Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста




Консультация для педагогов

Подготовила Мотылева Галина Алексеевна, воспитатель 1 квалификационной категории

 

Цвет – это одно из наиболее ярких выразительных средств доступных детям.

Свойства цвета, его природа, влияние на человека и многое другое сформировали основы науки – цветоведение. Слово “цветоведение” кажущееся по началу сложнопроизносимым и непонятным становится ямным при его расшифровке. Ведать цветом. Ведать – значит знать.

Известно, что основные новообразования в дошкольном возрасте-произвольные психические процессы, внутренний план действий, рефлексия поведения. Рисование играет роль одного из механизмов совершенствования организма и психики, а так же способствует согласованности межполушарного взаимодействия. Поэтому снижение мотивации к данному виду деятельности в дошкольном возрасте не может не сказаться на развитие ребенка в целом.

Задача развития у детей чувства цвета предусматривается программой воспитания и обучения в детском саду, но она сформирован в виде общих указаний. В большинстве случаев цвет рассматривается как признак предмета.

Интерес предлагаемой работы состоит в ознакомлении детей со свойствами и особенностями цвета, что практически не рассматривается в специальной литературе для дошкольников.

Условия развития цветовосприятия у детей дошкольного возраста:
– Предоставление всем детям на занятии равных и реальных практических возможностей,
– Систематическая работа по наблюдению окружающей действительности.
–Использование дидактических игр и упражнений,
– Осуществление индивидуального подхода, в работе с детьми.
– Творческие задания.

Методы для развития цветовосприятия у детей дошкольного возраста:

1. Игровые методы.

Игровые методы позволяют сделать процесс обучения увлекательным, а также активизировать детей. Способы вовлечения дошкольников в процесс воспитания и продуктивного творчества разнообразны, и доминирующей является сказочно-игровая форма. Она активизирует познавательные процессы и способствует лучшему усвоению эстетических знаний, умений и навыков, развивает фантазию и воображение. Поэтому ключевым моментом, который проходит через все занятия по цветовосприятию – это использование воображаемой ситуации, когда дети попадают в волшебную страну сказок, где встречаются с королевой – Радугой, которой злой волшебник Клякса испортил ее красивое и волшебное платье, поэтому в стране красок стало грустно, тускло и не красиво.

Дети с увлечением и трепетом выполняют все задания, чтобы помочь королеве – Радуге и поэтому каждое занятие получается как необыкновенное и занимательное путешествие, на котором дети не только играют, но и знакомятся с необыкновенным миром красок и учатся видеть и ощущать красоту вокруг себя.

Так же введение сказочных героев приносит свою увлекательность и разнообразие в процесс обучения – это такие герои как, волшебница, королева – Радуга, злой волшебник Клякса, гномы – краски и другие персонажи.

На своих занятиях мы используем ролевые действия, когда дети сами могут поучаствовать и стать волшебниками– фокусниками, чтобы при помощи эксперимента получить новую краску.

2. Наглядный метод.

Для того чтобы развивать у детей художественный и эстетический вкус на своих занятиях мы широко используем репродукции картин знаменитых художников, таких как; И.И.Левитан, Д.Сурин, М.Врубель, К.Юон, В.Суриков, И.И.Шишкин и т.д.

Также детям очень близки иллюстрации к сказкам и рассказам, которые мы просматриваем на занятиях и в совместной деятельности.

На занятиях по цветовосприятию я широко использую такой наглядный метод, как показ способов действий, т.к. этот метод наиболее позволяет повысить эффективность работы с детьми.

3. Словесные методы.

Обязательным методом в работе над цветовосприятием являются:
– художественное слово (используем стихи С. Маршака, И. Я. Акимова, И. Демьянова, Я. Акима, Э. Успенского и т.д.; загадки о цветах и их оттенках; используем в своей работе эстетические беседы, вопросы, рассказы и т.д.)

4. Практические методы.

Применяем различные виды упражнений, которые позволяют в процессе многократного системного выполнения сформировать навык:

а) Подражательно – исполнительный (выполнение задания в соответствии с образцом).

Для того чтобы ребенок мог творить, его начало нужно научить тому, как перенести на бумагу образы, возникшие в его воображении. Если этого не сделать, замечательные фантазии, которые возникли в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленный рисунок, который вызовет у ребенка негодование или разочарование и может оттолкнуть от занятий изобразительной деятельностью. Чтобы научить ребенка разными способами выразить задуманное в рисунке или аппликации.

б) Творческие упражнения. Этот метод предполагает закрепление и совершенствование усвоенных навыков.

В ходе игр – занятий по цветовосприятию дети усваивают новые понятия и, сопоставляя увиденное со своим опытом воспроизводят полученные навыки в творческих заданиях и упражнениях. Для выполнения задания дети используют разную по цвету и фактуре бумагу, картон, гуашь, акварельные краски и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: