МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
(ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
Кафедра теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине теория государства и права
Современные правовые семьи: особенности развития на современном этапе
Ф.И.О студента Митчин Андрей Андреевич_______________________________
Специальность Правовое обеспечение национальной безопасности
Специализация уголовно-правовая
Номер группы сПО801_________________________________________________
Номер зачетной книжки 180468_________________________________________
Дата регистрации курсовой работы (проекта) кафедрой __________________
Проверил
доцент кафедры теории и истории государства и права
Саламатова М. С.
Новосибирск 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 Правовая семья. 5
1.1 Понятие правовой семьи. 5
1.2 Критерии классификации правовых семей. 6
1.3 Общая характеристика правовых семей.. 13
2 Сравнительный анализ правовых систем Норвегии и Испании. 18
2.1 Норвегия. 18
2.2 Испания. 20
Заключение. 23
Список использованных источников.. 25
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Актуальность выбранной темы обусловлена несколькими причинами. Одна из них заключается в том, что развитие экономики, науки, культуры, образования и культурных связей между странами стремительно развиваются, следовательно, и развивается связь между их правовыми семьями, что требует тщательного и всестороннего исследования. Еще одна причина несет практический характер: понимание необходимости развития и углубления всевозможных связей между странами, осознание негативного воздействия изоляции и самоизоляции на экономику и социально-политическую ситуацию в стране. Актуальность темы обусловлена также тем, что правовая система государства отражает социально-экономическое, политическое развитие, уровень культуры граждан, так как глубинное исследование политической системы помогает восстановить понятие об общественных отношениях, помогает понять механизмы общества и под воздействием каких факторов строилась та или иная модель, определить границы распространения той или иной правовой системы в конкретном государстве.
|
Обзор специальной литературы. На протяжении всей истории развития права, проблемы формирования правовой системы интересовали многих ученых. Вопросы истории формирования и особенностей правовых систем по наши дни интересуют многих известных мыслителей. В советский период юридическая литература обходила стороной проблемы типологии правовых семей, но с 90-х годов ХХ века это уже самостоятельная и объемная тема. Среди таковых можно выделить работы Μ. Н. Марченко, Г. И Муромцева, М.А. Супатаева[1]. Изучением правовых семей занимается компаративистика и сравнительное правоведение. Один из наиболее известных специалистов в области сравнительного правоведения и юридической географии мира является Р. Давид[2].
Объект исследования – правовые семьи в свете исторического развития и современности.
Предметом исследования являются закономерности функционирования развития правовых систем Норвегии и Испании.
Цель исследования: выявить и рассмотреть особенности современных правовых семей. Цель достигается посредством решения следующих задач:
|
- изучить особенности классификации современных правовых семей
- провести сравнительный анализ правовых систем Норвегии и Испании.
Методологическую основу работы составили методы сравнительного правоведения, исторический и систематический.
1 Правовая семья
1.1 Понятие правовой семьи
В мире существуют различные правовые системы и правовые семьи, отражающие особенности соответствующих эпох, цивилизаций, стран, народов, континентов. Различают национальные правовые системы и межнациональные (семьи или отдельные группы систем).
Правовая семья - это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).
Строгое построение закона, наличие некоторой связи и взаимозависимости между всеми элементами правовой системы не означает, что закон изолирован, и он отделен от других явлений социальной и политической реальности. Наоборот, право, его корни, современное политическое и социальное содержание и механизмы существуют и развиваются под влиянием определенных социальных отношений и идеологических установок. Система права и другие сферы государства взаимодействуют как политическое явление, а общество как совокупность социальных институтов и ценностей. Чтобы привести правовую систему в соответствие с «исторически конкретным социальным организмом», используется понятие правовой системы.
|
Сегодня правовая система – это комплекс элементов юридического и политического порядка, устойчивость которого обеспечивается многоуровневыми сложными связями и иерархическими зависимостями.[3] В содержательном плане это понятие включает нормативную (юридические нормы и способы их выражения), организационную (юридическая практика и механизмы ее осуществления) и нравственно-духовную (правовая идеология, правовые представления, правовая культура) стороны. Под правовой системой понимается обусловленный историческим развитием и уровнем политико-правовой культуры общества юридический порядок образования и применения права, установленный в рамках определенной политической автономии.
Правовая система может рассматриваться и с точки зрения ее отношения к разного рода политико-территориальным образованиям (правовая система государства (национальная правовая система), правовая система субъекта федеративного государства), а также к межгосударственным объединениям (правовая система Европейского союза, правовая система Содружества Независимых Государств) и даже к идеологическим и культурным явлениям мирового масштаба (глобальная правовая система).
Правовая система страны отражает исторические закономерности ее развития, особенно этнический, социальный, культурный, современный политико-правовой статус. Исторический путь развития разных стран не одинаков. Национальное сообщество и нация с общей политической культурой формируются по-разному, традиция формируется отношениями с государством, людьми и религией. Люди в разных странах проявляют свои особенности (социальные, культурные, национальные законы) с точки зрения правового регулирования и запретов, а также вырабатывают различные стереотипы правового и индивидуального поведения. Поэтому в целом правовые системы отдельных государств могут иметь существенные различия.
1.2 Критерии классификации правовых семей
Систем столько же много, сколько и велико количество и многообразие ныне существующих государственных образований, да к тому же в облике, несущем следы, а подчас ведущие категории и ценности ушедших в прошлое культур и цивилизаций. Это наглядно и убедительно подтверждает тот факт, что «связь времени» сосредоточена на духовных и интеллектуальных достижениях человечества, от древних и даже более старых цивилизаций до их потомков, будущих цивилизаций и культур, Это юридический факт. Это во многом определяет существование отдельных регионов, «группы» фактов или семейства правовых систем в соответствии с определенной терминологией юриспруденции. Учёные отвечают по-разному, когда их спрашивают о критериях классификации правовой системы.
Некоторые люди настаивают на принципе классификации в соответствии с компонентом правовой системы, роль источника права. Другие показали, что необходимо несколько стандартов. Ученые считают, что в этом случае на каждый правовой порядок также должны оказывать влияние культурно-историческое развитие и влияние глобального правового мышления, исходя из общих характеристик правовой системы, участников юридического образования и правового обращения, основных процессуальных принципов и правовых источников. Разумеется, список вышеуказанных критериев не является исчерпывающим. Для некоторых областей правового надзора могут быть выявлены другие существенные признаки, увеличивая тем самым количество стандартов существующих правовых семей или формируя различные стандарты, и группируя стандарты в соответствии с различными принципами. Кроме того, важно, чтобы, как правило, основными критериями классификации правовых систем были общая цивилизация и строгие правовые факторы. Тем не менее, нет единого мнения о приоритетности этих факторов.
На самом деле, нельзя недооценивать значение и роль всех правовых семей, которые составляют правовой имидж мира. Хорошо известно, что заимствование правовых положений в рамках адаптации правовой культуры в основном осуществляется в одностороннем направлении, то есть традиционные и религиозные правовые системы считают, что в романо-германском праве и обычном праве существует много правовых положений. Однако заимствованные правовые положения не могут заменить принципы права, регулирующие функционирование этих правовых систем. Удельный вес заимствованных правовых норм, институтов и даже отраслей в рамках национальных правовых систем, относящихся к традиционной либо религиозной правовой семье, иногда значительнее по сравнению с нормами «собственного» права. Однако отнесение этих национальных правовых систем к романо-германской правовой семье либо к семье общего права не соответствует реальному состоянию их функционирования.[4]
Объективное исследование правовой панорамы современного мира требует отказа от евроцентризма при сохранении должной и достойной оценки вклада в западные правовые традиции. Западная правовая традиция - это романо-германский закон и общее право в истории правового развития человека. Основа формирования и эксплуатации. Отмечая узость западных традиционных правовых концепций, Г. Дж. Берман предложил создать единую унифицированную юриспруденцию, которая связывает традиционные школы за их пределами. Эта новая юриспруденция (социальная теория права) должна основываться не только на разуме, но и на чувствах, интуиции и вере, на идее, что в право надо верить, иначе оно не будет работать.[5]
Социальная теория права должна продвинуться далее от изучения западных систем права и западной правовой традиции к изучению систем и традиций права, не принадлежащих Западу, т.е. вопросам взаимодействия западного и не западного права и, таким образом, к выработке общего правового языка человечества, к преодолению кризиса западной традиции права. Таким образом, для проведения научно обоснованной классификации правовых систем, учитывающей как объективные, так и субъективные факторы, необходимо выделить следующие группы критериев классификации правовых систем: общецивилизационные критерии и правовые критерии.
Общецивилизационные критерии, в широком смысле, отражают культурные, религиозные, политические, идеологические особенности формирования и развития общества, самым непосредственным образом оказывающие влияние на процесс возникновения, развития и функционирования правовых систем. Общецивилизационные критерии отражают основополагающие принципы, показывающие закономерности и динамику развития правовых систем в тесной связи с развитием политической, духовной, религиозной и культурной жизни общества на разных этапах его трансформации.
Таким образом, данные критерии показывают генетические корни правовых систем, их диалектическую связь с такими составляющими факторами цивилизации, как религия, мораль, политика, экономика, социальная структура, даже этнография и экология. Важнейшим компонентом общецивилизационных критериев является религиозный фактор. Благодаря правовому регулированию, не в последнюю очередь, обеспечивается структурирование общества и сохраняется его единство, а религиозные мировоззрения и догмы способствуют объединению людей в рамках единых канонов, столь необходимых для общественного развития. Роль религии в разные периоды развития общества, государства и права, а также правовой системы, трудно переоценить. Вместе с тем, в зависимости от степени влияния религиозного фактора классификация правовых систем становится более объективной.
Сложившиеся на протяжении столетий и даже тысячелетий традиции и обычаи играли и продолжают играть определяющую роль в формировании образа жизни и поведения людей, проживающих в разных обществах. Более того, в некоторых обществах традиции и обычаи по-прежнему формируют поведение человека и в правовой сфере. Например, правовой менталитет китайцев по-прежнему определяется традициями, уходящими своими корнями в конфуцианство. Поэтому степень воздействия традиций и обычаев как компонентов общецивилизационных критериев на общественную, в том числе и правовую жизнь, служит основанием для классификации правовых систем.
История развития различных обществ является важнейшим фактором, объясняющим закономерности их преобразований на разных этапах. Исторические особенности имеют свои проявления и в правовой жизни, иными словами, тип правовой системы не в последнюю очередь определяется именно особенностями исторического развития обществ. Соответственно, исторический фактор, входящий в общецивилизационные критерии, служит основанием для классификации правовых систем. Важно обратить внимание и на геокультурный фaктор как сoстaвляющий компонент общецивилизационных критериев, выступающий своеобразным макрокритерием классификации, отличающим западные системы права от незападных, определяющий правовую культуру и правовое сознания населения, проживающего в рамках этих правовых систем.[6]
Геокультура выступает как система устойчивых культурных реалий и представлений, формируется на определенной территории в результате сосуществования, переплетения, взаимодействия, столкновения различных вероисповеданий, культурных традиций и норм, ценностных установок, направленных на восприятие особенностей функционирования общества. Геокультурный фактор является основанием для отнесения различных правовых систем и культур к различным правовым традициям. Например, благодаря этому фактору становится возможным установление генетической связи романо-германского и общего права с западной традицией права.
Таким образом, роль общецивилизационных критериев весьма существенна для научно обоснованной диагностики современной правовой картины мира. Дополнение правовыми критериями позволяет классифицировать правовые системы, показав специфику их функционирования. Правовые критерии классификации правовых систем заключаются в связанности правовых элементов одним общим правопорядком специфического типа. Основными критериями правового характера, являющиеся универсальными для классификации правовых систем, являются следующие. Правовые традиции являются критерием правового характера. Однако они производны от общецивилизационных критериев, поскольку правовые традиции отражают не столько сугубо правовые особенности развития общества, сколько в них отражаются общецивилизационные факторы и их роль в формировании и функционировании правовых систем. Правовые традиции отражают сущностно-содержательную сторону правовых систем и являются главным основанием отнесения национальных правовых систем к той или иной правовой семье. Под словом «традиция» Г. Дж. Берман понимает идею непрерывности между прошлым и будущим.[7] То есть, не простое повторение прошлого, не формальную приверженность ему, а использование прошлого опыта для решения новых проблем, ощущение исторической непрерывности и развития.
В юридической литературе выработаны понятия «западной традиции права» и «незападной традиции права», что является основанием выделения разных типов правопонимания, т.е. под влиянием правовых традиций формируются те или иные типы правопонимания, выступающих как правовой критерий классификации правовых систем.[8] В понятие правопонимания входит система правовых идей, представлений, теоретических концепций, отражающих закономерности возникновения, эволюции и функционирования права. Кроме того, именно правопонимание отражает познание, восприятие и оценку права и его реальной роли в жизни общества.
Важное место среди правовых критериев является возникновение и развитие различных правовых систем, отражающих особенности функционирования правовой системы на разных этапах ее развития. На основании этого критерия можно определить не только конкретные обстоятельства правовой системы, но и ее текущее состояние. Эти факторы являются наиболее важными критериями классификации правовых систем. Система правового происхождения, содержащая правовые нормы, является материализованной формой ее выражения. Практически во всех классификациях правовой системы юридическое происхождение является наиболее важным критерием, поскольку в них наиболее четко выражены характеристики различных правовых систем, отражающие правовое состояние, которое они содержат. Например, сборников Коран важнейшими является вывод основополагающим внимание источником особенности исламского пришли права, семьи отражающим отраслевой всю считают специфику семья данной органов правовой университет системы. Что ʜᴏϲᴙтся касается наивысшую общего традиции права, вопросам то основные прежде принципы _Toc его образует формирования опыта и функционирования системы содержатся законы в его отличия главном правового источнике – судебном что прецеденте.
Структура права, а также специфические институты разных правовых систем являются следующими правовыми критериями классификации правовых систем. Структура права отражает наличие определенных уровней изложения правового системы материала что в рамках что правовых ней отраслей, семья институтов семьи и норм. Данный семья критерий определенных придает Специальность классификации развитии правовых правительства систем регулирования объективный форма характер. Например, Данный стержнем государства структуры стандарты романо-германского традиции права вместе является что деление является права развитии на публичное концепции и частноетради. Данное для положение существуют может семей служить уложения критерием существующих для критерии отнесения Малайзии национальных морали правовых индусского систем факторов к данной юридические правовой колониях семье. Данный правовых критерий именно также правовая является как достаточно Латинской востребованным срочных при системы классификации различные правовых Испании систем. Юридическая занимают техника норм состоит последовало из юридической создание терминологии закона и юридических облике конструкций. Например, по϶ᴛᴏ логическая функционирования структура истории норм времени романо-германского нельзя права государств в этом проявления плане они является охватывающих достаточно НИНХ показательной.
Итак, разных благодаря духовно-этического аккумулированию статус особенностей общецивилизационного развития, иные в частности государством исторического, историч культурного, где религиозного, политического духовно-этического юридической и политического страна развития, потому и правовых заимствование критериев, правовых обусловливающих метод специфику реальной формирования проживающего и развития исторический правовой романо-германской жизни чтобы общества, прецедент характерные права для взаимозависимости той также или отражающие иной sistemy правовой правовых системы, стран становится правовых возможным исторический проведение являются объективной срочных их классификации.
1.3 Общая органов характеристика образом правовых преодолению семей
В правовых мире особенности существуют столь различные годов правовые правовой семьи, аппарата отражающие сначала особенности ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих эпох, вопросы цивилизаций, итогам стран, последовало народов, прошлого континентов. В правовой современном право мире настоящее выделяют роли следующие форме основные тонко правовые году семьи:
- романо-германскую (семью играет континентального правового права)
- англосаксонскую (семью происходит общего политические права)
- религиозную (семью романо-германскую мусульманского специальной и индусского идей права)
- традиционную (семью Некоторые обычного семья права)
К типа романо-германской королевствах правовой всевозможных системе ᴏᴛʜᴏϲᴙтся правовые Гальперина системы национальных Италии, Романо-германская Франции, систем Испании, отдельными Португалии, проявляют Германии, всестороннего Австрии, вопросам Швейцарии правовую и другие. В народов качестве сборников самостоятельной именно группы системы правовых группами систем ограниченно в рамках Индии романо-германской правовая правовой традиционно семьи испанской можно общецивилизационного выделить системы славянские часть правовые законодательстве системы классификации Югославии, является Болгарии статус и так благодаря далее. Современная состоянию правовая вывод система основном России терминологией при различные всех закона ее особенностях государственных более выдаче родственна межгосударственным именно является романо-германской письменным правовой связывает семье.[9]
Среди национальных отличительных является признаков отсутствие романо-германской отдельные правовой права семьи правовой можно как выделить является следующие: регулированию единая устойчивых иерархически королевствах построенная формальные система возможным источников этим писаного правовой права, что главенствующее западную место устойчивых в кᴏᴛᴏᴩой опубликован занимают дельными нормативные семье акты, Важно законодательство; королевствах основная семье роль права в формировании итогам права проживающего отводится возникновения законодателю, именно кᴏᴛᴏᴩый создает например общие права юридические идеологическим правила семьи поведения; правоприменитель же (судья, рамках административные слишком органы совокупности и т.п.) призван стандарты абсолютно выводы точно особенности реализовать закона сформулированные установленный общие примере нормы особенно в конкретных Испании правоприменительных правовой актах; примере писаные менее конституции, англосаксонская которые дел обладают таких высшей странах юридической правовых силой; Индии высокая вопросе степень между нормативных создание обобщений между достигается Федерации при правовая помощи системе кодифицированных всестороннего нормативных порядок актов; права весомое Зеландии положение колониях занимают системы подзаконные роль нормативные механизмы акты (регламенты, Европы инструкции, толковать циркуляры обусловлена и др.); науки деление доцент системы представления права нормативную на публичное возникновения и частное, формировании а также договором на отрасли; отличают правовой Конституция обычай являются и юридический источники прецедент опубликованный выступают правовой в качестве частей вспомогательных, независимых дополнительных формировании источников; публичное на первом семье месте странами находятся кᴏᴛᴏᴩ не обязанности, романо-германский а права как человека себя и гражданина; обществ особое империи значение классификации имеет Ману юридическая межнациональные доктрина, традиционные разработавшая дельными и разрабатывающая романо-германской в университетах такое основные законодательные принципы деление построения практически данной развитие правовой проведени семьи.
Основой правовая зарождения роль романо-германской времени правовой правовая семьи культуры послужило юриспруденция римское правовая право. В ϲʙᴏем становлении ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛ романо-германская между правовая Специальность семья для прошла следовательно три семьи главных вывод этапа:
1) эпоха правовой Римской семья империи - XII механизмы в. н.э. - зарождение Арагон римского верить права развития и его ʜᴏϲᴙтся упадок даны в связи правовой с гибелью семьи Римской протяжении империи актов в 476 г. н.э., _Toc господство религиозные в Европе ϲᴛʙующих архаических семьи способов правовые решения группа споров - поединки, Королевства ордалии, современности испытания, современной колдовство классификации и т.д., строилась т.е. фактическое систем отсутствие правовых права;
2) XIII - XVII права вв. - возрождение механизмы римского экономику права, которого распространение проявления его университетов в Европе период и приспособление зависимостями к новым источника условиям, юриспруденция достижение примере независимости существенно права семейное от власти стран короля;
3) XVIII - XX достаточно вв. - кодификация договоры права, нация принятие фактор Конституций, истории появление проживающего отраслевых является кодексов, религиозной создание что национальных политико-правовой правовых специфику систем.[10]
К развитие англосаксонской сильное правовой сравнительное семье ᴏᴛʜᴏϲᴙтся национально-правовые Номер системы принятых Великобритании, классификации США, министров Канады, правовой Австралии, континентальной Новой романо-германского Зеландии правовых и др. Данная правовой семья ʜᴏϲᴙтся характеризуется что такими _Toc признаками, совершенно как: общим основным испанской источником всевозможных права права выступает развития судебный Важное прецедент (решение субъективные по конкретному обобщений делу, правовых являющееся соблюдать обязательным имеет для системы судов правовой той способствуют же или научно нижестоящей права инстанции, области при регуляторы решении место аналогичных отражающие дел); системы ведущая под роль протяжении в формировании вопросе права одинаков отводится раскрыть суду, системы кᴏᴛᴏᴩый в для связи развития с этим право занимает восходящих особое нормандского положение всестороннего в системе ценности государственных территории органов; выявить на первом общая месте вида находятся обеспечивается не обязанности, разных а права упадок человека местные и гражданина, семья защищаемые западной прежде Общая всего временные в судебном общего порядке; Общая главенствующее семьи значение проживающего имеет новым в первую одном очередь права процессуальное (процедурное, семей доказательственное) право, отличают кᴏᴛᴏᴩое во отказа многом циркуляры определяет ценностей право систем материальное; наиболее нет Система кодифицированных главным отраслей право права; систем отсутствует касаются классическое способствуют деление которая права Португалии на частное рассмотренных и публичное; развитие широкое выглядит развитие считают статутного систем права (законодательства), обходила а юридические упадка обычаи выражения выступают порядок в качестве стране вспомогательных, романо-германского дополнительных динамику источников; также юридические романо-германская доктрины выявить традиционно Старейшая носят _Toc сугубо имеет прагматический, развития прикладной политическое характер.
В ϲʙᴏем становлении принятых англосаксонская отражающие правовая века семья классификации прошла классификациях четыре рамках главных теория этапа:
1) до 1066 г. (нормандское правовая завоевание людей Англии) - отсутствие национальных общего иными для традиция всех права права; метод основным особое источником соблюдать права списке являлись проявления местные правовых обычаи, Люди различные выступающий для систем каждого обусловлена региона;
2) 1066 - 1485 гг. (от исторического нормандского жизнедеятельности завоевания доп Англии правовая до установления договором власти Европы династии правовое Тюдоров) - централизация дополнительных страны, иной создание право в противовес право местным так обычаям были общего западную права прежде для особой всей стороны страны, всей кᴏᴛᴏᴩое отправляли права королевские Правовая суды;
3) 1485 - 1832 гг. - период соответствии расцвета противоречит общего политические права весьма и его данного упадка; КУРСОВАЯ нормы местное общего развитие права датируемого стали касается отставать также от реальной правовая действительности: установления во-первых, механизмы общее систем право права было правовой слишком обычаев формальным несколько и громоздким, поведения что аутоп снижало статья его правовых эффективность; несколько во-вторых, работы дела, права кᴏᴛᴏᴩые было вывод сложно неоднозначные либо межгосударственным невозможно деление решать, Важнейшим опираясь отдельные на общее университеты право, образования стали заимствованные разрешаться позволяющие посредством под возникшего "права занимают справедливости", зрения кᴏᴛᴏᴩое самостоятельно договоры творил социальные английский историческим лорд-канцлер, важный исходя обычаями из принципов Арагон справедливости;
4) 1832 г. - наши как дни - судебная Анализ реформа 1832 г. в Арагон Англии, высокая в результате системой кᴏᴛᴏᴩой фактор судьи ʜᴏϲᴙтся получили рассмотренных возможность продвинуться по ϲʙᴏему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное понимание справедливости т.е. при рассмотрении дел судьями принимаются во внимание как образцы решения подобных дел в прошлом - судебные прецеденты, так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливости, - "судьи творят право, право есть то, что говорят о нем судьи"; распространение данной системы на английские колонии, где они внедрились, согласуясь с местной спецификой.[11]
К семье религиозного права ᴏᴛʜᴏϲᴙтся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.
Признаки этой правовой семьи можно перечислить следующее: основным создателем права является Бог, а не общество, не государство, поэтому правовые нормы, которые даются раз и навсегда, должны быть надежными и строго соблюдаться; религия, этика и ценности являются источниками права, в частности содержатся в Коране, Сунне, Иджме для мусульман либо в Ведах, законах Ману и т. д., действующих в отношении индусов; правовые положения тесно связаны с религией, философскими и моральными принципами и местными обычаями, образуя единый кодекс поведения; труды юристов занимают особое место в системе правового происхождения, которая воплощает и объясняет их основные источники и особенности; права не делятся на частные и публичные; правовые акты (законодательство) являются вторичными; судебная практика не становится правовым источником; преобладание в законах обязанностей человека, а не прав, как это выражено в романо-германской и англосаксонской правовых семьях.
К семье традиционного права ᴏᴛʜᴏϲᴙтся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки. Особенность этой правовой семьи выглядит следующим образом: обычаи и традиции, как правило, неписаны, передаются из поколения в поколение и доминируют в системе правовых источников, обычаи и традиции представляют собой комбинацию законов, морали и мифологических предписаний, которые естественным образом признаются государством; обычаи и традиции в первую очередь регулируют отношения между группами или общинами, а не отдельными лицами, нормативные акты (письменные законы) являются вторичными, хотя в последнее время они все чаще принимаются; судебная практика (правовой прецедент) не является основным источником права; руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность; юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ; архаичность многих ее обычаев и традиций.[12]
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных правовых семей имеются неоднозначные и отличительные черты, и неизбежно возникают какие-либо права и характеристики, присущие любой правовой системе. Общая черта - все они действуют как регуляторы общественной жизни, средства управления обществом, играющие охранную, защитную и принудительную роль для защиты прав людей и граждан.
Правовая система – это комплекс отличительных особенностей, благодаря которым можно классифицировать правовую систему государства, провести анализ и сравнить правовые системы государств в разные исторические периоды, что крайне актуально в век глобализации. Правовые системы объединены в правовые семьи, и сегодня их 4: англосаксонская, романо-германская, мусульманская и семья традиционного права. У учёных-юристов по сей день нет однозначного ответа на вопрос какие же критерии классификации являются приоритетными. Для сравнения правовых систем двух стран, относящихся к одной правовой семье используем два критерия классификации – общецивилизационный потому и правовой, правовых обусловливающий метод специфику реальной формирования проживающего и развития исторический правовой романо-германской жизни чтобы общества.
2 Сравнительный анализ правовых систем Норвегии и Испании
2.1 Норвегия
Норвегия является страной с чрезвычайно развитой правовой системой. Своей властью государство стремиться охватить как можно большее количество отраслей жизнедеятельности общества. Своеобразие этой системы заключается в наличии в ней отдельного корпуса правовых норм, восходящих ещё к эпохе датского колониального владычества. Вплоть до сегодняшнего дня законодательство Норвегии включает в себя действующие по сей день отдельные постановления так называемого Норвежского уложения короля Кристиана V, датируемого 1685 годом. Значительный корпус права составляют законодательные акты, изданные в 18 – 19 веке.
Закон, как форма выражения права, признается норвежской доктриной самым главным её источником. Первое место в списке - Конституция и конституционные обычаи, второе - формальный закон (или традиция), третье - судебная практика Верховного суда, и четвертое - материал, подтверждающий законопроект (помогающий прояснить цель и назначение закона). Эти четыре типа источников являются наиболее важными. Пятое место в списке - это так называемая разумная оценка и поведение правительства, методы ведения бизнеса и так далее. Важно помнить, что это ранжирование не является абсолютным, то есть, если такая интерпретация является разумной и не противоречит другим источникам, она позволяет интерпретировать источник с наивысшей юридической силой ограниченно, а обладающие меньшей юридической силой источники расширительно, если это не противоречит другим источникам.[13]
Этот правовой подход необходим для решения юридических проблем. Единый подход к интерпретации имеет важное значение для обеспечения общего понимания того, что считается правильным и что является правильным или неправильным в обществе. Важно, чтобы профессиональные юристы применяли установленные и признанные методы для надлежащей оценки правовых вопросов и принятия решений на основе сложившейся судебной практики.