Конспект НОД в подготовительной группе
«Краски года»
Интеграции ОО: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-Коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Музыкальное развитие».
Цель: Продолжать знакомство с жанром пейзажа на примере произведений живописи, посвящённых разным временам года.
Задачи:
Ø Обогащать опыт «насмотренности» различных по настроению и используемым средствам выразительности пейзажей (тёплые и холодные оттенки цвета);
Ø Развивать художественное восприятие, эстетические способности; умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать художественный образ, настроение произведения;
Ø Активизировать использование слов и словосочетаний: волшебница-природа, летние, осенние, весенние, зимние пейзажи; настроение картины; тёплые и холодные оттенки цвета, игра света и цвета.
Рекомендации:
Перед занятием в зале оформляется выставка по теме «Времена года» с картинами-репродукциями, детскими рисунками с изображением летних, осенних, весенних, зимних пейзажей, а также фотографий подснежников, ягод, цветущей вишни, сирени, хвойных заснеженных веток, бабочек, стрекоз снежинок, листьев, порывов ветра и пр.
В начале занятия обыгрывается сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», поэтому на предшествующей неделе, напоминаем сюжет этой сказки;
на соответствующих занятиях (рисование, развитие речи, музыка и др.) названия разных времён года, месяцев и их особенности.
Можно заранее подготовить 4 детей – экскурсоводов, которые возглавят группу и представят пейзажи всех Времён года.
Методы и приёмы:
Ø Наглядные: рассматривание произведений изобразительного искусства, фотографий, рисунков, предметов на выставке;
|
Ø Словесные: беседа, вопросы, слушание музыки, чтение отрывков из произведений, стихотворений;
Ø Практические: игры, игровые упражнения, рисование.
Материалы и оборудование: проектор, экран, ноутбук, мольберты, репродукции картин художников, рисунки и поделки детей, заготовки для рисования времён года, краски, кисти, запись музыкальных произведений композиторов, шляпы времён года…
Визуальный ряд к занятию:
Зима:
И.И.Шишкин. На Севере диком… 1915.
А.К.Саврасов.
А.И.Куинджи. Пятна лунного света в лесу. Зима. 1980.
А.И. Куинджи. Солнечные пятна на инее. 1876.
Фото-фрагменты
Весна:
А.М.Герасимов. Яблоня в цвету. 1912.
В.К. Бялиницкий-Бируля. Изумруд весны. 1915.
А.А.Рылов. Зелёное кружево. 1928.
С.Ю.Жуковский. Цветущий куст.
Фото-фрагменты
Лето:
Г.Г.Мясоедов. Зреющие нивы. 1892.
И.И.Шишкин. Сосны, освещённые солнцем. 1886.
А.И.Куинджи. Вечер на Украине. 1878.
А.И.Куинджи. Радуга. 1879.
Фото-фрагменты (яркие цветы, бабочки, стрекозы)
Осень:
И.С.Остроухов. Золотая осень. 1886.
Ф.Васильев. Перед дождём.
М.К.Башкирцева. Осень. 1883.
И.И.Бродский. Серый день. 1909.
Фото-фрагменты.
Формы организации деятельности:
Деятельность детей | Формы и методы организации |
Продуктивная | Рисование |
Коммуникативная | Общение с воспитателем, между собой |
Двигательная | Исполнение пластических этюдов |
Музыкальная | Слушание, исполнение |
Восприятие художественной литературы | Восприятие произведений, читаемых воспитателем, детьми |
Логика образовательной деятельности:
|
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемый результат |
Обращает внимание детей на все репродукции к занятию на экране и на выставку в зале: «Давайте посмотрим картины и послушаем, как звучит в музыке Зима, Весна, Лето, Осень». Во время просмотра звучит музыка П.И.Чайковского, А. Вивальди «Времена года». На экране чередуются изображения зимних, осенних, весенних, летних пейзажей русских художников. | Рассматривают картины на экране и выставку в зале. Слушают музыку, смотрят на экран. | Включение в образовательную деятельность, формирование заинтересованности, желания получить новые знания. |
Создаёт игровую ситуацию. Напоминает детям начало и сюжет сказки «Двенадцать месяцев»: «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут? Январь, Февраль, Март, Апрель, Май, Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются… Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все 12 месяцев сразу». «Вот и мы сегодня, как в сказке, увидим все Времена года сразу». | Слушают воспитателя, включаются в игровую ситуацию | Напоминание сюжета сказки, названий месяцев. |
Обращает внимание детей на ссору месяцев между собой, задаёт вопрос: «Почему зимние месяцы Январь и Февраль поспорили с юным Мартом». Подводит детей к выводу. | Слушают воспитателя, отвечают на вопрос. Приходят к выводу о том, что для каждого времени года природа-волшебница создаёт свой неповторимый образ, он проявляется в том состоянии, в котором она находится. | Формирование умения делать выводы с помощью воспитателя, развитие логического мышления. |
Использует приём контрастных сравнений и ассоциаций: Осенью – засыпание природы, зимой – сон, пробуждение (расцветание) – весной, буйное цветение и жизнь – летом. | Дети сравнивают времена года по состояниям природы. | Развитие ассоциативного мышления, формирование умения приводить контрастные сравнения. |
Активизирует деятельность детей с помощью «путешествия» по временам года. Делит детей на группы: Зима, Весна, Лето, Осень, каждая из которых будет защищать красоту и очарование этих времён года. | Каждая группа выбирает себе атрибуты на выставке: венок, шапку, ленты, веточку (цветущую или в снегу), игрушку или предмет народных промыслов (гжель, хохлома, дымка, филимоновская и др.) | Включение в «Путешествие», развитие умения работать в команде; закрепление представлений о временах года и их явлениях |
Обращает внимание детей на экран. На нём все картины о зиме. Предлагает детям внимательно рассмотреть их. В процессе восприятия один из детей читает стихотворение, в котором отражается великолепие сменяющихся состояний природы. | Обращают внимание на экран, рассматривают все картины. Один из детей читает стихотворение: Ветры, бури, ураганы, Дуйте, что есть мочи! Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи! В облаках трубите громко, Вейтесь над землёю. Пусть бежит в полях позёмка Белою змеёю! С.Маршак | Знакомство с произведениями изобразительного искусства – зимними пейзажами. |
Предлагает детям выбрать репродукции и картины с зимними пейзажами на выставке. | Выбирают на выставке картины и репродукции с изображением зимних пейзажей. | Активизация внимания детей, закрепление знания зимнего пейзажа, расширение кругозора, развитие внимательности. |
Предлагает рассмотреть произведение И.И.Шишкина «На Севере диком…» 1915. Составление коллективного описательного рассказа по картине: - Что вы видите на полотне? - Какая по характеру зима изображена? - Чем любуется художник? - Почему И.Шишкин назвал картину «На Севере диком…?» - Какие ещё зимние пейзажи вы помните? (с опорой на занятие 1-го года «Краски зимы») | Рассматривают картину. Отвечают на вопросы педагога | Формирование умения составлять коллективный описательный рассказ по предложенной картине с опорой на вопросы воспитателя. Развитие речи, памяти детей. |
Предлагает рассмотреть контрастные произведения: А.И.Куинджи. Пятна лунного света в лесу. Зима. 1890 и А.И.Куинджи. Солнечные пятна на инее. 1876. Вместе с детьми находит особенность: это один и тот же пейзаж, выполненный в разное время суток. Просит детей подобрать слова-ассоциации (образные сравнения). При сравнении этих картин показывает наглядно как меняются впечатления от образов природы благодаря этому выразительному средству. Подводит детей к выводам с помощью вопросов: - Какие одежды надевает Волшебница-природа зимой? - От чего зависит настроение в пейзажах А.Куинджи? Предлагает раскрасить платье Волшебницы-Зимы. | Рассматривают произведения А.Куинджи. С педагогом находят особенность – один и тот же пейзаж, но разное время суток. Делают выводы с помощью вопросов воспитателя – настроение в картинах зависит от солнечного или лунного света. Дети из группы Зима большими кистями раскрашивают платье на заготовленном рисунке Волшебницы-Зимы и выставляют работу на выставку к зимним пейзажам. Остальные дети работают с фото-фрагментами в форме пластических этюдов. | Знакомство с произведениями Куинджи, расширение кругозора, развитие умения анализировать, сравнивать и делать выводы с помощью наводящих вопросов |
Предлагает обратить внимание на экран, где представлены все картины о весне. Во время просмотра воспитатель читает песню Марта из «Двенадцати месяцев»: Усмехнулся Март и запел звонко, во весь мальчишеский голос: Разбегайтесь, ручьи, Растекайтесь, лужи, Вылезайте, муравьи, После зимней стужи! Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвёл подснежник. | Обращают внимание на экран, рассматривают произведения художников и фото-фрагменты. Слушают песню Марта. | Знакомство с новыми произведениями изобразительного искусства, расширение кругозора; |
Предлагает детям рассмотреть произведение А.М.Герасимова. Яблоня в цвету. 1912. Учитывая, что дети впервые рассматривают Весенний пейзаж (в отличие от зимнего и осеннего пейзажей) предлагает детям подобрать слова-ассоциации, образные сравнения, подходящие к настроению и образу Весны (пробуждение природы, весна «какая?»): лёгкая, нежная, звонкая, умытая природа, прозрачный воздух, светло-изумрудная зелень, розовый воздух и стволы, яркие фиолетовые цветы, первые нежные листочки и т.д. | Рассматривают произведение, беседуют с педагогом, подбирают слова-ассоциации. Дети из группы Весна составляют рассказ о красоте и очаровании этого времени года по вопросам: - Что изображено на картине? - Чем любуется автор этого произведения? - Какие краски и детали помогли художнику создать выразительный образ Весны? | Знакомство с новым произведением, развитие умения подбирать слова-ассоциации, развитие речи, логического мышления, умения составлять описательный рассказ по картине с опорой на вопросы педагога. |
Предлагает сравнить две картины: В.К.Бялиницкий-Бируля. Изумруд весны. 1915. И А.А.Рылов. Зелёное кружево. 1928. Во время просмотра читает строки А.С.Пушкина: … Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года: Сияя блещут небеса. Ещё прозрачные леса Как будто пухом зеленеют… Подводит детей к выводам при рассматривании этих картин с помощью вопросов: - Почему весну поэт называет «утром года?» - Как вы понимаете строки стихотворения «ещё прозрачные леса, как будто пухом зеленеют?». Покажите на картинах выразительные детали, подтверждающие эти строки. - В каком сказочном царстве (Холодном, Тёплом, Сером) можно было бы понаблюдать весенние картины природы? После предлагает детям из группы Весна раскрасить платье Волшебницы-Весны и разместить ее на выставке. | Рассматривают картины, сравнивают их. Слушают строки А.С.Пушкина. Отвечают на вопросы воспитателя. Дети из группы Весна большими кистями раскрашивают платье Волшебницы-Весны. Остальные дети в это время работают с фото-фрагментами в форме пластических этюдов. | Знакомство с новыми пейзажами весны, развитие внимательности, наблюдательности, логического мышления. Формирование эстетических чувств при знакомстве с произведениями изобразительного искусства, развитие речи, умения работать в команде при создании коллективной работы. |
Обращает внимание на экран, где представлены все картины и фото-фрагменты о лете. Комментируя слайдовые изображения использует описание времён года Корабельникова В.А. (Краски природы. – М., 1989.): - Жаркая, солнечная, с длинными-предлинными днями пришла пора лета. Все краски, какие только есть, выплеснула природа. Все цвета сочные, яркие. Лето – это время растений и насекомых. Под лучами солнца лужайки, поляны, газоны сияют золотисто-жёлтыми цветом. Яркая сочная зелень раскрашивает деревья». Как хорошо в разгар холодного декабря перенестись в тёплое, солнечное лето! | Обращают внимание на экран, рассматривают произведения, слушают комментарии воспитателя. | Знакомство с новыми произведениями, расширение словаря. |
В процессе рассматривания произведений обращает внимание детей на многообразие «настроений лета»: Г.Г.Мясоедов. Зреющие ивы. 1892. - Почему художник обратил внимание на данное проявление красоты позднего лета? - Дайте название картине. (выслушивает ответы детей и уточняет название). Из словаря Даля зачитывает определение слова «нивы»: «Нивы – засеянные поля» (-Скучно, не правда ли?); - А вот второе определение слова нам подходит, покажите на картине, почему? Употребление обычно в поэтической речи и во мн. числе: О величине, протяженности «Безбрежная, безграничная, бескрайняя, беспредельная, необозримая, неоглядная, привольная, раздольная, широкая». О цвете, плодородности: «Богатая, благостная, величавая, густо-зелёная, жёлтая, жирная, зелёная, златая, злачная, золотая, золотистая, изумрудная, мирная, обильная, плодородная, пышная, роскошная, сочная, сытая, тучная». Вместе с детьми делает вывод. | Рассматривают картину Г.Г.Мясоедова. Отвечают на вопросы педагога. Дают название картине. Слушают определение слова «нивы». Вместе с воспитателем делают вывод: «На картине у Г.Мясоедова – Лето – звучное, сытое, роскошное, величавое». | Знакомство с новым произведением. Развитие воображения, образного мышления, расширение словаря, развитие речи. |
Рассматривание картины А.И.Куинджи. Вечер на Украине. 1878. Обращает внимание детей на: спокойный, тихий, летний, тёплый вечер. В тоже время звучные плотные, насыщенные краски: зелёный, коричневый, красный, синий, розовый. Подводит детей к выводам: - Лето – самое нарядное и красочное время года, как многоцветная поляна цветов. - Лето имеет много настроений и образов. Предлагает детям из группы Лето раскрасить платье Волшебницы-Лето и выставить работу на выставку. | Рассматривают картину. Слушают описание педагога, дополняют. Вместе с педагогом делают выводы. Дети из группы Лето раскрашивают большими кистями платье на заготовленном рисунке Волшебницы-Лето. Остальные деть в это время работают с фото-фрагментами в форме пластических этюдов. По окончании выставляют картину на выставку. | Знакомство с новым произведение. Пополнение словаря, развитие умения делать выводы, развитие речи. |
Обращает внимание детей на экран, где представлены все картины об осени. Напоминает, что они уже знакомились с осенним пейзажем в прошлом году. Потому предлагает ограничиться просмотром уже знакомых картин. Во время просмотра педагог вспоминает поэтические строки А.С.Пушкина: … Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса… | Рассматривают картины на экране, слушают строки А.С.Пушкина | Развитие речи, закрепление знакомых картин. |
Приглашает детей из группы Осень представить красоту и очарование Волшебницы-осени с помощью вопросов: - Как понимаете выражение «пышное природы увяданье?» - Что красиво в осенней природе? - Всегда ли осень бывает одинаковой? (Золотая осень, поздняя осень, дождливая осень и т.д.). Просит детей показать соответствующие картины. - С каким временем суток можно сравнить осень – утром, днём, вечером или ночью? Предлагает детям из группы Осень раскрасить платье Волшебницы-Осени и представить картину на выставку, после чего дети исполняют отрывок из песни «Осень-непогодушка» | Дети из группы осень составляют описательный рассказ по вопросам педагога. С помощью больших кистей раскрашивают заготовленный рисунок и ставят картину на выставку. Остальные дети в это время работают с фото-фрагментов в форме пластических этюдов. Исполняют отрывок песни. | Развитие умения составлять описательный рассказ по вопросам воспитателя, пополнение словаря, развитие умение работать в команде, развитие воображения, речи детей. |
В завершении занятия подводит детей к пониманию того, что проявление красоты природы безграничны. Она может проявляться в изображении талого снега, цветущей яблони, спелой пшеницы, опавшей листвы и т.д. Художники, изображая природу в разные Времена года, всегда подмечают ее красоту и неповторимость. Предлагает детям ещё раз пройтись по выставке и выбрать картину, которая больше всего понравилась для передачи впечатлений в группе. | Слушают воспитателя, рассматривают выставку, выбирают картину, которая больше всего понравилась. | Обобщение полученных впечатлений. |
|