Д Р Е В Н Е Р У С С К А Я Л И Т Е Р А Т У Р А




 

1. Как выглядели древнерусские книги?

В Древней Руси бумаги не было, и книги писали на пергаменте (материал, сделанный из телячьей кожи). Поэтому книги получались очень толстые, и переплёты их делали из досок. Эти переплёты часто украшались: их обтягивали шёлком, украшали драгоценными камнями. Писались книги только черными и красными чернилами. Причем сам текст обычно писался черной краской, а красной выделялась лишь первая буква(или строчка). Отсюда пошло выражение «писать с красной строки». Часто эту первую букву старались выписать особенно красиво. Например, вместо буквы «М» рисовали двух рыбаков, которые стоят рядом и держатся за руки, и в том месте, где их руки соединяются, свисает рыба. В книгах могли быть иллюстрации. Требовалось большое искусство, чтобы на небольшом листе изобразить зачастую довольно многолюдные сцены (например, взятие города штурмом). Книги писались вручную. Переписчиками были в основном монахи. При монастырях действовали целые мастерские, в которых на заказ переписывали книги. Создание одной книги занимало очень много времени, да и материальные затраты на ее производство (изготовление пергамента, красивого переплета и т.д.) были велики, поэтому книги стоили неимоверно дорого. Так как пергамент был очень дорогим материалом, то его берегли и использовали очень экономно. Для повседневных же нужд (написать записку, письмо, дать ученику для тренировочных упражнений) нередко использовался тот материал, который всегда был под рукой – березовая кора, т.е. береста. Археологи и сейчас находят при раскопках древнерусских городов «листы» из березовой коры, на которых острой палочкой выводили надписи. Такие «листы» называют берестяными грамотами. Известно, что из бересты делали даже книги.

2 Сколько древнерусских книг дошло до наших дней?

Так как создание одной рукописной книги занимало много времени, то общее количество древнерусских книг не могло быть большим. К тому же книги сгорали во время многочисленных пожаров, от которых деревянные русские города часто страдали. А сколько книг сгорало во время пожаров, вызванных войнами! Можно привести такой пример. Когда татарские войска хана Тохтамыша напали на Русь, монахи из самых разных городов, спасая книги, повезли их в столицу, Москву, которая считалась неприступным городом. Привезенных отовсюду книг было так много, что когда их сложили в московские церкви, то, как говорят, помещения были забиты ими до потолка. Однако татарские войска все же взяли Москву и сожгли ее дотла. Все книги сгорели…И это только один пример. В результате до наших дней древнерусских книг дошло немного. Все они хранятся в музеях. Многие книги сохранились в одном-единственном экземпляре.

3 Что такое летописи?

Это древнерусские книги, описывающие год за годом исторические события. Легко заметить, что слово «летопись» произошло от двух слов – «лето» (т.е. «год» по-древнерусски) и «писать». «Описание годов» - так можно перевести слово «летопись» на современный язык. И действительно, если раскрыть старинную летопись, нетрудно заметить, что текст ее разделен на главки, каждая из которых посвящается событиям одного года. Описав события за 12 месяцев, летописец записывал номер нового «лета» и лишь потом продолжал свой рассказ. Самая древняя из дошедших до нас летописей – «Повестьвременных лет». Ее автор – монах Нестор. В ней описывается история Руси, начиная от создания древнерусского государства, описываются дела правителей страны, начиная с самых первых князей. Несомненно, какие-то летописи существовали и до повести Нестора. Иначе откуда он мог узнать о событиях, которые произошли за несколько столетий до его рождения? Однако эти летописи не сохранились. Получается, что «Повесть временных лет» - единственный для нас источник информации о том, что происходило в Древней Руси, поэтому данная летопись так ценна. «Повесть..» - не сухое историческое повествование. Автор включил в нее многочисленные фольклорные легенды о деятельности тех или иных князей. И теперь мы, к сожалению, не можем определить, какая информация из «Повести…» правдива, а какая – не более чем художественный вымысел. Именно из «Повести…» Пушкин взял сюжет для своего стихотворения «Песнь о вещем Олеге».

4 Жития святых.

Это произведения, рассказывающие о жизни святых. Кто такие святые? Это реально существовавшие люди, которых после смерти церковь признала святыми, т.е. причислила к лику святых. Святыми могли быть:

А) люди, которые прославились святой, праведной жизнью.

Б) люди, которые приняли мученическую смерть во имя христианской веры.

В) князья, которые много сделали для своей страны, своего народа.

Не надо забывать, что жития – художественные произведения, и поэтому в них наряду с реальными фактами присутствуют и вымышленные. Например, часто описываются чудеса, произошедшие на могилах святых (чудесные исцеления больных, прикоснувшихся к могиле; свет, исходящий от могилы, и т.д.). Описываются и всевозможные чудесные события, якобы имевшие место при жизни святых. Однако герои житий – все-таки реально существовавшие люди, и их главные деяния описываются верно.

5 Житие Александра Невского.

Александр Невский – древнерусский князь, который жил в 13 веке. Это было очень трудное время для нашей страны. В середине 13 века на Русь напали монголы и завоевали всю территорию страны. Все крупные русские города были сожжены дотла, люди порабощены. Только лишь один город на всей Руси остался свободным – Новгород. Враги до него просто не дошли, т.к. находился он на севере и со всех сторон был окружен болотами. Александр был князем Новгорода. Но если его городу монголы не угрожали, то другие страны мечтали завоевать этот последний русский город. Новгород был очень богат. В дремучих лесах, окружавших Новгород, водилось много пушного зверя, мех которого ценился на вес золота. Европейские соседи давно мечтали покорить этот богатый край, но раньше не решались, т.к. понимали, что на выручку Новгороду придут другие русские города. Однако теперь Русь была уничтожена монголами, и одинокий Новгород представлялся врагам легкой добычей, тем более, что новгородский князь был очень молод и неопытен. Сначала на Новгород напало войско шведского короля. Однако юный князь Александр сумел собрать войско и на реке Неве дать шведам достойный отпор. Враги были разгромлены. За эту победу князь получил прозвище «Невский». Он и сам принимал в битве активное участие. Не только сражался в первых рядах, но и вступил в личное единоборство со шведским принцем (родственником короля), который возглавлял вражеское войско. Александр победил. Однако через два года Новгороду выпало новое испытание. На этот раз на него двигалось войско немецких рыцарей-крестоносцев. Оно держало в страхе всю Европу и не знало поражений. Войско крестоносцев было больше и сильнее новгородской дружины, и Александр понимал, что если сойдется с ними в бою, то может проиграть. Однако князь придумал хитрость, которая помогла ему справиться и с этим врагом. Недалеко от Новгорода находится огромное Чудское озеро. Зимой оно, естественно, покрыто льдом, и люди ходят по нему, как по дороге. Крестоносцы напали на Новгород в начале апреля, когда в этих северных краях еще везде лежит снег, а на озере – лёд. Однако он был уже не таким крепким, как зимой. Александру удалось заманить войско крестоносцев на лед Чудского озера. Именно там и произошло сражение. Рыцари были одеты в тяжелые железные доспехи, в результате чего вес рыцарей был настолько велик, что лёд проламывался под их тяжестью, и рыцари тонули. Русских же воинам ничего не грозило, т.к. они таких доспехов не имели. Это сражение получило в истории название Ледовое побоище. Вторая победа князя Александра (разница между ними была всего два года) надолго отбила охоту у иноземных захватчиков нападать на Новгород. Город остался независимым.

Как и любое житие, житие Александра Невского содержит в себе не только повествование о реальных исторических событиях, но и элементы религиозной фантастики. Например, описывается, что перед Невской битвой было явление святых князей Бориса и Глеба (они уже давно умерли), и они предвещали победу русскому войску и обещали помощь небесных сил.

6 Демократическая литература 17 века.

Эта литература возникла намного позднее, чем жития святых или летописи. Демократическая – от слова «демос», т.е. народ. Вот ее отличия от других, более ранних, видов древнерусской литературы.

 

Пункты сравнения Литература прежних лет Демократическая лит-ра
Кто герои? Реальные исторические лица: князья, герои, совершившие подвиг, святые. Могут быть и реальные, но чаще вымышленные лица. Причем это простые, обыкновенные люди из низов.
Какие события описываются? Реальные исторические события Вымышленные. Причем описываются простые, жизненные, бытовые ситуации.

 

Примером произведения древнерусской демократической литературы может быть «Повесть о Шемякином суде ». Сюжет его таков. Бедного крестьянина привлекают к суду сразу за несколько преступлений, в коих он действительно виноват: взяв у соседа лошадь, он вернул ее без хвоста, т.к. тот из-за халатности крестьянина был оторван; потом он случайно насмерть придавил ребенка попа и отца у другого человека. Явившись к судье, он принес камень, завернутый в тряпку, и во время судилища все время исподтишка показывал его судье. Тот, не увидев, что под тряпкой, решил, что это подарок, и, несмотря на то, что крестьянин был неправ, решение суда было в его пользу. Более того, пострадавшие еще и вынуждены были заплатить своему обидчику «отступного». Но когда судья отправляет своего слугу забрать подарок, оказывается, что его обманули. На первый взгляд, сюжет неправдоподобен, нелеп и смешон. Но, если вдуматься в него, видишь достаточно грустную картину. Повесть описывает несправедливость судебной системы. Чувствуется горечь автора от сознания, что все в этом мире продается и покупается. Мы видим, что «Повесть о Шемякином суде» - это произведение литературы нового времени. В нем нет места князьям, святым и полководцам. Ее герои – простые люди. В основе сюжета лежит не великое историческое событие, а мелкое судебное разбирательство, да еще и полностью вымышленное. В произведении содержится критика существующих порядков (взяточничество в судах). Раньше такое было недопустимо. Мы слышим в «Повести…» голос простого русского человека, который осуждает власть имущих. Поэтому «Повесть о Шемякином суде» - произведение демократической литературы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: