Материалы для реставрации живописи миниатюр на пергаменте




Виды повреждений пергамента.

Пергамент является очень прочным и долговечным материалом, поэтому сравнительно большое количество рукописей дошло до нас в хорошем состоянии.

Отмечаются деформации и механические прорывы листов пергамента, но чаще всего повреждения вызваны жизнедеятельностью микроорганизмов, приводящей к полной утрате аморфной части и разрыву коллагеновых волокон.

Характерными свойствами пергамента является его щелочность и высокая гигроскопичность. В условиях избыточной щелочности материал меньше подвергается воздействию кислой окружающей среды, содержащей кислые оксиды серы и азота, и лучше противостоит разрушительному действию микроорганизмов. Второе же обстоятельство является основной причиной повреждения рукописей и документов. При этом для пергамента губительна как избыточная, так и пониженная влажность воздуха. В условиях пониженной влажности (менее 40%) в результате потери воды материал претерпевает значительное изменение объема (усадки), вследствие чего листы рукописей деформируются, что часто приводит к осыпанию чернил и красочного слоя. Особенно драматические последствия наступают при необратимой утрате связанной гидратной воды (см. лецию №2).

Хранение рукописей в условиях повышенной влажности (свыше 70%) также приводит к повреждению пергаментных рукописей: вследствие анизотропии пергамента адсорбированная влага неравномерно распределяется в объеме, что приводит к деформации листов рукописей, их сморщиванию, а иногда и слипанию; книги, подвергавшиеся действию влажного воздуха часто не закрываются, так как края страниц набухают в большей степени, чем внутренние части листов, кроме того, в условиях повышенной влажности активно развивают свою деятельность микроорганизмы, которые необратимо разрушают материал.

Наиболее часто встречающиеся виды повреждения пергамента можно разделить на механические, биологические и химические, в результате которых наблюдаются:

• коробление листов без потери эластичности;

• коробление с одновременной склейкой листов, ороговение и потеря эластичности;

• прорывы, чаще в местах, прилегающих к корешку;

• прозрачность;

• осыпание красочного слоя миниатюр иллюминированных рукописей, осыпание чернил;

• утрата отдельных фрагментов, биоповреждения, порезы, кружево-подобное выпадение пергамента под кислыми железо-галловыми чернилами, а также зелеными и синими пигментами, содержащими медь.

Технология варки пергаментного клея

Основным адгезивом для реставрации пергамента является пергаментный клей. Упоминания о пергаментном клее относятся к X в.; предполагается, что в качестве связующего грунта для миниатюр он применялся даже ранее — в VI в. Наилучшие адгезионные свойства получаются при варке в течении 6 часов при температуре 70°С. Процесс варки осуществляется в стеклянной или керамической посуде на водяной бане.

Иногда кусочки пергамента размером 10x2 мм помещают в сосуде водой и прогревают на водяной бане в течении 24 часов (в 3 приема, по 8 часов в день). На 500 мл воды — 30 г пергамента, после чего к двум частям горячего раствора добавляют 1г винного уксуса (5%) и одну часть 96% этилового спирта. Полученный таким образом клей имеет низкую вязкость при комнатной температуре и более биостоек, чем клей, сваренный по стандартной методике.

Недостатки пергаментного клея: высокая вязкость при малых концентрациях, склонность к гелеобразованию, необходимость подогрева, гигроскопичность и большое содержание воды в готовом клее.

Материалы для реставрации живописи миниатюр на пергаменте

В отечественной и зарубежной практике наиболее привычным материалом для укрепления красочного слоя миниатюр иллюминированных рукописей является пергаментный клей. В национальной библиотеке в Вене (Австрия) Д.Вехтер предложил для укрепления красочного слоя миниатюр модифицированный уксусом и спиртом клей, который наносили на миниатюру с помощью пульверизатора, после чего покрывали лист шелковкой и помещали пергамент в пресс.

В.В.Филатов в 1963г предложил модифицированную методику укрепления красочного слоя миниатюр на пергаменте воско-смоляными композициями, заменив даммарный лак на фисташковый. Также применяли желтковые и белковые эмульсии, растворы камедей и другие природные материалы (однако меняли тональность пигментов и были слишком сложны в использовании).

Одними из первых синтетических материалов, оказавшихся пригодными для использования в реставрационных целях, были фторсодержащие полимеры, называемые фторлонами

Кроме того, с использованием фторлонов в ВНИИРе была разработана методика укрепления пергамента, разрушенного в результате воздействия микроорганизмов, либо чернил или пигментов. За рубежом для устранения такого рода повреждений применяют метод доливки пульпой, состоящей из пергаментной крошки и связующего, с применением вакуумных столов. В качестве связующего в этом случае применяют пергаментный клей, растворы эфиров целлюлозы и др. Этот метод дает хорошие результаты, однако неприменим в том случае, когда пергамент темнеет от воды или от нее остаются ореолы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: