Государственное регулирование рынка труда. Негосударственные
структуры содействия занятости. Социальные гарантии занятости.
Регулирование заработной платы в рыночной экономике. Становление
системы социального партнерства – ключевое направление регулирования
оплаты труда. Финансово-кредитное воздействие на политику доходов и
заработной платы. Фискальная политика и институты рынка труда.
Качество жизни: цели деятельности человека, потребности, ценностная
ориентация и динамика развития цивилизации. Показатели качества жизни.
Трудовой коллектив и социальная организация. Условия труда. Социально-
экономические аспекты справедливости. Девиантное поведение. Мотивация и
стимулирование труда. Регулирование социально-трудовых отношений.
Проблемы формирования работника как самостоятельного агента рынка
труда. Социальные гарантии занятости. Социальные проблемы можно разделить на две группы: социальные проблемы труда (производство) и непроизводственная сфера. И еще одна, третья, группа в сфере управления - это комплекс социальных проблем, касающихся управленческих групп, которые причастны к управлению производством на его разных уровнях: профессиональные «менеджеры» (от министра до руководителя подразделения); специалисты, профессия которых требует выполнения управленческих функций (юристы, экономисты, технологи).
Социальные институты генерируют социальные проблемы управления, формируя иерархию субъектов управления производством, управленческих групп; состав каждой группы; условия, в которых существуют и работают эти группы; то или иное положение, которое предоставляется группам иерархии власти и в системе распределительных отношений; результаты, к которым приводят усилия управленческих групп, тот или иной уровень развития производства.
Социальные проблемы управления возникают в разных звеньях цепочки системы управления производством региона. Если социальные проблемы перевести на язык науки, мы используем экономико-социологическую теорию социального механизма управления производством. Она выступает здесь в роли моста, позволяющего перейти от более общей экономико-социологической теории социальных механизмов к реальным ситуациям, возникающим только в одной сфере экономики - в управлении производством.
Специфика социального механизма управления производством региона состоит в следующем: он действует в сфере управления производством, а не в сфере распределения жилья и доходов; его субъектами являются социальные группы, размещенные в иерархии управления; его роль состоит в управлении не страной, не социальным развитием регионов или городов, а производством.
Как видно, родовое понятие, через которое определяется социальный механизм управления производством, есть социальный механизм развития экономики, более широкая система, в состав которой входит наш объект. Содержание социального механизма развития экономики изложено во многих публикациях и социальный механизм управления производством недостаточен. Под ним, на наш взгляд, следует понимать устойчивую систему взаимодействий между вертикально упорядоченными группами работников («верхи»- «низы»), причастных к управлению производством и реализующих в нем определенные линии поведения. Эта система достаточно целостна и оказывает большое влияние на ход и результаты производства на всех его уровнях - от отдельных предприятий отраслей народного хозяйства до всей экономики в целом.
Влияние системы управленческих взаимодействий на развитие производства осуществляется через активность образующих эту систему групп, которые мы называем управленческими. Характер управленческих функций у разных групп различен: одни обладают большей властью, другие - меньшей; одни являются руководителями, другие -преимущественно исполнителями. Активность управленческих групп зависит от места в иерархии управления; сложившихся институциональных условий (политических, экономических, правовых), в которых они работают, в частности, от предоставленной им области свободы деятельности, жесткости ограничений; их собственных ценностных ориентации.
Для обозначения упорядоченности групп, образующих социальный механизм управления производством, и используется категория стратификация (иерархическое построение управленческих групп).
Управленческая стратификация - это совокупность управленческих групп, занимающих места в объективно заданной иерархии управления и различающихся своим управленческим статусом - должностным составом, объемом власти, характером вознаграждения, доступом к информации, авторитетом. Как видно, место той или иной управленческой группы в стратификации задано тем этажом иерархии управления, на котором эта группа расположена. Но важно помнить: материал, из которого построено здание и его этажи, - это разные социальные реалии [27, с. 28].
Управленческая стратификация (в отличие от иерархии власти) - это живой организм: входящие в него управленческие группы осуществляют разнообразные виды активности и взаимодействуют между собой. Их активность складывается из регламентированной и нерегламентированной (избираемой свободно). Первую форму активности мы называем управленческой деятельностью (трудом), вторую - управленческим поведением.
Субъекты социального механизма управления производством обладают всеми чертами, свойственными любым субъектам общественной жизни: определенным сознанием, активностью, саморегуляцией, взаимодействиями.
По своей природе межгрупповые управленческие взаимодействия в производственной сфере весьма близки к политическим, поэтому неудивительно, что управление производством предполагает собственность на средства производства и продукцию, причем, этот вид собственности по значимости второй после собственности на политическую власть. Естественно, высшие политические деятели страны не могут быть безразличны к тому, как устроена власть в экономической сфере.
Но как было показано, социальный механизм управления производством - это, прежде всего, стратификация управленческих групп. А это значит, что каждая отдельная группа находится в системе, состоящей из нескольких групп, занимающих разные места в иерархии управления. Ранг группы задает права, которым она обладает по отношению к другим группам внутри иерархии и вне ее: это действия и поступки, которые эта группа может осуществлять, - круг обязанностей, область должностной компетенции; силу влияния, которое та или иная группа оказывает на всю «пирамиду экономической власти», в конечном счете, на ход и результаты развития производства в отрасли или стране в целом. Следовательно, стратификация управленческих групп держится на трех основах:
• на установленной в данной политической системе распределения власти в сфере экономики;
• на принятой политической линии в сфере экономики;
• на технологии решения конкретных экономических задач, возникающих на разных уровнях иерархии управления.
Сфера экономической деятельности управленческих групп, на базе которых складываются управленческие взаимоотношения, - это платформа взаимодействия; это: объекты совместного интереса двух или более управленческих групп, фонды, разрешения (запрещения), кадровые перестановки и др. При огромном разнообразии платформ, образующих управленческие взаимодействия, главными являются те, которые лежат •на критическом пути» производственных процессов. Это, безусловно, взаимодействия, связанные с различными сторонами хозяйственного механизма управления экономики. Как известно, стимулы и антистимулы, порождаемые хозяйственным механизмом, образуют среду, в которой работают люди и от которой они более всего зависят.
Функции разных субъектов в каждой из этих сфер управления неодинаковы: одни группы решают соответствующие вопросы, другие консультируют, третьи участвуют лишь формально. Однако в каждой из этих сфер задействовано множество субъектов социального управления механизма.