Введение
Австралийский орнамент- это искусство многочисленных народов, населяющих австралийский материк. До прихода европейцев в XVII—XVIII веках аборигены стояли на разных ступенях развития доклассового общества, были охотниками и собирателями и имели архаичные особенности мировоззрения (тотемизм, магия). Искусство, религия и наука протекали в условиях начальной стадии разделения общественного труда и были ещё синкретично едины, отсутствовало разделение на умственный и физический труд. Поэтому и произведения искусства создавались как неотъемлемая часть колдовских обрядов, однако имели чувственно-образный, художественный, эстетический характер.
Эстетические достижения народов Австралии относятся к сфере художественного орнамента и декоративного искусства, поражающих своей необычайной экспрессией, богатством фантазии, разнообразием ритмов, мастерством исполнения.
С незапамятных времён аборигены расписывали стены пещер, рисовали на скалах и на древесной коре, украшали резьбой бумеранги, копья и сделанные из камня или дерева «чуринги» — священные предметы, высекали орнамент на плоских камнях, мужчины раскрашивали свои тела для исполнения ритуальных танцев.
Назначение архаического искусства ещё не выяснено наукой в полной мере. В высшей степени функциональное, оно служило охотничьей магии, продуцирующим обрядам, наделялось волшебной силой исполнения желаний — завоевать благосклонность женщины, нанести поражение врагу в бою. Кроме того, это искусство (орнампент) выполняло коммуникативную функцию: несло пиктографическое начало, т. е. передавало мифологическое содержание с помощью определённых графических символов. Устный пересказ легенды сопровождался рисунками на коре или песке, которые уничтожались, как только сообщение заканчивалось. Наконец, оно удовлетворяло эстетическую потребность человека раннеродового общества.
|
История
Традиции точечного рисунка придумали 4 000 лет назад австралийские аборигены. Создавали этот стиль рисунка совсем не с декоративными целями. Дело в том, что у древних австралийцев не было письменности, и такие вот точечные рисунки использовались для того, чтобы передать через поколения свои летописи и послания об истории, укладе жизни, традициях. Именно поэтому, кстати, ни в одном из языков аборигенов Австралии нет слов "искусство" или "художник".
Для своих рисунков они использовали растертые камни и землю - в Австралии встречается много красивых и ярко окрашенных минералов, охристых, белых и оранжевых оттенков. К примеру, рисунки или линии которые наносились охрой, могли способствовать хорошему урожаю и увеличению популяции животных. Оставленные без присмотра и выцветшие орнаменты могли вызвать засуху и принести неудачу в поиске пищи.
В разных районах всего континента численность рисунков и предметов искусства варьировалась. Очень мало рисунков осталось в Тасмании – до настоящего времени дошли только несколько изображений, сделанных на коре и высеченных на скалах. Меньшее количество изображений наблюдается в засушливых районах континента, в таких местах рисунки не отличаются сильным разнообразием. Это может быть связано с тем, что местным жителям было сложно находить пищу и выживать в сложившихся условиях.
|
(приложение1)
Джеффри Бардон- основоположник австралийского орнамента как искусства.
Поначалу эти рисунки европейцы считали примитивными и не заслуживающими внимания.
Пока в 1971 году в поселение аборигенов Папуния не приехал учитель рисования Джеффри Бардон.
«Бардон был поражен тем, в каких условиях жили местные жители. По его словам, это был настоящий ад на земле. Всего за год от болезней там умерла половина населения. В Папунии на самом деле жили пять разных племенных групп, говорящих на пяти языках. Аборигены пытались мирно сосуществовать и найти новую цель в жизни, ведь все, что они знали, отныне запрещалось. Все краски жизни отняли вместе с землей, и им остались лишь полусонное существование и невеселые размышления. Всем руководили заносчивые белые чиновники «в белых носках», большинство из которых, как вспоминает Бардон, плевать хотели на аборигенов.
Некоторые не говорили с местными по десять лет. Что касается полутора тысяч аборигенов, то у них не было лидеров, которых белые воспринимали бы всерьез, так что их интересы никто не представлял.
Местные жители не доверяли белым, дети приходили в школу только ради бесплатного горячего молока.
Бардон заметил, что вне школы, болтая и играя на площадке, ребятишки рисовали на песке пальцами и палочками узоры – точки, полукруги, волнистые линии. Однажды он попросил повторить их эти узоры, и после недолгих уговоров ученики согласились.
А затем к ним присоединились и взрослые. Бардон отвозил рисунки в ближайший город, и там они неожиданно начали пользоваться спросом.
Учитель привозил аборигенам деньги, новые краски. Позднее дело дошло и до машин.
Но как известно, ни одно доброе дело не остается безнаказанным.
Всполошилась местная белая администрация. Оказалось, что искусство аборигенов стоит хороших денег, и местные, которые по мнению администрации должны были оставаться неимущими, вдруг обзавелись имуществом и деньгами. И их интересы защищал Джеффри Бардон.
Тогда и решено было настроить аборигенов против молодого учителя. Тем более, что сделать это было не трудно. У аборигенов после многолетней беспросветной нищеты совсем снесло головы, когда появились деньги. Им заявили, что Бардон большую часть вырученных денег присваивает себе.
Аборигены перестали ему доверять и выжили из поселения.
Через полтора года Джеффри уехал оттуда, лишившись многих своих идеалов и иллюзий, раздавленный и сломленный (заработал нервное расстройство, лечился позже у психиатра), но за это короткое время он успел положить начало одному из самых поразительных течений в живописи XX века.»
|
(приложение2)
Сейчас в Австралии насчитывается боле 50 художественных артелей аборигенов (причем, большинство художников проживают в отдаленных пустынных районах страны).
Искусство аборигенов считается теперь достоянием страны, просто так купить картину и вывезти заграницу невозможно. Так что в основном вся живопись находится в Австралии.
Виды орнаментов
Орнаменты аборигенов сакральный, наполнен символами. Часто они изображают животных, играющих огромную роль в их повседневной жизни.
Одним из таких животных является гоанна - вид большой ящерицы из семейства варанов.
Гоанна олицетворяет для многих австралийских племен дух дождя, кроме того гоанна является источником пищи. Австралийские узоры встречаются чаще всего в раскрашенном виде на внешней стороне щитов Квинсленда: на белом фоне различной формы частью красные, частью желтые пространства, окаймленные черными полосками. На щите, находящемся в Берлинском музее народоведения, мы видим белый фон, на нем красным цветом даны средний рисунок и кресты, прочие же поля - желтые с черной каймой. Подобные щиты, общая окраска которых представляет собой характерно австралийскую гамму цветов и производит великолепное гармоничное впечатление, имеются также в этнографических музеях Мюнхена и Дрездена. Эрнст Гроссе объясняет, что они представляют собой подражание узорчатой коже змей, и если принять во внимание только общее впечатление, то это объяснение покажется тем более вероятным, что австралийская змея Morelia argus fasciolata покрыта желтыми и бурыми пятнами одинаково строго повторяющейся неправильной формы, обведенными черной каймой на более светлом фоне.
(приложение3)
В Южной Австралии, восточных районах материка, на севере и северо-западе (п-ов Арнем-Ленд, Кимберли, Западная Австралия) преобладают примитивно-реалистические наскальные изображения; в центральных областях — условное искусство, язык магических символов и геометрических фигур.
Самый долговечный вид искусства аборигенов — петроглифы, или изображения, высеченные на скалах. Древнейшие из них представляют собой концентрические круги и линии. В результате нанесения серии ударов острым камнем или раковиной появлялось пунктирное изображение или ямки, сливавшиеся в сплошную борозду. В районе р. Хоксбери обнаружено свыше 4 тыс. петроглифических фигур, высеченных главным образом на песчанике, большей частью в натуральную величину: мужчины, женщины, герои мифов, сумчатые животные, птицы, змеи, рыбы. Некоторые из петроглифов достигают огромных размеров: кит 20 м в длину в Куринг-Гай; изображение верховного божества Байаме.
Дендроглифы (концентрические ромбы и треугольники, орнамент в виде лабиринта) вырубались топором на стволах растущих деревьев и играли важную роль в обрядах инициации и погребальном ритуале, воплощая соответствующие мифы.
Широко распространены пещерные росписи, сделанные натуральной охрой — красной или жёлтой, белой трубочной глиной, древесным углём и обуглившейся корой, окисью марганца. Краски смешивались с водой, соком орхидей и наносились веточкой с растрёпанным концом, кистью из перьев или пальцем. Основные виды рисунка, по формальным признакам: очертания, линейный орнамент, силуэты, очерченные силуэты, двух-, трёх- и четырёхцветные рисунки, «рентгеновские», трафаретные, палочные фигурки людей.
Орнамент с изображением рентгеновских снимков животных
В живописи на коре также встречаются рисунки в стиле «рентгеновских снимков», имеющие вид примитивных анатомических схем: кроме наружных органов изображены и внутренние — позвоночник, сердце, пищевод
Художник, создавая такие образы, стремился к наглядному воспроизведению всей совокупности своих знаний о предмете изображения, например о животном, являющемся объектом охоты.
Однако следует учитывать, что произведение искусства чаще всего создавалось не ради его собственно эстетической ценности, а в качестве необходимого Элемента того или иного магического действия, обеспечивающего успех охоты. Поэтому основная ценность изображения, с точки зрения художника и всего племени в целом, определялась не столько живым воплощением облика животного, передачей его характерных типических повадок в живом непосредственно созерцаемом образе, сколько фиксацией всех тех примет и свойств, которые присущи анатомическому строению (включая внутреннее строение) именно данной породы животного.
Важно было максимально отождествить изображение двойника с самим зверем, чтобы повысить эффективность колдовства, обеспечивающего успех охоты.
С человеческим скелетом аборигены Арнхемленда были знакомы по погребальному ритуалу; мифические же существа изображались ими по аналогии с человеческими. Помимо живописи на скалах и коре у аборигенов северо-восточного Арнхемлеида получила развитие круглая деревянная антропоморфная скульптура, нетипичная для остальной Австралии.
«рентгеновские картинки», распространенные не только в Австралии, но и в искусстве некоторых народностей Северной Америки и Сибири. Они характеризуются тем, что помимо внешнего вида животных, художником изображались их внутренние органы. Известно, что аборигены не могут смотреть обычное кино, которое мы смотрим с большим удовольствием. Дело в том, что они видят только быстро сменяющиеся кадры, не слитые в движении. У аборигенов особое зрение, они видят быстрее цивилизованных людей. Однако для цивилизации искусство аборигенов остается чаще всего загадочным и непостижимым. Для самих же художников их картины – реализм.
(приложение4) (приложение5)