Роль и место анализа текста.




Виды анализа текста.

План:

I. Роль и место анализа текста.

II. Виды и приемы анализа текста.

Роль и место анализа текста.

В начальной школе восприятие сформировано у учащихся на разных уровнях, поэтому мы должны включать в урок различные виды анализа текста, для более полноценного восприятия произведения.

Анализ текста идет на этапе повторное чтение и углубленный анализ текста. Цели:

- способствовать полноценному восприятию художественного произведения детьми;

- учить понимать авторскую позицию;

- учить понимать мотивы поступков и характеры героев;

- учить распознавать художественные средства выразительности;

- учить определять жанровые особенности;

- способствовать средствами литературы развитию личности ребенка, его нравственных идеалов;

- развивать воображение детей, навыки работы с текстом.

2) Виды и приемы анализа текста.

 

Методисты выделяют 4 вида анализа литературного произведения:

1вид: анализ развития действия – в его основе лежит работа над сюжетом и его элементами, т.е частями и главами. Предполагает работу над сюжетом литературного произведения и его элементами (эпизод, глава) при этом задача учителя – найти вместе с детьми черты целостности в каждой части произведения и органичную связь части с целым.

Плодотворен бывает анализ, который начинается с ключевой (кульминационной) сцены, где затронуты главные вопросы, волнующие писателя. Большое значение для понимания содержания текста имеют также начало (экспозиция и завязка) и конец (развязка), тк они наиболее полно выражают тему и идею художественного произведения. Именно над этими эпизодами необходимо проводить специальную работу в рамках целостного анализа развития действия.

Обратим внимание ребят на композиционные особенности отрывка из рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»: он имеет рамочную композицию («рассказ в рассказе»).

План текста может выглядеть следующим образом:

1) Ночь на Урженском озере.

2) Неудачная охота.

3) Лесной пожар.

4) Надежда на спасение.

5) Спасены!

6) Чувство вины.

Вопросы: Что, где, когда произошло? Почему? Как поступил при этом герой? Как это его характеризует? А что произошло потом? Можно ли было избежать этого? Почему все-таки так получилось: кто виноват в этом?

2вид: проблемный анализ – во главу анализа поставлен проблемный вопрос в ходе поиска ответа на него могут возникнуть разные точки зрения, которые подтверждаются вчитыванием в текст. Чтобы превратить проблемный вопрос в проблемную ситуацию, надо обострить противоречия, сопоставить разные варианты ответов. Постановка вопросов проблемного характера целесообразна при чтении тех произведений, где есть ситуации, предполагающие различное понимание героев, их действий, поступков, этических проблем, затронутых писателем.

Черты проблемных вопросов:

1) наличие противоречия и возможности разных ответов;

2) интерес детей к поставленной теме;

3) возможность сопоставления разных ответов на вопрос.

Пример: Д.Мамин-Сибиряк «Дурной товарищ»:

Правильно ли сделали мальчики, что пошли на лед?

Как произошло, что ребята очутились на льду?

Как Коля относился к отцу?

Какой смысл в названии «дурной товарищ» вкладывали тетушка и отец Коли?

Как вы думаете, Коля поступил бы так еще раз?

Почему Коля боялся отца поле случившегося?

Как вы относитесь к поступку Коли?

3 вид: анализ художественных образов – в центре анализа образы героев или пейзаж Анализ художественных образов.

Основные принципы.

1. при анализе доводим до детей, что действующее лицо – это представитель определенной общественной группы людей, эпохи, и одновременно это живой конкретный человек.

2. в характере героя определяем ведущие черты.

3. выясняем авторское отношение героев (вычитывая в тексте)

4. способствует сопереживанию детей, их личному отношению к герою.

Последовательность работы:

1. эмоциональное восприятие героев:

- после первоначального чтения, что можете сказать о герое? Понравился или нет? Чем?

2. анализ образов идет в ходе повторного чтения:

1) чтение эпизода или слов, говорящих что-либо о герое – беседа: как характеризует это героя, его слова, поступки. Подбор слов называющих черту героя – вывод обобщение, т.е рассказ о герое.

2) учитель или ученики называют качество героя – подтверждение текста и вывод – составление рассказа о герое.

План рассказа о герое.

1. кто он такой? (когда, где он жил, живет, его возраст, пол)

2. внешность героя.

3. какие поступки он совершает и как его это характеризует

4. особенности речи героя.

5. авторское отношение к герою.

6. мое отношение.

Приёмы работы над характеристикой героя:

1. учитель называет качество героя, дети подтверждают текстом.

2. дети самостоятельно называют свойство характера и подтверждают текстом.

3. сравниваются герои одного произведения или близких по тематике.

4. выделение авторских слов косвенно характеризующих героя.

5. придумывание ремарок автора, передающих душевное состояние героя.

6. лингвистический эксперимент: исключение из текста слов, содержащих авторскую оценку.

7. вывод (главная идея – смысл произведения)

в процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа), и смысл этого образа, т.е нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения.

Вопросы для анализа образа героя, на примере произведения Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»:

Ваше отношение к главному герою? Понравился он вам или нет?

Как он выглядит? Как потом преобразился? Кто он? Где родился?

Что с ним происходит? Отношение окружающих к главному герою.

Как вы думаете, что он чувствовал, когда его обижали?

Какие качества характера помогли пережить ему (гл.герою) все эти обиды и унижения?

Как изменился его внешний облик? Что с ним произошло? А изменился ли его характер? Какое отношение автора к главному герою?

Характеристика образа героя, беседа по тексту, выборочное чтение:

Как появился на свет гадкий утенок? Почему он гадкий? Как отнеслись к утенку жители птичьего двора? Какое отношение братьев, сестер и матери? Как сам утенок относился к себе? На какой поступок решился герой? Смирился ли утенок со спокойной жизнью старушки? Легко ли приходилось бедному утенку? Какие чувства испытывает утенок при виде прекрасных птиц? Глее он очутился весной? Каким был для него сал? Как воспринимает окружающее? А настоящие утята смогли бы увидеть такую красоту? Что выбрал утенок при встрече с прекрасными птицами? Что меняется? Как сам утенок чувствует себя, относится к восторженным взглядам? Какие поступки совершал герой?

Изменилась его внешность, изменилось ли его сердце, внутреннее отношение, состояние? Правильно ли то, что люди воспринимают друг друга по внешности?

Сейчас мы составим рассказ о гадком утенке:

В чаще лопуха утка высиживала яйца, все вылупились, но одно большое вылупилось позже, оттуда появился большой и гадкий утенок.

Мама-утка говорила: Ужасный урод! И совсем не похож на других детей!

Когда они пришли на птичий двор, все только и говорили о том, какой он гадкий, большой и несуразный, все пытались его клюнуть, дразнили, смеялись над ним. Мама-утка защищала его: Он некрасив – это правда – но у него доброе сердце…. Я думаю он вырастет сильным и пробьет себе дорогу в жизнь. Его братья и сестры клевали, щипали его.

Он самокритичен, тк всегда думал, что от него все убегают и птицы, и охотничья собака, именно потому, что он такой гадкий. «Кажется, пронесло, - подумал утенок и перевел дух. – Видно, я такой гадкий, что даже собаке противно съесть меня!»

Когда его обижали, он терпел все эти обиды, боялся, мечтал о самом хорошем и красивом, о свободе. Благородство, гордость, дружелюбность, доброжелательность, добродушие, мужество помогли ему пережить все эти невзгоды.

Наступила весна, на озере он увидел прекрасных лебедей. Красоте их он не завидовал. И вдруг в чистой зеркальной воде, он увидел собственное отражение. Он был уже не гадким темно-серым утенком, а красивым белым лебедем. Теперь утенок был даже рад, что перенес столько горя и бед. Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить свое счастье. А больше лебеди плавали вокруг и гладили его клювами. Но характер его не изменился, он остался таким же скромным, добрым. Изменилось лишь его внутренне состояние: радостное, ликующее, восхищающееся.

Автор вначале его жалел, тк он был беспомощен: Бедный утенок устал, и ему было очень грустно. Бедняжка! В конце автор радовался за утенка.

Мне герой нравится, здорово то, что он мужественно и гордо перенес столько горя и бед, и в награду ему такая красота, счастье, о котором он и не мечтал, когда был еще гадким серым утенком.

4 вид: стилистический (языковой) анализ – это анализ изобразительных средств языка используемых автором в данном произведении.

Цель анализа: помочь детям уяснить мысли и чувства автора, выраженные прежде всего в образных словах, развитие воображения, выразительное чтение.

Методика работы:

1. выделение слова или образного выражения.

2. определение мысли и чувства, заключенного в них (почему поэт так называет…., какую картину вы представляете при этом? Какое чувство испытывает автор? Что с чем сравнивает автор? Почему?)

3. приемы стилистического анализа:

1) сравнение поэзии и прозы, посвященных одной теме

2) сопоставление разных произведений одного автора. Цель: выделение характерных черт творчества.

3) Сравнение произведений разных авторов на одну тему. Цель: определение своеобразия авторской манеры (3-4кл)

4) Замена авторского слова синонимом. Цель: привлечь внимание детей к авторскому слову.

Например, спрашивая детей о том, какую картину зимы рисует поэт – грустную или веселую, нравится ли ему зима, какие слова убеждают нас в этом, мы стараемся показать роль образного слова в связи с художественным образом – картиной природы.

Итак, работа над словом должна быть направлена на то, чтобы помогать детям уяснять образный смысл произведения, мысли и чувства писателя, которые воплощаются в подборе лексики, в ритме фразы, в каждой художественной детали. Поэтому для языкового анализа выбираются слова и выражения, которые помогают лучше понять образный смысл произведения (рисуют картины природы, выявляют авторские чувства) и в то же время наиболее выразительны и точны. После выделения слова или выражения осознается их роль в тексте, те определяется, какие чувства (мысли) заключены в них.

Часто младшие школьники не понимают переносных значений слов. Так, например, на вопрос: Почему лед сравнивается со стеклом? (Бианки, Синичкин календарь) дети отвечают: потому что он белый. – а стекло белое? – да. вот почему нужна специальная работа над метафорами, сравнениями.

Пример языкового анализа: Федор Тютчев «Весенние воды»

Какую весну изобразил автор? (раннюю) Какое настроение выразил поэт?

Какие слова вызывают и у нас радостное настроение? Какой была природа до появления ручьев? (сонной) Как ручьи разбудили природу? (журчанием) Какие звуки повторяются? (взрывной б) В какой речи используются старые слова? (в поэтической, придают торжественность) Есть ли здесь старые слова? (брег, гласят) Как называют себя весенние воды? (мы молодой весны гонцы) И почему? (метафора) Как называют скрытое сравнение? А какой еще прием использует автор? (олицетворение) Почему поэт называет майские дни хороводом? (весна пришла – это праздник) Найдите слова, описывающие хоровод? (румяный, светлый) Почему автор использует эпитет румяный? (от Солнца, его нет, но через эпитет мы увидели) Какое чувство надо передать при чтении этого стихотворения?

Главный прием всех видов анализа это беседа над текстом.

Какой выбрать анализ зависит от характера (жанра) произведении, от возможностей учащихся, но все же более распространенным и целесообразным можно считать анализ художественных образов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: