Целесообразность перевода образовательных учреждений в казенный тип




Нередко отдельные школы, детские сады и даже целые сети образовательных учреждений переводятся в тип казенных. С одной стороны, это избавляет их от необходимости перехода на новый механизм финансирования, решения имущественных и многих других вопросов, дает определенные гарантии, с другой стороны, − серьезно ограничивает инициативу.

Как правило, образовательные учреждения переводят в статус казенных в связи с условиями функционирования. В первую очередь, это относится к уникальным для своего региона или муниципалитета учреждениям.

Пример

Единственная школа, специализирующаяся на работе с детьми, оказавшимися в социально неблагополучной ситуации.

Единственный детский сад, имеющий материально-техническую базу для коррекции определенных проблем со здоровьем у детей.

Финансирование таких учреждений посредством субсидий на выполнение государственного или муниципального задания затруднительно, поскольку контингент обучающихся и воспитанников непостоянен. Однако учредители осознают ценность данных учреждений, так как только они могут обеспечить оказание качественной образовательной услуги соответствующему контингенту. Даже если число обучающихся или воспитанников резко сократится, оставшихся невозможно будет перевести в иные учреждения без ущерба их интересам и праву на образование. Учитывая необходимость сохранения таких учреждений для обеспечения возможности получения образования отдельным группам лиц, их довольно часто переводят в тип казенных учреждений.

Похожая мотивация нередко наблюдается у учредителя по отношению к другим учреждениям образования, изначально востребованным небольшим количеством обучающихся, которые могли бы учиться по обычным программам в другом месте. Однако учредитель считает важным сохранение данных учреждений для немногих желающих.

Пример

Школа, реализующая уникальную образовательную программу по художественному развитию ребенка.

Уникальное учреждение дополнительного образования детей.

В подобной ситуации нередко оказываются и учреждения, деятельность которых не отличается по содержанию от обычных образовательных учреждений, реализующих программу общего образования. В частности, многие малокомплектные, а также сельские школы и детские сады не представляют особой ценности для учредителя, их обучающиеся и воспитанники могли бы посещать другие учреждения, обеспечивающие лучшее по качеству образование. Однако дети не могут туда добраться из-за отсутствия транспорта, дорог, вследствие особых природно-климатических условий. Поэтому сельские учреждения, являющиеся единственными в пределах транспортной доступности, как правило, сохраняются независимо от числа обучающихся, воспитанников и в связи со своим особым положением также переводятся в тип казенных.

Такие решения в целом представляются целесообразными. Действительно, ни бюджетное, ни автономное учреждение не могут финансироваться учредителем только для того, чтобы их содержать. Учредитель вправе осуществлять лишь финансовое обеспечение того задания, которое выдается учреждениям этих типов. Если школа или детский сад не востребованы гражданами − потребителями услуг, они не получат задания (или получат его в небольшом объеме), а следовательно и денежных средств для обеспечения своей деятельности. Таким образом, финансирование по заданию ставит учреждения социальной сферы в зависимость от потребительского выбора, что актуально и правильно в случае избыточного предложения услуг. В описанных случаях ситуация иная, поэтому сохранение финансирования учреждения путем изменения его типа на казенное является обоснованным.

Как показывает практика, решения о выборе типа казенного учреждения нередко принимались учредителями по субъективным причинам. Зачастую такой причиной была неспособность администрации оптимизировать сеть образовательных учреждений, что влекло за собой неэффективное распределение дефицитных денежных ресурсов, недофинансирование существующих учреждений и, следовательно, невозможность отказаться от субсидиарной ответственности по их долгам (за коммунальные услуги, по зарплате и др.). В итоге только ради сохранения субсидиарной ответственности (т. е. для возможности оплачивать хроническую задолженность школ и детских садов в условиях постоянного недофинансирования) учредитель выбирал для подведомственных ему учреждений тип казенного.

Также частая причина отказа от перевода образовательных учреждений в статус бюджетных и автономных – нежелание учредителя выполнять свою часть работы по формированию государственных или муниципальных заданий, неспособность рассчитать нормативы и субсидии, разработать и принять необходимые нормативные документы.

В подобных случаях решение о переводе образовательного учреждения в тип казенного нельзя считать оптимальным, поскольку свобода и самостоятельность в его деятельности были ограничены по финансовым или организационным соображениям. В будущем такое решение учредителя может отрицательно сказаться на качестве образования и перспективах развития образования на подведомственной ему территории.

Внимание

Следует отметить, что тип учреждения не выбирается один раз и навсегда, учредитель вправе изменять его в любое время. Если на данном этапе развития учреждению удобен тип бюджетного, но в долгосрочной перспективе целесообразнее будет функционировать в статусе казенного, не имеет смысла становиться казенным учреждением уже сейчас, это можно сделать позднее.

Высказываются опасения, что если учредитель не готов пойти навстречу просьбе коллектива и перевести учреждение в тип казенного, то нет никакой гарантии в том, что в долгосрочной перспективе он вообще будет заинтересован в сохранении данного учреждения. Однако мнение об особой защищенности казенного учреждения ошибочно. Любое учреждение зависит от своего учредителя, и тот факт, что казенное учреждение им финансируется, не означает обязанности постоянного финансирования на одном и том же уровне. Точно так же, как выдача задания не гарантирована бюджетному или автономному учреждению, так и размер финансовых ассигнований по смете не гарантирован казенному учреждению. С точки зрения финансового обеспечения в случае с казенным учреждением учредитель имеет право не ставить размер финансирования в прямую зависимость от объема задания.

Если учредитель не будет заинтересован в сохранении своего учреждения, он просто ликвидирует его. В противном случае всегда есть возможность принять решение о смене типа учреждения на удобный для него в сложившихся обстоятельствах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: