Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации




Тема 4. Философско-правовые учения в Западной Европе в XV – XVIII столетиях.

Вопросы:

Введение

Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации (Л. Вала, Н. Макиавелли, Г. Гроций, М. Монтень, М. Лютер, Ж. Боден и др.).

Философия права Нового времени и Просвещения (Ф. Бекона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Шарль Луи Монтескье, Жан-Жак Руссо и др.).

Философия права представителей классической немецкой философии

Заключение

 

Литература

1. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т.Т.1/ С.Н. Бабурин, А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин и др. Отв. ред. Марченко. – М.: 2011.

2. Малахов В.П. Философия права. Формы теоретического мышления о праве. Таблицы и схемы. М.: 2009.

3. Философия права: Учебник / Под ред. Данильяна. М.: 2005. 416 с.

4. Радбурх Г. Философия права. М. 2004. 238 с.

5. Философия права: учебник. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. М.: 2010. с. 66-91

6. Философия права. Учебное пособие. Михалкин Н.В., Михалкин А.Н. М.: 2011. с. 102-123.

 


Введение

Философско-правовая мысль эпохи Возрождения (конец XIV – нач. XVII вв.) рассматривает человека как природно-общественное, а не божественное создание. Все поступки человека рассматриваются сквозь призму человеческих мотивов, свободной воли и естественного права. В эпоху возрождения к философско-правовым проблемам обращались в той или иной мере практически все великие гуманисты – Л. Вала, Н. Макиавелли, М. Монтень, Ж. Боден, Э. Роттердамский и др.

Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации

Существенный вклад в теорию права, внес Лоренцо Вала (1405 или 1407-1457), который, опираясь на всесторонний анализ античного римского права, создал фундамент для дальнейших научных разработок в области юриспруденции.

Положив в основу правовой этики личностный интерес и сделав его моральным критерием, Вала призывает руководствоваться в оценках человеческих поступков не абстрактными моральными или правовыми принципами, а конкретными жизненными условиями, определяющими выбор между хорошим и плохим, между полезным и вредным. Такой моральный индивидуализм оказал существенное влияние на дальнейшее развитие европейского правоведения, подвел новую идеологическую почву под нравственно – правовые ценности Нового времени.

Французский философ Мишель Монтень (1533-1592) утверждал, что законы создаются людьми и призваны обеспечивать человеку счастье, лучшую жизнь. Все законы он разделил на две группы – нравственные («законы чести») и юридические («законы правосудия»). И те, и другие имеют свои человеческие измерения, далеко не всегда совпадающие. Скажем, месть правомерна с точки зрения «законов чести», но недопустима с точки зрения «законов правосудия». Говоря о взаимосвязи обычного и позитивного права, писанных и неписанных законов, он полагал, что чем действеннее позитивный закон, тем адекватнее он выражает требования обычного права. И если эти законы согласованы, оснований для их изменения нет.

В философско-политических трудах итальянца Николо Макиавелли (1469-1527) впервые прослежена зависимость стабильности государства от действенности законов.

В своих трудах «Государь» и «Суждение о первой декаде Тита Ливия» Макиавелли рассматривает причины успехов и поражения в политике, трактуемой им как способ удержания власти. В произведении «Государь» он выступает защитником абсолютной монархии, а в «Суждениях о первой декаде Тита Ливия» - республиканской формы государственного правления.

Именем Н. Макиавелли (в значительной мере необоснованно) назван принцип коварной, безнравственной политики правителя. В сочинении «Государь» он утверждал, что для достижения благих целей вполне допустимы и аморальные способы – угроза, месть, подкуп, шантаж, клевета и т.п. Отношения между правителем и подданными должны строится на страхе и любви одновременно; правителю, если он хочет оставаться правителем, надлежит быть суровым и безжалостным: «Вообще надо усвоить, что людей следует или ласкать, или истреблять, так как они мстят за легкие обиды, а за тяжелые мстить не могут; поэтому оскорбление, которое наносится человеку, должны быть таково, чтобы уже не бояться его мести»[1].

В целом вклад Макиавелли в развитие философско-правовой теории состоит в том, что он:

· отверг схоластику, заменив ее рационализмом и реализмом;

· заложил основы философско-правовой науки;

· продемонстрировал связь политики и форм государства с социальной борьбой, ввел в политическую науку термины «государство», «республика» в современном значении;

· создал предпосылки для построения модели государства, основанном на материальном интересе человека.

Видное место в философско-правовой мысли эпохи Возрождения занимает Гуго де Гроот Гроций (1583-1645), который одним из первых попытался систематизировать правовые нормы, обосновать сферу действия права в конкретной ситуации. Гроций рассматривает право как явление, вытекающее из естественной природы человека, как средство, делающее жизнь людей и государства благоустроенной и упорядоченной.

Гуго Гроций одним из первых разработал концепцию общественногодоговора, он считал, что государство возникает из «общежительной природы человека» для «обеспечения общественного спокойствия»[2]

В основании права он положил справедливость, понимаемую как веление разума человека поступать в соответствии с совестью, общественным мнением и благоволением Бога. Даже войну следует вести по «справедливым правилам», ибо и насилие, по его мнению, в определенных условиях может быть справедливым. Это означает, в частности, не убивать воюющих по принуждению, всегда щадить детей, женщин, стариков, пленных, заложников.

Правовые учения этого периода своим главным предметом сделали разработку естественного права. Такое новое направление в проведении оформилось в школу естественного права, которая доминировала в юриспруденции на протяжении 17-18 столетий. Гроций делит право на естественное и волеустановленное. Естественное право определяется им как «предписание здравого разума» и выступает в качестве критерия для различия дозволенного и недозволенного. Волеустановленное право делится на божественное (данное свыше и имеющее источником волю Бога) и человеческое. Развивая концепцию естественного права, Гроций создал основы международного права, которым руководствуются в отношениях между собой отдельные государства. Его наработки в этом направлении в дальнейшем оказали влияние на идею международного права, которые были воплощены в наше время (ООН, Лига Наций и т. п.).

Философское осмысление права происходит в период реформации. Ярким представителем реформаторского движения является Мартин Лютер (1483-1546). Этот немецкий реформатор, основоположник немецкого протестантизма, не был философом и мыслителем. Несмотря на это, он создал учение, которое легло в основу преобразований в русле католической церкви, привело к появлению либерализма. Права и обязанности человека как члена общества Лютер обосновывает с религиозно-моральной точки зрения. По его мнению, человека может спасти только вера. В трактате «К христианскому дворянству немецкой нации» в личной вере он видит нечто абсолютно противоположное вере в авторитеты. Философско-правовая концепция Лютера в целом может быть охарактеризована следующими положениями:

· свобода веры по совести является универсальным и равным правом всех;

· правовой защиты заслуживает не только вера, но и ее предпосылки;

· свобода совести предлагает свободу слова, печати и собраний;

· право должно реализовываться в неповиновении государственной власти касательно ущемлений свободы совести;

· правое обеспечения заслуживает лишь духовное, плотское же оставляется на милостивое усмотрение власти.

Французский юрист и публицист Жан Боден (1530-1596) является автором абсолютно нового учения о государстве. Ему принадлежит обоснование государственного приоритета над всеми иными социальными институтами, включая и церковь. Он впервые ввел понятие суверенитета как отличительного признака государства. В своей книге «Шесть книг по республике» (1576) Боден проводит идею о суверенном государстве, имеющем возможности защищать права автономного лица и решительно утверждать принципы мирного сосуществования различных социально-политических сил внутри страны. Под суверенным государством Боден понимал верховную и неограниченную государственную власть, противопоставляя такое государство средневековому феодальному государству с его раздробленностью, социальной неравноправностью и ограниченной властью королей.

Основными признаками суверенитета, по Бодену, должны быть: неограниченность и абсолютность верховной власти, ее постоянство, единство и неделимость. В этом случае такая власть может обеспечить единое право. Носителем суверенитета является монарх или народ (в демократической республике).

Философским воззрением, полностью не соприкасающимся с действительностью, но внесшим определенный вклад в правопонимание, в развитие «философии права», является творчество Томаса Мора. Автор «Утопии» изначально критикует сложившиеся к тому времени в Англии общественные порядки, законы жизни граждан, которые ущемляют права граждан. Он считает, что причиной такого положения дел в стране выступает частная собственность, что «распределение средств равномерным и справедливым способом и благополучие в ходе людских дел возможны только с совершенным уничтожением частной собственности»[3].

Примерно такого же умозрительного свойства было общество. Созданное итальянским мыслителем Томмазой Кампанеллой в его произведении «Город солнца».

Философия права эпохи Возрождения и Реформации подготовила почву для философии права Нового времени и эпохи Просвещения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: