Глава 12. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ.




РАЗДЕЛ 1 СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Глава 1. Предмет и метод административного права.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. Для административного права сфера общественных отношений, составляющих ее предмет, в юридической науке обозначалась латинским термином administratio (управление). Главное, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности — это функционирование системы органов исполнительной власти. Соответственно административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на органы исполнительной власти, действующие в рамках разделения властей. В центре его внимания находятся отношения, которые связаны с практическим выполнением функций государственного управления.

Раздел 3 Административно-правовые формы и методы государственного управления.

Глава 10 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Формы управления могут выступать в роли: - форм реализации исполнительной власти

- форм внутриаппаратной работы

Форма управления – внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществляющиеся в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

Классификация форм управленческой деятельности может производиться по различным основаниям. Наиболее частым основание является деление на правовые и неправовые

Правовые формы всегда влекут за собой четко выраженные юридические последствия. Они являются административно-правовыми формами в собственном смысле, т. е. формами реализации исполнительной власти, составляющих ее содержание юридически властных полномочий. Это прежде всего правовые акты.

Неправовые формы прямых юридических последствий не влекут. Например, это проведение семинаров, совещаний, инструктивных сборов, обработка получаемой информации и т. п., т. е. осуществление различного рода организационных действий либо материально-технических операций

(экспедиция, транспорт, охрана и т. п.).

Административное-правовой метод управления – средство практического осуществления государственно-управленческой деятельности, достижения ее целей.

Виды административно-правовых методов:

Убеждение и принуждение

С помощью средств убеждения прежде всего стимулируется должное поведение участников управленческих общественных отношений путем проведения воспитательных (включая правовое воспитание), разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия.

Выделяется две группы методов: Административные и экономические.

Административные (прямые) – субъект управления в рамках своей компетенции принимает управленческое решение (правовой акт управления) юридически обязательное для объекта управления.

Свое выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения управляемых объектов.

Экономические методы (косвенные) – характеризуются экономическим или косвенным действием субъекта государственного управления на объекты управления. Должное поведение добивается давлением на материальные интересы субъекта. Поведение объекта материально стимулируется. (Предоставление льгот и тп)

Цель - реализация управленческого воздействия субъекта управления на поведение объекта управления.

 

Глава 12. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ.

Убеждение воздействует на сознание людей, побуждая их добровольно и сознательно исполнить требования законов, общественных норм и правил.

Убеждение и принуждение взаимно дополняют друг друга, способствуя достижению одних и тех же целей — обеспечению нормального функционирования общества и государства, поддержанию законности и правопорядка.

Превентивные меры (профилактические и другие меры, направленные на предотвращение преступлений и других правонарушений):

Общая превенция (предостережение, угроза закона) воздействует на неопределенный круг лиц, в частности на лиц, склонных к совершению преступлений. Цель общей превенции достигается информированием общества о совершённых преступлениях и наказаниях, применённых к преступникам, а также проведением со стороны государства информационной политики, направленной на создание отрицательного образа преступника.

Частная превенция заключается в применении к лицу, совершившему правонарушение, наказания или иных мер правового воздействия, оказывающих на него воспитательное воздействие. Означает профилактику (предупреждение) совершения новых преступных акций лицами, уже совершившими какие-либо преступления.

Убеждения – разъяснения, рекомендации, применение поощрений.

Административное принуждение – принудительные меры, установленные административным законодательством и направленные органами публичной власти на административных правонарушителей.

Принуждение заставляет гражданина соотносить свое поведение с общественными требованиями в угодную для общества сторону, поскольку оно связано с ограничением некоторых прав и интересов лиц, совершивших противоправные поступки, а также обеспечивает предупреждение правонарушений со стороны других граждан. В качестве непосредственного объекта принуждения выступают личность и материальное положение юридического лица. Физическое принуждение может выражаться в конкретных мерах, т. е. в определенных ограничениях, лишении некоторых благ, имеющихся в распоряжении субъекта. Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений.

Цели принуждения: - заставить конкретные субъекты права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий. (пресечение и предубеждение правонарушений).

- Восстановление социальной справедливости.

- Воспитание правонарушителей.

- Наказание.

Особенности административно-правового принуждения:

1 Внешнее правовое воздействие, строго регламентированное законом.

2 Данное принуждение должно осуществляться только уполномоченными органами и лицами, в пределах своей компетенции.

Административное принуждение имеет свою специфику, которая

выражается в следующем:

• административное принуждение осуществляется в сфере государственного управления и направлено на решение его задач. Оно используется также в целях обеспечения общественной безопасности, привлечения правонарушителей к административной ответственности. Содержание и порядок применения мер административного принуждения определяется нормами административного права;

• основанием его применения являются либо совершение административного правонарушения, либо наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например эпидемий, эпизоотий, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации;

• меры административного принуждения уполномочены применять не только суды и судьи, но и органы исполнительной власти и должностные лица;

• в отличие от мер дисциплинарной ответственности реализация мер административного принуждения не связана со служебными отношениями сторон;

• административное принуждение применяется не только к физическим лицам (гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства), но и в отношении юридических лиц.

Государственное принуждение определено законом и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых государственными органами:

• юридической ответственности (уголовной, административной,

дисциплинарной, материальной);

• мерах пресечения и административно-предупредительных

мерах принудительного характера (например, таможенный досмотр,

меры карантинного характера, принудительное медицинское освидетельствование).

Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.

Виды административного принуждения:

Меры административного принуждения весьма разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.

В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, все меры административного принуждения можно подразделить на четыре группы:

1 Административно-предупредительные меры

2 Меры административного пресечения

3 Меры административной ответственности

4 Меры административно-процессуального обеспечения

Административно-предупредительные представляют собой средства и способы административно-правового характера, направленные на предупреждение правонарушений или наступления тех или иных неблагоприятных последствий (например, эпидемии, аварии). Они подразделяются на следующие меры:

• применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных последствий, например введение карантина;

• направленные на предупреждение правонарушений (например, таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);

• препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей;

• лечебно-предупредительные меры, назначение которых состоит в обеспечении общественной безопасности, профилактике заболеваний и экстренном оказании медицинской помощи.

Меры, осуществляемые в целях предупреждения правонарушений, имеют профилактическую направленность. Такими мерами являются, в частности, проверка документов, контрольные и надзорные проверки, а также ряд других.

Меры административного пресечения. Реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания. Такими мерами являются, например, административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил и т. п. Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, организаций, нарушающих установленный порядок.

Меры административной ответственности, которые определены КоАП за совершение административных правонарушений. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1 предупреждение;

2 административный штраф;

3 конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4 лишение специального права, предоставленного физическому

лицу;

5 административный арест;

6 административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

7 дисквалификация;

8 административное приостановление деятельности;

9 обязательные работы.

Меры административно-процессуального обеспечения представляют собой средства и способы обеспечения условий для установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. Эти меры носят административно-процессуальный характер. К данным мерам относятся следующие:

1 доставление;

2 административное задержание;

3 личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4 изъятие вещей и документов;

5 отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

6 освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

7 медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

8 задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

9 арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10 привод;

11 временный запрет деятельности;

12 залог за арестованное судно;

13 помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: