“Постановка и решение прикладных задач средствами табличного процессора MS Excel 2003/xp”
Уфа - 2010
Утверждено Редакционно-издательским советом УГНТУ
в качестве учебно - методического пособия
Писаренко Э.В.
Постановка и решение прикладных задач средствами табличного процессора MS Excel 2003/xp: учебно – методическое пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2010. – 26с.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения в качестве учебно-методического материала к лабораторным работам по курсу "Информатика", разделу "Использование табличного процессора MS Excel для решения инженерно-технических и экономических задач".
© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2010 | |
© Писаренко Э.В. |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВДЕНИЕ | ||
ЗАГРУЗКА ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА MS EXCEL | ||
НАСТРОЙКА ПАРАМЕТРОВ РАБОЧЕГО ЛИСТА MS EXCEL | ||
РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ | ||
Лабораторная работа 1. | ||
1.1 | НАСТРОЙКА ФОРМАТОВ КЛЕТОК РАСЧЕТНОЙ ТАБЛИЦЫИ ВВОД В НИХ ИНФОРМАЦИИ | |
1.2 | ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММ И ГРАФИКОВ | |
1.3 | СОХРАНЕНИЕ СОЗДАННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАБЛИЦЫ | |
1.4 | ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MS EXCEL ДЛЯ АНАЛИЗА ЗАВИСИМОСТЕЙ МЕЖДУ ПЕРЕМЕННЫМИ | |
1.5 | ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИБЛИОТЕКИ ВСТРОЕННЫХ ФУНКЦИЙ | |
1.6 | РИСУНКИ | |
Лабораторная работа 2 | ||
2.1 | НАСТРОЙКА ФОРМАТОВ КЛЕТОК РАСЧЕТНОЙ ТАБЛИЦЫИ ВВОД В НИХ ИНФОРМАЦИИ | |
2.2 | ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММ И ГРАФИКОВ | |
2.3 | СОХРАНЕНИЕ СОЗДАННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАБЛИЦЫ | |
2.4 | ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MS EXCEL ДЛЯ АНАЛИЗА ЗАВИСИМОСТЕЙ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ | |
2.5 | ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИБЛИОТЕКИ ВСТРОЕННЫХ ФУНКЦИЙ | |
2.6 | РИСУНКИ |
ВВЕДЕНИЕ
В этой работе рассматривается пример создания относительно простой электронной таблицы для расчета финансовых показателей некоторой платной школы "Астрология".
Выполняя работу в указанной ниже последовательности можно достаточно быстро освоить основные инструменты табличного процессора и приемы их использования при создании электронных таблиц для решения прикладных задач и представления полученных результатов с помощью встроенных в MS Excel средств деловой графики.
ЗАГРУЗКА ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА MS EXCEL
Наиболее распространенный способ начала работы с MS Excel осуществляется через выполнение следующей команды кнопки "Пуск", расположенной в нижнем левом углу рабочего стола MS Windows:
Пуск, Программы, Microsoft Excel.
НАСТРОЙКА ПАРАМЕТРОВ РАБОЧЕГО ЛИСТА MS EXCEL
Во время загрузки MS Excel, операционная система обычно "по умолчанию" создает "книгу" из 3 "рабочих листов" с обозначениями на их ярлычках, расположенных внизу "рабочего окна" Лист1, Лист2 и Лист3. В случае необходимости в "книгу" можно добавить дополнительные листы командой основного меню Вставка, Лист.
Следует взять за правило переименовывать названия листов в соответствии с содержанием размещаемой в них информации.
Переименуем 1-й лист:
1) Выделяем правой клавишей мышки ярлычок с надписью Лист1 и в появившемся контекстном меню выбираем пункт: Переименовать;
2) Печатаем на ярлычке новое название листа Расчетная таблица и нажимаем клавишу Enter;
3) Сохраняем "книгу" как файл с именем Астрология в предварительно созданной папке на диске, например, в папке D:\PSN\ФАРИТОВА\EXCEL:
Файл, Сохранить как, Папка: D:\PSN\ФАРИТОВА\EXCEL, Имя фала: Астрология, Сохранить.
1. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ
Рассмотрим два варианта создания расчетных таблиц средствами MS Excel.
Вначале, выполняя лабораторной работу 1, освоим упрощенный вариант создания расчетной таблицы, где в формулах константы задаются непосредственно их значениями, а переменные задаются координатами клеток, в которых размещаются значения этих переменных (в том числе формулы, по которым эти значения будут вычисляться).
Этот вариант предусматривается для студентов, которые впервые знакомятся с технологиями решения задач с использованием табличных процессоров MS Excel.
Затем, выполняя лабораторную работу 2, освоим несколько более сложный вариант создания электронных таблиц, где в расчетных формулах переменные задаются их именами (идентификаторами, обозначениями), желательно общепринятыми или близкими к смыслу переменной в той предметной области, для которой производятся расчеты.
В этом случае, предварительно, применяя опции команды Вставка, Имя, Присвоить, создают таблицу обозначений переменных и в дальнейшем в формулах переменные указываются их именами.
Этот вариант создания расчетных таблиц более профессионален и в дальнейшем при работе с электронными таблицами более предпочтителен.
Лабораторная работа 1.
Рассмотрим порядок упрощенного варианта создания расчетной таблицы.
1.1. НАСТРОЙКА ФОРМАТОВ КЛЕТОК РАСЧЕТНОЙ ТАБЛИЦЫИ ВВОД В НИХ ДАННЫХ
Устанавливаем ширину колонок рабочего окна MS Excel приблизительно равной ширине колонок создаваемой расчетной таблицы (табл. 1.1):
1) устанавливаем курсор мышки в строке обозначений колонок рабочего листа MS Excel на линии, разделяющей названия двух соседних колонок, например С и D, так чтобы появилась двунаправленная стрелка, и, не отпуская клавишу мышки, изменяем ширину колонки на необходимую величину (табл. 1.1).
Таким же образом настраиваем ширину остальных колонок, в которых будут размещаться столбцы расчетной таблицы.
Настраиваем интервал клеток C2:L2 для размещения в нем названия расчетной таблицы:
1) выделяем мышкой интервал клеток С2:L2;
2) выполняем команду
Формат, Ячейки, Число, Текстовый, Выравнивание, по горизонтали: по центру, по вертикали: по верхнему краю, Отображение: переносить по словам, объединение ячеек, Шрифт: Arial Cyr, Начертание: полужирный, Размер: 12, Ok.
Вводим с клавиатуры в интервал клеток С2:L2 название таблицы: Финансовые показатели работы школы "АСТРОЛОГИЯ".
Настраиваем интервал клеток C3:L3 для размещения в нем подзаголовка (в 1 - м полугодии 2000 года):
1) выделяем мышкой интервал клеток С3:L3;
2) выполняем команду
Формат, Ячейки, Число, Текстовый, Выравнивание, по горизонтали: по центру, по вертикали: по верхнему краю, Отображение: переносить по словам, объединение ячеек, Шрифт: Arial Cyr, Начертание: полужирный, Размер: 10, Ok.
Вводим с клавиатуры в интервал клеток С3:L3 подзаголовок создаваемой таблицы: (в 1 - м полугодии 2000 года).
Настраиваем интервал клеток C4:L4 для размещения в нем слова Таблица 1:
1) выделяем мышкой интервал клеток С4:L4;
2) выполняем команду
Формат, Ячейки, Число, Текстовый, Выравнивание, По горизонтали: по правому краю, По вертикали: по верхнему краю, Отображение: переносить по словам, объединение ячеек, Шрифт: Arial Cyr, Начертание: полужирный, Размер: 10, Ok.
Вводим с клавиатуры в интервал клеток С4:L4 текст Таблица 1.
Создаем шапку расчетной таблицы:
1) выделяем интервал клеток C5:L5 и устанавливаем настройки:
Формат, Ячейки, Число, Текстовый, Выравнивание, По горизонтали: по центру, По вертикали: по верхнему краю, Отображение: переносить по словам, Шрифт: Arial Cyr, Начертание: полужирный, Размер: 10, Граница, Линия, Тип линии: ___, Все: внешние, внутренние, Ok;
2) выделяя поочередно клетки шапки таблицы, вводим в них названия столбцов: Месяц, Количество курсантов и т.д.;
3) выделяем интервал клеток C6:L6 и устанавливаем настройки:
Формат, Ячейки, Число, Текстовый, Выравнивание, По горизонтали: по центру, По вертикали: по верхнему краю, Отображение: переносить по словам, Шрифт: Arial Cyr, Начертание: полужирный, Размер: 10, Граница, Линия, Тип линии: ___, Все: внешние, внутренние, Ok.
Вводим в клетки интервала C6:L6 обозначения финансовых показателей, более удобные для записи расчетных формул: N, S, P и др.
Настраиваем клетки расчетной таблицы и вводим в них исходные данные и формулы:
1) выделяем интервал клеток C7:С13 и устанавливаем следующие настройки:
Формат, Ячейки, Число, Текстовый, Выравнивание, По горизонтали: по левому краю, По вертикали: по верхнему краю, Отображение: переносить по словам, Шрифт: Arial Cyr, Начертание: обычный, Размер: 10, Граница, Линия, Тип линии: ___, Все: внешние, внутренние, Ok.
Вводим в клетки названия месяцев 1-го полугодия.
2) выделяем интервал клеток E7:L13 и устанавливаем следующие настройки:
Формат, Ячейки, Число, Числовой, Число десятичных знаков: 2, Выравнивание, По горизонтали: по левому краю, По вертикали: по верхнему краю, Отображение: переносить по словам, Шрифт: Arial Cyr, Начертание: обычный, Размер: 10, Граница, Линия, Тип линии: ___, Все: внешние, внутренние, Ok.
3) выделяем интервал клеток D7:D13 и устанавливаем следующие настройки:
Формат, Ячейки, Число, Числовой, Число десятичных знаков: 0, Выравнивание, По горизонтали: по левому краю, По вертикали: по верхнему краю, Отображение: переносить по словам, Шрифт: Arial Cyr, Начертание: обычный, Размер: 10, Граница, Линия, Тип линии: ___, Все: внешние, внутренние, Ok.
Вводим в клетки D7:E12 исходные данные для расчета показателей.
Вводим в клетку F7 формулу = D7*E7. В терминах MS Excel эта формула соответствует формуле N*S в обычной математической записи.
Аналогичным образом вводим в клетку G7 формулу =0,2*F7, в клетку H7 формулу =0,1*F7, в клетку I7 формулу =0,15*F7, в клетку J7 формулу =F7-G7-H7-I7, в клетку K7 формулу =0,38*J7 и в клетку L7 формулу =J7-K7.
Заполняем клетки F8:L12 формулами, введёнными в клетки F7:L7 ранее:
1) выделяем мышкой интервал клеток F7:L12;
2) выполняем команду