Гергель И.Н. руководитель кукольного театра «Волшебники»




Концертный номер в воспитании и образовании кукольника

Детский самодеятельный кукольный театр воспитывает и обучает юных актеров многим предметам и дисциплинам. Занимаясь здесь, ребята учатся делать кукол и работать с ними. Ребята проходят много этапов обучения в каждой возрастной группе и это требует приложения многих сил, большого терпения, целеустремленности. Ребятам хочется почувствовать себя актерами и мы можем утолить жажду выступлений, показывая родителям этюды, зарисовки, отдельные сцены, то есть отдельные этапы работы. Но зрителю мы всегда показываем законченную работу, а это спектакль или концертный номер.

Концертный номер, несмотря на небольшую продолжительность по времени, сложная, кропотливая и трудоемкая работа, требующая большого внимания, фантазии, воображения, поиска выразительных средств. В учебном процессе он может сослужить очень хорошую службу. Можно сделать концертный номер из каких-либо учебных тренингов, доведя их до абсолютной точности и выразительности. Можно иллюстрировать стихотворение или басню и это небольшое выступление можно подготовить за более короткое время, чем спектакль. Во время работы над концертным номером мы заинтересуем ребят и дадим нашим воспитанникам навыки трудолюбия, умения работать в коллективе.

Концертный номер – законченная, лаконичная форма театрального искусства, включающая в себя различные жанры. Это может быть коротенькая сказка или басня, может быть цирковой номер, иллюстрированная песня, эстрадный или народный танец, фантазия на темы окружающего нас мира природы или вещей.

Здесь важен поиск и полет фантазии, но в то же время, важны правила. Каждый концертный номер должен соответствовать следующим требованиям:

1. Он должен быть содержательным (насыщенным внутренним содержанием, либо иметь внешнюю оригинальность, занятность приема, либо то и другое в сочетании)

2. Обладать законченной лаконичной формой.

3. Быть понятным и доступным для восприятия.

 

Но в кукольном концертном номере есть свои специфические требования.

1. Необходима особая драматургическая основа, предусматривающая стремительное развитие действия при придельном лаконизме событий.

2. Неожиданность и порой парадоксальность драматургических ходов.

3. Нарастающая насыщенность игровыми красками (трюками) с наибольшим эффектом в конце номера.

4. Яркое обобщение характеров или явлений жизни, злободневность.

 

Микродраматургия концертного номера исключает обилие жизненных подробностей (оставляя только остро типичные), требует предельной краткости экспозиции и завязки и не допускает затяжного финала.

Драматургическая основа концертного номера находится в прямой зависимости от жанра и строится различным путем в соответствии с формой решения номера. Она имеет либо самостоятельную структуру, либо подчиненную – в том случае, когда, например, действенная канва создается на основе музыкального произведения или в ином подобном случае.

Очень важно, чтобы в номере демонстрировалась новизна самого замысла, приема, изобретательность художника в решении кукол, способных по ходу действия преподнести публике несколько остроумных сюрпризов, трюков.

Номер должен быть наделен эмоционально воздействующим зарядом как в области содержания, так и по линии зрительного эффекта – пластического, цветового, светового.

 

Концертный номер в куклах, как правило, не терпит беззвучия. Его содержание должно быть поддержано соответствующей характеру действия музыкой (самостоятельной или иллюстративной) или шумами, звуками, речью, вокалом.

Сюжетная линия номера должна быть строго ограничена от побочных, незначительных сюжетов.

Пути возникновения замысла могут быть самые различные. Он может строиться на специально написанном сценарии, на основе какого-либо небольшого литературного произведения, песни, романса. Возникнуть ассоциативно на музыкальном материале или. вплоть до основы сугубо формального свойства, как, например, изобретательный, оригинальный принцип концертной куклы или использование в качестве персонажа какого-либо предмета.

Рождению интересного замысла может так же содействовать неожиданное, гиперболированное сочетание персонажей, невероятность их содружества.

Процесс осуществления каждого замысла, как и пути его зарождения, так же различен. Он определяется самим характером замысла, который нередко претерпевает значительные изменения в ходе воплощения.

Система, принцип управления и образное воплощение концертных кукол находится в прямой зависимости от зерна замысла номера.

 

В роли куклы могут быть использованы самые различные средства – от руки актера до предмета, от печаточной куклы – до куклы самой сложной конструкции. При этом используются они в самых различных позициях – на ширме, открыто без ширмы, тенью, светящимися и тому подобное.

Большое разнообразие выразительных средств, используемых здесь, дают нам основание задать вопрос: Что может стать куклой? И ответ надо искать в прямой зависимости материального воплощения замысла.

 

Принципиально концертная кукла отличается от театральной прежде всего тем, что сценическая жизнь последней значительно сложнее, подробнее и более отвечает задаче создания жизни человеческого духа роли. Театральная кукла должна обладать особыми свойствами, способствующими постепенному раскрытию через характер персонажа, пьесы. Она расчитывается на длительную сценическую жизнь. Тогда как концертная живет только в маленьком эпизоде, следовательно, она значительно примитивнее с точки зрения художественной.

Как образ концертная кукла должна быть яркой, броской. Она требует большего обобщения. В техническом отношении к ней предъявляются, почти всегда, требования, чтобы она имела в замысле так называемые «подарки», неожиданные трюки, смешные нелепости. Она не должна терять своей выразительности в любых условиях, поэтому должна иметь «выгодную» с этой точки зрения окраску и не бояться ослабленного освещения.

Концертные куклы по объединяющим их признакам могут быть распределены на несколько групп.

1.Наиболее послушное выразительное средство – руки актера. Руки актера привычно и мгновенно выполняют его волю «прямым ходом», так как без необходимости «перевода» наших усилий, как это требуется при работе с механизированной куклой. Руки позволяют нам превратить их то в условного человека, то в птицу, то в цветок. Богатство пластических возможностей рук человека особенно интересно проявляются, когда их низ стоится какая-либо коллективная композиция или когда действие рук одного исполнителя вступает в координацию с руками другого. Живая материя рук способна передать порой довольно тонкие нюансы жизни того персонажа, в которого она превратилась. В том, видимо, заключается секрет большой привлекательности номеров с участием рук. К этой группе относятся:

- руки в своем естественном виде

- руки в цветных перчатках

Здесь вспомогательным выразительным компонентом служит окраска перчаток, усиливающая воздействие на зрителя.

- руки, оснащенные специально изготовленными деталями.

Роль специально изготовленных деталей состоит в том, чтобы придать нужным образом сгруппировавшейся руке (рукам) близкое сходство с играемым персонажем. Речь идет о таких деталях, как шарик, заменяющий голову, красная тряпочка - гребешок петуха и т.д.

- руки в сочетании с предметами.

Живая и неживая природа, объединившись создают подобие какого-либо персонажа. Подобный альянс интересен тем, что здесь допустима большая условность и тем еще, что он мало использован.

 

Техника применения изображающих рук.

1 принцип – руки действуют обычным способом на ширме, актер скрыт.

 

2 принцип – руки на грядке опущенной ширмы (например, стол). Номер исполняется открытым способом, актеры полностью или частично видны.

3 принцип – руки действуют на экране в условиях теневого театра. Этот способ увеличивает размеры рук, создает эффект органичного слияния рук с декоративными дополнениями и предметами, размывая грань между живой и неживой материей.

4 принцип – руки свободно действуют в технике «черного кабинета»

2. Куклы на ширме (верховые куклы)

- обычные тростевые

- тростевые с рукой в голове

- внутритростевые

- куклы в комбинации с живыми руками

- мимирующие

- плоские

- перчаточные

- трюковые

Эта группа кукол охарактеризована одной общей особенностью – исполнитель скрыт.

3. Куклы, управляемые открытым способом

- куклы, управляемые при помощи тростей (вертикальных и горизонтальных), пинцетов, штоков, ручек, нитей и непосредственно руками. Актер, находящийся рядом с куклой, руководит ею со стороны.

- исполнитель той ли иной частью собственного тела становится как бы живой механикой своей куклы – когда, например, кукла ходит его ногами, действует руками.

Открытый способ управления куклой усиливает впечатление – этому способствует увлеченность и сосредоточенность с которой работают актеры.

4. Специально освещенные или светящиеся куклы.

- куклы, действующие в зоне «светового занавеса», образующих потоками портальных и софитных потоков света, а исполнителям, находящимся за линией «занавеса» и одетыми в специальные черные бархатные костюмы и капюшоны. Способ управления зависит от конструкции куклы.

- куклы светятся сами, ограничений в конструкции кукол нет, кроме того, что они должны быть большими.

5. Куклы предметы.

Куклой может оказаться любой предмет обихода, лишь бы он обладал выразительными качествами, необходимыми для реализации замысла номера.

 

Теперь обратимся к основным видам концертных номеров, вспоминая ярких актеров театра кукол мира.

1. Первый вид - речевой. Сюда относятся монологи, исполняемые куклами, диалоги артиста с куклой, куклы с залом (то есть номера, построенные на общении). Вы сразу назовете замечательных кукольников:

- Марта Владимировна Цифринович и ее героиня – доктор околовсяческих наук Венера Михайловна Пустомельская

- Сергей Владимирович Образцов и его замечательный номер «Колыбельная», где он укладывает спать Тяпу.

- Конечно, самый яркий пример общения куклы с залом является конферансье из «Необыкновенного концерта»

- Необходимо упомянуть о зарубежных актерах, работающих в этом направлении. Я думаю, вам хорошо известны Спейбл и Гурвинук и их папа Иосиф Скупа. В 1920 году появился Спейбл, в 1926 году – Гурвинок. Зрители сразу решили, что Гурвиннк сын Спейбла и Скупа не стал спорить. С тех пор они начли выступать вместе.

- Другой представитель – Джон Хенсон со своим лягушонком Кермитом, которого Джим Хенсон создал из старого пальто с глазами шариками от пинг-понга. В 2002 году появилась звезда по имени Кермит и началось триумфальное шествие по миру.

2. Второй вид – иллюстративные концертные номера. Как правило, это песни, где герои действуют согласно сюжету песни или подкладывают под текст другой смысл своих действие. Пример романсы Сергея Владимировича Образцова: «Мы сидели с тобой», «Налей» и другие.

3. Третий вид концертный номеров – сюжетные. Номер, основой которого является коллизия, действие происходящее на сцене. Здесь примером могут служить мастера марионеток Альберт Розер, Ив Жоли, Филипп Жанти. Перед зрителями разворачивается небольшая история с завязкой, развитием, кульминацией и финалом.

4. Вид номеров – фантазийные. Здесь очень часто нет определенных кукол, а есть какой-то образ. Так например в роли кукол у Альберта Розера выступает платок. У Филиппа Жанти «Круглый, как куб» спектакль, определивший новый этап творчества, скорее всего спектакль сон, галлюцинация.

5. Пятый вид номеров – это шоу, варьете, кабаре. По определению это номера, которые могут играться не зависимо от площадки и условий вокруг. Многим не нужен ни черный кабинет, ни освещение. Здесь обращаемся к творчеству Филиппа Жанти, Джима Гэмбла, Клаудио Чинелли, Нормана Шетлера. Все что происходит, поражает темпом, сменой действий, фантазией, изобретательностью, мастерством создания и владения кукол. Марионетки Джима Гэмбла разъезжаются на части, выделывают замысловатые кульбиты. А номера из шоу Филиппа Жанти со страусами, танцующими в варьете, поражают слаженностью, отточенностью движений, юмором.

 

Анализируя все упомянутые концертные номера надо выделить главное. Сюжетная линия номера должна быть строго ограничена от обычных, незначительных сюжетов. Номер должен быть наделен эмоционально воздействующим зарядом по линии зрительного эффекта – пластического, цветового, светового. Очень важно партнерство человека с куклой.

Микродраматургическая основа концертного номера требует в его сюжетном построении ясности и лаконизма, помноженных на типизацию и обобщенность, предусматривает строгую завершенность исполнительского рисунка. Тут не места приблизительности, случайности и «импровизированным» вольностям, какую бы форму они не имели.

При подготовке концертных номеров средствами всех перечисленных групп кукол происходят постоянные встречи с элементами мастерства актера, такими как внимание, воображение, фантазия, общение и т.д. Пластичность рук, способность к сложному координированию их движений, ритмичность, музыкальность, изобретательность – вот неполный перечень навыков при роботе над номерами.

Указанная степень исполнительской выразительности определяет здесь прежде всего ограниченным количеством времени для исполнения номера. Необходимо привыкать отбирать самое яркое и выразительное.

 

(по материалам книги профессора Л.А.Головко,

ЛГИТМИК, г. Ленинград)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: