Ответ - отвечаю - ответственность.




Оформление, Оборудование.

  • Плакаты-ситуации (“На горке”, “Тяжело”);
  • Плакаты с высказываниями В.А. Сухомлинского:
  1. а) “Слияние “надо” и “трудно” - это мудрость самовоспитания и путь

настоящего человека”;

  1. б) “Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными,

если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя”;

  1. в) “Легко только тому, кто не заставляет себя делать то, что надо”;
  2. г) “Самая большая победа- это победа над самим собой”;
  • Тесты "Как бы поступил я?";
  • Выставка творческих работ учащихся (сочинения и рисунки на тему "Мой хороший поступок");
  • карточки (зеленые, красные – на каждого воспитанника);
  • карандаши или ручки;

 

Ваш выбор - выбор, который Вы делаете сами и за который несете ответственность,

A.M. Прихожан.

Ход занятия:

Организационный момент.

 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Мне приятно видеть вас в добром расположении духа. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь друг другу. Ваши умные, пытливые глаза говорят о том, что вы будете сегодня активными и доброжелательными.

 

Тема нашей беседы - “Я отвечаю за свои поступки".

 

С раннего возраста каждый из вас слышит слова из стихотворения Владимира Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?" (дети читают стихотворение)

Название этого произведения говорит о том, что каждый человек должен учиться различать плохое и хорошее, делать осознанный выбор в пользу того или другого, и ваши поступки являются доказательством выбора.

Никто не станет отрицать, что это так должно быть, и что если бы каждый из нас делал выбор в пользу хорошего, правильного, наша сегодняшняя жизнь могла бы быть совершенно иной. Поэтому здесь (обратить внимание на плакаты с высказываниями) и написаны эти плакаты с высказываниями Василия Александровича Сухомлинского.

Все не так просто, но и не так сложно, как иногда нам это кажется. Давайте сегодня начнем, а затем, на следующем классном часе продолжим разговор на тему “Я отвечаю за свои поступки”.

  1. Обратите внимание на плакаты. Если бы вам для девиза в жизни потребовались слова, какие из написанных слов вы бы взяли для себя?

· «Легко только тому, кто не заставляет себя делать то, что надо».

· «Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя».

· «Самая большая победа- это победа над самим собой».

· «Слияние «надо» и «трудно» - это мудрость самовоспитания и путь настоящего человека».

(Учащиеся делают выбор; учитель подводит итог в зависимости от выбора ребят).

 

2.Тема нашего классного часа - "Я отвечаю за свои поступки". Как вы понимаете эти слова?

(Каждый может высказаться по теме, в зависимости от того, как он это понимает).

 

а) Я (акцент на этом слове) и никто другой.

б) Акцент на слове отвечаю (значит, думаю, принимаю решение, поступаю так, как обдумала и несу ответственность за свои поступки).

в) За свои и ничьи другие.

г) Отвечаю за поступки, значит осознанно делаю выбор, понимаю, что будет в результате, какие будут последствия моих действий.

 

Воспитатель: Ребята, вы правильно понимаете содержание нашего сегодняшнего разговора.

 

Ответ - отвечаю - ответственность.

 

Это однокоренные слова. А как вы понимаете, что такое ответственность?

 

Ответственность.

  • Р- Не подводить никого.
  • А -Соблюдать правила поведения.
  • Д -Уметь отвечать за свои дела, поступки.
  • У- Хорошо выполнять обязанности.
  • Г- Быть надежным, исполнительным.
  • А -Выполнять обещанное.
  • Не ждать напоминаний, проверок.

 

Воспитатель: Хорошо бы всегда поступать правильно, осознанно. Но, к сожалению, наши поступки не всегда обдуманны. От чего зависит наш с вами выбор?

Например, с объявления, что после классного часа надо будет остаться убирать класс. Но останутся только желающие это сделать (желающие остаться убирать - поднимите руки).

Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть секрет. Но чтобы узнать его, вам необходимо выполнить несколько заданий, т.е. подумать, порассуждать на тему нашего классного часа.

 

1часть. Давайте проведем анализ нескольких ситуаций, и вы ответите на вопрос: "А как бы поступили вы?".

 

Картинки 1)На горке.2)Тяжело...

Работа с иллюстрациями.

 

1.– Что означает за слово «горка»? («Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью».)

– Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д..)

- Делали ли вы горки зимой?

-Скажите, что нужно для строительства снежной горки?(Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения и времени. Одному человеку с такой работой не справиться).

– Ребята, а вы любите бывать на горке?(Да)

 

  1. К понятию «тяжелая работа» - изображается человек с лопатой («Когда копаешь лопатой, это очень тяжело»);

(Воспитатель прикрепляет к доске 1 часть "Секрета".)

Воспитатель: Вы, наверное, заметили, что выбор может быть различным в разных ситуациях.Есть поступки, которые мы уже настолько выработали в своей жизни, что даже не замечаем, что поступаем всегда правильно:

1)например, здороваемся со старшими, знакомыми, друг с другом;

2)говорим "спасибо" и "пожалуйста" и т.д.

Это стало нашей привычкой, воспитанной с детства.

Но даже эти хорошие поступки постоянно проявляются в каждом из нас, если мы этого хотим, если мы отвечаем за них. Это и есть проявление доброй воли. Но всегда ли мы правильно пользуемся этим выбором?

В этом нам поможет II задание нашего "Секрета".

Сейчас, ребята, вам необходимо честно ответить на вопросы теста. В нем даны наиболее злободневные ситуации, встречающиеся в школьной жизни.

Хотите проверить чувство ответственности? (да).

Внимательно прочитайте инструкцию.

Прочтите приведённые ниже вопросы и выберите варианты ответов, которые соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам: и обведите ваш ответ.

Тест «Ваше чувство ответственности».

1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда для выхода на дискотеку:

а) одолжить у друзей;

б) идти в том, что имеется;

в) не ходить на дискотеку вообще.

2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь:

а) помочь своим;

б) остановить драку;

в) остаться незамеченным.

3. Какую форму времяпрепровождения (из предложенных) Вы бы предпочли, если бы пришлось коротать время в поезде:

а) игра в карты;

б) чтение и кроссворды;

в) разговаривать и смотреть в окно.

4. Если бы Вы задолжали деньги, а их не было, но от Вас требовали срочно вернуть долг, то Вы:

а) перезаняли бы у друзей;

б) попросили бы у педагогов, объяснив причины;

в) добыли бы деньги другим способом (воровство, заработали, отняли у других).

5. Если бы Вам предложили крупную сумму денег только за то, чтобы вечером Вы постояли 2 часа в определённом месте, то Вы бы:

а) согласились;

б) отказались;

в) попытались бы получить дополнительную информацию о цели действия.

6. Вы находите красивый нож и:

а) забираете его себе;

б) показываете педагогам, звоните в милицию;

в) не прикасаетесь к нему.

7. Если Вы видите на ком – то или у кого – то очень красивую или интересную вещь, то Вы:

а) чувствуете желание иметь такую же;

б) чувствуете удовольствие или интерес;

в) стараетесь показать своё равнодушие.

8. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:

а) чувствуете желание уничтожить “негодяя”;

б) ведёте себя решительно, но стараетесь не обострять отношения;

в) пытаетесь задобрить.

(дети самостоятельно подсчитывают результаты теста)

А –

Б –

В –

Зачитывается итог: А.Б,В.

Если в Ваших ответах преобладает вариант “А”, это означает, что над Вами нависла серьёзная опасность, поскольку чувство ответственности у Вас практически отсутствует. Вы можете принять необдуманное решение и потом горько об этом сожалеть. Вы очень любите делать только то, что Вам нравится. В ближайшем будущем это может превратиться в проблему.

Рекомендации. Учитесь представлять последствия того, что Вы собираетесь сделать. Для этого надо давать себе немного времени на раздумье. Если же Вы убедитесь, что Ваше решение чревато неприятными последствиями и всё равно его примете – что ж, по крайней мере, Вы никого не должны винить в своих неприятностях. Философ Г.Спенсер писал для таких, как Вы: “Самообладание, как все качества, развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности”.

 

Если в Ваших ответах чаще встречается вариант “Б”, то за Вас близкие могут не беспокоиться. Вы сможете трезво оценить ситуацию и выбрать тот путь, который чреват наименьшими потерями для Вас, Вашей души, всей последующей жизни.

Рекомендации. Постарайтесь не растерять то, что у Вас уже есть. Запомните высказывание восточного мудреца Саади: “Мужество – не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, чтобы владеть собой и быть справедливым”.

 

Если среди Ваших ответов преобладает вариант “В”, то чувство ответственности в Вас ещё только зреет. Оно наталкивается на сопротивление таких Ваших качеств, как боязнь всего на свете, неуверенность в собственных силах, желание всех перехитрить и т.д. Это означает, что в определённых ситуациях Вы не удержитесь от соблазна сделать что – либо такое, что заставит Вас всю жизнь об этом сожалеть.

Рекомендации. Встряхнитесь, одёрните себя. Перестаньте попусту тратить время и коптить небо. Прежде всего, нужно избавиться от навязчивых идей вроде “лучше не высовываться”, “все так делают” и т.д. Не пытайтесь скрыться от неприятностей, если Вы их заслужили. Старайтесь не порождать их своими действиями. Вот что сказал французский учёный А.Жювье: “Несчастье походит на труса; оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу”.

(Воспитатель вывешивает на доску 2 часть "Секрета")

3.Групповое обсуждение.

Мы сегодня начали сложный разговор о том, как правильно поступать, почему нужно всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не торопиться совершать поступки, чтобы потом не было мучительно больно, стыдно за свой выбор.

 

Давайте проанализируем, что может случиться в итоге в нашей повседневной жизни, если руководствоваться принципом: “Хочу и могу”, “Не хочу, но надо”.

 

“Хочу и могу”.

· хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

· могу - это все, что мне по силам, по способностям;

· надо - это все, что нужно для общества, страны.

 

1)хочу "5" – выучу;

2)хочу помочь маме - уберу комнату;

3)хочу много знать – буду читать книги;

4)хочу быть здоровым – буду закаляться;

5)хочу быть сильным – буду заниматься спортом;

6)хочу научиться вязать – буду посещать кружок;

7) хочу быть парикмахером-буду хорошо учиться.

 

"Не хочу, но надо"

1) Иногда так хочется поспать, но я прекрасно понимаю, что надо идти в школу за знаниями;

2) Иногда не хочется учиться, но надо получить знания для своего будущего;

3) Иногда не хочется дежурить в комнате, но надо, потому что чистота-это залог здоровья;

4) Иногда не охота одевать школьную форму, так как она надоедает или хочется одеть что-нибудь удобное, но надо одевать форму, потому что есть устав школы и ему надо следовать.

(Воспитатель прикрепляет 3 часть "Секрета". Получилось сердце.)

 

Воспитатель: Каждый человек в своей жизни совершает хорошие и плохие поступки. За хорошие он получает вознаграждение. (Какие вознаграждения вы можете назвать премия, похвала),

а за плохие поступки - что можно получить...(Наказание. Выговор.)

Правильно, за все поступки мы несем ответственность. С юридической точки зрения выделяют: проступок, правонарушение, преступление, все они говорят о совершении плохого поступка. Знакомы ли вам эти понятия? Объясните их значения. (Дети- Ответы)

Воспитатель: В чем различие?

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – нарушение закона, влекущее за собой административную ответственность. За которое предусмотрено наказание, для взрослых людей и подростков с 14-летнего возраста.

Административное наказание: штраф; и постановка на учет в милицию.

Преступление – Это серьёзное нарушения закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, за которое привлекаются к уголовной ответственности.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно». У каждого из вас на столах, лежат красные и зеленые карточки. Вы берёте их в руки. Я зачитываю ситуацию, и в конце высказываю своё мнение. Например, говорю что это проступок. Вы если согласны со мной – поднимаете зеленую карточку, если нет – красную. Да –зеленая, нет – красная.

Ситуация №1:

Пятиклассник Дима приходит каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. (проступок)

Я говорю, что это правонарушения.

Дети. Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил.

Воспитатель. Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

Дети. Устав школы.

Воспитатель. Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задание по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать его; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Ситуация №2:

Старшеклассники Коля, Аня, Марина в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в магазин и купили вина. В аллее около Дома Досуга ребята распили вино.

(правононарушения)

Это правонарушения.

Два разных ответа – доказать свою точку зрения.

Дети. По всей видимости, это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Досуга.

Воспитатель. Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Закрепление. А сейчас проверю, ваши знания (дать каждой подгруппе – картинки с ситуациями.)

Воруют кошелек/отбирают сумку

Дети курят.

(Дети. Это преступление.)

Воспитатель. Назовите, какое именно преступление.(Дети. Кража. \ Грабеж).

Воспитатель. Так что же это кража или грабеж? В чем их различие?(Дети. Это грабеж - открытое хищение чужого имущества, а кража - это тайное хищение чужого имущества.)

Воспитатель. Вы абсолютно правы

Воспитатель. Что это правонарушение? Докажите.(Дети. Да. Курить в общественных местах запрещено.)

Воспитатель. Где об этом говориться?(Дети. В «Кодексе об административной ответственности».)

Воспитатель. Верно.

Какое наказание вы понести за совершенное вами административное правонарушение?(Дети. Штраф; подростка могут поставить на учет в полицию.) Воспитатель. Правильно: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в милицию, а могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму?(Дети. Нет. В тюрьму сажают за преступления.)

Воспитатель. За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления?(Дети. Их могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа.)

Воспитатель. Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы.

 

Сегодня Наш секрет - это сердце, которое подскажет вам, как надо поступить, какой выбор сделать в том или ином случае, потому что, я думаю, вы поняли, что, прежде чем совершать какой-либо поступок, надо хорошенько подумать о его последствиях.

И уж если вы окончательно решили сделать что-либо хорошее, то делайте все с душой, с чистым сердцем. И вот сейчас мне вспомнились слова С.Я. Маршака

 

Пусть каждый день

И каждый час

Вам новое добудет.

Пусть будет добрым ум у вас,

А сердце умным будет.

 

Ребята, давайте посмотрим, какой секрет хранит для нас наше "Сердце"?

 

(Повернуть "Сердце" и с обратной стороны прочитать)

 

Ответственным быть

Очень нужно любому.

Важно оно очень

В школе и дома.

И в жизни тебе

Без него - никуда.

Забыл, что ответственен -

Будет беда.

Ты помни, дружочек,

Все время об этом.

С другим поделись

Этим важным секретом.

 

Уметь отвечать за свои поступки… Что это значит?

 

Давайте вместе составим “Правила ответственности”.

 

На доске

Над радугой прикрепляется солнце, на котором написано: “Правила ответственности”.

 

Дополнительно прикрепить облака:

 

1.Применять в своей жизни опыт других.

2.Понимать, что необдуманные действия могут принести вред мне и другим.

3.Понимать, что с плохими привычками надо постоянно бороться, так как плохое прививается быстро, а хорошее только через усилие воли.

 

Посмотрите на нашу доску.

 

Солнце, радугу и облака мы можем назвать “Счастьеграммой”, потому что, когда помогаешь окружающим, делаешь добро людям, тогда и на душе становится тепло и радостно.

 

Итогом нашего разговора будут не только наши правильные слова, но и дела. Пусть народная мудрость “Семь раз отмерь, а один раз отрежь” будет для вас постоянным ориентиром.

 

Рефлексия.

Сядьте удобней, расслабьтесь. Закройте глаза и мысленно продолжите фразу: “Сегодняшний разговор помог мне понять, что …”

Воспитатель: Как вы думаете, наши размышления помогли вам задуматься об услышанном?

И это уже результат!

Мы продолжим наш разговор на следующем классном часе.

Тема очередного классного часа “Поговорим об ответственности”.

 

На этом наше занятие окончено. Надеюсь, полученная информация для вас полезна и вы примете ее к сведению.

Хочется сказать такие слова. Что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения. A.M. Прихожан

Спасибо за внимание, всего доброго!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: