Стадии развития коллектива




Народный художественный коллектив проходит в своем развитии сложный путь.

Началом коллектива является принятие участниками его целей и задач, охватывающих как собственно внутриколлективные действия, так и будущие художественные встречи, со зрителями (слушателями). Коллектив участников является необходимым условием организации совместной деятельности. Вместе с темой помогает реализовать не только художественно-творческие устремления, но и свои потребности и интересы в общении. Ведущей в коллективе становится художественно-педагогическая деятельность, как бы элементарна она ни была на первых порах. С самого начала перед коллективом выдвигаются вопросы планирования деятельности, определения роли каждого участника, объединение усилий каждого.

Важно, чтобы в процессе развития коллектива участники его осознали, что от их активности и инициативы зависит выполнение намеченных целей и задач, а педагог, как ответственное лицо, обладающее художественной квалификацией и педагогической подготовкой, направлял, бы деятельность и общение участников, подводил их к пониманию роли коллектива как добровольного объединения людей, совместно решающих идейно-нравственные и художественно-эстетические задачи.

Педагог должен не только предъявлять требования, но и подводить участников к осознанию важности их активно-инициативного участия в совместной деятельности и общении. Такова должна быть педагогическая установка И все-таки во вновь рождаемом коллективе должны создаваться условия для проявления активности и самостоятельности людей, добровольно объединившихся для совместной деятельности и общения.

Чрезвычайно важный момент жизни коллектива — это возникновение и оформление актива. Актив — это полномочные представители коллектива, кото-рые практически показали, что они наиболее полно выражают его идеалы, цели, задачи и потому способны повести за собой других участников. В него должны входить инициативные, подготовленные, пользующиеся авторитетом люди, наиболее полно выражающие устремления коллектива, способные организовать внутриколлективную и художественно-агитационную деятельность. Правильное формирование актива возможно при условии гласности всей деятельности кол-лектива, регулярности обсуждений того, что уже сделано, при критическом разборе поступков и дел каждого участника. Внутриколлективные обсуждения — прекрасная школа выявления мнений, устремлений и ожиданий, одна из форм проявления критичности к себе я к своим товарищам. Эти обсуждения позво-ляют выделить наиболее авторитетных, наиболее «болеющих» за общее дело, способствуют пробуждению инициативы и самостоятельности.

Таким образом, первая стадия развития коллектива характеризуется следующими основными признаками: а) большинство его участников добровольно принимают на себя художественно-педагопические цели и задачи коллектива; б) вся художественно-педагогическая деятельность участников направлена на их осуществление; в) на этой основе происходит общение руководителей и участников, а также участников между собою и устанавливается ответственная зависимость их друг перед другом; г) функционирует актив, являющийся носителем внутриколлективных и внеколлективных общественно ценных устремлений; д) складываются общекол-лективные ценности, когда участники испытывают чувство удовлетворения от успехов своих товарищей и коллектива в целом и огорчаются от их неуспехов,...

Вторая стадия. На этой стадии развития в коллективе усложняются цели и задачи и деятельность по их выполнению. Это находит свое проявление в организации внутри- и внеколлективной жизни.

В коллективе осознается важность обучения, образования и воспитания. В результате формирования подобных ценностей и мотивов перестраивается внутриколлективная деятельность, рассчитанная на большую инициативность и самостоятельность участников. Среди наиболее передовой и сознательной части коллектива - чаще всего актива - осознается необходимость совершенствования художественно-исполнительской деятельности; их перестает удовлетворять лишь разучивание и исполнение новых произведений, которое не приводит к повышению художественного мастерства. Возникает стремление больше внимания уделять учебно-воспитательной работе, посещению концертов и спектаклей, выставок и

музеев, лекториев по вопросам культуры и искусства, занятий в университетах и школах культуры и т. п.

Тем самым усложняется учебно-воспитательная деятельность, повышаются требования к идейно-художественному исполнению произведений, а это, в свою очередь, влечет качественную перестройку художественно-педагогической организации. Вся совместная деятельность коллектива становится существенным фактором художественно-творческого развития участников. На второй стадии элементы самоорганизации выступают более отчетливо. Актив коллектива нередко организует посещения и обсуждения" концертных программ, кинофильмов, спектаклей, музейных и выставочных экспозиций, проводит образовательные за-нятия в коллективе (беседы, дискуссии и т. п.) по вопросам общественной жизни страны, культуры и искусства.

Если на первой стадии эти формы работы с участниками преимущественно организуются педагогом, то на второй они приобретают черты самоорганизации участников.

Подобная деятельность не опекается и не регламентируется руководителем, хотя непременным условием остается умное, тонкое, педагогически правильное воздействие. Все это способствует развитию самостоятельности, предполагающей самоорганизацию и саморуководство собственной деятельностью. Формируются также и навыки самоуправления, более высокой формы самоорганизации. Предполагается уже такое планирование деятельности, когда заранее предусматриваются формы воздействия на других участников, а также зрителей (слушателей). Так, например, по просьбе педагога актив продумывает меры по привлечению новых членов в коллектив. С этой целью организуются выступления с высокохудожественными произведениями, способные зажечь и привлечь желающих в свои ряды или пробудить у них потребности в пополнении знаний в области избранного вида искусства.

Меняется и художественно-творческая атмосфера в коллективе. Усилия всех сосредоточиваются на учебно-творческой деятельности, предполагающей серьезную подготовительную работу, творческую самоотдачу, выполнение множества поручений и установление более сложной взаимоответственности и взаимозависимости. На второй стадии формируется критическая оценка к своей подготовленности. Поэтому главным мотивом становится овладение мастерством, а для некоторых — серьезными знаниями в области культуры и искусства.

Богаче становятся взаимоотношения между участниками. Взаимоотношения в коллективе на второй стадии все в большей степени начинают носить черты художественно-творческого сотрудничества. Складывается и успешно осуществляется взаимопомощь участников, имеющих различную подготовку и опыт в овладении выразительными средствами, приемами идейно-образного постижения произведения. Взаимоответственность и взаимоподдержка в процессах учебно-художественной и исполнительской деятельности являются важными ценностями коллектива.

Новое качество приобретает оценочная деятельность: в ней отражается накопленный опыт и возросший уровень критериев, с позиций которых

определяются достижения и поступки каждого и коллектива в целом. Участники предъявляют к себе и к другим более повышенные требования с учетом не только ближних, но и средних, дальних перспектив.

Важное значение для многих участников приобретает оценка нравственного и эстетического содержания деятельности, серьезно возрастает осознание общественной роли его в воспитании зрителей и слушателей. Постепенно происходит увеличение членов актива и усиление его влияния на внутри - и внеколлективные дела, он становится носителем новой системы общеколлективных познавательных, нравственных и эстетических ценностей.

В этих условиях усложняется и деятельность педагога. Неправомерно считать, что основой становится его коммуникативная функция. Он реализует совокупность педагогических функций. В ходе самоорганизации членов большую роль, чем на первой стадии, приобретают различные формы опосредованного педагогического воздействия. Однако и на этой стадии педагог направляет и организует всю деятельность коллектива, хотя сам характер ее приобретает новые черты.

Итак, для второй стадии развития коллектива характерны следующие моменты: а) усложняются художественно-педагогические цели и задачи коллектива, многие члены его все более осознают общественно ценный смысл их; б) усложняется и дифференцируется внутри- и внеколлективная деятельность, предполагающая осуществление художественно-педагогических и художественно-пропагандистских целей и задач в их единстве; в) общение педагога с участниками и участников между собой приобретает устойчивый характер, обогащаются прямые и опосредованные связи и отношения, которые складываются и поддерживаются преимущественно на основе учебно-воспитательной и художественно-исполнительской деятельности, возникают черты художественно-творческого сотрудничества единомышленников; г) развиваются различные формы самоорганизации, саморуководства и самоуправления, складывающиеся на основе формирования потребностей в обучении, образовании и воспитании; д) совершенствуется деятельность актива, состав которого пополняется новыми людьми, он выступает носителем возросших общеколлективных ценностей; е) формируется общественное мнение с устойчивыми требованиями, предъявляемыми к внутриколлектавной и исполнительской деятельности, к поступкам участников на работе, в быту, семье и т. д., с критической оценкой и самооценкой каждого и коллектива в целом; ж) улучшается организационная структура: большее развитие получают микрогруппы, складывающиеся для выполнения различных поручений (выпуск газеты, организация вечера отдыха, подготовка отдельного _ произведения, поездка на выступление), деятельность которых цементируется активом и педагогом; з) качественно перестраивается деятельность педагога (педагогического состава), в которой получают широкое развитие опосредованные формы организации внутриколлективной и внеколлективной жизни.

Т р е т ь я стадия. На основе накопленного опыта коллектив поднимается на более высокую ступень своего развития. Качественно иным становится понимание взаимосвязей учебно-воспитательной и исполнительской деятельности: возрастают потребности быть образованными, воспитанными и развитыми людьми не только в художественном, но и в нравственном и эстетическом отношениях. На этой стадии участники ставят перед собой и всем коллективом более сложные художественно-творческие задачи. Повышается творческий потенциал коллектива: большее значение, чем на предыдущих стадиях, приобретают творческий поиск, общее и художественное развитие участников, предполагающие их образованность, воспитанность, богатство чувств. Стремление расширить свой общекультурный и эстетический кругозор становится ценностью для большинства участников, приобретает значение устойчивых духовных потребностей.

На этой основе формируется интерес к самообучению, самообразованию - и самовоспитанию. Больше, чем в прошлом, возрастает мера самостоятельности, причем не только в потреблении и репродуцировании ранее сложившихся образцов культуры и искусства, но и в глубоком осмыслении и интерпретации их.

Мотивы успеха в выступлении перед зрителями (слушателями) для большинства членов приобретают большую наполненность; ценным становится коллектив как пропагандист лучших художественных достижений, на которых он воспитывает зрителей и слушателей. Важным средством развития коллектива становятся его традиции, которые начинают складываться на второй стадии, а на третьей приобретают для большинства участников значение внутренних регуляторов коллективной жизни.

Разнообразная учебно-воспитательная и художественно-творческая, насыщенная общественно ценным смыслом и содержанием, приводит к дальнейшему обогащению взаимоотношений педагога с участниками и участников между собой. Взаимоотношения товарищеской взаимопомощи и сотрудничества на третьей стадии становятся устойчивой традицией. Дальнейшее развитие и обогащение взаимоотношений обусловлено художественно-творческими задачами более повышенной сложности, предполагающими дальнейшую дифференциацию усилий каждого при одновременной их интеграции.

Наибольший простор получает гармоническое сочетание общеколлективных целей и задач с устремлениями каждого участника. Становятся традицией и постоянные творческие контакты с коллективами, родственными по виду художественной деятельности и формам организации, а также с коллективами разных жанров, со зрительскими (слушательскими) аудиториями

На третьей стадии расширяется «педагогическая» роль коллектива: многие участники становятся педагогами и воспитателями по отношению к вновь вступившим или занимающимся на подготовительной ступени.

В коллективе вырабатывается система критериев оценки и самооценки на основе более высоких общественно-познавательных, нравственных, эстетических и художественных требований. Следовательно, коллектив на третьей стадии органически сочетает в себе художественно-творческие устремления и

общественно-пропагандистскую деятельность при разнообразии внутриколлективных взаимоотношений, развивающихся с учетом высоких требо-ваний, предъявляемых каждым участником, группой и коллективом в целом. При этом участникам приходится преодолевать различного рода трудности: собственные недостатки, отсутствие достаточной материальной базы, моральной поддержки и т. п. Более того, нередко коллективы выдерживают «пробу на прочность» (при различных конфликтах, уходе прежнего и приходе нового руководителя), сохраняя свои традиции и стиль деятельности.

Специфика педагогического руководства заключается в решении общих учебно-воспитательных и исполнительских задач при индивидуальном подходе к каждому. От педагога требуется высокая профессиональная квалификация, чтобы в процессе дальнейшего продвижения коллектива выстроить путь развития каждого участника, учитывая его предшествующий опыт, способности, знания, умения и навыки. Непрерывная корректировка индивидуально-психологических особенностей участников и социально-психологических черт групп участников, коллектива, сложившихся и развивающихся традиций — требования, которые должен непременно выполнять педагог. Главное — не упускать из вида формирование у каждого участника, групп участников и всего коллектива активной гражданской позиции по отношению к идеалам и ценностям, на-значению художественного творчества как средства самораскрытия личности и эстетического воспитания и развития зрителей, к обществу в целом.

В условиях дальнейшего совершенствования форм самоорганизации, осуществляемого на основе развивающихся потребностей участников к самообучению и самовоспитанию, педагогические требования воспринимаются участниками не как идущие извне, а как свои собственные для дальнейшего продвижения вперед. Самообучение, самообразование, самовоспитание и саморазвитие становятся важными импульсами, насыщающими деятельность коллектива новыми увлечениями, творческим горением; растет критичность по отношению к себе и другим, пробуждаются новые стремления к еще более сложным художественно-творческим решениям, о которых еще совсем недавно и не думали. Подобному коллективу по плечу сложные задачи дальнейшего совершенствования всех видов деятельности.

Следовательно, для третьей стадии развития коллектива, характерны следующие черты: а) цели и задачи коллектива, связанные с социально-общественными идеалами нашего общества, приобрели глубокий общественно ценностный смысл и содержание; б) на этой основе происходит дальнейшее развитие учебно-воспитательной и художественно-творческой деятельности, для которой характерно возрастание творчески поисковой самостоятельности и идейно-нравственной и эстетической зрелости участников; в) взаимоотношения в коллективе наполняются новым содержанием, характеризующимся единством устремлений и помыслов; художественно-творческое сотрудничество становится нормой взаимоотношений; социально ценные традиции, складывающиеся на предыдущей стадии, приобретают роль регуляторов поведения, деятельности и общения в коллективе; г) качественно более содержательными и идей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: