Методы педагогических исследований




В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов.

Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Наблюдение – планомерное и длительное изучение педагогических явлений на основе их непосредственного восприятия.

Задачей наблюдения является накопление фактов, фиксация существенных сторон и моментов.

Наблюдения по признаку времени бывают эпизодические (кратковременные), систематические, длительные (ряд лет).

 

По типу связи исследователя с объектом изучения наблюдения делятся на:

-непосредственно-визуальные (зрительные),

-опосредованные, косвенные (с помощью других лиц).

-включенное наблюдение, где исследователь выступает в качестве наблюдателя-участника. Наблюдение является наиболее часто используемым в педагогических исследованиях методом.

Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт в точно учитываемых условиях и может охватить группу детей, образовательное учреждение. Он может быть длительным, рассчитанным на несколько лет, или кратковременным.

По условиям проведения педагогический эксперимент делится на:

естественный, происходящий в условиях учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения

и лабораторный, проводимый в специально созданных условиях. По целям исследования педагогический эксперимент бывает: констатирующий, который фиксирует исследуемое явление на данный момент с помощью анкет, вопросников, социометрического метода, анализа продуктов деятельности; уточняющий – проверяет соответствие гипотезе исследования; формирующий, предусматривающий изменение структуры (содержания, отдельных компонентов) учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения с целью улучшения или совершенствования существующего опыта.

Выделяют следующие этапы эксперимента:

составление программы и плана эксперимента;

организация эксперимента (база исследования, срок проведения,

создание условий для эксперимента);

выявление исходного состояния исследуемого явления;

проведение составных частей эксперимента, сбор материала, его фиксация, первичный анализ результатов;

сопоставление данных эксперимента с данными, полученными в контрольных группах.

Беседа это устные ответы на поставленные вопросы. Предварительно исследователь составляет вопросы, на которые хотел бы получить ответы.

Беседа ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

Разновидностью беседы является интервьюирование,привнесенное в педагогику из социологии. Результаты интервью можно фиксировать на бумаге, аудио или видеомагнитофоне.

Анкетирование – метод сбора материала с помощью анкеты. Анкета это письменные ответы на поставленные вопросы.

По признаку гласности анкеты бывают:

-именные

-анонимные.

По характеру ответов на поставленные вопросы анкеты делятся на

- закрытые, где исследователь предлагает испытуемому варианты ответов

- открытые, в которых предлагаются возможные варианты ответов не предусматриваются.

Тестирование – это метод исследования с помощью теста, решения кратковременных задач или заданий. Тесты сопровождаются стандартной инструкцией. Всем испытуемым предлагается одинаковый материал, а результаты тестирования соотносятся с разработанной шкалой.

Важный материал для исследования может дать изучение продуктов деятельности детей: рисунков, сочинений, тетрадей за определенныйпромежуток времени, графические работы, стенные газеты, поделки,школьные дневники. Эти работы могут дать необходимые сведения обиндивидуальности ребенка, о достигнутом им уровне умений и навыков вконкретной области.

Изучение документации (личное дело, медицинская карта, протоколы заседаний педагогического совета, заседаний, отчеты педагогов, рекомендации психолога) позволяет исследователю получить достоверную объективную информацию о ходе образовательного процесса.

 

Использование метода ранжирования позволяет исследователю создать условия для выбора значимых для испытуемого понятий, которые отражают изучаемое явление в личностном плане. Испытуемые выбирают из предложенного списка 5 – 7 понятий по очередности согласно личной значимости. Список предлагаемых слов (одной части речи) составляется из существительных, глаголов, причастий, наречий. Обработка полученных

результатов может идти по двум направлениям: либо от самих понятий, либо от тех первых понятий, включавших в себя социально-ценностные понятия, при этом подсчету подлежат и понятия социально негативного значения.

Моделирование как метод исследования отражает создание авторского метода (приема, средства) воспитания и обучения ребенка, программы воспитывающей и обучающей деятельности, структуры учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

Проведение научно-педагогических исследований требует использование уже известных методов изучения, а также создания новых методов исследования для выявления существующих закономерностей и связей между педагогическими явлениями и фактами образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: