В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов.
Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Наблюдение – планомерное и длительное изучение педагогических явлений на основе их непосредственного восприятия.
Задачей наблюдения является накопление фактов, фиксация существенных сторон и моментов.
Наблюдения по признаку времени бывают эпизодические (кратковременные), систематические, длительные (ряд лет).
По типу связи исследователя с объектом изучения наблюдения делятся на:
-непосредственно-визуальные (зрительные),
-опосредованные, косвенные (с помощью других лиц).
-включенное наблюдение, где исследователь выступает в качестве наблюдателя-участника. Наблюдение является наиболее часто используемым в педагогических исследованиях методом.
Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт в точно учитываемых условиях и может охватить группу детей, образовательное учреждение. Он может быть длительным, рассчитанным на несколько лет, или кратковременным.
По условиям проведения педагогический эксперимент делится на:
естественный, происходящий в условиях учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения
и лабораторный, проводимый в специально созданных условиях. По целям исследования педагогический эксперимент бывает: констатирующий, который фиксирует исследуемое явление на данный момент с помощью анкет, вопросников, социометрического метода, анализа продуктов деятельности; уточняющий – проверяет соответствие гипотезе исследования; формирующий, предусматривающий изменение структуры (содержания, отдельных компонентов) учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения с целью улучшения или совершенствования существующего опыта.
|
Выделяют следующие этапы эксперимента:
составление программы и плана эксперимента;
организация эксперимента (база исследования, срок проведения,
создание условий для эксперимента);
выявление исходного состояния исследуемого явления;
проведение составных частей эксперимента, сбор материала, его фиксация, первичный анализ результатов;
сопоставление данных эксперимента с данными, полученными в контрольных группах.
Беседа это устные ответы на поставленные вопросы. Предварительно исследователь составляет вопросы, на которые хотел бы получить ответы.
Беседа ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
Разновидностью беседы является интервьюирование,привнесенное в педагогику из социологии. Результаты интервью можно фиксировать на бумаге, аудио или видеомагнитофоне.
Анкетирование – метод сбора материала с помощью анкеты. Анкета это письменные ответы на поставленные вопросы.
По признаку гласности анкеты бывают:
-именные
-анонимные.
По характеру ответов на поставленные вопросы анкеты делятся на
- закрытые, где исследователь предлагает испытуемому варианты ответов
- открытые, в которых предлагаются возможные варианты ответов не предусматриваются.
|
Тестирование – это метод исследования с помощью теста, решения кратковременных задач или заданий. Тесты сопровождаются стандартной инструкцией. Всем испытуемым предлагается одинаковый материал, а результаты тестирования соотносятся с разработанной шкалой.
Важный материал для исследования может дать изучение продуктов деятельности детей: рисунков, сочинений, тетрадей за определенныйпромежуток времени, графические работы, стенные газеты, поделки,школьные дневники. Эти работы могут дать необходимые сведения обиндивидуальности ребенка, о достигнутом им уровне умений и навыков вконкретной области.
Изучение документации (личное дело, медицинская карта, протоколы заседаний педагогического совета, заседаний, отчеты педагогов, рекомендации психолога) позволяет исследователю получить достоверную объективную информацию о ходе образовательного процесса.
Использование метода ранжирования позволяет исследователю создать условия для выбора значимых для испытуемого понятий, которые отражают изучаемое явление в личностном плане. Испытуемые выбирают из предложенного списка 5 – 7 понятий по очередности согласно личной значимости. Список предлагаемых слов (одной части речи) составляется из существительных, глаголов, причастий, наречий. Обработка полученных
результатов может идти по двум направлениям: либо от самих понятий, либо от тех первых понятий, включавших в себя социально-ценностные понятия, при этом подсчету подлежат и понятия социально негативного значения.
Моделирование как метод исследования отражает создание авторского метода (приема, средства) воспитания и обучения ребенка, программы воспитывающей и обучающей деятельности, структуры учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.
Проведение научно-педагогических исследований требует использование уже известных методов изучения, а также создания новых методов исследования для выявления существующих закономерностей и связей между педагогическими явлениями и фактами образования.