В центральных областях Австралии, а также на западе и востоке преобладали различные стили условного геометрического искусства. В юго-восточной Австралии основным геометрическим мотивом являлись концентрический ромб, ритмически повторяющийся на поверхности деревянного изделия, а в западной Австралии-зигзаг, меандр и другие мотивы, родственные юго-восточным настолько, что их можно объединить в одну группу, условно обозначаемую стилем «концентрических четырехугольников», в отличие от центральноавстралийского стиля, который можно определить как стиль «концентрических окружностей» (наряду с которыми широко применяются также спирали и полуокружности). Первый стиль хорошо представлен в резьбе на щитах и копьеметалках, а второй — на чурингах (деревянных священных предметах. В орнаментах западной Австралии часто применяется также и мотив лабиринта. Он же встречается и в резьбе на древесных стволах — так называемых дендроглифах — в Новом Южном Уэльсе. Данные изображения обычно связывались с обрядами посвящения или погребальным ритуалом.
Особенность австралийской орнаментики составляет заполнение многих полей параллельной штриховкой, а четырехугольных полей - параллельными четырехугольниками, уменьшающимися в величине по мере приближения к середине поля.
Характерная черта австралийского условного искусства — его символизм и множественное значение, которое может иметь один и тот же традиционный мотив, помещенный в разных комбинациях. Такой комбинацией знаков излагаются целые истории, происшедшие с тотемическими предками в далекие, легендарные времена. Эти изображения граничат с пиктографией — начальной изобразительно-символической стадией развития письма. Символика цветов в искусстве австралийцев является тоже своего рода языком, условным средством передачи идей или психологических состояний. Связь между условным мотивом и явлением природы носит чаще всего традиционный характер и не только существует в сознании мастера, но и входит. В совокупность часто фантастических представлений, которые характерны для всех членов данного племени. Однако в ряде случаев создатель соответствующего орнамента произвольно меняет символические Значения того или иного знака, как бы уславливаясь о его новом смысле.
|
(приложение6) (приложение7)
Орнамент отдельных племен
У каждого племени есть своя, закреплённая веками традиция художественного выражения. Дешифровать рисунок, разгадать его внутренний смысл можно, лишь зная своеобразную знаковую систему, принятую в данном племени. Это на первый взгляд может показаться простыми абстрактными рисунками. На самом же деле все гораздо интереснее. Такая орнаментальная живопись знакомит посвященного зрителя с религиозными сюжетами, сказаниями, преданиями и легендами первых жителей Австралийского континента. Эти орнаментальные иллюстрации, в отличие от примитивных пиктограмм первого направления, изображают людей, животных, природные явления и окружающие предметы схематично. Так, большая арка обозначает сидящего взрослого человека, арка поменьше – ребенка. Траекторию передвижения людей и зверей рисовали цепочками их следов. Знак, похожий на букву Г, изображал кенгуру, а напоминающий Е – опоссума. Волнистая линия, сопровождающая перемещение животных, представляет собой отпечатки хвоста, оставляемые им на песке.
|
Вообще набор символов достаточно обширен, он представлен разнообразными точками, прямыми линиями, дугами, кругами, ромбами и V-образными фигурами. Например, бумеранг выглядит точно так же, как и в реальности, а дуга, изображающая радугу, представляется волшебной змеей, которая способна омолаживать землю.
Причем последовательность символов также играет очень важную роль. В зависимости от комбинаций элементов, можно нарисовать разнообразные сюжеты, рассказать отдельный миф или поведать о каком-либо религиозном обряде. Простые знаки, в свою очередь, складываются в сложные фигуры, такие как концентрические квадраты и окружности, зигзаги, спирали и лабиринты, а также сетки из линий и точек.
(приложение8)
Заключение
Точечный орнамент (пуантилизм) не утратил своей актуальности. Современные австралийские художники часто прибегают к традиционным мотивам, создавая замысловатые композиции из простых элементов и символов. Сегодня, сохраняя вековые традиции, орнамент превратился в модное и востребованное искусство. Изысканные точечные орнаменты украшают одежду и аксессуары, мебель и другие предметы.
Орнаментальная живопись является не просто культурным наследием Австралии, но также и предметом национальной гордости. Именно поэтому столь популярные футболки Churinga так часто украшаются подобными сюжетами. Причем и технологии изготовления одежды Churinga базируются на знаниях далеких австралийских предков, поэтому при их производстве исключено использование химических веществ.
(приложение9)
Список используемой литературы:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%90%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B8
2. https://nadval.livejournal.com/37029.html
3. https://studfiles.net/preview/3297487/