МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ




Таблица № 1

Данные для факторного анализа прибыли по изделию Б

Показатель Значение показателя
По плану (п) По факту (ф)
Объем реализации продукции (УРП), шт.    
Цена единицы продукции (Ц), тыс.руб. 3,1 3,7
Себестоимость изделия (С), тыс.руб. 2,6 3,1
В том числе переменные затраты (ь) 1,85 2,0
Сумма постоянных расходов (А), тыс.руб.    
Прибыль (П), тыс.руб.    

 

Пп=УРПп(Цп-ьп)-Ап=

10045(3,1-1,85)-7534= 5022 тыс.руб;

П1=УРПф(Цп-ьп)-Ап=

5904(3,1-1,85)-7534= -154 тыс.руб.;

П2=УРПф(Цф-ьп)-Ап=

5904(3,7-1,85)-7534= 3388 тыс.руб.

П3=УРПф(Цф-ьф)-Ап=

5904(3,7-2,0)-7534= 2503 тыс.руб.

Пф=УРПф(Цф-ьф)-Аф=

5904(3,7-2,0)-6494= 3542 тыс.руб.

Общее изменение прибыли составляет:

Побщ=3542-5022= -1480 тыс.руб.

В том числе произошли изменения за счет:

1) количества реализованной продукции Пурп=П1-Пф= (-154)-5022= - 5176 тыс.руб.

2) цены реализации Пц=П2-П1= 3388- (-154)= +3542 тыс.руб.

3) удельных переменных затрат Пь=П3-П2=2503-3388= -885 тыс.руб.

4) суммы постоянных затрат ПА=Пф-П3=3542-2503= +1039 тыс.руб.

Необходимо сделать проверку правильности расчетов. Алгебраическая сумма влияния факторов на результативный показатель (прибыль) должна быть равна общему приросту результативного показателя, т.е.

(-5176)+3542+(-885)+1039= -1480 тыс.руб.

 

В отличие от методики анализа прибыли, применяемой в нашей стране, рассмотренная методика позволяет более правильно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли.

Методика маржинального анализа прибыли несколько усложняется в условиях многопродуктового производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры (удельного веса) реализованной продукции.

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:

П=сумма/УРПобщ * Удi(Цi-ьi)/-А

Таблица № 2

Вид про-дук-ции Объем продаж, шт. Структура продаж Цена, тыс.руб. Переменные затраты на изделие, тыс.руб. Постоянные затраты на весь объем продаж, тыс.руб.
План Факт План Факт План Факт План Факт План факт
А     0,51 0,68 5,0 6,0 2,8 3,20    
Б     0,49 0,32 3,1 3,7 1,85 2,00    
Итог     1,0 1,0 - - - -    

 

На основе данных таблицы № 2 сделаем расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки:

Пп=сумма /УРПобщп*Удiп (Цiп-ьiп)/-Ап=

20500*0,51*(5-2,8)+20500*0,49*(3,1-1,85)-20080= 15477 тыс.руб.;

П1=сумма/УРПобщф*Удiп(Цiп-ьiп)/-Ап=

18450*0,51*(5-2,8)+18450*0,49*(3,1-1,85)-20080= 11921 тыс.руб.;

П2=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiп-ьiп)/-Ап=

18450*0,68*(5-2,8)+18450*0,32*(3,1-1,85)-20080= 14901 тыс.руб.;

П3=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiп)/-Ап=

18450*0,68*(6-2,8)+18450*0,32*(3,7-1,85)-20080= 30989 тыс.руб.;

П4=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Ап=

18450*0,68*(6-3,2)+18450*0,32*(3,7-2,00)-20080= 25085 тыс.руб.;

Пф=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Аф=

18450*0,68*(6-3,2)+18450*0,32*(3,7-2,00)-26568= 18597тыс.руб.;

Побщ=Пф-Пп=

18597-15477 = +3120 тыс.руб.

В том числе изменения произошли за счет следующих факторов:

1) Пурп=П1-Пп=11921-15477= -3556 тыс.руб.

2) Пстр=П2-П1=14901-11921= 2980 тыс.руб.

3) Пц=П3-П2=30989-14901= 16088 тыс.руб.

4) Пь=П4=П3=25085-30989= _5904 тыс.руб.

5) ПА=Пф-П4=18597-25085= -6488 тыс.руб.

Итого: + 3120 тыс.руб.

 

Если бы сравнить результаты факторного анализа прибыли, сделанные обычным способом и маржинальным методом, то они будут значительно отличаться друг от друга. По методике маржинального анализа прибыль более существенно зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукции больше приходится постоянных затрат на единицу продукции.

Таким образом, методика маржинального анализа позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.

 


МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

 

Методика анализа рентабельности, применяемая на многих российский предприятиях, также не учитывает взаимосвязи «затраты-объем-прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности, и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.

На основе данных вышеприведенной таблицы № 2 проведем факторный анализ одного вида продукции(например изделие Б), для чего будет использована следующая факторная модель:

Пi = УРПi(Цi-ьi)-Аi

Рi=

Зi=УРПi*ьi+Аi

 

Рп= Пп =УРПп(Цп-ьп)-Ап =

Зп =УРПп*ьп+Ап

10045(3,1-1,85)-7534 = 5022

10045*1,85+7534 26117 *100 = 19,2%

 

Р1= П1 =УРПф(Цп-ьп)-Ап =

З1 =УРПф*ьп+Ап

5904(3,1-1,85)-7534 = -154

5904*1,85+7534 18456 *100 = - 0,8%

 

Р2= П2 =УРПф(Цф-ьп)-Ап =

З2 =УРПф*ьп+Ап

5904(3,7-1,85)-7534 = 3388

5904*1,85+7534 18456 *100 = 18,4%

 

Р3= П3 =УРПф(Цф-ьф)-Ап =

З3 =УРПф*ьф+Ап

5904(3,7-2,0)-7534 = 2503

5904*2,0+7534 19342 *100 = 12,9%

 

Рф= Пф =УРПф(Цф-ьф)-Аф =

Зф =УРПф*ьф+Аф

5904(3,7-2,0)-6494 = 3542

5904*2,0+6494 18302 *100 = 19,4%

Робщ.=19,4%-19,2% = 0,2%

Приведенные данные показывают, что уровень рентабельности в целом повысился на 0,2%. В том числе за счет следующих изменений:

1) объема реализованной продукции Рурп= (-0,8)-19,2 = -20%

2) цены реализации Рц=18,4- (-0,8)= 19,2%

3) удельных переменных затрат Рь=12,9-18,4= -5,5%

4) суммы постоянных затрат РА=19,4-12,9= 6,5%

 

По данной методике объем продаж влияет на рентабельность, то есть за счет уменьшения объема производства и реализации продукции рентабельность изделия Б снизилась на 20%. Этот метод более достоверен, так как он учитывает взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.

Для анализа рентабельности продукции в целом по предприятию используется следующая факторная модель:

Р = П = (УРПобщ*Удi(Цi-ьi)-А)

З сумма (УРПобщ*Удi*ьi)+А

 

На основании данных таблицы № 2 и факторного анализа прибыли рассчитаем влияние факторов на изменение уровня рентабельности продукции:

 

Рп= Пп = сумма/УРПобщп*Удiп(Цiп-ьiп)/-Ап

Зп сумма (УРПобщп*Удiп*ьiп)+Ап

15477 *100= 22,8%

 

Р1= П1 = сумма/ (УРПобщф*Удiп(Цiп-ьiп)/-Ап

З1 сумма (УРПобщф*Удiп*ьiп)+Ап

11921 *100= 18,9%

 

Р2= П2 = сумма/ УРПобщф*Удiф(Цiп-ьiп)/-Ап

З2 сумма (УРПобщф*Удiф*ьiп)+Ап

14901 *100= 22,5%

Р3= П3 = сумма/ УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiп)/-Ап

З3 сумма (УРПобщф*Удiф*ьiп)+Ап

30989 *100= 46,9%

Р4= П4 = сумма/ УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Ап

З4 сумма (УРПобщф*Удiф*ьiф)+Ап

25085 *100= 34,8%

 

Рф= Пф = сумма/ УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Аф

Зф сумма (УРПобщф*Удiф*ьiф)+Аф

18597 *100= 23,7%

Робщ= 23,7%-22,8%= 0,9%

Изменение уровня рентабельности произошло за счет:

1) объема продаж Рурп=Р1-Рп=18,0-22,8= -3,9%

2) структуры продаж Руд=Р2-Р1=22,5-18,9 = 3,6%

3) цен Рц=Р3-Р2=46,9-22,5= 24,4%

4) переменных затрат Рь=Р4-Р3=34,8-46,9= -12,1%

5) постоянных затрат РА=Рф-Р4=23,7-34,8 =-11,1%

Итого: +0,9%

 

Данная методика учитывает влияние объема продаж на рентабельность. На данном предприятии объем реализации продукции упал на 10%, что привело к снижению рентабельности на 3,9%.

Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего используется следующая модель:

 

Роб = П = сумма /УРПобщ*Удi(Цi-ьi)/-А

В сумма (УРПобщ*Удi*Цi)

 

Анализ рентабельности операционного капитала производится по следующей модели:

 

Р = Прп = Прп +ПФР = сумма /УРПобщ*Удi(Цi-ьi)-А

КЛ В/Коб (сумма УРПобщ*Удi*Цi)/Коб,

 

Где КЛ – средняя сумма операционного капитала,

Коб – коэффициент оборачиваемости капитала.

Преимущество рассмотренной методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие — более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: