Фотографирование и видеосъёмка




Т.Ю. Уша

 

Рецензент:

канд. пед. наук, директор Научно-методического центра

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

С.И. Петрова

 

Художник – Лариса Гринёва

 

Ложкина А.С. Путешествие по театрам и музеям Санкт-Петербурга: Книжка для школьников с родным азербайджанским языком. – СПб., 2010. – 46 с. – С приложением CD.

 

 

Адресовано учащимся 5-6 классов с родным азербайджанским языком.

Содержит лингвострановедческую информацию о театрах и музеях города, а также о деятелях культуры и искусства, чьи имена связаны с Петербургом.

Тексты для чтения сопровождаются лексическими и грамматическими комментариями, предлагаются вопросы и задания, которые можно выполнять непосредственно в книге, используя её страницы в качестве рабочей тетради. К текстам в конце книги даются грамматический помощник и двуязычный русско-азербайджанский словарь тематической лексики. Тематическая лексика, грамматика и особенности речевого этикета комментируются с позиций методики преподавания русского языка как иностранного и как неродного. Чёрно-белые иллюстрации к текстам и заданиям прилагаются в цвете на компакт-диске.

Может быть использовано на уроках русского языка, литературы, истории для подготовки к учебной экскурсии и для осуществления диалога культур, а также для самостоятельной домашней работы.

 

 

© А.С. Ложкина, 2010

©Л. Гринёва (иллюстрации), 2010

 

Здравствуй, дорогой друг!

 

Ты живёшь и учишься в Санкт-Петербурге. Петербург называют культурной столицей России, а знаешь, почему? Потому что здесь очень много музеев и театров – сто сорок два музея и шестьдесят три театра. В руках у тебя книга, которая поможет тебе узнать о музеях и театрах нашего города. Конечно, невозможно рассказать обо всех сразу. В этой книге ты узнаешь о четырёх театрах и трёх музеях. На ее страницах ты встретишь помощника – кошку Ксюшу. Она посоветует тебе, на какие экскурсии сходить, какие музеи посетить, расскажет, что интересное для тебя идёт в театрах. Ксюша поделится с тобой советами о том, как себя вести и что делать в разных ситуациях. Ты познакомишься с азербайджанской семьей (Зульфугар Шамилевич, Зульфия Мамедовна, Ильгар, Туран). Они тоже живут в Санкт-Петербурге.

В книге много диалогов. Разыграй их с друзьями! В помощь тебе дано много подсказок, картинок и таблиц. Некоторые из них сделаны на отдельной странице. Если хочешь, то вырежи их и возьми с собой на экскурсию или в театр. А ещё есть много заданий, чтобы подготовиться к экскурсии или к посещению театра. Задания можно делать прямо в книге.

В конце книги есть грамматический справочник и словарь. А ещё – много полезной информации о театрах, о музеях, об экскурсиях…

Эта книга поможет тебе узнать много нового о русской культуре и о русском языке, о правилах поведения и об этикете.

 

Счастливого пути!

 

 

Оглавление

 

 

На экскурсии ……………………………………………….………..5

В музее ……………………………………………………….…..…17

В театре ……………………………………………………….…….29

Грамматический помощник ………………………………….……42

Словарь ……………………………………………………….…….44

Ответы ……………………………………………………………...45

Информация о работе музеев и театров …………………….……46

 

НА ЭКСКУРСИИ

 

Привет! Меня зовут Ксюша. Сегодня я буду твоим экскурсоводом. Я расскажу тебе о самых известных музеях и театрах Санкт-Петербурга. Наш маршрут: три музея и четыре театра, которые находятся в центре города.

Я живу в Эрмитаже. Это самый популярный музей нашего города и один из самых больших музеев мира. Посмотри на картинки. Всё это – один музей Эрмитаж. Он расположен в трёх зданиях:

Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж.

 

В Зимнем дворце цари жили зимой и осенью, когда было холодно. Его построил архитектор Ф.Б. Растрелли в 1754 году. Через несколько лет императрица Екатерина Вторая пристроила к дворцу новое здание. Она очень любила картины и скульптуры, поэтому покупала их в Европе и украшала ими новый дворец. Именно она собрала первую коллекцию для музея. Екатерина Вторая любила приходить туда одна и смотреть на красивые картины. Она назвала здание «Эрмитаж». По-французски это значит «место уединения». Шло время, картин и других экспонатов стало больше, и построили еще одно здание. Его назвали Большим Эрмитажем, а музей Екатерины – Малым. Все три здания соединили. Из одного можно пройти в другое по специальным коридорам.

Ты можешь прийти в этот музей вместе с родителями в любой день, кроме понедельника. Там очень красиво! Открою тебе маленький секрет: каждый первый четверг месяца – вход бесплатный!

Красивый Эрмитаж, правда?

 

Задание:

Подпиши картинку. При помощи суффикса -иц- образуй слово женского рода.

 

царь ______________ император _______________

 

Я хочу рассказать тебе еще о двух музеях, в которые я люблю ходить.

 

На набережной реки Мойки стоит дом № 12. Там жил Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Помнишь его сказки? Мои любимые строчки такие:

У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том; И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом.  

 

Сейчас в этом доме музей-квартира А.С. Пушкина. После смертельной дуэли его привезли именно сюда. В этом небольшом музее хранятся вещи писателя, мебель, портреты, которые он сам рисовал. Внутри некоторые комнаты выглядят почти так, как при жизни Пушкина.

Тебя приглашают на интересные экскурсии: «Там на неведомых дорожках», «Знакомство с Александром Пушкиным». Только помни: вторник – выходной,

а каждое третье воскресенье месяца школьникам – бесплатно!

 

Задание:

Образуй от слов мужского рода с помощью суффикса -ниц- слова женского рода. Выдели этот суффикс и окончание женского рода.

Смотри образец: основатель + ниц – основательница

создатель _____________________________________

посетитель ____________________________________

писатель ______________________________________

учитель _______________________________________

На площади Искусств (недалеко от метро «Невский проспект») есть ещё один известный музей нашего города. Он находится в красивом Михайловском дворце, построенном в 1825 году. Это Русский музей. Там хранятся картины русских художников: от икон до современного искусства. Музей был основан в 1895 году Николаем Вторым, последним русским императором. Коллекция Русского музея, как и Эрмитажа, размещается в нескольких дворцах. Потому что для 400000 экспонатов одного здания мало.

 

Задание:

Подбери к существительному глагол. Смотри образец: основатель – основать

создатель _____________________________________

посетитель ____________________________________

коллекция _____________________________________

писатель ______________________________________

учитель _______________________________________

 

Рядом с Русским музеем ты увидишь Михайловский театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского. Это музыкальный театр. Первое представление в нем было в 1833 году. Раньше здесь играли французские и немецкие актеры. Посмотри: здание театра и Русский музей похожи. Они построены в классическом стиле по проекту архитектора К.И. Росси. Вместе они красиво смотрятся на одной площади. И театр, и дворец названы в честь сына императора Павла Первого – Михаила.

Но самый известный и большой музыкальный театр Петербурга находится на Театральной площади, дом 1. Это Мариинский театр – символ русской культуры. История театра начинается в 1783 году. Он называется Мариинским, потому что жену императора Александра Второго звали Мария. Современники считали этот театр самым великолепным в Европе.

Красивый зрительный зал сохранился до наших дней. Здесь ставят оперу, балет и устраивают концерты.

 

занавес и сцена

царская ложа

Задание:

Для глагола несовершенного вида подбери пару – глагол совершенного вида. Смотри образец.

 

смотреть сыграть

строить назвать

видеть посмотреть

играть увидеть

называть поставить

начинать построить

ставить начать

 

 

Но где же в нашем городе можно посмотреть обычные спектакли? Я расскажу тебе о двух знаменитых драматических театрах.

 

Самый старый театр Санкт-Петербурга находится на Невском проспекте, недалеко от метро «Гостиный двор». Ему уже 250 лет. Это отец всех русских театров. Его основала и открыла дочь Петра Первого, Елизавета Петровна, в 1756 году. А архитектором был К.И. Росси. Посмотри на картинку: театр похож на Русский музей (желтый с белыми колоннами).

Елизавета Петровна очень любила веселье, поэтому театр был популярным. Все придворные должны были приходить туда на спектакли, или их могли наказать и отправить из Петербурга жить в какую-нибудь деревню. Императрица не любила темные цвета, поэтому все дамы обязательно должны были надевать светлые или яркие платья.

Позже, при императоре Николае Первом, театр назвали Александринским, потому что жену императора звали Александра. Люди сейчас часто говорят просто «Александринка», хотя театр уже 70 лет называется Драматический театр имени А.С. Пушкина. Кстати, Пушкин бывал в этом театре, так же, как и Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, А.П. Чехов. А сегодня произведения этих писателей идут на театральной сцене.

императрица и ее придворные

Задание:

Составь пары. Соедини существительное с подходящим прилагательным из текста. Смотри пример:

 

театр темный

сцена русские

платье театральная

цвет популярный

театры яркое

 

 

Недалеко от Александринского театра, на набережной Фонтанки, дом 65, находится ещё один известный театр. Он был открыт намного позже, в 1919 году, и называется он – Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова. Его основал писатель Максим Горький. Он хотел, чтобы на спектаклях зрители учились чувствовать и могли лучше понимать самих себя. Здесь идут комедии, драмы и трагедии. Сегодня театр называют просто БДТ (БэДэТэ) – по первым буквам слов, составляющих его название.

 

Задание:

Напиши три предложения с новыми словами.

 

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________

____________________________________________________________________3._______________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫКСЮШИ:

 

1. Как называется музей, в котором я живу? _________________________

2. Какие дворцы входят в состав музея «Эрмитаж»? __________________

3. Как переводится «Эрмитаж» с французского языка? ________________

4. Кто жил в доме 12 на берегу реки Мойки? _________________________

5. Что хранится в Русском музее? __________________________________

6. Назови два музыкальных театра Петербурга ______________________

7. Какой театр называют «отцом» всех российских театров? ___________

8. Что такое БДТ? _______________________________________________

 

ЗАДАНИЯ:

1. Напиши под картинками, кто построил эти здания.

       
   

 

 


____________________________ _____________________

 

 

2. Вспомни, в честь кого названы эти здания:

Мариинский театр ___________________________________

Михайловский дворец _________________________________

Александринский театр _______________________________

3. Соедини существительное с картинкой, а потом соедини картинку с прилагательным.

драма трагический

трагедия комический

комедия драматический

театр сценический

сцена театральный

 

4. Поставь глаголы в нужную форму:

а) А.С. Пушкин ___________________ (посещать) Александринский театр.

б) Музей ________________________ (находиться) на Невском проспекте.

в) В театре ______________________________ (ставить) много спектаклей.

г) Актеры любят _______________________________ (играть) в комедиях.

д) Я _______________ (быть) вчера на экскурсии.

е) В Русском музее _____________ (храниться) большая коллекция картин.

 

5. Составь предложения из этих слов. Порядок слов менять нельзя.

Скульптор – создавать – скульптура.

_____________________________________________________________

Художник – рисовать – картина.

_____________________________________________________________

Архитектор – делать – план – дворец.

_____________________________________________________________

Коллекция – музей – состоять – из – разные – экспонаты.

_____________________________________________________________

6. Посмотри на карту:

Найди на карте Мариинский театр. Представь, что ты идёшь слушать оперу в этот театр. Ты знаешь, что тебе нужно доехать на метро до станции «Садовая» или «Сенная площадь», но ты не знаешь, как идти дальше. Используй карту. Составь для себя маршрут и запиши его.

Начни такими словами: Я выхожу из метро и иду … Используй слова прямо, налево, направо и другие, они даны на странице 43. Пиши названия улиц, по которым ты будешь идти.

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В Петербурге много интересных экскурсий. Например, просто на автобусе: «Здравствуй город», «Город на островах», «Мосты повисли над водами», «Львы стерегут город». Ты сходишь в Петропавловскую крепость во время экскурсии «Как возник наш город» и побываешь в музее-квартире А.С. Пушкина на экскурсии «А.С. Пушкин в Петербурге». Летом очень интересно кататься по рекам и каналам на теплоходе. А во время каникул можно поехать на экскурсию-игру «Внимание светофор»[1]. Прочитай диалоги, которые происходят во время автобусных экскурсий. Подсказки помогут тебе понять все слова и повторить правила.

 

ВЫБОР ЭКСКУРСИИ Туран Зульфия Мамедовна
 
 


Мама, давай в выходные

съездим на экскурсию!

 
 


На какую экскурсию?

 
 


На автобусе по городу.

 
 


Думаешь, это интересно?

 
 


Да, можно посмотреть центр города и сходить в Петропавловскую крепость. На уроке нам рассказывали, что это первое здание в Петербурге.

 

Ну, хорошо. А где её можно купить?

Около метро

Гостиный двор есть кассы.

 

Хорошо, поедем в

воскресенье. Ещё Ильгара с собой возьмём.

 
 


Спасибо, мамочка!

 

ПОДСКАЗКА! РОД
Мужской он мой Женский она моя Средний оно моё
театр__ картинА окнО
музеЙ экскурсиЯ зданиЕ
спектаклЬ дуэлЬ  
Исключения
папА дядЯ дедушкА кофЕ    

 

Распредели слова по группам:

статуя, искусство, живопись, место, актриса, основатель, фойе, роль, архитектор, бинокль, действие, группа, экскурсовод, произведение, художник

 

муж. род жен. род ср. род
     

 

ПОКУПКА ЭКСКУРСИИ Зульфия Мамедовна продавец
 
 


Здравствуйте, во сколько начинается экскурсия

по городу?

В 15:00. Через полчаса.

 

Можно три билета?

 
 


Конечно, четыреста пятьдесят рублей.

 
 


А детям есть скидки?

Школьникам

скидка 50%.

 
 


Тогда два школьных и один взрослый билет.

Триста рублей.

 
 


Возьмите, пожалуйста.

Ваши билеты.

Можете уже занимать

места в автобусе.

Спасибо.

ПОДСКАЗКА! БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН! Идти ходить
 
 

 

 


Куда сейчас

идут дети? Каждый день он

Дети идут в школу. Ходит в университет

ехать ездить

       
   
 

 

 


Куда он сейчас едет? Каждый день он

Он едет на работу. Ездит в университет.

 

ИДТИ, ЕХАТЬ: в одну сторону, в одном направлении (сейчас, в данный момент).

ХОДИТЬ, ЕЗДИТЬ: туда и обратно (каждый день, регулярно, обычно, всегда, часто).

 
ЗАДАНИЯ: 1. Разыграйте сценку.Ты хочешь съездить на экскурсию по рекам и каналам на теплоходе. Придумай диалог между продавцом и покупателем. Экскурсия стоит двести рублей. Скидок нет. Теплоход ходит каждый час. Можно взять плед, если будет холодно. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________      

 

2. После экскурсии обсуди с другом экскурсию, которую провела для вас Ксюша.Что нового узнали? Что запомнили больше всего? Какие театры или музеи захотели посетить? Почему? Запиши ответы на эти вопросы: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________  

 

ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. Угадай, кто говорит, и заполни таблицу:

Экскурсовод Учитель Ученики
     

а) Заходим в автобус и занимаем места. Не толкайтесь, мест хватит всем.

б) Сейчас мы выйдем из автобуса и остановимся около памятника.

в) Наша следующая остановка – у музея.

г) Я хочу сидеть у окна.

д) Во время рассказа экскурсовода не шуметь.

е) Ольга Васильевна, я забыла фотоаппарат.

ж) Все выходим из автобуса, не толкаемся.

з) Посмотрите в окно / направо / налево.

и) Обратите внимание на это здание.

к) Слушаем внимательно экскурсовода.

л) Вспомните …

м) А можно спросить?

н) Если есть вопросы, можете их задать.

о) О чём вы хотите спросить экскурсовода?

п) Спасибо, до свидания.

 

2. Поставь глаголы идти / ходить или ехать / ездить в нужную форму:

а) Я часто (идти/ходить) _____________ в школу пешком. Но сегодня я (ехать/ездить) ________________ на трамвае.

б) Моя мама (ехать/ездить) ___________ на работу на автобусе.

в) Они (идти/ходить) _____________ в театр на спектакль сегодня.

3. Напиши, куда они идут или едут:

Пример: Они хотят купить билеты на концерт. (касса) – Они идут в кассу.

а) Айтын хочет посмотреть выставку. (музей) _________________________

б) Шамиль хочет послушать оперу. (театр) ___________________________

в) Мы хотим посмотреть город. (экскурсия) __________________________

4. Распредели слова по колонкам:

сцена, мир, театр, спектакль, берег, центр, деревня, улица, Россия, экскурсия, площадь, дворец, год, набережная, город, здание

В НА
в мире на сцене

 

5. Поставь предлог В или НА и ответь на вопрос:

а) Зульфугар Шамилевич ___ почте или ___ театре?______________________

 
 


б) Ильгар ___ улице или ___ музее?____________________________________

 
 


в) Зульфия Мамедовна ___ опере или ___ балете?________________________

 

6. Ответь на вопрос. Используй правильный предлог.

а) Куда ты идёшь? ____________________________________(в/на) спектакль.

б) Откуда она едет? ___________________________________(из/с) экскурсии.

в) Куда он едет? ___________________________ (в/на) музей (в/на) выставку.

г) Откуда идёт мама? ____________________________________ (из/с) театра.

 

НА ЭКСКУРСИИ будь готов соблюдать правила:

слушать долго и внимательно

смотреть, куда попросит экскурсовод

выходить, когда будут остановки

отвечать на вопросы, которые задаст экскурсовод

не шуметь и не мешать другим во время экскурсии

В МУЗЕЕ

 

На уроках истории ты знакомишься с древним миром, узнаешь о Египте, Персии, Ассирии, Греции, Риме, Индии. Эрмитаж и Русский

музей подготовили для тебя интересные занятия и экскурсии.

Например, в Эрмитаже проходят лекции «Культура и искусство Древнего мира», «Образы индийской мифологии», «Герои Древней Греции». На них ты узнаешь, как жили древние египтяне, греки, римляне, увидишь их мебель, одежду, посуду. Тебе покажут статуи богов и богинь, а также картины, которые нарисованы на сюжеты мифов. На экскурсии «В мире сокровищ» ты узнаешь, как правильно смотреть на картину, как создать скульптуру, как сохранить экспонаты, которым много лет.

 

В Русском музее тоже есть лекции и экскурсии: «Волшебный мир сказки», «Как понимать произведение живописи?», «Русский музей школам Петербурга». Эти занятия помогут тебе лучше запомнить школьную программу по истории и литературе, увидеть то, о чем ты читаешь в учебнике. Они проходят в красивых залах Михайловского дворца. Можно приходить вместе с родителями.

 

На какие из этих экскурсий ты хочешь сходить?[2] __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Здесь ты видишь информацию о режиме работы Эрмитажа и Музея-квартиры А.С. Пушкина, а также стоимость билетов в эти музеи. Существуют разные типы билетов. Прочитай эту информацию. Ты узнаешь, какие тебе нужно купить билеты, если ты пойдешь в музей.

ЗАПОМНИ! Кассы закрываются на час раньше, чем сам музей.

 

Эрмитаж

Режим работы: вторник – суббота 10.30 – 18.00, воскресенье 10.30 – 17.00. Выходной день: понедельник
Входные билеты

Ø взрослые граждане России – 100 рублей

Ø дети, студенты, пенсионеры (граждане России) – бесплатно

Ø первый четверг каждого месяца – бесплатно

Ø иностранные граждане, работающие в аккредитованных на территории России учреждениях – 100 рублей (основание – разрешение органов МВД РФ на постоянное проживание на территории России)

Ø Входной билет без льгот (для остальных посетителей) – 350 рублей

Фотографирование и видеосъёмка

Ø Билет для фотосъёмки – 100 рублей

Ø Билет для видеосъёмки – 350 рублей

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: