Рисовальные принадлежности, материалы и технические приемы.




К пленэрной практике следует подготовиться. Желательно иметь удобные этюдники, складные стулья, зонты, папки, планшеты, разнообразные графические и живописные материалы.

Иногда из-за капризов погоды не удается длительная работа на натуре в несколько сеансов. Рисунки приходится делать в течение 2-4 часов. Размеры рисунков и этюдов не должны превышать формата: А3, А2.

Рисунок и этюд занимают одно из ведущих мест профессиональной подготовки будущих специалистов, художников-графиков. Рисунок и рисунок цветом всегда условен. В нем сознательно проводится отбор в изображении, на двухмерной плоскости бумаги передается глубинная композиция. В зависимости от поставленных задач мера условности находит отражение в графическом приеме. Изучение различных материалов и техник, их творческое освоение, длительная тренировка и эксперимент раскрывают перед художником-графиком массу возможностей. Необходимо стремиться, преодолевая шаблонные приемы, найти свой выразительный графический язык.

Поверхность бумаги должна соответствовать характеру применяемого материала. Гладкая бумага – применяется для карандаша и пера, шероховатая для угля, средняя по фактуре для соуса и сангины, мягких мелков. Для выполнения живописно-графических этюдов используется акварельная бумага и картон. Определенный эффект дает использование тонированной бумаги. При этом общий тон бумаги обычно связан с цветом и фактурой изображаемых предметов или освещением.

Рисунок карандашом. Графитные карандаши могут быть твердые и мягкие, глянцевитые и матовые, цветные. Карандаши применяются для быстрых зарисовок и длительных работ, линейных и тоновых рисунков. Мягким карандашом, боковой поверхностью грифеля можно работать в свободной «живописной» манере. Выразительные приемы дает применение в одном рисунке твердых и мягких графитов, которыми можно подчеркнуть глубину пространства, форму и фактуру предметов.

Рисунок пером. При рисовании пером, фломастером или роллером линии и штрихи не стираются, поэтому требуют определенных навыков и глазомер. Силуэтные и внутренние структурные линии прослеживаются активнее, чем в других техниках. Особенности нажима, движения руки, а также кончик пера, его форма, материал значительно влияют на характер линии. Существуют различные типы перьев – тростниковые, гусиные, стальные. Рисовать рекомендуется на гладкой и плотной бумаге, используя тушь, бейц, чернила. Интересные приемы дает использование растворов туши разной насыщенности. Перекрещиванием штрихов различными способами и в разных направлениях в перовой технике можно получить выразительное заполнение больших плоскостей и декоративные пятна.

Рисунок углем, сангиной, сепией, мелками. Эти материалы разнообразны по твердости, цвету, фактуре, приемам их применения. Можно делать тонкие линии и свободные «живописные» рисунки, работая торцом угля или плашмя, с растушевкой, что позволяет получать мягкие переходы света и тени. Поворачивая плоскости мелка и изменяя силу нажима, в известной мере можно усилить выразительность рисунка, подчеркнуть тоновые и пространственные отношения. Необходимо учитывать, что тоновая насыщенность сангины и мелков ограничена.

Рисунок кистью. Рисунки кистью обычно выполняются черной, коричневой акварелью или тушью. Мягкая круглая кисть дает возможность проводить тонкую линию и широкий мазок, заливку тоном «по мокрому» и создавать разнообразные фактуры, использовать лессировку, линейный контур и пятно, свободную штриховку, рисовать на различных сортах бумаги.

Запоминающиеся графические приемы можно получить в смешанной технике рисунка пером и кистью по тонированной бумаге.

Набросок. Набросок - ярко выраженное образное восприятие объекта. Необходимо выявить главное, характерное, упуская второстепенные детали, быстро, решительно суммировать свои эмоциональные впечатления. Язык наброска может быть предельно лаконичным, выразительным. Если внимательно проанализировать геометрическую основу предметов, структуру пространства, то их всегда можно разложить на систему сочетаний простых форм: прямоугольников, конусов, цилиндров. Выполнение набросков обогащает технику рисунка, развивает наблюдательность, творческую инициативу.

Используются разнообразные графические средства – линии, штрих, тональное пятно. Основное требование к композиции листа - выразительность и уравновешенность изображаемых предметов.

Длительный рисунок. Длительный рисунок – 8-10 часов – выполняется графитным карандашом или ретушью после серии композиционных набросков. Необходимо придерживаться определенной последовательности. Система работы от общего к частному и опять к общему на первом этапе включает: компоновку в листе обобщенной архитектурной формы, определения уровня горизонта. На следующем этапе проводится детализация элементов, сопоставление их друг с другом в формах, пропорциях и тоне.

Закономерности передачи пространства, моделировка формы, подчеркивание ее пластики или силуэта могут решаться различными техническими приемами. Характер пластичной архитектурной формылучше выявлять светотенью, плоскостной - тоном или цветом. Рисунок рекомендуется вести от темных частей к светлым, подчеркивая направлением штрихов форму предметов. При завершении рисунка в процессе обобщения, необходимо выделить главное, подчинить ему второстепенное, внести настроение, живость и непринужденность.

Рисунок по памяти и представлению. Рисунки по памяти выполняются после завершения длительных рисунков вечерами или в дождливые дни. В них восстанавливаются и обобщаются впечатления от изучения натуры, вносятся элементы творческой фантазии. Полезно делать композиционные рисунки и наброски по представлению, изменив ракурс, планы, вводя в композицию людей, облака, машины, деревья и т.п. Упражнение способствует более внимательному отношению к натуре, развивает зрительную память, умение рисовать “от себя”.

Структурно-линейный рисунок. Линия по своему характеру может быть плоскостной, однообразной, нейтральной и живой, изменяющейся по толщине, решающей объемно-пластические и пространственные задачи.

Первые наброски и зарисовки архитектурных памятников рекомендуется выполнять в технике структурно-линейного рисунка. Наброски лучше всего делать карандашом, фломастером, пером, тонкой кистью. Можно использовать легкую подсветку акварелью, сангиной или цветным карандашом, не нарушая тоном и светотеневой проработкой линейные построения. Тонкие графические построения архитектурных форм в перспективе, композиция листа должны выполняться очень внимательно. Необходимо развивать наблюдательность. Профессиональное видение позволит выявить в серии предварительных зарисовок художественные достоинства архитектурного памятника, акцентировать главное движение больших форм, пропорции, характер деталей. Особое внимание следует уделить силуэту, условной передаче пространства. Выразительной, подчиненной чувству художника контурной линией, ее текучестью, непрерывностью, пластичностью можно передать все своеобразие окружающей среды, стилевые особенности и характер архитектуры, структуру сооружения, почерк автора-архитектора.

Линейно-штриховой рисунок. В зарисовках, сделанных штриховой линией, светотеневая передача архитектурного пространства делается более четкой. Варьируя схемы пересечений, направлений движения, длины, толщины и активности линий, можно добиваться самых разнообразных графических эффектов. Отбор образно-выразительных средств при выявлении особенностей конкретного архитектурно-художественного памятника различен. Необходимо почувствовать и отразить свое эмоциональное восприятие архитектурной темы. Хорошим примером авторских архитектурных рисунков, выполненных штриховой линией, являются проекты архитектора А. С. Никольского. В них, казалось бы, однообразная диагональная система штриховки, часто без контурных линий, создает запоминающийся графический прием. Экспрессивность рисунка способствует раскрытию внутренних качеств архитектурного замысла.

Живописно-тональный рисунок. Прием живописно-тонального рисунка архитектурной среды может в большей или меньшей степени передавать глубину пространства, архитектурные объемы, свет, тон, цвет. Выразительность рисунка, его ритмико-пластическая основа усиливаются введением тоновых пятен, фактурно-цветовых акцентов.

В практике работы художников встречаются, казалось бы, неожиданные примеры, когда рисунок, сделанный живописью, не строго, рыхло, смотрится более верным и правдивым, чем скрупулезно проработанный; темперамент автора в сочетании с дисциплиной создают впечатление непринужденной гармонии.

Рисунки городского и паркового пейзажа. Перед началом выполнения длительного рисунка следует изучить характер архитектурного памятника, сделать большое количество набросков с разных мест, передвигаясь влево, вправо, меняя высоту горизонта. При этом рекомендуется начинать с наиболее удаленных силуэтных многоплановых набросков, постепенно приближаясь, изучая в процессе работы фрагменты и детали ансамбля.

Рассматривая рисунок или этюд, мы проходим как бы через 2 стадии – эмоционального и логического восприятия, поэтому так важна чисто композиционная, пластическая, фактурная, тоновая сторона рисунка. Существенным качеством является цельность работы, некоторое ограничение в отборе графических средств. Необходимо чувствовать соответствие размеров и пропорций листа характеру и формам изображаемого объекта, панорамной или фрагментарной композиции.

Приступать к рисунку и этюду нужно с композиции листа – пропорциональных отношений архитектуры, земли и неба, их взаимного равновесия. Необходимо выявить композиционный центр, главный объект, организующий лист. В зависимости от природных условий местности линия горизонта может быть в листе низкой или высокой. Перспективные построения следует проводить, внимательно следя за пропорциональными отношениями основных форм архитектуры. Подготовительный структурный рисунок должен учитывать законы перспективы, особенности восприятия пространства. Обычно в городском пейзаже различают 3 плана, но их может быть больше.

Изображение больших городских пространств с перепадами рельефа, поворотами криволинейных улиц требует определенной тренировки в рисовании и перспективных построениях архитектурных форм. Часто существует одна, а несколько точек схода для различных частей архитектурного памятника. Требуется соблюдение пропорций основных масс, сходство деталей, точность их расположения и пр. изменения освещенности, погода, зрители транспорт создают в работе дополнительные трудности. При зарисовке деревьев следует обратить внимание на особенности их формообразования, характер листвы и т.п.

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ ДИЗАЙНА, ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: