Таблица № 1
Данные для факторного анализа прибыли по изделию Б
Показатель | Значение показателя | |
По плану (п) | По факту (ф) | |
Объем реализации продукции (УРП), шт. | ||
Цена единицы продукции (Ц), тыс.руб. | 3,1 | 3,7 |
Себестоимость изделия (С), тыс.руб. | 2,6 | 3,1 |
В том числе переменные затраты (ь) | 1,85 | 2,0 |
Сумма постоянных расходов (А), тыс.руб. | ||
Прибыль (П), тыс.руб. |
Пп=УРПп(Цп-ьп)-Ап=
10045(3,1-1,85)-7534= 5022 тыс.руб;
П1=УРПф(Цп-ьп)-Ап=
5904(3,1-1,85)-7534= -154 тыс.руб.;
П2=УРПф(Цф-ьп)-Ап=
5904(3,7-1,85)-7534= 3388 тыс.руб.
П3=УРПф(Цф-ьф)-Ап=
5904(3,7-2,0)-7534= 2503 тыс.руб.
Пф=УРПф(Цф-ьф)-Аф=
5904(3,7-2,0)-6494= 3542 тыс.руб.
Общее изменение прибыли составляет:
Побщ=3542-5022= -1480 тыс.руб.
В том числе произошли изменения за счет:
1) количества реализованной продукции Пурп=П1-Пф= (-154)-5022= - 5176 тыс.руб.
2) цены реализации Пц=П2-П1= 3388- (-154)= +3542 тыс.руб.
3) удельных переменных затрат Пь=П3-П2=2503-3388= -885 тыс.руб.
4) суммы постоянных затрат ПА=Пф-П3=3542-2503= +1039 тыс.руб.
Необходимо сделать проверку правильности расчетов. Алгебраическая сумма влияния факторов на результативный показатель (прибыль) должна быть равна общему приросту результативного показателя, т.е.
(-5176)+3542+(-885)+1039= -1480 тыс.руб.
В отличие от методики анализа прибыли, применяемой в нашей стране, рассмотренная методика позволяет более правильно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли.
Методика маржинального анализа прибыли несколько усложняется в условиях многопродуктового производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры (удельного веса) реализованной продукции.
|
Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:
П=сумма/УРПобщ * Удi(Цi-ьi)/-А
Таблица № 2
Вид про-дук-ции | Объем продаж, шт. | Структура продаж | Цена, тыс.руб. | Переменные затраты на изделие, тыс.руб. | Постоянные затраты на весь объем продаж, тыс.руб. | |||||
План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | факт | |
А | 0,51 | 0,68 | 5,0 | 6,0 | 2,8 | 3,20 | ||||
Б | 0,49 | 0,32 | 3,1 | 3,7 | 1,85 | 2,00 | ||||
Итог | 1,0 | 1,0 | - | - | - | - |
На основе данных таблицы № 2 сделаем расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки:
Пп=сумма /УРПобщп*Удiп (Цiп-ьiп)/-Ап=
20500*0,51*(5-2,8)+20500*0,49*(3,1-1,85)-20080= 15477 тыс.руб.;
П1=сумма/УРПобщф*Удiп(Цiп-ьiп)/-Ап=
18450*0,51*(5-2,8)+18450*0,49*(3,1-1,85)-20080= 11921 тыс.руб.;
П2=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiп-ьiп)/-Ап=
18450*0,68*(5-2,8)+18450*0,32*(3,1-1,85)-20080= 14901 тыс.руб.;
П3=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiп)/-Ап=
18450*0,68*(6-2,8)+18450*0,32*(3,7-1,85)-20080= 30989 тыс.руб.;
П4=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Ап=
18450*0,68*(6-3,2)+18450*0,32*(3,7-2,00)-20080= 25085 тыс.руб.;
Пф=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Аф=
18450*0,68*(6-3,2)+18450*0,32*(3,7-2,00)-26568= 18597тыс.руб.;
Побщ=Пф-Пп=
18597-15477 = +3120 тыс.руб.
В том числе изменения произошли за счет следующих факторов:
1) Пурп=П1-Пп=11921-15477= -3556 тыс.руб.
2) Пстр=П2-П1=14901-11921= 2980 тыс.руб.
3) Пц=П3-П2=30989-14901= 16088 тыс.руб.
4) Пь=П4=П3=25085-30989= _5904 тыс.руб.
5) ПА=Пф-П4=18597-25085= -6488 тыс.руб.
Итого: + 3120 тыс.руб.
Если бы сравнить результаты факторного анализа прибыли, сделанные обычным способом и маржинальным методом, то они будут значительно отличаться друг от друга. По методике маржинального анализа прибыль более существенно зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукции больше приходится постоянных затрат на единицу продукции.
|
Таким образом, методика маржинального анализа позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.
МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Методика анализа рентабельности, применяемая на многих российский предприятиях, также не учитывает взаимосвязи «затраты-объем-прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности, и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.
На основе данных вышеприведенной таблицы № 2 проведем факторный анализ одного вида продукции(например изделие Б), для чего будет использована следующая факторная модель:
Пi = УРПi(Цi-ьi)-Аi
Рi=
Зi=УРПi*ьi+Аi
Рп= Пп =УРПп(Цп-ьп)-Ап =
Зп =УРПп*ьп+Ап
10045(3,1-1,85)-7534 = 5022
10045*1,85+7534 26117 *100 = 19,2%
Р1= П1 =УРПф(Цп-ьп)-Ап =
З1 =УРПф*ьп+Ап
5904(3,1-1,85)-7534 = -154
5904*1,85+7534 18456 *100 = - 0,8%
|
Р2= П2 =УРПф(Цф-ьп)-Ап =
З2 =УРПф*ьп+Ап
5904(3,7-1,85)-7534 = 3388
5904*1,85+7534 18456 *100 = 18,4%
Р3= П3 =УРПф(Цф-ьф)-Ап =
З3 =УРПф*ьф+Ап
5904(3,7-2,0)-7534 = 2503
5904*2,0+7534 19342 *100 = 12,9%
Рф= Пф =УРПф(Цф-ьф)-Аф =
Зф =УРПф*ьф+Аф
5904(3,7-2,0)-6494 = 3542
5904*2,0+6494 18302 *100 = 19,4%
Робщ.=19,4%-19,2% = 0,2%
Приведенные данные показывают, что уровень рентабельности в целом повысился на 0,2%. В том числе за счет следующих изменений:
1) объема реализованной продукции Рурп= (-0,8)-19,2 = -20%
2) цены реализации Рц=18,4- (-0,8)= 19,2%
3) удельных переменных затрат Рь=12,9-18,4= -5,5%
4) суммы постоянных затрат РА=19,4-12,9= 6,5%
По данной методике объем продаж влияет на рентабельность, то есть за счет уменьшения объема производства и реализации продукции рентабельность изделия Б снизилась на 20%. Этот метод более достоверен, так как он учитывает взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.
Для анализа рентабельности продукции в целом по предприятию используется следующая факторная модель:
Р = П = (УРПобщ*Удi(Цi-ьi)-А)
З сумма (УРПобщ*Удi*ьi)+А
На основании данных таблицы № 2 и факторного анализа прибыли рассчитаем влияние факторов на изменение уровня рентабельности продукции:
Рп= Пп = сумма/УРПобщп*Удiп(Цiп-ьiп)/-Ап
Зп сумма (УРПобщп*Удiп*ьiп)+Ап
15477 *100= 22,8%
Р1= П1 = сумма/ (УРПобщф*Удiп(Цiп-ьiп)/-Ап
З1 сумма (УРПобщф*Удiп*ьiп)+Ап
11921 *100= 18,9%
Р2= П2 = сумма/ УРПобщф*Удiф(Цiп-ьiп)/-Ап
З2 сумма (УРПобщф*Удiф*ьiп)+Ап
14901 *100= 22,5%
Р3= П3 = сумма/ УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiп)/-Ап
З3 сумма (УРПобщф*Удiф*ьiп)+Ап
30989 *100= 46,9%
Р4= П4 = сумма/ УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Ап
З4 сумма (УРПобщф*Удiф*ьiф)+Ап
25085 *100= 34,8%
Рф= Пф = сумма/ УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Аф
Зф сумма (УРПобщф*Удiф*ьiф)+Аф
18597 *100= 23,7%
Робщ= 23,7%-22,8%= 0,9%
Изменение уровня рентабельности произошло за счет:
1) объема продаж Рурп=Р1-Рп=18,0-22,8= -3,9%
2) структуры продаж Руд=Р2-Р1=22,5-18,9 = 3,6%
3) цен Рц=Р3-Р2=46,9-22,5= 24,4%
4) переменных затрат Рь=Р4-Р3=34,8-46,9= -12,1%
5) постоянных затрат РА=Рф-Р4=23,7-34,8 =-11,1%
Итого: +0,9%
Данная методика учитывает влияние объема продаж на рентабельность. На данном предприятии объем реализации продукции упал на 10%, что привело к снижению рентабельности на 3,9%.
Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего используется следующая модель:
Роб = П = сумма /УРПобщ*Удi(Цi-ьi)/-А
В сумма (УРПобщ*Удi*Цi)
Анализ рентабельности операционного капитала производится по следующей модели:
Р = Прп = Прп +ПФР = сумма /УРПобщ*Удi(Цi-ьi)-А
КЛ В/Коб (сумма УРПобщ*Удi*Цi)/Коб,
Где КЛ – средняя сумма операционного капитала,
Коб – коэффициент оборачиваемости капитала.
Преимущество рассмотренной методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие — более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.