Логика научно-педагогического исследования исходит из реализации 2-х его частей: методологической и процедурной.




Лекция №4

Тема: «Логика научно-педагогических исследований»

План

Характеристика методологической и процедурной частей исследования.

Методы педагогических исследований.

Характеристика методологической и процедурной частей исследования.

 

Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

Исследования в педагогике по их направленности можно поделить на

фундаментальные, прикладные и разработки.

 

1. Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции,подводящие итоги теоретических и практических достижений педагогикиили предлагают модели образования и педагогических систем,сформулированных на прогностических позициях.

2. Прикладные исследования – это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторонпедагогического процесса, вскрытие закономерностей многостороннейпедагогической практики.

3. Разработки направлены на обоснованиеконкретно-практических рекомендаций, учитывающих уже известныетеоретические положения.

Актуальность и постановка проблемы педагогического исследования определяется современным уровнем развития системы образования, основных направлений и остроты отдельных положений в определенные периоды развития самой науки, образовательной практики и социокультурной ситуации. В настоящий период сложности (проблемы),

возникающие в ходе педагогической деятельности, требуют нового подхода, иных решений.

Формулировка проблемы исследования позволяет найти ответ на поставленный в работе вопрос.

Цель исследования отражает мысленную модель желаемого результата, т.е. результата, который будет получен при завершении исследования.

Сложной процедурой исследования выступает выявление объекта и

предмета исследования. Объект – более широкое понятие, предмет – часть широкого понятия.

Задачи исследования отражают содержание поиска и его последовательность.

 

Критерий научной новизны применим для оценки качества завершенного исследования. Он характеризует новые теоретические и практические выводы, закономерности образования, его структуру и механизмы, содержание, принципы и технологии, которые к данному моменту времени не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе.

Новизна исследования может иметь теоретическое и практическое значение. Первое заключается в создании концепции, выявлении закономерностей, принципов, тенденции, направлении. Практическая значимость исследования состоит в подготовке рекомендаций и предложений.

Логика научно-педагогического исследования исходит из реализации 2-х его частей: методологической и процедурной.

Методологическая часть исследования включает 2 этапа.

 

1 этап – постановка проблемы и определение конкретных задач исследования. Необходимым условием выявления проблемы выступает тщательное и глубокое изучение теории и истории вопроса. Ставя проблему, студент–исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Постановка проблемы ведет к развертыванию ее в исследовательских задачах, которые позволят выяснить сущность изучаемого явления.

2 этап – формулировка гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого–либо явления и требующее проверки на практике и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Научная гипотеза – это научно состоятельное (или несостоятельное) предположение, которое предвидит процесс и выводы, вытекающие из исследования.

 

Процедурная часть исследования включает следующие этапы.

1 этап – теоретическая разработка проблемы, составление плана исследования.

2 этап – проведение исследования через систему специально подобранных методов. На этом этапе проходит проверка гипотезы, сопоставление результатов исследования с теоретическими положениями проводимого исследования, сбор и обработка полученных фактов.

3 этап – формулировка заключения и выводов. На этом этапе происходит литературное оформление работы.

 

4 этап – формулировка рекомендаций по внедрению результатов исследования в образовательную практику. В педагогической науке существуют два пути внедрения:

непосредственный, заключающийся в том, что полученные результаты и сформулированные выводы прямо адресуются работникам образовательной сферы; и опосредованный, заключающийся в том, что они вначале вводятся в том или ином виде в существующую теорию, которая позволяет ее обогатить или расширить. Затем, став составной частью педагогической теории, вместе с ней влияет на практику образования.

Обозначенная логика научно-педагогического исследования на практике выглядит следующим образом:

-определение темы,

-проблемы,

- цели,

-объекта,

-предмета и задач исследования,

- формулировка гипотезы;

-составление плана исследования и первого варианта плана выполнения самой работы;

-определение методики и методов исследования,

-базы для исследования;

- составление списка литературы по проблеме исследования;

-изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятий, т.е. понятий, на которых выстраивается исследование;

-изучение опыта решения данной проблемы в специальной литературе;

-сбор констатирующего материала;

-разработка и проведение опытно-экспериментальной работы (констатирующий или формирующий эксперимент, опытная работа). -проведение контрольных срезов;

-обобщение и формулировка теоретического обоснования проведенного исследования и полученных результатов;

-литературное редактирование работы и её компьютерное оформление.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: