Критериальная оценка метапредметных результатов в начальной школе




 

Автор: Жидких Ольга Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 30"
Населённый пункт: Кемеровская обл.,г. Калтан, п. Малиновка
Наименование материала: статья
Тема: Критериальная оценка метапредметных результатов в начальной школе
Дата публикации: 31.10.2017
Раздел: начальное образование

 

Критериальная оценка метапредметных результатов В с в я з и с реализацией системы требований государственных образовательных стандартов важное значение приобрела проблема оценки результатов освоения общеобразовательных программ, а самые актуальные вопросы возникают при оценке метапредметных результатов. Федеральный государственный образовательный стандарт уже содержит требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В последнее время предлагается использовать в оценке планируемых результатов новую систему. Её основное достоинство в реальном переключении контроля и оценивания на новый образовательный результат. Теперь будем оценивать не воспроизведение знаний, а разные направления деятельности учеников, то, что им понадобится в жизни, а также в ходе решения жизненных практических задач. Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку учащихся более объективно. Критерии оценки метапредметных результатов характеризуются показателями, в которых, отдельно для каждой работы, дается подробное представление о том, как должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю - это определение степени достижения учеником данной цели. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит подробные требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна: 1. фиксировать все цели оценочной деятельности; 2. фиксировать также критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов; 3. фиксировать условия и границы применения системы оценки; Важно при критериальной оценке метапредметных результатов изменить инструментарий – формы и методы оценки. Основными в диагностике становятся не репродуктивные, а продуктивные упражнения и задания по применению знаний и умений, подразумевающие создание учеником в ходе решения вывода, оценки, субъективного отношения. Также оценка метапредметных результатов подразумевает оценку универсальных регулятивных, коммуникативных и познавательных действий учеников, т. е. таких умственных действий учащихся, какие будут направлены на анализ познавательной деятельности, а также управление ею. К универсальным учебным действиям относятся: способность учащегося воспринимать и сохранять учебную цель и· задачи; само стоятельно практиче скую задачу преобразовывать в· познавательную; умение собственную деятельность планировать в соответствии с· поставленной задачей, условиями её реализации и искать средства её умение контролировать и оценивать свои действия, вносить·выполнения; корректировки в их выполнение на основе учёта ошибок, проявлять самостоятельность и инициативу в учебе; умение осуществлять поиск информации, ее сбор и выделение из· разнообразных источников; умение применять средства для создания моделей изучаемых· процессов и объектов, схем решения практических и учебно- познавательных задач; способность к проведению логических операций сравнения,· обобщения, анализа, установлению аналогий, классификации по родовидовым признакам, отнесению к известным понятиям; умение сотрудничать с учителем, а также сверстниками при решении· учебных проблем, брать на себя за результаты своих действий ответственность. Достижения метапредметных результатов могут оцениваться в ходе различных процедур. Защита итогового индивидуального проекта на данное время является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов. Вспомогательным источником информации о достижении отдельных метапредметных результатов также служат результаты выполнения тематических проверочных работ по предметам. В ходе текущей, а также тематической и промежуточной оценки можно оценить результаты достижения коммуникативных и регулятивных действий, которые довольно трудно или нецелесообразно проверять в ходе комплексной итоговой проверочной работы, например, уровень сформированности навыков самоорганизации или сотрудничества. Также оценка достижения метапредметных результатов проводится в рамках промежуточной аттестации. Динамика формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений оценивается при фиксации и анализе всех вышеперечисленных данных, в том числе, способности к сотрудничеству и коммуникации, решению проблем и других, в соответствии с разработанными данным образовательным учреждением: а) программой формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ; б) внутришкольным мониторингом образовательных достижений учащихся в рамках внеурочной и урочной деятельности; в) системой итоговой оценки по предметам, которые не выносятся на государственную (итоговую) аттестацию учащихся; г) инструментарием для оценки достижения планируемых результатов в процессе промежуточной аттестации, тематического и текущего контроля, итоговой аттестации по предметам, которые не вынесены на государственную итоговую аттестацию. Обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений также считаются материалы: выполнения текущих учебных и исследований проектов;· стартовой диагностики (на начало года);· комплексных работ (промежуточных и итоговых) на межпредметной· основе, нацеленных на оценку сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных действий при решении учебно- практических, учебно-познавательных задач, основанных на работе с текстом; выполнения учебно-познавательных и учебно-практических заданий на· оценку готовности и способности учащихся к освоению систематических знаний, их переносу и интеграции, самостоятельному пополнению; способности к коммуникации и сотрудничеству, к решению социально· и личностно значимых проблем, задач и применению решений на практике; готовности и способности к использованию ИКТ;· способности к саморегуляции, самоорганизации и рефлексии;· защиты индивидуального итогового проекта.· Именно критериальное оценивание позволяет производить оценку учащихся более объективно. Критериальная система оценивания предоставляет возможность определять, как успешно сформировано универсальное учебное действие. Также при данной системе оценивание проводится за каждое задание. Каждое задание оценивается по сумме баллов за каждый правильно выполненный проверяемый элемент. Особенности критериальной оценки метапредметных результатов в начальной школе. Технология критериального оценивания - это процедура для каждого педагогического коллектива трудоемкая, так как в данное время еще отсутствуют продуманные задания для оценки метапредметных результатов, особенно с четко прописанными показателями и критериями. А что же такое принцип метапредметности и сами метапредметы? Основа метапредметного подхода в обучении, а также метапредметных образовательных технологий состоит в решении проблемы разобщенности, оторванности друг от друга различных научных дисциплин и, в том числе, учебных предметов. Метапредметы – это новая образовательная форма, которая надстраивается поверх всех традиционных предметов, в ее основе заложен принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления, а также мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Учащийся на таких уроках учится учиться. Именно на них создаются условия и возможности для того, чтобы учащийся смог рефлектировать собственный процесс выполнения работы (как двигался, что именно он мысленно проделал, к каким результатам пришел). Как раз в обучении учащихся общим схемам, образцам мыслительной работы, приемам, техникам, которые лежат над предметами, и все жевоспроизводятся при работе с предметным материалом и состоит универсальность метапредметов. В сосредоточении учащихся на способах представления и обработки информации во время изучения достаточно большого количества учебных дисциплин и организационных форм деятельности учащихся и учителя заключается принцип метапредметности. Умение учиться, способность личности к самосовершенствованию и саморазвитию путем активного и сознательного присвоения нового социального опыта, является ключевой компетенцией метапредметности, а не только освоение учениками конкретных знаний и навыков по предметам. Во ФГОС оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов и представленных в разделах: «Коммуникативные учебные действия», «Регулятивные учебные действия» и «Познавательные учебные действия». Метапредметные результаты - это универсальные способы деятельности (познавательные, коммуникативные) и способы регуляции деятельности (включая планирование, коррекцию и контроль). Чаще всего достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса: учебных предметов, базисного плана, а применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных задач. Вокруг умения учиться строится основное содержание критериальной оценки метапредметных результатов в начальной школе. Особенности оценки метапредметных результатов тесно связаны с самой природой универсальных учебных действий. По сути являясь ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу, а также являются важным условием успешности решения учениками различных учебных задач. Поэтому уровень сформированности метапредметных действий может быть качественно и критериально оценён и измерен. Так достижение метапредметных результатов можно проверить в результате выполнения специальных диагностических задач, которые направленны на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий. Кроме того, достижение метапредметных результатов можно рассматривать как инструментальную основу, средство решения или как условие успешности выполнения учебно-практических и учебных задач всеми средствами учебных предметов. Поэтому в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по предметам с учётом характера допущенных ошибок возможно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся. А также достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных интегрированных заданий. Значит критериальная оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе разнообразных процедур. Но ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или почти невозможно оценить в ходе комплексных работ(умение слушать и слышать собеседника, работать в группе, координировать свои действия с партнёрами и другие). В таком случае в ходе внутренней оценки, которая фиксируется в портфолио учащегося в виде оценочных листов наблюдения учителя и школьного психолога возможно оценить и достижение таких действий. В педагогической практике накоплен достаточно большой опыт критериального оценивания достижений, в том числе учебных, и формирования оценочной самостоятельности учащихся. Кроме того, система контрольно-оценочных мероприятий школы включает в себя самые разнообразные виды и формы мониторинга знаний. Становится необходимостью разработка критериев овладения младшими школьниками определённых уровней образовательных достижений. Важно постараться не увлечься процессом контроля и оценивания только ради самого процесса. Приоритетная цель оценивая– повышение уровня образовательных достижений каждого учащегося и качества начального образования в школе в целом. Система контроля и оценки направлена не столько на фиксирование результата, сколько на сбор и предоставление необходимой информации для повышения качества образовательного процесса. В стандарте заявлено, что итоговая оценка освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования должна быть сосредоточена на достижении предметных и метапредметных результатов. Отмечено что, итоговая оценка включает в себя две составляющие: результаты промежуточной аттестации учащихся, которые отражают динамику индивидуальных образовательных достижений учеников, продвижение в достижении планируемых результатов; результаты итоговых работ, которые характеризуют уровень освоения основных способов действий по отношению к опорной системе знаний, требующихся для обучения на следующей ступени общего образования. В этом положении стандарта предъявляются высокие требования к профессиональным контрольно-оценочным умениям учителей начальной школы. Они должны уметь по-новому оценивать предметные результаты и динамику овладения каждым учеником метапредметных результатов. Но достижение метапредметных результатов обеспечивается не только за счёт учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана, но и за счет средств внеурочной деятельности. Также огромной тщательности и ответственности требует подготовка и проведение итоговой работы в четвёртом классе, целью которой является оценка уровня готовности выпускников начальной школы к обучению на II ступени общего образования. В современной школе существуют различные виды организации итоговых контрольных работ, но, чтобы избежать перегрузки учащихся и сделать контрольные работы более объективными и эффективными, появились интегрированные или итоговыекомплексные тесты. Их особенность состоит в осуществлении итогового контроля по предметам на материале одного исходного текста. В результате интегрированные задания позволяют в рамках одного контрольного мероприятия проверить знания сразу по четырём основным учебным предметам (русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру). Помогает оценить уровень сформированности метапредметной компетенции учащихся за курс начальной школы и вариативность заданий. Поэтому итоговые комплексные работы способствуют формированию универсальных учебных действий - то есть метапредметных результатов. В этом учебном году в нашей стране в школах впервые прошли единые комплексные итоговые работы. Учащимся и учителям нужно постараться извлечь опыт из их подготовки и проведения, чтобы предупредить ошибки. Результаты этого года выявили типичные трудности учащихся четвертых классов при выполнении работ: - во-первых, у большинства учащихся не сформированы читательские компетенции, имеются трудности в определении темы текста, они не умеют представлять информацию в неявном виде; - кроме того, предметные знания дети не могут применять в тестовой форме, не могут характеризовать явление по его описанию, а также проводить сравнение, классификацию по заданным критериям, осуществлять анализ объектов с выделением признаков, преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу, владеть общим приёмам решения задач; - также не могут работать по предложенному плану, не могут решать учебные задачи на основе систематизации знаний о природе общества и человека, информационных и знаковых системах. В первую очередь эти ошибки связаны с неспособностью учащихся понять и «удержать» учебную задачу в ходе её решения, а также неумение спланировать свою работу, неумением применять теоретические знания. (малейшее изменение учебной ситуации, формулировки задания приводит к тому, что ученики подменяют понятия, ориентируются на внешние, несущественные свойства изученных объектов), неумением составить и реализовать план или алгоритм решения учебной задачи (хотя при оценке достижений учащимся предлагаются только задания, соответствующие разделу планируемых результатов «Ученик научится», поэтому от них не требуется составления сложных алгоритмов, цепочек рассуждения и т.д.), незнание или непонимание терминологии, неумение её использовать для решения учебных и практических задач. Хочется заметить, что итоговые работы могут быть не только в виде комплексных работ, но и в форме выставок проектов, выполненных учащимися в течение учебного года, для этого в начале каждого года учителям начальных классов следует разрабатывать и давать учащимся направления проектной деятельности по предметам. Кроме того, в течение года предлагать аналогичные комплексные проверочные работы, чтобыучащиеся не терялись, были готовы к такой форме работы и могли проявить сформированные у них универсальные учебные действия. Значит оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур: 1.В ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам. 2. В ходе текущей, тематической или промежуточной оценки заданий по УУД. 3. По результатам карты наблюдений, листа или дневника самооценки, карты мониторинга. В настоящее время общество запрашивает человека обучаемого, который будет способен самостоятельно учиться и конечно многократно переучиваться в течение жизни, в связи с изменением его жизненной ситуации, готового к самостоятельным действиям и принятию продуктивных решений. Сейчас мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционными способами, чаще всего мы используем пятибалльную систему оценивания, но она часто может не объективно оценить работу ученика. Значит, чтобы оценивать метапредметные результаты целесообразно говорить об использовании современной технологии оценивания учащихся: критериальной. Предложенная система критериальной оценки метапредметных результатов учитывает многие особенности такого оценивания в начальной школе. При этом оценивание деятельности учащихся становится более демократичным, ученик становится субъектом своего обучения, а учитель уже не играет роль "судьи" при выставлении отметок. Важно, что критериальное оценивание также выполняет функцию обратной связи, так как учащиеся получают информацию о своих успехах и неудачах. И даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учащимися чаще лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: