Итоговый тест по дисциплине «Теоретическая педагогика»
Педагогика – это
а) наука о закономерностях в поведении и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы;
б) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также особенности и условия организации педагогического процесса;
в) наука о научном познании, его структуре, средствах, способах развития знания;
г) наука о специфике функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса.
2. Впервые выделил педагогику в отдельную науку:
а) Я.А.Коменский;
б) Ф.Бэкон;
в) Аристотель;
г) К.Д.Ушинский.
3. Выберите значения, которые в настоящее время относят к понятию «педагогика» (выберите несколько вариантов):
а) активная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных и преодолению отрицательных личностных качеств;
б) наука о воспитании человека;
в) система деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях и установках;
г) представление о тех или иных подходах к обучению, о методах и организационных формах.
Предмет педагогики - это
а) воспитание человека как функция общества
б) совокупность правил воспитательной деятельности
в) определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса
г) воспитание человека человеком
5. Научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке – это:
а) проблема исследования;
б) объект исследования;
в) гипотеза исследования;
г) цель исследования.
6. Наука - это:
а) целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни;
б) понимание явлений окружающего мира;
в) определенный способ понимания целей, задач, организации образовательных программ
г) система знаний о закономерностях развития природы общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний.
7. В каком веке возникла педагогика как наука?:
а) 16
б) 18
в) 20
г) 17
8. Какой признак не характерен для педагогической науки:
а) возникла из потребностей феодального общества;
б) имеет свой предмет исследования;
в) характерен собственный категориальный аппарат;
г) имеет свои методы исследования;
9. Педагогика- это:
а) те конкретные особенности, стороны внутри объекта исследования, которые рассматриваются в курсовой работе.
б) ведущая идея, выступающая в качестве образца для построения научных теорий и концепции;
в) наука, изучающая закономерности, принципы, методы, средства и формы организации педагогического процесса, как факторы и средства развития человека на протяжении всей его жизни;
г) система знаний о закономерностях развития природы и общества, мышления, а также отдельная отрасль таких знаний.
10. Объект педагогической науки:
а) воспитание;
б) образование;
в) культура;
г) компетенции.
11. Методология педагогики:
а) нормативное знание о способах организации научно-педагогического исследования, его программе, логике, основных характерных методах оценки и качествах исследовательской работы;
б) словосочетание, призванное точно обозначить объекты реальности и устанавливающие соотношения с другими понятиями в пределах специальной сферы;
в) направленность на внедрение достижения педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
г) предполагает, что деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности.
12 Функции методологии педагогики:
а) рефлексивная, критическая, познавательная;
б) организационная, контрольная, оценочная;
в) познавательная, коммуникативная, критическая.
г) критическая, математическая, логическая.
13. Уровни методологии педагогики:
а) философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический;
б) эмпирический, практический;
в) познавательная, коммуникативная, критическая.
г) психологический, познавательный.
14. Наблюдение - это:
а) анализ письменных текстов испытуемого, его произведений, писем, продуктов деятельности по заранее определённой схеме;
б) непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений и процессов в целостности и динамике их изменений;
в) диагностический метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков;
г) проверка новых методов и приемов работы и анализ их эффективности, применимости, посильности для учащихся и учителей.
15. Тестирование - это:
а) прием обучения;
б) наблюдение за поведением детей на занятии;
в) диагностический метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков;
г) целенаправленная деятельность.
16. Методы исследования - это:
а) ведущая идея, выступающая в качестве образца для построения научных теорий, концепций;
б) относительно самостоятельные компоненты, рассматриваемые не изолированно, а во взаимосвязи в системе с другими;
в) упорядоченная совокупность приемов, способов организации и регуляции педагогических исследований порядок их применения и интерпретаций, полученных результатов при достижении определенной, научной темы;
г) обобщение фактов опыта, знаний, основывающихся на глубоком проникновении в сущность изучаемого явления, вскрывающее его закономерности.
17. Научно-педагогическое исследование - это:
а) действие, доведённое до автоматизма;
б) формирование у индивида опыта поведения;
в) процесс формирования новых педагогических знаний;
г) совокупность теоретических и практических установок, которыми руководствуются в качестве образца при решении педагогических проблем.
18. Педагогические категории - это:
а) наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие основные существенные свойства, отношения и закономерности реальности определённой эпохи и определяющие характер научно-теоретического мышления;
б) слово или словосочетание;
в) определенным образом выраженная взаимосвязь педагогической действительности;
г) основные положения науки.
19. Слово или словосочетание, призванное точно обозначить объект реальности и устанавливающее соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы - это:
а) определение;
б) правило;
в) термин;
г) категория.
20. Целостный педагогический процесс - это:
а) специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение, потребностей общества и самой личности в её развитии и саморазвитии;
б) общее учение о результатах педагогического поиска;
в) система взглядов об объяснении какого-либо явления;
г) процесс учения о ценностях и ценностной структуре мира.
21. Какой принцип предписывает основываться на общечеловеческих ценностях:
а) субъектности
б) целостности
в) природосообразности
г) культуросообразности
22. Какой принцип предписывает основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, воспитывать сообразно полу и возрасту ребенка:
а) субъектности
б) целостности
в) природосообразности
г) культуросообразности
23. Стиль общения, характеризующийся стремлением педагога минимально включаться в деятельность, называется:
а) авторитарным;
б) попустительским;
в) демократическим;
г) стилем общения-устрашения
24. Какие дисциплины не входят в структуру педагогической науки (выберите несколько вариантов):
а) общая педагогика;
б) дидактика;
в) философия образования;
г) дефектология;
д) педагогическая психология;
е) сравнительная педагогика;
ж) социология образования.
25. Книга, излагающая основы научных знаний по определённому учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета и требованиями дидактики:
а) словарь
б) учебник
в) УМК
г) энциклопедия
26. Система идей, взглядов и объяснений, которая, будучи упорядочена и доказана, может перерасти в теорию:
а) парадигма;
б) концепция;
в) теория;
г) понятие.
27. Классно-урочная система была разработана:
а) А.С. Макаренко
б) К.Д. Ушинским
в) А.Я. Коменским
г) У.Х. Кильпатриком
28. Впервые термин «дидактика» ввёл в научное использование:
а) И.Ф. Гербарт
б) В. Ратке
в) Я.А. Коменский
г) Г. Кершенштейнер
30. Педагогическая технология – это:
а) инструментарий достижения цели обучения;
б) система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения, развития личности воспитанника и гарантированный результат;
в) совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе наук;
г) устойчивость результатов полученных при повторении контроля, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями.
31. Упорядоченная и обоснованная система взглядов, суждений, положений, позволяющая адекватно объяснять факты, анализировать процессы, прогнозировать и регулировать их развитие:
а) парадигма
б) теория
в) концепция
г) технология
32. Компетенция - это:
а) теория образования обучения, отрасль педагогики, раскрывающая закономерности усвоения знаний, умений и навыков;
б) совокупность взаимосвязанных ЗУНов, способов деятельности, заранее задаваемых по отношению к определенному кругу проблем, предметов, процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;
в) ведущая идея, выступающая в качестве образца для построения научных теорий и концепции;
г) внутренняя существующая связь явлений, обучения и воспитания, результат совокупного действия выявленных или пока скрытых законов.
33. Болонская декларация была подписана министрами 29 европейских государств в ….
а) 1993г.
б) 1998
в) 1999г.
г) 2005г
34. Владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности:
а) компетентность;
б) компетенция;
в) образованность;
г) воспитанность.
35. Образование:
а) обучение, развитие и формирование учащихся;
б) целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся;
в) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства..;
г) система ЗУН учащихся.