Государственное управление образования Псковской области
ГБПОУ ПО Псковской области
«Псковский агротехнический колледж»
ХИМИЯ
Контрольные задания для студентов заочников средних профессиональных заведений по специальности «Химия»
2015г.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Математических и естественно научных дисциплин.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять правила техники безопасности при работе с реактивами;
- проводить опыты с изучением свойств неорганических и органических веществ;
- проводить вычисления;
- молекулярной и молярной массы вещества по формуле;
- массовой доли вещества в растворе;
- массовой доли элемента в веществе;
- массовую долю выхода продукции реакции от теоретического;
- массу одного из продуктов по массе раствора, содержащего определенную массовую долю исходного вещества.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- структуру периодической системы Д.И.Менделеева;
- закономерности изменения свойств элементов;
- способы образования химических связей и механизм электролитической диссоциации, реакции ионного обмена, сущность оскислительно- востановительных реакций;
- гидролиз солей первой стадии;
- общие свойства металлов главных подгрупп I – III групп и представителей металлов побочных подгрупп: медь, хром, железо, марганец;
- свойства отдельных неметаллов и их соединений главных подгрупп IV – VII групп в связи с их положением в периодической системе;
|
- сущность строения органических соединений А.М.Бутлерова;
- зависимость химических свойств соединений от строения углеродной цепи, вида химической связи;
- механизм реакций замещения и присоединения.
Форма итогового контроля - зачёт.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Ерохин Ю.М. «Химия» Учебник. – М.: Мастерство, 2003
2. Ерохин Ю.М., Фролов В.И. «Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом), (учебное пособие).- М., Академия, 2003
Дополнительные источники:
1. Хомченоко И.Г. «Общая химия». – М., Новая волна – ОНИКС, 1999
2. Коровин Н.В. «Общая химия». – М., Высшая школа, 1998
3. Гаршин А.П. «Неорганическая химия в схемах, рисунках, таблица, формулах, химических реакциях». – СПб: Лань, 2000
4. «Лабораторные работы по химии»: Учебное пособие для технических направлений и специальных вузах /Под ред. Н.В.Коровина/. – М., Высшая школа, 1998
Контрольная работа.
По дисциплине «Химия» предусмотрена одна контрольная работа. Задания для контрольной работы составлены по 100-вариантной системе. В каждом варианте три теоретических вопроса и два практических задания (задачи).
Номера теоретических вопросов находятся в нижеприведенной таблице, а практических заданий – по первой букве фамилии в другой таблице.
Таблица распределения контрольных вопросов по вариантам.
Предпосл.цифра шрифта | Последняя цифра шифра | |||||||||
1,3,5 | 7,11,38 | 25,15,35 | 17,13,10 | 5,34, | 1,4,17 | 7,13, | 6,15,13 | 5,6,17 | 4,23, | |
6,8,4 | 35,12, | 24,27,30 | 4,2,29 | 5,37, | 4,21, | 9,31, | 3,9,6 | 1,11, | 3,8,9 | |
16,14, | 15,23,1 | 6,9,10 | 15,12,30 | 5,27, | 3,5,9 | 6,17, | 25,27, | 31,24,5 | 6,1,9 | |
32,19,9 | 35,27,2 | 10,17,21 | 11,20,30 | 23,27,29 | 19,5, | 21,26,31 | 4,8,5 | 2,15, | 3,17, | |
13,7,37 | 32,18,9 | 5,6,9 | 23,27,31 | 2,10, | 1,9,10 | 4,25, | 13,14,7 | 23,33,38 | 7,15,6 | |
21,22, | 14,23,8 | 1,4,9 | 4,26, | 3,8,6 | 16,23,31 | 18,2,5 | 17,27, | 11,32,33 | 27,30,31 | |
36,23, | 9,4,31 | 21,32,34 | 12,15,24 | 5,18, | 25,36,38 | 3,7,9 | 10,14, | 3,17, | 1,6,9 | |
34,15, | 15,17, | 4,15, | 12,35,16 | 23,30,34 | 4,12, | 34,23,19 | 12,13, | 12,35,37 | 5,14, | |
2,9,4 | 35,14,7 | 25,31,32 | 2,6,9 | 7,14, | 5,9,10 | 16,32,33 | 3,8,17 | 3,30, | 23,4,7 | |
1,38,12 | 10,20, | 19,21,25 | 4,7,18 | 24,28,30 | 3,9,24 | 5,8,30 | 7,23,24 | 4,8,9 | 5,6,9 |
|
Контрольные вопросы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫХИМИИ
Современные представления о строении атома
1. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырёх периодов: s-, р- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбуждённое состояние атомов
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
2.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам
3. Общая характеристика металлов IA-IIIA групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностями строения их атомов
4.
Характеристика переходных элементов — меди, цинка, хрома, железа — по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностям строения их атомов
5. Общая характеристика неметаллов IVA-VIIA групп в связи с их положением в Периодической си-стеме химических элементов Д. И. Менделеева и особенностями строения их атомов
|
Химическая связь и строение вещества
6.
Ковалентная химическая связь, её разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь
7.
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов
8. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решётки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения
Химическая реакция
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии
10 Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения
11. Скорость реакции, её зависимость от различных факторов
12. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов
13.
Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты
14.Реакции ионного обмена
15. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислотная, нейтральная, щелочная
16. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от неё
17. Электролиз расплавов и растворов солей, щелочей, кислот
18 Ионный (правило Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная)
20.
Характерные химические свойства простых веществ — металлов: щелочных, щелочно-земельных, алюминия, переходных металлов — меди, цинка, хрома, железа
21.
Характерные химические свойства простых веществ — неметаллов: серы, азота, фосфора, углерода, кремния
22.
Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных
Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов
Характерные химические свойства кислот
25.
Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка
26.
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
27. Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах
28. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа
29.
Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная)
30.
Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензол и толуол)
31.
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола
32.
Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров
33.
Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот
34.
Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды)
Взаимосвязь органических соединений
МЕТОДЫПОЗНАНИЯ в химии, химия и жизнь
Экспериментальные основы химии
36. Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии
37. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ
38.
Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы
Таблица распределения практических заданий контрольной работы.
Первая буква фамилии | Номера | |
А | ||
Б | ||
В | ||
Г | ||
Д | ||
Е,Ё | ||
Ж | ||
З | ||
И | ||
К | ||
Л | ||
М | ||
Н | ||
О | ||
П | ||
Р | ||
С | ||
Т | ||
У | ||
Ф | ||
Х | ||
Ц | ||
Ч | ||
Ш | ||
Щ | ||
Э | ||
Ю | ||
Я | ||
Контрольные задания.
1. Определите массу иодида натрия NaI количеством вещества 0,6 моль.
2. Определите количество вещества атомного бора, содержащегося в тетраборате натрия Na2B4O7 массой 40,4 г.
3. Определите массовую долю кристаллизационной воды в дигидрате хлорида бария BaCl2 • 2H2O.
4. Какую массу негашёной извести можно получить из известняка массой 500 г, содержащую 20% примесей?
5. Определите относительную плотностсть гелия по водороду.
6. При сгорании 1,3 г вещества образовалось 4,4 г оксида углерода (IV) и 0,9 г воды. Найти молекулярную формулу вещества, если его плотность по водороду равна 39.
7. Определите массовую долю серы в 20 г. серной кислоты,количеством вещества 4 моля.
8. Определите объем, который займет при нормальных условиях газовая смесь, содержащая водород, массой 1,4 г и азот, массой 5,6 г.
9. Какую массу фосфора надо сжечь для получения оксида фосфора (V) массой 7,1 г?
10. В избытке соляной кислоты растворили магний массой 6 г и цинк массой 6,5 г. Какой объем водорода, измеренный при нормальных условиях, выделится при этом?
11. Определите количество марганца в соединении гидрооксида марганца.