Знакомство с фигурами
Король. Самая важная фигура, но очень слабая. Если король погиб – партия проиграна. Король ходит на любое соседнее с ним поле только на одну кленку. Главная цель игры – поставить короля противника в безвыходное положение, объявить ему мат. Если вам удалось объявить мат — вы победили и партия окончена.
Ферзь. Самая сильная фигура. В народе ее называют королевой. Она ходит как угодно: и по горизонтали, и по вертикали, и по диагоналям, вперед и назад. За один ход королева может пройти как одну клетку, так и все шахматное поле.
Ладья. Она ходит почти так же, как ферзь, только ею нельзя ходить по диагонали.
Пешка. Самая слабая фигура. Она ходит только вперед, и только на одну клетку, только один раз с исходной позиции пешка может сделать двойной ход (через клетку, например c2 – c4). Однако если пешке удается пройти все поле, то дойдя до последнего ряда, она может превратиться в любую шахматную фигуру, кроме короля. Не правда ли, это немного напоминает сказку про Золушку, которая превращается в принцессу?
Конь. Это очень интересная фигура. Конь ходит следующим образом: две клетки вперед, одна вбок, или две клетки вбок, одна вперед (в народе говорят буквой Г).
Слон. Эта фигура ходит только по диагоналям, вперед и назад. Слон ходит по клеткам только своего цвета.
Это нужно знать: за один ход можно передвинуть только одну фигуру, однако за время игры каждому игроку разрешается один раз сделать двойной ход — одновременно переставить короля и ладью. Этот ход называется «рокировка».
Рокировка делается следующим образом: ладью надо придвинуть к королю, король перепрыгивает через нее и становится с другой стороны. Нельзя делать рокировку, если: король и ладья уже делали ход; королю объявлен шах; после рокировки король и ладья не должны остаться под боем.
|
Это касается только пешек. Можно побить пешку на проходе, когда она делает двойной ход. Как только пешка противника сделала двойной ход, вы можете снять ее с доски, поставив свою пешку на поле так, будто пешка противника сделала простой ход. Взять пешку на проходе можно только сразу после двойного хода пешки. Не взял сразу — возможность пропадает. Посмотрите на пример.
При игре соблюдайте основное правило шахмат и учитесь сразу играть правильно: тронул фигуру — ходи ею. Поэтому пока вы не продумали, как следует ход — не прикасайтесь к фигуре.
КАРАНДАШ РИСУЕТ ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Весёлые человечки скучали.
– Карандаш, нарисуй что-нибудь, – попросила Дюймовочка.
– Вчера я видел удивительную игру. Хотите, нарисую фигурки, которыми в неё играли? – спросил Карандаш.
– Рисуй, рисуй! – обрадовались весёлые человечки.
Они знали, что Карандаш умеет рисовать живые картинки.
Работал Карандаш быстро, и вскоре весёлые человечки увидели множество причудливых светлых и тёмных фигурок.
Фигурки ожили, зашевелились.
Карандаш сиял. Незнайка загадочно улыбался, а остальные весёлые человечки смотрели на нарисованные фигурки во все глаза.
– Кто вы такие? – строго спросила самая высокая светлая фигурка с остроконечной чёрной нашлепкой.
– Мы... мы... – растерялась Дюймовочка. – Мы – весёлые человечки. Меня зовут Дюймовочка, а это мои друзья – Карандаш, Самоделкин, Незнайка, Буратино, Чиполлино, Петрушка и Гурвинек... А кто вы?
– Мы шахматные фигуры, – хором ответили нарисованные фигурки.
– А как вас зовут? – спросила Дюймовочка.
– Я белый шахматный король, – ответила самая высокая светлая фигура.
– А я чёрный шахматный король, – сказала самая высокая тёмная фигура с остроконечной белой нашлепкой.
Вперед выступили две высокие фигуры, очень похожие на шахматных королей, но пониже, с маленькими шариками на верхушках. У тёмной фигуры шарик был белый, у светлой – чёрный.
– Я белый шахматный ферзь, – сказала светлая фигура.
– Я чёрный шахматный ферзь, – сказала тёмная фигура.
Из-за ферзей выглянули четыре фигуры с головами лошадок: две светлые и две тёмные.
– Мы белые шахматные кони.
– А мы чёрные шахматные кони.
Затем вперед выступили четыре фигуры, похожие на башенки: две светлые и две тёмные.
– Мы белые шахматные ладьи.
– А мы чёрные шахматные ладьи.
Из-за ладей степенно вышли четыре фигуры с заостренными головками: две светлые и две тёмные.
– Мы белые шахматные слоны.
– Мы чёрные шахматные слоны.
И наконец, с веселыми человечками познакомились самые маленькие круглоголовые фигуры: восемь светлых и восемь тёмных.
– Мы белые шахматные пешки.
– А мы чёрные шахматные пешки.
Тут Незнайка, который до сих пор молчал и улыбался, сказал:
– А я знаю, что это за игра. Это шахматы. Я очень люблю в них играть и вас научу.
– А мы поможем, – обрадовались шахматные фигуры.
|
УДИВИТЕЛЬНЫЕ КЛЕТКИ
Нарисуй нам шахматную доску, – попросил Незнайка Карандаша.
Карандаш задумался и сказал:
– Вспомнил! Она состоит из множества светлых и тёмных клеточек.
И Карандаш нарисовал светлую клеточку.
А рядом с ней – тёмную клеточку.
– По-шахматному, это поля, – объяснил Незнайка. – Светлые клетки – белые поля. Тёмные клетки – чёрные поля. Вот так, братцы.
Светлая и тёмная клеточки-поля ожили и улыбнулись.
Затем посмотрели друг на друга и нахмурились.
Оттолкнулись друг от друга и разбежались в разные стороны.
– Поля, погодите! – закричал Карандаш. – Я ещё не всю шахматную доску нарисовал.
И Карандаш начал быстро-быстро рисовать белые и чёрные поля. Но только он успевал их закончить, как они тоже разбегались кто куда.
Наконец Карандаш нарисовал столько клеток, сколько нужно, и устало сказал весёлым человечкам:
– Всё, теперь ловите их.
И весёлые человечки с шумом и гамом принялись гоняться за озорными клетками-полями. Но поля ловко ускользали у Буратино из-под носа, выскальзывали у Чиполлино из рук, проскальзывали у Незнайки между ног.
Всё же все клетки были пойманы, но встать рядом с чёрными полями белые поля отказывались. Да и чёрные поля не захотели встать рядом с белыми полями.
– Они слишком тёмные, – упирались белые поля.
– Они слишком светлые, – фыркали чёрные поля.
Тут белый король почёрнел от злости, чёрный король побелел от злости, и оба короля в один голос пригрозили:
– Если сейчас же не встанете на свои места, мы поищем другую шахматную доску, а с вами никто не будет играть.
Белые и чёрные поля испугались, прижались друг к дружке, и получилась шахматная доска.
Незнайка уселся с одной стороны шахматной доски, остальные весёлые человечки расположились с другой стороны шахматной доски.
– Сейчас мы с вами противники, братцы. Ведь в шахматы играют игроки-противники. Правое поле у меня белое, – значит, шахматная доска между нами лежит правильно.
Тут полям наскучило стоять, прижавшись друг к другу, и они снова разбежались по углам.
То-то вновь была работа весёлым человечкам ловить озорные поля
|
Главные герои - Шахматные фигуры.
Мир шахмат в картинках
Шахматы в мультфильмах