по горизонтали (спортсмен - спортсмен), сплоченности и согласования. Следует помнить о том, что существуют взаимопроникновения и взаимоотношения между этими подструктурами. Таким образом, структуру спортивной группы можно представить как сеть относительно упорядоченных и оптимально взаимосвязанных подструктур, каждая из которых, в соответствии с общими законами существования малых групп, делится на формальную и неформальную структуры.

Формальная структура создается в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря приказам, распоряжениям, указаниям вышестоящих организаций и требованиям тренера, взаимоотношениям спортсменов.

Неформальная структура создается в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря определенной «степени свободы» развития связей в группе, основанных на симпатии, взаимном предпочтении, общих интересах и потребностях. Это нерегламентированные, спонтанно возникающие нормы поведения и действия.

Главной особенностью формальной структуры является то, что она способствует объединению индивидов в группу, регулирует частоту контактов, плотность и качественную их сущность. В этом проявляется сдерживающая функция формальной структуры по отношению к неформальной. Нарушение сдерживающей функции характеризуется снижением дисциплинированности, ответственности за свои действия, ухудшением поведения, нарушением субординации. Группа перестает отвечать тем задачам, ради решения которых она была создана. Таким образом, преобладание неформальной структуры деятельности над формальной следует считать недопустимым.[7]

Если члены группы строят все свои связи и отношения только на основе инструкций и предписаний, с учетом ролевых действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными. Исключение из отношений между членами группы эмоциональных связей приводит к незнанию и непониманию многих личностных и профессиональных качеств друг друга, ухудшению отношений и в конечном счете к конфликту. Актуальность. Вопросы психологического общения спортсменов в команде интересуют многих учёных. После каждых Олимпийских Игр происходит анализ удачных и неудачных выступлений участников соревнований. Общеизвестно, что успех в «командных» видах спорта зависит от многих психологических показателей: взаимопонимание, сыгранность, взаимовыручка. Особую роль играют межличностные отношения. Сплочённость единой команды достигается наличием единой цели - победы. Спортсмены проводят много времени вместе на тренировках, поэтому система отношений должна приносить чувство удовлетворения от пребывания в таком коллективе. Большое влияние на формирование межличностных отношений в команде оказывает деятельность тренера.

Необходимо учитывать, что в спортивной команде существуют как игроки основного состава, так и запасные. Взаимоотношения между этими участниками в первую очередь зависят от тренера. Если руководитель доверяет основным игрокам, и, в то же время, даёт возможность проявить себя на соревнованиях спортсменам «запасного» состава, то отношения внутри команды будут дружескими, без негативных эмоциональных состояний. Работа между тренером и командой представляет собой особый фактор формирования психологической атмосферы в коллективе.

Соответствующий подбор команды и умение руководителя научить не только тактическому и техническому мастерству, но и взаимопониманию всех участников группы - это залог победы и успеха в соревнованиях.

Таким образом, одним из важнейших показателей «командности» является характер сложившихся межличностных отношений в профессиональном коллективе спортсменов, причем ведущую роль играет личность тренера. Футбол - это не только, а может, и не столько, единоборство на поле, сколько большая подготовительная работа к игре. Это психологическое единоборство «тренер-игрок», в котором тренер должен уметь не всегда побеждать. Это как в философии восточных единоборств: нужно уметь грамотно уступить в малом, чтобы потом выиграть в гораздо большем. И здесь огромное значение имеют личностные качества тренера. Главный тренер был, есть и остаётся при любых современных веяниях в тактике и построении учебно-тренировочного процесса - педагогом, чутким психологом. В нормальных условиях поведение человека в основном контролируется мышлением и волей. Однако индивидуальные особенности влияют на поведение человека. Есть люди, в поведении которых преимущественно представлен импульсивный уровень. Для других в большинстве случаев характерно поведение, контролируемое сознанием. Фиксированные установки, образовавшиеся у спортсмена в процессе подготовки к соревнованиям и определяющие его поведение в соревновании, часто носят сравнительно общий характер. Спортсмена необходимо настроить на хороший микроклимат, на доброе взаимопонимание с окружающими



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: