Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение




«Детский сад «Подснежник»

«Влияние устного народного творчества на речевое развитие детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

 

 

Выполнила: Мальцева Галина Юрьевна

 

 

Абакан, 2017 г.

Владение навыками связной речи позволяет ребёнку общаться со сверстниками и взрослыми, получить необходимую интересующую его информацию, развивает уверенность в своих силах. Всё последующее речевое развитие будет опираться на этот «фундамент», который закладывается в дошкольном возрасте.

На протяжении всего дошкольного детства происходит формирование связной речи, только изменяются, только изменяются формы и уровень связности. Связная речь начинает развиваться у детей от года до 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребёнка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею.

Большую роль в развитии ребёнка этого возраста такие жанры фольклора, которые специально созданы для детей народные песенки, пестушки, потешки. Включение их в разные виды детской деятельности благотворно влияет на общение с ребёнком. Они положительный эмоциональный фон. Устный фольклор представляет собой прекрасный речевой материал. С его помощью развиваем у малышей фонематический слух, расширяем кругозор, способствуем формированию речи.

Особенно активно связная речь развивается в 4-х летнем возрасте, уже имеются необходимые речевые предпосылки овладения связной речью, своего рода «материальная» база.

Детям ещё трудно проследить причинно-следственные связи с событиями и передавать их в логической последовательности. Поэтому смысловые связи в таких «рассказах» выражены слабо или даже полностью отсутствуют.

В старшем дошкольном возрасте появляется умение последовательно и чётко составлять описательный рассказ или сюжетный рассказы, выстраивать содержание в логической последовательности. Однако передавать в рассказе своё эмоциональное отношение к описываемому объекту ещё недостаточно развито.

Ведущая роль в обучении детей связной речи принадлежит воспитателю. Педагог организует языковую среду, увлекает совместную деятельность, выступает как образец речевой культуры. При этом для педагога развитие речи – один из важных целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них это не цель, а средство реализации своих потребностей в общении со сверстниками в познании. Поэтому основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детей. А жизнь это организуется и протекает в разных формах. Е. И. Тихеева считала, что развитие речи должно быть обязательно связано с какой – нибудь деятельностью ребёнка. Развивать речь включая её в какую – либо деятельность невозможно. Речь развивается в деятельности, его речь развивается только в деятельности.

Русские народные сказки создают у детей бодрое, радостное настроение, т. Е. вызывают ощущение комфорта, подготавливают положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах деятельности.

Нет ребёнка, который бы без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Сказка, как показано в работе Д. М. Армановский –Дубовис, как средство воздействия на ребёнка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приёмами.

Расширение сказочных образов с использованием малых форм фольклора.

Для расширения сказочных образов в своей работе мы использовали интеграцию малых форм фольклора, включающую в себя количество жанров: потешки, петсушки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песенки.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии веками шлифовавшей и впитавшей в себя опыт многочисленных поколений. Они велики по объёму, но очень ёмки по смыслу. Поговорки и пословицы нужны для более яркой характеристики персонажей или глубокого осмысления событий.

Например, работая над сказкой «Лиса и журавль», мы использовали такую пословицу «Долг платежом красен», а над сказкой «Заяц-хваста» – «Храброму счастье помогает».

Постоянное использование в нашей речи малых форм фольклора привело к тому, что к 6 годам дети в процессе рассказывания сказок самостоятельно использовали в речи знакомые пословицы и поговорки. В пословицах содержится много поучительного, поэтому мы часто обращаемся к пословицам вначале сказки или в конце.

Например, сказка «Волк и семеро козлят» заканчивалась известной пословицей «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь».

Для создания эмоционального настроя, более глубокого понимания содержания сказки в младшем возрасте мы широко используем потешки, заклички, пестушки.

Например, к сказке «Курочка Ряба» – «Курочка-рябушечка», а к сказке «Репка» – потешку «Еду – еду к бабке, к деду».

Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания и загадывания загадок, формируют у ребёнка не только познавательный интерес к миру предметов и явлений, но и развивает связную речь.

Например, загадка «Хвост крючком, нос пятачком» содержит характерные признаки животного, на которых основана её отгадка, помогает детям ярче характеризовать персонажей сказок (внешний образ, повадки, характер и т. д.).

Загадки обогащают словарь детей за счёт многочисленных слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слов.

Например, «Стоит копна, посреди двора,

Спереди, вилы, а сзади метла».

Загадки так же помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её.

В работу с детьми дошкольного возраста необходимо на мой взгляд, включать такую форму народного творчества, как колыбельные песни. Они успокаивают, создают положительный эмоциональный, психологический комфорт. Колыбельные песни заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержит широкий круг сведений об окружающем мире прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Например, собачка «Баю-бай, баю-бай

Ты, собачка, не лай

Белолапа не скули

Нашу Машу не буди».

При постановке сказки мы часто используем колыбельную песню.

Например, в сказке «Крошечка – Хаврошечка» исполнили вместе с детьми колыбельную «А, бай – бай,

Ты, собачка, не лай,

Ты, корова, не мычи,

А, ты, петух, не кричи,

А наша одноглазка будет спать,

Станет глазок закрывать».

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, т. к в них создаются хорошо знакомые детям образы.

Например, образ кота, причём это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя.

К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным пением колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонетического восприятия, чему способствует особая интонационная организация, наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Колыбельные песни позволяют запомнить слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону речи. В своей работе мы исполняли колыбельные песни перед дневным сном в младшей группе, а затем продолжили эту работу в средней и старших группах.

Дети младшей группы с большим интересом слушали колыбельные, быстро засыпали. Мы отмечали, что после сна дети были более спокойными, внимательными.

Дети старшего возраста с не меньшим удовольствием, чем малыши слушали эти песни, просили повторить знакомые.

Таким образом, малые формы фольклора способствуют развитию речи детей, обогащению словаря, являются языковым средством выразительности, вызывают положительные эмоции, создают психологический комфорт.

Обогащение связной речи посредством игры.

Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является ведущей формой деятельности ребёнка. Главным звеном в обучении детей рассказыванию являются словесные дидактические игры. Опыт показывает, что игры развивают речь детей, обогащают словарь, воспитывают правильное звукопроизношение. А если эта игра ещё и с любимыми детьми сказочными персонажами, то эта игра становиться ещё интересней и увлекательней.

Например, игра «Перепутанница», «Не ошибись», «Узнай сказочного героя по описанию» и др. В этих играх дети с удовольствием описывают персонажей, предметы, события, отгадывают по описанию, по признакам сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам, находят алогизмы в суждениях, сами придумывают рассказы с включением сказочных персонажей.

Настольно-печастные игры – интересное и любимое занятие наших детей. Такие игры – ярки, красочны, интересны по содерджанию и разнообразны по видам: пазлы, лото, домино, кубики с картинками.

Например, играя в «Сказочное лото» мы учим детей последовательности сюжетных действий и побуждаем к рассказыванию целой сказки: а в работе с кубиками и пазлами – отдельного сюжета. А в настольной игре «Знатоки сказок» учим детей отстаивать своё мнение, приводить доказательства взаимодействия сказочного героя с данным предметом, рассказывая отрывки из сказки. В младшем возрасте большое значение для развития речи имеют пальчиковые игры. На своих занятиях и в совместной деятельности применяем их для речевой активности малышей.

Например, в сказке «Маша и медведь» применяли пальчиковую игру:

«Маша шла, шла, шла---------------------------Движения указательным и средним

И грибок нашла.-----------------------------------пальцами обеих рук по столу.

Раз грибок, два грибок--------------------------Грибок – кулак, сверху ладонь,

Положили в кузовок.»---------------------------Положить на бок.

В старшем дошкольном возрасте отрабатываем динамические движения. Для таких игр подбираем небольшие сказки содержание которых можно показать с помощью движений пальцев. Опыт показывает, что тексты лучше запоминаются когда рассказывание сопровождается показом движений является как бы планом текста.

Например, в сказке «Теремок» использовали пальчиковую игру «Дом и ворота»

 

На поляне дом стоит -------------------------------------- Соединяют под углом кончики пальцев обеих рук.

Ну, а к дому путь закрыт--------------Кисти рук на столе ребром, пальцы рук касаются, ладони к себе.

Мы ворота открываем,---------------------------------------------------------------Ладони поворачивают от себя.

И зверей всех приглашаем-----------------------------------------------------------------------То же, что и в начале.

Таким образом словесно-дидактические, настольно-печатные, пальчиковые игры позволяют в лёгкой и доступной игровой форме развивать у детей навыки связной речи.

Формирование изобразительных навыков посредством русских народных сказок.

Многие великие педагоги прошлого высоко ценили значимость изобразительной деятельности в воспитании детей, и в настоящее время эта проблема не потеряла своей актуальности. Изобразительная деятельность имеет неоценимое воздействие на всестороннее развитие ребёнка, поэтому являясь одной из самых интересных она позволяет предать то, что они уже слышали в устной форме.

Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, способствуют решению разных задач речевого развития детей: накопление и обобщение словарного запаса, развитие связной речи, правильное произношение, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении.

В своей работе мы пошли ещё дальше.

 

 

Если в младшем возрасте ребёнок рисовал один эпизод сказки или героя, то в старшем возрасте дети создают целый цикл работ по одной сказке, а затем по своим рисункам рассказывают её.

Например, мы вместе с детьми нарисовали разные эпизоды сказки «Заяц-хваста». Затем соединили в последовательном порядке. Дети с удовольствием называли героев, которых они изобразили, объяснили действия и поступки их, описывали весь процесс рисования, лепки, обсуждали диалоги персонажей, рассказывали что, как и почему происходит в рисунке.

Таким образом, речь и процесс изображения взаимосвязаны и взаимообогащают друг друга. Русская народная сказка делает этот процесс интереснее и доступнее.

Взаимосвязь театра и музыки СС устным народным творчеством.

Театр – одно из ярких эмоциональных средств, которые формируют и развивают речь детей. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра – театрализованные игры, игры – драматизации.

В младшем возрасте на первоначальном этапе нашей работы мы использовали театр игрушек. Малыши с удовольствием смотрели как дед с бабкой тянули репку, как лиса перехитрила зайца, как медведь отнёс Машеньку домой. По мере повторений сказок от пассивного зрителя становились активными участниками. Они с удовольствием передвигают персонажи сказки, сопровождая эти действия речью.

К концу года привлекаем детей к показу несложных русских народных сказок «Теремок», «Три медведя» и др. В процессе постановки побуждали детей импровизировать. Постепенно усложняли репертуар, расширяя зрительскую аудиторию, выступа в других группах, перед родителями, сотрудниками детского сада.

Например, познакомив детей с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко», заметили, что интерес у детей к образу петушка и курочек не пропал, мы решили расширить эту тему, используя потешки:

«Как у наших у ворот петух зёрнышки клюёт».

«Трух-тух-тух, ходит по двору петух».

Разучили с детьми игры «Петушок и курочка», «По кочкам», песни «Ходят куры бережком», «Озорные петушки». На занятии по по изодеятельности рисовали петушка, лепили, лепили курочку, сделали коллективную аппликацию «на птичьем дворе». Заключительным итогом нашей работы стало интегрирование представление «Петушок и курочки», для детей и родителей.

А встаршей группе аналогичная работа привела к постановке интегрированного театрализованного представления «Путаница-перепутаница, небывальщина да неслыхальщина». В подготовительной группе планируем показать театрализованное представление по русской народной сказке «Гуси-лебеди» с использованием фольклорных песен.

Музыка – неотъемлемая часть любого спектакля, представления. Она усугубляет понимание художественного образа, эмоционально обогащает восприятие сказки. Поэтому мы работаем в тесном контакте с музыкальным руководителем. Тематические песни, потешки, игры разучиваемые в процессе подготовки развивают речь детей, обогащает словарь, развиваем у них способность чувствовать различные эмоциональные состояния в музыке и в соответствии с этим передавать различные переживания настроения в исполнительской деятельности.

Заключение.

Исходя из нашего опыта работы мы пришли к выводу, что интегрированный подход в обучении детей дошкольного возраста связной речи посредством русских народных сказок является наиболее эффективным, что немаловажно для дальнейшего обучения в школе.

Впереди у нас много планов, задумок. Мы не останавливаемся на достигнутом, всё время находимся в поисках, в творческих исканиях – и всё это для того, чтобы ребёнку было интересно, радостно в детском саду, чтобы он рос здоровым и счастливым.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: