Направления бихевиоризма




Классический бихевиоризм представляет собой бихевиоризм Д.Уотсона, исследующий исключительно внешне проявляемые поведенческие реакции и не видящий различия между поведенческими актами индивидов и других живых созданий. В классическом бихевиоризме все явления психики сводятся к реагированию организма, главным образом, двигательному. Таким образом, мышление в бихевиоризме отождествлялось с речедвигательными действиями, эмоции – с трансформациями внутри организма. Сознание в данной концепции принципиально не изучалось, вследствие того, что оно не обладает поведенческими показателями. Основным инструментом поведенческих реакций в концепции принимается взаимосвязь побудительного стимула и реакции.

Основные методы бихевиоризма – это наблюдение и опытное изучение ответного реагирования организма на воздействия окружающих обстоятельств для обнаружения доступных математическому отображению корреляций между данными переменными. Миссией бихевиоризма считалось переведение абстрактных фантазий последователей гуманитарных теорий на слог научного наблюдения.

Бихевиористическое направление родилось вследствие протеста его сторонников против произвольных абстрактных спекуляций ученых, не обуславливающих термины четким образом, и истолковывающих поведенческие акты исключительно метафорически, не переводя красочные объяснения на слог четких предписаний – что конкретно необходимо произвести, чтобы получить от остальных или себя нужную модификацию в поведении.

В практической психологии бихевиористическое направление стало основоположником поведенческого подхода, в котором в центре внимания специалиста находятся поведенческие акты индивидов. Говоря более конкретно – «что есть в поведении», «что индивид желает изменить в поведении» и «что с этой целью конкретно необходимо сделать». По прошествии некоторого количества времени появилась необходимость отграничить поведенческий подход и бихевиоральное направление.

В практической психологии бихевиоральное направление является подходом, реализующим идеи классического бихевиоризма, другими словами работающий, в первый черед, с внешне проявляемыми, наблюдаемыми поведенческими реакциями индивида и рассматривающий личность только в качестве объекта воздействий в совершенной аналогии с научно-естественным подходом. Но все-таки поведенческий подход имеет гораздо более широкий диапазон. Он охватывает не только бихевиоральное направление, но и когнитивный бихевиоризм, и личностно-поведенческое направление, где специалист рассматривает личность как автора внешних и внутренних поведенческих актов (мыслей, эмоций, избрания жизненной роли или выбора определенной позиции), то есть любых поступков, производителем которых является она и за которые она будет в ответе. Слабость бихевиоризма заключается в сведении многоаспектных процессов и явлений к деятельности людей.

Кризис бихевиоризма разрешился посредством введения в классическую схему дополнительной переменной величины. Благодаря этому сторонники концепции стали считать, что не все можно зафиксировать объективистскими методиками. Побуждение функционирует только вместе с промежуточной переменной величиной.

Как и любые теории, бихевиоризм, подвергался модификациям в процессе собственного развития. Таким образом, появились новые направления: необихевиоризм и социальный бихевиоризм. Последний изучает агрессию индивидов. Сторонники соцбихевиоризма считают, что личность прикладывает множество усилий с целью добиться определенного статуса в социуме. Понятие бихевиоризм в этом направлении является механизмом социализации, предусматривающим не только лишь приобретение опыта, основанного на собственных промахах, но и на ошибках других. Фундаменты кооперативных и агрессивных поведенческих актов сформированы на данном механизме.

Необихевиоризм не ставит перед собой задачу личностного воспитания, но устремляет усилия на «программирование» поведенческих актов индивидуума с целью достижения максимально действенного результата для клиента. Важность положительного стимула была подтверждена в исследованиях практикой «метода пряника». При воздействии позитивного побуждающего стимула можно достигнуть наибольших результатов. Проводя собственные исследования, Скиннер, многократно попадал впросак, однако при этом он полагал, что если бихевиористическое ученье не может отыскать ответ на какой-нибудь вопрос, то попросту такого ответа не существует вообще.

Бихевиоризм поведение человека Скиннер считал детерминировано внешними условиями влияния (мотивы, опыт, наблюдение), вследствие чего он исключал способность к самоуправлению.

Центральные ошибки последователей бихевиористического научения заключаются в совершенном игнорировании личности. Они не понимали того, что исследование всякого действия без привязки к определенной личности невозможно. Также они не учитывали, что у разных личностей в равных условиях могут зародиться несколько реакций, а выбор оптимальной всегда будет оставаться за личностью.

Сторонники бихевиоризма утверждали, что в психологии любое «уважение» выстраивается только на страхе, что очень далеко от истины.

Вопреки тому, что на протяжении последних 60 лет произошло серьезное видоизменение идей бихевиоризма, предложенных Уотсоном, основные принципы этой школы все же остались неизменными. К ним относят представление о преимущественно неврожденном характере психики (однако сегодня признается наличие врожденных компонентов), идею о необходимости изучать, главным образом, доступные анализу и наблюдению поведенческие реакции (невзирая на то, что смысл внутренних переменных и их содержание не отрицается) и уверенность в наличии возможности влиять на ход развития психики целым рядом разработанных технологий. Убежденность в надобности и возможности целенаправленного обучения, образующего определенный личностный тип и методы, осуществляющие процесс обучения, считаются одними из самых значимых преимуществ данного направления. Различные теории научения и тренинги, позволяющие корректировать поведенческие реакции, обеспечили жизненность бихевиоризма не только в США, но и распространение его в остальном мире, однако в Европе широкого признания данная школа не получила.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: