Орнамент с изображением рентгеновских снимков животных




Введение

Австралийский орнамент- это искусство многочисленных народов, населяющих австралийский материк. До прихода европейцев в XVII—XVIII веках аборигены стояли на разных ступенях развития доклассового общества, были охотниками и собирателями и имели архаичные особенности мировоззрения (тотемизм, магия). Искусство, религия и наука протекали в условиях начальной стадии разделения общественного труда и были ещё синкретично едины, отсутствовало разделение на умственный и физический труд. Поэтому и произведения искусства создавались как неотъемлемая часть колдовских обрядов, однако имели чувственно-образный, художественный, эстетический характер.

Эстетические достижения народов Австралии относятся к сфере художественного орнамента и декоративного искусства, поражающих своей необычайной экспрессией, богатством фантазии, разнообразием ритмов, мастерством исполнения.

С незапамятных времён аборигены расписывали стены пещер, рисовали на скалах и на древесной коре, украшали резьбой бумеранги, копья и сделанные из камня или дерева «чуринги» — священные предметы, высекали орнамент на плоских камнях, мужчины раскрашивали свои тела для исполнения ритуальных танцев.

Назначение архаического искусства ещё не выяснено наукой в полной мере. В высшей степени функциональное, оно служило охотничьей магии, продуцирующим обрядам, наделялось волшебной силой исполнения желаний — завоевать благосклонность женщины, нанести поражение врагу в бою. Кроме того, это искусство (орнампент) выполняло коммуникативную функцию: несло пиктографическое начало, т. е. передавало мифологическое содержание с помощью определённых графических символов. Устный пересказ легенды сопровождался рисунками на коре или песке, которые уничтожались, как только сообщение заканчивалось. Наконец, оно удовлетворяло эстетическую потребность человека раннеродового общества.

 

История

Традиции точечного рисунка придумали 4 000 лет назад австралийские аборигены. Создавали этот стиль рисунка совсем не с декоративными целями. Дело в том, что у древних австралийцев не было письменности, и такие вот точечные рисунки использовались для того, чтобы передать через поколения свои летописи и послания об истории, укладе жизни, традициях. Именно поэтому, кстати, ни в одном из языков аборигенов Австралии нет слов "искусство" или "художник".
Для своих рисунков они использовали растертые камни и землю - в Австралии встречается много красивых и ярко окрашенных минералов, охристых, белых и оранжевых оттенков. К примеру, рисунки или линии которые наносились охрой, могли способствовать хорошему урожаю и увеличению популяции животных. Оставленные без присмотра и выцветшие орнаменты могли вызвать засуху и принести неудачу в поиске пищи.

В разных районах всего континента численность рисунков и предметов искусства варьировалась. Очень мало рисунков осталось в Тасмании – до настоящего времени дошли только несколько изображений, сделанных на коре и высеченных на скалах. Меньшее количество изображений наблюдается в засушливых районах континента, в таких местах рисунки не отличаются сильным разнообразием. Это может быть связано с тем, что местным жителям было сложно находить пищу и выживать в сложившихся условиях.

(приложение1)

Джеффри Бардон- основоположник австралийского орнамента как искусства.

Поначалу эти рисунки европейцы считали примитивными и не заслуживающими внимания.
Пока в 1971 году в поселение аборигенов Папуния не приехал учитель рисования Джеффри Бардон.
«Бардон был поражен тем, в каких условиях жили местные жители. По его словам, это был настоящий ад на земле. Всего за год от болезней там умерла половина населения. В Папунии на самом деле жили пять разных племенных групп, говорящих на пяти языках. Аборигены пытались мирно сосуществовать и найти новую цель в жизни, ведь все, что они знали, отныне запрещалось. Все краски жизни отняли вместе с землей, и им остались лишь полусонное существование и невеселые размышления. Всем руководили заносчивые белые чиновники «в белых носках», большинство из которых, как вспоминает Бардон, плевать хотели на аборигенов.
Некоторые не говорили с местными по десять лет. Что касается полутора тысяч аборигенов, то у них не было лидеров, которых белые воспринимали бы всерьез, так что их интересы никто не представлял.
Местные жители не доверяли белым, дети приходили в школу только ради бесплатного горячего молока.
Бардон заметил, что вне школы, болтая и играя на площадке, ребятишки рисовали на песке пальцами и палочками узоры – точки, полукруги, волнистые линии. Однажды он попросил повторить их эти узоры, и после недолгих уговоров ученики согласились.
А затем к ним присоединились и взрослые. Бардон отвозил рисунки в ближайший город, и там они неожиданно начали пользоваться спросом.
Учитель привозил аборигенам деньги, новые краски. Позднее дело дошло и до машин.
Но как известно, ни одно доброе дело не остается безнаказанным.
Всполошилась местная белая администрация. Оказалось, что искусство аборигенов стоит хороших денег, и местные, которые по мнению администрации должны были оставаться неимущими, вдруг обзавелись имуществом и деньгами. И их интересы защищал Джеффри Бардон.
Тогда и решено было настроить аборигенов против молодого учителя. Тем более, что сделать это было не трудно. У аборигенов после многолетней беспросветной нищеты совсем снесло головы, когда появились деньги. Им заявили, что Бардон большую часть вырученных денег присваивает себе.
Аборигены перестали ему доверять и выжили из поселения.
Через полтора года Джеффри уехал оттуда, лишившись многих своих идеалов и иллюзий, раздавленный и сломленный (заработал нервное расстройство, лечился позже у психиатра), но за это короткое время он успел положить начало одному из самых поразительных течений в живописи XX века.»

(приложение2)

Сейчас в Австралии насчитывается боле 50 художественных артелей аборигенов (причем, большинство художников проживают в отдаленных пустынных районах страны).
Искусство аборигенов считается теперь достоянием страны, просто так купить картину и вывезти заграницу невозможно. Так что в основном вся живопись находится в Австралии.

Виды орнаментов

Орнаменты аборигенов сакральный, наполнен символами. Часто они изображают животных, играющих огромную роль в их повседневной жизни.
Одним из таких животных является гоанна - вид большой ящерицы из семейства варанов.
Гоанна олицетворяет для многих австралийских племен дух дождя, кроме того гоанна является источником пищи. Австралийские узоры встречаются чаще всего в раскрашенном виде на внешней стороне щитов Квинсленда: на белом фоне различной формы частью красные, частью желтые пространства, окаймленные черными полосками. На щите, находящемся в Берлинском музее народоведения, мы видим белый фон, на нем красным цветом даны средний рисунок и кресты, прочие же поля - желтые с черной каймой. Подобные щиты, общая окраска которых представляет собой характерно австралийскую гамму цветов и производит великолепное гармоничное впечатление, имеются также в этнографических музеях Мюнхена и Дрездена. Эрнст Гроссе объясняет, что они представляют собой подражание узорчатой коже змей, и если принять во внимание только общее впечатление, то это объяснение покажется тем более вероятным, что австралийская змея Morelia argus fasciolata покрыта желтыми и бурыми пятнами одинаково строго повторяющейся неправильной формы, обведенными черной каймой на более светлом фоне.

(приложение3)

В Южной Австралии, восточных районах материка, на севере и северо-западе (п-ов Арнем-Ленд, Кимберли, Западная Австралия) преобладают примитивно-реалистические наскальные изображения; в центральных областях — условное искусство, язык магических символов и геометрических фигур.

Самый долговечный вид искусства аборигенов — петроглифы, или изображения, высеченные на скалах. Древнейшие из них представляют собой концентрические круги и линии. В результате нанесения серии ударов острым камнем или раковиной появлялось пунктирное изображение или ямки, сливавшиеся в сплошную борозду. В районе р. Хоксбери обнаружено свыше 4 тыс. петроглифических фигур, высеченных главным образом на песчанике, большей частью в натуральную величину: мужчины, женщины, герои мифов, сумчатые животные, птицы, змеи, рыбы. Некоторые из петроглифов достигают огромных размеров: кит 20 м в длину в Куринг-Гай; изображение верховного божества Байаме.

Дендроглифы (концентрические ромбы и треугольники, орнамент в виде лабиринта) вырубались топором на стволах растущих деревьев и играли важную роль в обрядах инициации и погребальном ритуале, воплощая соответствующие мифы.

Широко распространены пещерные росписи, сделанные натуральной охрой — красной или жёлтой, белой трубочной глиной, древесным углём и обуглившейся корой, окисью марганца. Краски смешивались с водой, соком орхидей и наносились веточкой с растрёпанным концом, кистью из перьев или пальцем. Основные виды рисунка, по формальным признакам: очертания, линейный орнамент, силуэты, очерченные силуэты, двух-, трёх- и четырёхцветные рисунки, «рентгеновские», трафаретные, палочные фигурки людей.

 

Орнамент с изображением рентгеновских снимков животных

В живописи на коре также встречаются рисунки в стиле «рентгеновских снимков», имеющие вид примитивных анатомических схем: кроме наружных органов изображены и внутренние — позвоночник, сердце, пищевод

Художник, создавая такие образы, стремился к наглядному воспроизведению всей совокупности своих знаний о предмете изображения, например о животном, являющемся объектом охоты.

Однако следует учитывать, что произведение искусства чаще всего создавалось не ради его собственно эстетической ценности, а в качестве необходимого Элемента того или иного магического действия, обеспечивающего успех охоты. Поэтому основная ценность изображения, с точки зрения художника и всего племени в целом, определялась не столько живым воплощением облика животного, передачей его характерных типических повадок в живом непосредственно созерцаемом образе, сколько фиксацией всех тех примет и свойств, которые присущи анатомическому строению (включая внутреннее строение) именно данной породы животного.

Важно было максимально отождествить изображение двойника с самим зверем, чтобы повысить эффективность колдовства, обеспечивающего успех охоты.

С человеческим скелетом аборигены Арнхемленда были знакомы по погребальному ритуалу; мифические же существа изображались ими по аналогии с человеческими. Помимо живописи на скалах и коре у аборигенов северо-восточного Арнхемлеида получила развитие круглая деревянная антропоморфная скульптура, нетипичная для остальной Австралии.

«рентгеновские картинки», распространенные не только в Австралии, но и в искусстве некоторых народностей Северной Америки и Сибири. Они характеризуются тем, что помимо внешнего вида животных, художником изображались их внутренние органы. Известно, что аборигены не могут смотреть обычное кино, которое мы смотрим с большим удовольствием. Дело в том, что они видят только быстро сменяющиеся кадры, не слитые в движении. У аборигенов особое зрение, они видят быстрее цивилизованных людей. Однако для цивилизации искусство аборигенов остается чаще всего загадочным и непостижимым. Для самих же художников их картины – реализм.

(приложение4) (приложение5)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: