МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК СПОСОБ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ




Увеличение периода образования как условие возникновения молодежной субкультуры. Появление социальной потребности в необходимом и обязательном массовом образовании. Фено­мен «социального детства». Превращение статичных обществен­ных систем в динамические. Частичная передача социализиру­ющей функции семьи peer groups. Положительные функции мо­лодежной субкультуры. Традиционный и нетрадиционный пути социализации молодых людей. Сочетание факторов, необхо­димое для возникновения молодежной субкультуры. Основные предпосылки появления молодежной субкультуры.

Одними из первых изучать молодежную субкультуру стали ученые Соединенных Штатов Америки. И на то была серьез­ная социально-историческая причина: молодежная субкульту­ра как феномен впервые появилась в США. Из Второй мировой войны эта страна (в отличие от стран Европы, СССР и Япо­нии, которые, воюя на своей территории, очень серьезно пост­радали) вышла на волне экономического подъема. В то время когда европейские страны, Советский Союз, Япония, а также другие (экономически менее развитые) страны восстанавлива­ли разрушенное хозяйство, США шли по пути развития соб­ственного индустриального общества, превращая его в постин­дустриальное. И в результате эта страна первой столкнулась с феноменом молодежной субкультуры.

Появление молодежной субкультуры в США приходится на 50-е годы XX столетия. Как впоследствии и в других инду­стриально развитых странах, начавших переход к постинду­стриализму, ее первые представители были по возрасту стар­ше тех, кто подхватил у них эстафету в последующие десяти­летия. Окружающие скорее недоумевали, чем относились к ним серьезно. Вот почему в те годы обширные исследования моло­дежной субкультуры не проводились, и о первых представите­лях молодежной субкультуры, битниках и хипстерах, стали за­думываться уже постфактум, а основные исследования феномена молодежной субкультуры пришлись на 60—70-е годы XX столетия — на период так называемой Студенческой рево­люции, а также «выхода» из нее. Однако сказанное не означает, что в 50-е годы на молодежную субкультуру ученые не обраща­ли внимания. Исследования тогда велись менее интенсивно, чем в последующие десятилетия, но наработки, сделанные в то вре­мя, очень ценны для понимания сущностной стороны рассмат­риваемого социального феномена.

Поскольку первые работы, посвященные молодежной суб­культуре, принадлежали американским авторам, то естественно, что они использовали принятый в их стране научный ап­парат. Поэтому в исследованиях того времени молодежная суб­культура рассматривается как одно из атрибутивных свойств peer group, понятия, введенного в научный оборот в США для обозначения гомогенных малых групп и обладающего столь богатым семантическим полем, что, как правило, не перево­дится на иностранные языки. В более поздних работах понятие «молодежная субкультура» будет коррелировать с понятием «не­формальное молодежное объединение», более точно отражаю­щим суть дела. Но как бы то ни было, нельзя ставить знак ра­венства ни между молодежной субкультурой и peer group, ни между молодежной субкультурой и неформальными молодеж­ными объединениями. И peer group и неформальные молодеж­ные объединения — это лишь форма, внешняя оболочка или, если так можно выразиться, «тело», молодежной субкультуры. Сущностные же характеристики молодежной субкультуры лишь проявляются через ту или иную форму. Однако для выявления сущности молодежной субкультуры необходимо рассмотреть peer group и неформальные молодежные объединения.

Но прежде следует обратиться к социальным причинам, приводящим молодых людей в peer groups и неформальные молодежные объединения, которые, собственно, и продуци­руют молодежную субкультуру, а также к тому, какая часть молодежи оказывается вовлеченной в этот процесс.

Как отмечалось, появление молодежной субкультуры на макроуровне обусловлено достижением ряда обществ разви­той стадии индустриализма и началом их перехода к стадии постиндустриализма. Одной из главных причин выхода молодежной субкультуры на социально-историческую авансцену стало резкое увеличение периода обучения, необходимого под­растающему поколению индустриально развитых обществ для овладения будущей профессией. Речь идет о необходимом, обя­зательном образовании. Обязательном не в том смысле, что оно навязывается молодому человеку обществом, а в том, что без такого образования этот молодой человек либо вообще не сможет жить в современном ему обществе, либо столкнется с очень большими трудностями в своей взрослой жизни. Иначе говоря, если в доиндустриальных обществах и были отдель­ные люди, которые тратили массу времени на получение об­разования, то, как правило, это был их собственный выбор, а вовсе не общая социокультурная ситуация вынуждала их это делать. В современных же индустриально развитых и постин­дустриальных обществах молодые люди практически не име­ют такого выбора (здесь мы рассматриваем общую ситуацию, не принимая в расчет различные случаи отклонения от нор­мы): молодые люди вынуждены длительный период своей жизни тратить на образование. Причем на протяжении этого периода получение образование становится их главным, ос­новным занятием. Часть молодых людей в индустриально раз­витых и постиндустриальных обществах получение образова­ния воспринимает как обузу и повинность и не связывает его со своей будущей взрослой жизнью.

Кроме того, длительность периода получения образова­ния, привыкание к состоянию и положению обучающегося обо­рачиваются у части молодых людей нежеланием взрослеть, а также попыткой выйти из естественного процесса социального взросления. Этому способствует и то, что в индустриально раз­витых и постиндустриальных обществах порог «социального», то есть «санкционированного» обществом, детства смещается в сторону старших возрастных групп, а граница детства в биоло­гическом смысле переживает противоположную эволюцию в результате биологической акселерации молодых людей. В итоге совокупного действия обоих факторов заметно увеличивается период, который можно назвать чисто социальным детством, то есть такой, который не накладывается на детство биологи­ческое, а как бы принимает у него эстафету.

Но сама по себе «затянутость» периода обучения в индуст­риально развитых и постиндустриальных обществах — необ­ходимое, но не достаточное условие для появления феномена молодежной субкультуры. Ведь и ранее в доиндустриальные периоды были отдельные люди, на обучение которых уходи­ли долгие годы. (Стоит вспомнить хотя бы друидов кельтских жрецов, которые, прежде чем стать жрецами, учились целых двадцать лет.) Однако в доиндустриальные периоды подоб­ное длительное обучение не носило массового характера.

Социальные последствия индустриализации проявляются в том, что теперь требуются уже не отдельные гениальные оди­ночки-изобретатели или ученые, а массы образованных людей. Появление в XIX веке серийного производства привело к необ­ходимости обучать всех, ведь когда появляется уже не уникаль­ное единичное техническое изобретение, а серийные «средства» или «продукты» (как, например, автомобиль), сотни и тысячи, встает социальная задача одних людей учить производить эти автомобили, других — ими управлять, третьих — обслуживать их, четвертых — строить для них дороги и т. д. В результате рез­кое усложнение социокультурной ситуации и ускорение темпа социальных изменений оборачивается появлением социально-демографической группы «молодежь», основным занятием ко­торой становится обучение. (Здесь мы уже имеем дело в обще­ствах не с «молодняком», а именно с «молодежью».)

Итак, следствием индустриализации, а затем и перехода ряда обществ к техногенной ступени развития — к индустриально развитой стадии — стало появление большого количества лю­дей молодого возраста, которые вынуждены были длительное время учиться жизни в окружавшей их социокультурной дей­ствительности. Но этот переход имел и другие последствия.

Индустриально развитые общества характеризуются чрез­вычайно быстрым темпом развития: в единицу времени про­исходит большое количество социально значимых изменений. Ф. Маринетти в начале XX века в манифесте «Новая рели­гия — мораль скорости» отмечал: «Великолепие жизни обога­тилось новой красотой — красотой скорости». И действительно, стремительное и перманентное ускорение и обновление стали ведущими характеристиками жизни индустриально раз­витых обществ. Научно-технические революции делают их чрез­вычайно динамичными системами, стимулируя радикальное из­менение социальных связей и форм человеческих коммуника­ций. В культуре индустриально развитых обществ присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взла­мывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к посто­янно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение и интенсификация социокультурной реальности, сопровожда­ющиеся ломкой традиций и норм, стремительное и всеохваты­вающее распространение продуктов массовой культуры обус­ловливают угрожающие масштабы кризиса личности в обще­ствах подобного типа.

По мнению американского футуролога, социолога и фи­лософа А. Тоффлера, ускорение темпов жизни рождает чув­ство эфемерности как нового качества «скоротечности» по­вседневного бытия, нарастание ощущения мимолетности и непостоянства всего. Если в прошлом идеалами были проч­ность и долговечность, то теперь господствует принцип «ис­пользовал — выбросил»; причем этот принцип распространя­ется на отношение человека не только к вещам, но и к лю­дям, идеям, представлениям, понятиям и т.п.

В индустриально развитых и постиндустриальных обществах молодежь, занимая промежуточное положение между детьми и взрослыми, решает для себя проблему самоидентификации, выбора экзистенциальных моделей, ценностных иерархий, а также сценариев разрешения различных будущих проблемных ситуаций. Но недолговечность и новизна в современных тех­ногенных индустриально развитых и постиндустриальных об­ществах образуют «опасную смесь», поскольку человек, стре­мящийся к самоидентификации, установлению социальных связей, ведет поиски в изменчивой среде, то есть все объек­ты, с которыми он соприкасается и к которым он мог бы присоединиться, пребывают в постоянном ускоряющемся движении. Таким образом, ему приходится выбирать среди меняюшихся ценностей и целей, число которых при этом неук­лонно возрастает. Государство, школа, семья, религиозные организации, политические лидеры, средства массовой ин­формации, различные субкультуры рекламируют весьма раз­нообразные и отличные друг от друга ценности. Поиски чело­веком самого себя, своей индивидуальности и социального статуса в современных индустриальных обществах, переходя­щих на стадию постиндустриализма, осложняются изобилием выбора вариантов, сочетающегося с эфемерностью, динамизмом и новизной.

На это накладывается еще и утрата семьей в этих обще­ствах своих традиционных функций. Так, в доиндустриальных, «партикулярных» обществах господствовало единство семьи и рода, семья обеспечивала ребенка и биологической, и социо­культурной составляющими его существования. Подросток в семье не только «получал жизнь» как таковую, но и мог в полном объеме овладеть общественно необходимым поведе­нием, принятым в мире взрослых. В силу этого в доиндустри­альных обществах благодаря социализирующей функции се­мьи переход из мира детства в мир взрослых для подростков проходил плавно, был и естественным, и желанным. В таких обществах молодежная субкультура как таковая просто не могла возникнуть, поскольку в ней не оыло социальной неооходимости. Также не существовало и особых молодежных форм поведения. Как писал К. Манхейм, «доказано, что примитив­ные общества не знали интеллектуальных конфликтов моло­дежи, поскольку там не было существенных расхождений меж­ду нормами поведения в семье и в обществе в целом».

Все изменилось с достижением обществами развитой ста­дии индустриализма и началом перехода к постиндустриализ­му. В таких обществах социальные и семейные структуры стали распадаться и ориентация семьи перестала быть достаточной для подростка. Как писал С. Эйзенштадт, появилась необходи­мость в новой ориентации, которая стала удовлетворяться преж­де всего за счет объединения подростков с ровесниками в гомогенные группы «подобных» или «равных» себе. Часть социали­зирующих функций семьи перешла в peer groups, которые стали продуцировать собственно молодежную субкультуру.

Подобная точка зрения была распространена среди запад­ных исследователей с конца 50-х вплоть до середины 70-х го­дов XX столетия. Но исследования семьи и молодежи, прово­дившиеся в 60—70-х годах, не подтвердили ее. Все прогнозы отмирания семьи как социального института, ее развала ока­зались ошибочными. Однако что действительно произошло с семьей с переходом общества к индустриально развитой ста­дии, так это смена се функции. Да, действительно, семья в индустриально развитых и постиндустриальных обществах уже не в состоянии предоставить подрастающему поколению пол­ную и абсолютную социализацию. Но от нее этого уже и не требуется, а сам факт утраты семьей своей функции в про­цессе социализации и потери семейного престижа у молоде­жи, не соответствует действительности.

Так, Л. Розенмайер, проведя серьезные исследования, при­шел к выводу, что противопоставление и поляризация семьи и общества, о которых так много говорилось ранее, лишены оснований. Кроме того, его анализ всех имевшихся на то вре­мя эмпирических исследований продемонстрировал, что про­тиворечия между семьей и обществом, лишающего молодежь чувства уверенности в себе, не существует. Вместе с К. Аллсрбеком он издал монографию, в которой отмечалось, что при переходе к индустриально развитой стадии развития обще­ства происходят «демократизация семьи» и «либерализация климата воспитания»: «Семья в значительной мере сохранила центральные функции социализации благодаря закладке эмо­циональных и контактных структур в ребенка и подростка, благодаря выбору формы обучения в школе и дальнейшего образования, благодаря трудоустройству и различным соци­альным услугам». Они же сделали вывод, что в тех случаях, когда молодой человек должен найти решение действительно важных проблем, роль семьи для него по-прежнему велика.

Та­ким образом, можно сделать промежуточный вывод, что се­мья, по крайней мере на индустриально развитой и переходе к постиндустриальной стадиях развития, несколько изменив свои функции, сохранилась как институт социализации. В до­полнение к ней появились другие инстанции, взявшие на себя и те функции, которые семья уже не выполняла (или часть семей не справлялась с этими функциями). Сработал меха­низм самосохранения общества. А молодежная субкультура стала одним из проявлений этого механизма, поскольку позволила компенсировать молодым людям то, что им уже не в состоя­нии была предоставить родительская семья.

В 60-е годы XX столетия западная социально-философская мысль обогатилась теориями общественного развития и струк­турного функционализма, в рамках которых разрабатывалась, в том числе и американским социологом Талкоттом Парсонсом, теория социального равновесия. Правда, Парсонс писал соб­ственно о молодежи и ее «уравновешивающей» роли в соци­альном развитии. Однако все же «разрозненная», формально или неформально не объединенная молодежь не играет в об­ществе роли уравновешивающей силы. Равновесие же обще­ству в той или иной мере обеспечивает в том числе и моло­дежная субкультура, взявшая на себя также компенсаторную и социализирующую функции.

Кроме того, молодежная субкультура выполняет еще це­лый ряд функций, изучением которых занимался немецкий исследователь Д. Аусубель. Он пришел к выводу, что субкуль­тура молодых людей-сверстников выполняет следующие по­ложительные функции:

♦ адаптирует молодых людей к обществу;

♦ предоставляет возможность молодому человеку вырабо­тать собственный первичный статус;

♦ помогает молодым людям освободиться от родительской зависимости и опеки;

♦ передает специфические для того или иного социально­го слоя ценностные представления (автор придерживался не далекого от истины взгляда, что молодежь того или иного со­циального слоя создает собственную разновидность молодеж­ной субкультуры; здесь имеется в виду то обстоятельство, что дети разнорабочих и дети высших слоев общества редко оказы­ваются носителями одной разновидности молодежной субкуль­туры. Как правило, дети каждой из этих групп в специфических формах воспроизводят формы поведения своих родителей);

♦ помогает молодым людям сплотиться, чтобы противосто­ять авторитету взрослых (Аусубель понимал под взрослыми в основном родителей, а не мир старших поколений. Однако в реальной жизни тезис о противостоянии детей собственным родителям очень редко оказывается верным, поскольку лишь в исключительных случаях родные «отцы» и «дети» действительно не могут найти общего языка);

♦ помогает молодым людям удовлетворять потребности в гетеросексуальных контактах;

♦ работает как важнейший социальный подготовительный институт («переходное поле для юношеского возраста»). Мо­лодежная субкультура возникает из потребности молодых лю­дей в самовыражении, самоутверждении в обществе и невоз­можности по той или иной причине их удовлетворения тра­диционным путем. Однако для того чтобы самоутвердиться нетрадиционным путем, молодому человеку сначала следует принять единообразие определенной разновидности молодеж­ной субкультуры. Для борьбы с «чужими» (а именно с «взрос­лыми», или «отцами») необходимо полное соответствие «сво­им», то есть единообразие молодежной субкультуры выступа­ет непременным условием самоутверждения молодых людей в молодежной субкультуре. Таким образом, развитие личности молодого человека оборачивается его полным отказом от про­явления индивидуальных качеств.

Причем для молодого человека оказывается вполне доста­точным достигнуть определенного возраста, чтобы стать при­знанным членом молодежной неформальной группы, куда взрос­лому путь навсегда закрыт. (Следует отметить и обратный эф­фект: как только молодой человек переступает определенный возрастной барьер и признается «стариком», ему уже нет места в подобной группировке. Правда, и группировки или объедине­ния, если они не тяготеют к чему-либо значительному, как правило, «стареют» вместе со своими членами, а затем распада­ются: они сыграли свою роль — и необходимость в них отпала.)

Молодежная субкультура занимает промежуточное положе­ние между детской и взрослой и выпадает из традиционного социокультурного процесса (хотя мы и не согласны с восприя­тием молодежной субкультуры как выпадающей из традиции, так как на сегодняшний день она уже превратилась в традици­онный социокультурный феномен индустриально развитых со­циальных систем в период перехода к постиндустриализму). Исследователи как раньше (Т. Парсонс, Р. Мертон, С. Эйзен-штадт и др.), так и теперь (Г. Болин, С. Торнтон, К. Гриффин и др.) подчеркивают маргинальный статус молодежной субкультуры. Согласно теории социального поля, разработанной К. Левиным, в обществе молодые люди занимают «краевое положение», а группы, в которые подростки собираются, на­зываются краевыми группами (или меньшинством). Согласно К. Левину молодой человек совершает вынужденный переход из мира детства в мир взрослой жизни, в силу чего доминирую­щим у него становится чувство социальной неуверенности. При таком «переходе» группа сверстников, играя незаменимую роль, маргинальна как миру взрослых, так и миру детей.

Но не все подростки оказываются вовлеченными в моло­дежную субкультуру. Молодые люди избирают и так называе­мый традиционный путь социализации. И, кстати, таких боль­шинство. Это не означает, что эти молодые люди не слушают «молодежную» музыку, не носят «молодежную» одежду и т. п. Процесс социализации в их родительской семье и в их фор­мальной группе не дал сбоя, родители вовремя признали в молодом человеке равного и помогли ему пройти социализа­цию традиционно, не прибегая к иным способам, а в фор­мальной группе молодой человек занял надлежащее, соответ­ствующее его потребностям место. Кроме того, это говорит и о том, что в силу обстоятельств таким молодым людям моло­дежная субкультура не нужна, и им достаточно той «культу­ры для молодых», которую для них создают взрослые.

Для возникновения молодежной субкультуры необходимо сочетание как минимум следующих факторов:

♦ отвержение принятых ранее регламентирующих соци­альных нормативов, не удовлетворяющих более ввиду объек­тивно изменившихся условий (так называемая реакция эман­сипации и негативизма);

♦ попытки построения собственных «независимых» миро­воззренческих систем (этот фактор можно назвать философи­ческой интоксикацией);

♦ поиск молодыми людьми (подростками) референтных групп со сходными целевыми установками (так называемая реакция группирования).

Собственно с предпосылками молодежной субкультуры мы имеем дело в нескольких случаях. В основном они сводятся к сбою в «нормальном», привычном течении дел в четырех-пяти случаях:

♦ в семье (излишний контроль родителей или предостав­ление подростку сверхсвободы);

♦ в формальной группе (организации), к которой принад­лежит молодой человек. Как правило, здесь речь идет о кол­лективе в учебном заведении (чаще всего в школе);

♦ в так называемых локальных войнах, в результате учас­тия в которых молодой человек приобретает столь необычный для мирного течения жизни опыт (опыт страха, боли, убий­ства, крови, разрушения, потери товарищей и т. п.), накла­дывающий такой отпечаток на восприятие действительности и на отношение к окружающему миру, что молодой человек уже не вписывается в мирную жизнь, в которую возвращается (даже если он не получил физических увечий), и как бы «вы­падает из гнезда»;

♦ среди безработных, а также временно или частично за­нятых работой молодых людей;

♦ при несоответствии реального социального статуса уже приступившего к работе молодого человека его желаемому (во­ображаемому) статусу.

Таким образом мы имеем дело с несколькими «болевыми точками», в зоне которых образуются «группы риска» для воз­можного продуцирования «субкультурной молодежи». Рассмот­рим их.

Вначале обратимся к первым двум случаям, когда роди­тельская семья или школа, то есть формальная группа, не справляется с задачей традиционной социализации молодого человека (здесь мы говорим не о полной социализации, а о той, которую они в состоянии дать, но в силу тех или иных обстоятельств не дают). В случае с семьей вопрос вовсе не в том, что неблагополучные семьи поставляют обществу твор­цов и носителей молодежной субкультуры. На практике все намного сложнее. Да, действительно, молодые люди из не­благополучных семей порой нуждаются в молодежной суб­культуре, как в инстанции социализации, но, как правило, если дети из таких семей и превращаются в «молодежь», то они пополняют криминальные и криминогенные субкульту­ры, которые в действительности редко бывают чисто моло­дежными, автономными от взрослых групп (банд).

Практика же показывает, что «субкультурную» молодежь «поставляют» в основном достаточно благополучные и, более того, состоятельные и очень состоятельные семьи. Если даже в самой благополучной семье с уже возмужавшим подростком продолжают обходиться, как с маленьким ребенком, контро­лируя каждый его вздох и шаг, то, как правило, этот подрос­ток либо постепенно превращается в совершенно беспомощ­ное, безвольное, инфантильное существо, либо очень скоро оказывается в неформальной молодежной организации, в peer group, группе равных, где начинает отрабатывать социальную роль вовсе не «маменькина сынка». В таком случае молодежная субкультура превращается для молодого человека в своего рода игру, отсутствие которой у некоторых в молодости оборачи­вается порой неумением «жить с людьми» и «вписываться в общество» (в положительном смысле этих понятий) во взрос­лом состоянии.

Другой вариант сбоя социализирующей функции семьи возникает во внешне благополучных семьях, как правило, с достатком выше, а порой и значительно выше среднего, в которых родители полностью заняты либо работой (или, луч­ше сказать, зарабатыванием денег), либо собой, и у них со­всем не остается времени на собственного ребенка. В результа­те родители, считая, что обеспечивают его всем необходи­мым, на самом деле «откупаются» от своего ребенка сначала всевозможными игрушками, затем — различной оргтехникой, потом — мотоциклами и автомобилями; к этому добавляются всевозможные дорогостоящие школы и развлечения. Нет только главного — родителей. А в итоге сверхсвобода от родителей и своеобразное отсутствие действительной родительской семьи приводят к потребности в альтернативной «семье», которой для молодого человека становится, как правило, неформаль­ная группа сверстников, а субкультура, вырабатываемая этой группой, компенсирует ему то, чего он лишен в формальной родительской семье.

Еще одной предпосылкой появления «субкультурной» молодежи выступают формальные группы или организации: школа, различные кружки по интересам, спортивные секции, организации типа пионерской (ныне она продолжает свое су­ществование в России, хотя и не в таких масштабах, как ранее в СССР), скаутской, комсомольской и т. п., в которых у тех или иных молодых людей происходит определенный сбой со­циализации. Здесь сразу следует развести значение школы и других формальных групп, поскольку, как правило, если что-то не задается в группах, то их можно просто «бросить», ос­тавить, сменить. «Бросить» школу практически невозможно. Правда, можно перейти в другую школу, но это не так про­сто, как сменить кружок по интересам, хотя в принципе воз­можно и это, но не всегда.

Итак, какие ситуации в школе могут толкнуть молодого человека в неформальную молодежную группировку, к моло­дежной субкультуре? В основном их две: первая — «некон­такт» с учителем, вторая — проблемы с коллективом класса. В первом случае мы имеем дело с предвзятым отношением учителя к своему ученику, которое сказывается не только на его отношениях с учеником, но и на отношении к этому школь­нику одноклассников. Так, если учитель для себя «поставил крест» на ученике, то школьнику будет предельно трудно из­менить ситуацию в свою пользу. Такое отношение учителя к ученику может быть заслуженным или незаслуженным; под­росток может реагировать на такую ситуацию по-разному; од­ноклассники могут принять сторону и учителя, и ученика, а могут занять и нейтральную. (Мы не станем здесь разбирать все эти случаи, поскольку это предмет другого разговора.) Для нас же очень важно обратить внимание на то, что ситуа­ция «учитель — ученик» может быть причиной и условием попадания подростка в неформальное молодежное объедине­ние, продуцирующее молодежную субкультуру, которая оп­позиционна базовой культуре, олицетворением которой для данного подростка будет его «предвзятый учитель».

Вторая школьная ситуация — проблемы с коллективом класса — тоже может обернуться для подростка его приходом в молодежную субкультуру. Невозможность для молодого че­ловека получения, как ему кажется, заслуженного признания формального коллектива сверстников или соответствующей его способностям и возможностям социальной роли в этом кол­лективе далеко не так безобидна, как может показаться на пер­вый взгляд.

Специфика обучения в вузе ослабляет некоторые болевые моменты социализации молодого человека в школе. Отноше­ния «преподаватель — студент», как правило, не столь дли­тельны, как отношения «учитель — ученик», да и воспринима­ются они менее болезненно уже более взрослым, чем в школе, молодым человеком. Студенческие же группы по сравнению со школьными классами оказываются несколько «размытыми». Но вероятность конфликтов, аналогичных школьным, со всеми вытекающими из этого последствиями существует и в вузе.

Следующей предпосылкой появления «субкультурной» молодежи являются так называемые локальные воины, или вои­ны, в которых участвует относительно небольшая часть моло­дых людей, в то время как их сверстники продолжают вести обычную мирную жизнь. В отечественной научной литературе последствия участия в локальных войнах для молодых людей в контексте молодежной культуры не рассматривались вообще. Хотя за более чем полвека существования феномена молодеж­ной субкультуры и мирового опыта локальных войн уже можно проследить взаимосвязь между этими двумя явлениями.

В свое время Ф. Жолио-Кюри на Первом всемирном кон­грессе сторонников мира отмечал, что молодежь особенно за­интересована в мире, так как она становится «первой жертвой всякой войны, перед ней едва успевает раскрыться жизнь, которую молодое поколение жаждет видеть прекрасной и ра­достной. Но и те, кто не погибнет на войне, обычно остаются недоучками, вывихнутыми людьми, нормальная жизнь кото­рых нарушена».

Говоря о воздействии локальных войн на молодых людей, участвовавших в них, мы имеем в виду изменение их принад­лежности, то есть то, что «выброс» этих молодых людей из прочных детерминант мирной жизни и обретение ими опыта военных отношений между людьми (как со «своими», так и с «врагами») определяют их сознание. Причем в таком «определе­нии» в решающей мере возрастает экстремальная роль самого сознания (и мышления) в моменты предельных выборов и ре­шений. Эти решения зачастую не могут отвратить предначерта­ния судьбы, но способны изменить ее смысл, спасая достоин­ство молодого человека, его возможность формировать свои исходные малые сообщества, неформальные молодежные объ­единения.

Впервые синдром локальной войны в контексте молодеж­ной субкультуры проявился в США в 50-х годах. Тогда моло­дые люди, пришедшие с войны в Корее, вливались в субкуль­туру битников и создавали в рамках этой субкультуры комму­ны. В результате значительную часть битников составляли пацифистски настроенные юноши, которых призыв на воен­ную службу оторвал от работы, учебы и вообще мирной жиз­ни. Десятилетие спустя то же самое повторилось с ветерана­ми войны во Вьетнаме. Ситуацию «выпадения из гнезда» изу­чают, но в основном в психологическом и медицинском аспектах проблемы. Социокультурная сторона явления, кото­рое получило название «вьетнамский синдром», или позже «синдром локальных войн», не привлекает к себе присталь­ного внимания других исследователей.

Суть синдрома локальных войн состоит в том, что на та­кие войны попадает лишь часть молодых мужчин, сверстники которых тем временем продолжают вести обычную мирную жизнь: учиться, обзаводиться семьями и т. п. Когда прошедшие войну молодые люди возвращаются в мирное общество, то ока­зывается, что не все в состоянии «вписаться» в него. Это приво­дит некоторых из них к созданию peer groups, субкультура ко­торых позволяет им воспринимать мир и определенные пред­ставления через призму их контактной общности.

В подтверждение данной мысли приведем длинную цита­ту, но сделаем это намеренно, поскольку она хорошо иллюс­трирует сказанное. А. Башлачев в статье «Игра в бунт» расска­зывает: «Все началось в 95-м. Некий идеалист (выпускник сред­ней школы, серебряная медаль) идет служить... Он готовит себя к армии, потому попадает в ВДВ, а в 96-м — в Чечню. За две недели до Хасавюрта получает контузию. Госпиталь, затем возвращение в часть. Система "день за три" отменена, то есть "дембель" только в 97-м году.

"Боевые" благополучно "погибают" в августе 98-го. Полу­чить удается только 30% от обещанного. Попытки продолжить обучение не находят понимания в вузах. Сегодня наш герой трудится сварщиком за 1500 рублей в месяц. В свободное время, создав "неформальную молодежную группировку" экстремист­ского толка, избивает хиппи, панков и прочих неформалов-традиционалистов, не гнушаясь и острасткой по национально­му признаку. Также пытается создать фонд взаимопомощи ре­бятам с "чеченским синдромом".

Он на первый взгляд ублюдок и сволочь. Но таким его сде­лало государство! Изувечило его душу, мозги, желания, здо­ровье, жизнь. Он выжженная пустыня, типичный представи­тель современного "андерграунда"».

Другой источник появления «субкультурной» молодежи — безработные, а также временно, частично или случайно за­нятые работой молодые люди. Под временной работой мы имеем в виду ту, которая выполняется по временному кон­тракту (договору), возобновление которого не гарантируется; под частичной — работу с неполным рабочим днем; под слу­чайной — ту работу, которая позволяет вполне трудоспособ­ному и нередко хорошо профессионально подготовленному молодому человеку перебиваться случайными заработками. Для молодых людей, оказавшихся в одной из указанных ситуа­ций, наступает пора вынужденного безделья, на которую они реагируют по-разному. Одни, считая ситуацию, в которую по­пали, несправедливой, болезненно переживают отсутствие работы и активно ищут себе место по специальности. Другие, для которых работа является чем-то необходимым и неизбеж­ным, воспринимают свое положение как исключенность из общества вообще и поэтому ищут любую работу. Третьи же, дая которых труд не представляет никакой ценности, отно­сятся к собственной безработице как нормальному состоянию. Даже более того, отказывающиеся взрослеть подростки, мо­лодые безработные, рассматривают собственную безработицу не как несчастье, а как подарок судьбы. Именно они, дети достаточно состоятельных родителей, получившие хорошее образование, выпадают из устойчивой системы социальных связей и благополучно оказываются в лоне молодежной суб­культуры. Кстати, по официальным данным, в настоящее вре­мя в России молодежь составляет треть всех безработных. Многие юноши и девушки перебиваются случайными заработками и первыми испытывают социальную несправедливость и отсут­ствие гарантированных трудовых прав. Это ли не резерв для молодежных субкультур?

Еще один источник появления «субкультурной» молоде­жи — несоответствие реального социального статуса уже при­ступившего к работе молодого человека его желаемому (вооб­ражаемому) статусу; невозможность для молодого человека найти свое место в жизни или его завышенные представления о собственных способностях и непризнание этих способнос­тей обществом. Это ситуация не признанных обществом музы­кантов, поэтов, ученых, художников, философов, работаю­щих, как правило, дворниками, истопниками, сторожами, поскольку общество их не оценило. Примечателен в этом от­ношении рассказ одного отечественного хиппи в передаче «Взгляд» от 25 февраля 1987 года. Он говорил в ней: «Насчет работы: я работал на многих предприятиях, но понимал, что это не мое. Вот сейчас я работаю на заводе. Слесарь, хороший. Но это не мое... Есть одна работа, на которую я хочу попасть, она моя: это археология. Там я мог бы работать даже бесплат­но». Как считает Т. Б. Щепапская, «он, с одной стороны, рабочий на заводе (это место, которое отвело ему общество) — но сам себя с этим статусом не идентифицирует: "это не мое"; с другой стороны, он считает "своим" делом археологию — но такое самоопределение не санкционировано обществом». Таким образом, налицо несовпадение своего статуса в соб­ственных глазах и в обществе.

Именно эта категория и поставляет «взрослых молодых людей» (так как они уже приступили к работе) для молодеж­ной субкультуры. Ведь если человек не претендует на действи­тельную непризнанную гениальность, то, казалось бы, чего про­ще — пойти выучиться на археолога и действительно быть архе­ологом. Но такой молодой человек именно этого и не делает, а приходит к молодежной субкультуре и, как пишет Щепанская, «считает себя художником, среди друзей известен как худож­ник, — а работает в котельной кочегаром; поэт (дворник), филосо<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: