Асфальтосмесительные установки могут быть классифицированы по основным конструктивным и технологическим показателям: производительности, мобильности, компоновке, технологии смешивания.
По производительности асфальтосмесительные установки разделяют на четыре типа: малой (до 40 т/ч), средней (5.0-100 т/ч), большой (150-350 т/ч) и сверхмощные с производительностью более 400 т/ч. Производительность асфальтосмесительных установок является главным параметром.
По мобильности асфальтосмесительные установки подразделяют на передвижные, полустационарные и стационарные. Конструктивное исполнение агрегатов определенным образом влияет на продолжительность монтажа и демонтажа установки, ее мобильность.
По конструктивной компоновке узлов смесительного агрегата асфальтосмесительные установки подразделяют на башенные и партерные.При башенной компоновке основные узлы смесительного агрегата расположены один под другим по одной вертикали. Для установок такого типа требуется лишь однократный подъем горячих материалов. Затем материал поступает самотеком последовательно в нижерасположенные агрегаты.В состав смесительного агрегата входят грохот, дозаторы с расходными и весовыми бункерами, смеситель. Остальные агрегаты асфальтосмесительных установок: агрегат питания, сушильный барабан, накопительный бункер и другие - имеют партерное (наземное) расположение.Асфальтосмесительные установки партерного типа имеют наземное расположение всех основных узлов и агрегатов. Материал перемещается от агрегата к агрегату по горизонтали при многократном подъеме.
По технологии протекания процесса смешивания принято различать асфальтосмесительные установки периодического и непрерывного действия.
В установках периодического действия обычно подготовительные и вспомогательные операции выполняются непрерывно, а дозирование, сме
шивание и разгрузка смесителя производятся периодично определенными порциями. Смесительные установки непрерывного действия имеют некоторые преимущества перед установками периодического действия в отношении меньшей металлоемкости конструкции смесителя и энергоемкости процесса смешивания. Их целесообразно применять при больших объемах работ на строящихся автомагистралях, когда требуется массовое производство постоянной по составу смеси.
Технологические схемы асфальтосмесителей: а — асфальтосмеситель Д-225; б — асфальтосмеситель Д-152Б; 1 — питатель для щебня и песка; 2 — холодный элеватор; 3 — дозатор битума; 4 — лоток сброса излишков щебня и негабаритных отходов; 5 — дымовая труба; 6 — элеватор заполнителя; 7 —сушильный барабан; 8 — цилиндрический грохот; 9 —топка; 10 — форсунка; 11 — бункер; 12 — весовое дозирующее устройство для минеральных материалов; 13 — мешалка; 14 — горячий элеватор; 15 — плоский виброгрохот; 16 — лоток сброса излишков песка; 17 — битумопровод; is — весовое битумное дозирующее устройство; 19 — битумный насос; 1, 11, III, IV — секции бункера 11
87. Классификация машин для строительства цементобетонных покрытий.
Машины для строительства цементобетонных покрытий выпускают двух типов: с колесно-рельсовым ходовым устройством и машины со скользящими формами с гусеничным ходовым устройством. Комплект машин составляют группа основных машин и дополнительное технологическое оборудование. Основной группой машин комплекта являются: профилировщик основания, распределитель бетона, бетоноукладчик со скользящими формами, бетоноотделочная машина и распределитель пленкообразующих материалов.
По типу рабочего органа профилировщики бывают ножевыми и фрезерными.
По конструкции рабочих органов все распределители бывают бункерными, шнековыми, лопастными, ковшовыми. Бункерные относятся к машинам периодического действия, остальные - к машинам непрерывного действия. Строительство цементобетонных покрытий выполняют поточным способом линейными комплектами машин на рельсовом или гусеничном ходу.
Рельсовые машины перемещаются по рельс-формам, которые одновременно являются неподвижной опалубкой для бетонной: смеси, машины на гусеничном ходу — по дорожному основанию. Последние формируют слой цементобетонного покрытия между скользящими формами, укрепленными на машине.
Основу этих комплектов составляют четыре машины: профилировщик основания, бетонораспределитель, бетоноотделочная машина и нарезчик швов. Кроме того, используется ряд вспомогательных машин: автогрейдеры, автосамосвалы, автобетоносмесители, дорожные бетоносмесители, автоцистерны, передвижные тенты, механизмы для очистки и заливки швов, комплект рельс-форм, машины для транспортирования оборудования и машины для установки рельс-форм.
В каждом отдельном случае состав машин выбирают в зависимости от способа приготовления смеси и ее транспортирования,, конструкции основания и самого покрытия (армированные, неармированные, предварительно-напряженные). В этом случае в комплект входят дополнительные машины для раскладки и предварительного напряжения арматуры.