ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ




Роль образования (воспитания и обучения) в любом обществе сводится, в первую очередь, к формированию норм, ценностей и навыков общественной и личной жизни будущего гражданина, а также усвоения знаний и умений, необходимых для взрослой жизни в обществе и дальнейшего профессионального роста личности. Причем, в современном образовании творческие, креативные способности ребенка практически не развиваются. Система подготовки к ЕГЭ уже с младших классов съедает все время на бессмысленную зубрежку и формирует формально-нормированное отношение к миру. Это национальная катастрофа в образовании, а основная задача обучения и воспитания сегодня сводится, почти исключительно, к репликации очередного члена социума потребления, неспособного думать самостоятельно. Это мы с горечью наблюдаем в последние годы как стремительное падения уровня подготовки первокурсников, не способных учиться в вузе. Порочность нашей системы воспитания связана с тем, что школа практически самоустранилась от воспитания ребенка, а в высшей школе воспитание не предполагается вообще. Человека воспитывают семья и улица, которые зачастую сами требуют воспитательных мер. Это объясняется тотальной деидеологизацией процесса обучения, записанной в конституции, поэтому предложение ребенку любой системы ценностей рассматривается как идеологическое насилие, согласно либеральной доктрине. Необходимо срочное возвращение к идеалам и методам классической системы образования, гуманной педагогике, в которой процесс воспитания начинается с пеленок и проводится соборно всеми институтами общества, а не только семьей и школой.

Здесь радикально важны два вопроса. Первое – формирование образов-идеалов и ценностей на примерах подвигов и жертвенного служения граждан и народа России на протяжении многих веков ее истории вплоть до нашего времени, что практически исключено в нашем сегодняшнем образовании. Второе – воспитание любви к ближнему, через собственные примеры поступков и поведения воспитателя, чему не учат современных педагогов.

Отметим, что цифровизация в школе не решает этих проблем, более того, в до подростковый период компьютерные игры, общение через социальные сети и коммуникаторы должны быть минимизированы, в связи с рисками формирования в этом возрасте игровых зависимостей, доминанты клипового мышления и блокировки усвоения нравственных норм и эмпатического понимания сверстников и взрослых. Фактически, есть риски атрофирования нравственно-эмоциональных способностей человека. Образование будущего должно быть направлено на формирование целостного духовного творческого человека, принимающих иерархию культурных ценностей от семьи и малой родины, до отечества, человечества и всего живого.

Тезисно это выглядит так:

· Цель образования – воспитание нравственной и творческой личности.

· Гармоничное сочетание гуманитарного и естественнонаучного образования на основе изучения истории развития человеческого общества

· Непрерывное образование в течение всей жизни.

· Любовь к истокам и родной культуре, и в то же время к человечеству в целом и к Земле.

· Традиционные ценности: семья, Родина, уважение к старшим в гармоничном балансе с идеологией улучшения мира и создания эффективного сетевого общества

· Создание сети центров детского и юношеского творчества и патриотического воспитания на новом технологическом уровне

· Среднее и средне-техническое образование должно быть бесплатным

 

НАУКА

Несмотря на огромные достижения, наука, как социальный институт, подвержена всем болезням современного общества. В первую очередь, это утрата своего идеала — производства новых открытых истинных знаний на благо человека, поскольку прикладная наука все больше коммерциализируется и работает в угоду корпоративным интересам крупного бизнеса и военных, а не в интересах человечества, живущего в гармонии с природой. Таким образом, необходимо восстановить этос науки на широких междисциплинарных и этических основаниях. Во-вторых, в современном обществе потребления и деградации целостного образования, рациональное мировоззрение приходит в упадок и позволяет манипулировать безграмотным населением в целях, не всегда совпадающих с интересами людей, чего можно избежать через обновление высшего образования и популяризацию науки в Русском мире. В-третьих, новая цифровая эпоха роботизации и искусственного интеллекта создает неведомые ранее социо-гуманитарные вызовы всеобщей занятости, организации досуга, атрофии психо-ментальной сферы и, самое главное, экзистенциальных смыслов жизни человека. Эта проблема мировоззренческая и может решаться только в диалоге естественных наук, наук о человеке и духовных практик традиционной культуры. Фокус научного интереса должен перемещаться с изучения и преобразования неживой природы на изучение и преобразование человека и общества. В-четвертых, грядущая постэпидемическая реальность, перспектива перехода к новому цифровому технологическому укладу и возможные войны уже во второй половине 20-х годов с необходимостью потребуют опоры страны на внутренние ресурсы, реиндустриализацию и возрождение отраслевой науки. В-пятых, занятие наукой – это один из мощнейших способов творческого самовыражения. Прививка интереса к науке, к научному творчеству – важнейшая задача системы образования, общества в целом на пути формирования человека будущего, человека-творца. Поэтому мы предлагаем следующие меры в развитии современной науки:

· Бесплатное высшее образование.

· Привлечение русскоязычных иностранных студентов – на бесплатной основе (Россотрудничество и Минобразования).

· Развитие и поддержка научных школ, особенно в сфере фундаментальной науки.

· Развитие мегапроектов космических исследований и исследований междисциплинарных проблем целостной космо-гео-биосферы обитания человека.

· Философский ренессанс – основа научного мировоззрения во всех дисциплинах. Ученый-энциклопедист как междисциплинарный идеал научного работника.

· Создание сетевых структур управления наукой с широким применением таких форм исследовательской и конструкторской активности, как научные парки, творческие команды и артели, сети экспертов и др.

· Творческий диалог науки с вненаучными формами познания мира.

· Развитие природоподобных, природосберегающих технологий и системы социальной этической экспертизы научно-технических проектов.

· Развитие цифровизации сферы исследований не только наук о природе, но и социогуманитарных наук и культуры с целью познаний законов развития человека и общества.

· Восстановление Государственного Комитета по Науке и Технике в связи с необходимостью реиндустриализации страны и переходу ее к новому технологическому укладу

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В далеком 1848 году К.Маркс и Ф.Энгельс пишут «Манифест коммунистической партии». Можно как угодно относиться к этим людям и их произведению, но одно бесспорно – им удалось спроектировать будущее. Середина XIX века, в России крепостное право, в половине штатов США процветает рабовладение, в большинстве известных стран правят монархи и на этом фоне два мечтателя пишут об обществе социальной справедливости. Пройдет несколько десятков лет и на карте мира появится Страна Советов – первая попытка создать такое общество. О чем это нам говорит? Идея (идеология) всегда рождается в головах мечтателей в периоды исторических переломов и затем, овладев массами, воплощается в реальность. Сегодня мы на пороге такого исторического перелома, который носит название Большой Антропологический переход и именно сейчас должна родиться идея нового мира (новая идеология). На наш взгляд, основой этой идеологии будут сетевое (софийное) общество, меритократия в управлении и сетевая социальная справедливость (сетевой социализм).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: