Лекция №4
Тема: «Логика научно-педагогических исследований»
План
Характеристика методологической и процедурной частей исследования.
Методы педагогических исследований.
Характеристика методологической и процедурной частей исследования.
Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.
Исследования в педагогике по их направленности можно поделить на
фундаментальные, прикладные и разработки.
1. Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции,подводящие итоги теоретических и практических достижений педагогикиили предлагают модели образования и педагогических систем,сформулированных на прогностических позициях.
2. Прикладные исследования – это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторонпедагогического процесса, вскрытие закономерностей многостороннейпедагогической практики.
3. Разработки направлены на обоснованиеконкретно-практических рекомендаций, учитывающих уже известныетеоретические положения.
Актуальность и постановка проблемы педагогического исследования определяется современным уровнем развития системы образования, основных направлений и остроты отдельных положений в определенные периоды развития самой науки, образовательной практики и социокультурной ситуации. В настоящий период сложности (проблемы),
возникающие в ходе педагогической деятельности, требуют нового подхода, иных решений.
Формулировка проблемы исследования позволяет найти ответ на поставленный в работе вопрос.
|
Цель исследования отражает мысленную модель желаемого результата, т.е. результата, который будет получен при завершении исследования.
Сложной процедурой исследования выступает выявление объекта и
предмета исследования. Объект – более широкое понятие, предмет – часть широкого понятия.
Задачи исследования отражают содержание поиска и его последовательность.
Критерий научной новизны применим для оценки качества завершенного исследования. Он характеризует новые теоретические и практические выводы, закономерности образования, его структуру и механизмы, содержание, принципы и технологии, которые к данному моменту времени не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе.
Новизна исследования может иметь теоретическое и практическое значение. Первое заключается в создании концепции, выявлении закономерностей, принципов, тенденции, направлении. Практическая значимость исследования состоит в подготовке рекомендаций и предложений.
Логика научно-педагогического исследования исходит из реализации 2-х его частей: методологической и процедурной.
Методологическая часть исследования включает 2 этапа.
1 этап – постановка проблемы и определение конкретных задач исследования. Необходимым условием выявления проблемы выступает тщательное и глубокое изучение теории и истории вопроса. Ставя проблему, студент–исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Постановка проблемы ведет к развертыванию ее в исследовательских задачах, которые позволят выяснить сущность изучаемого явления.
|
2 этап – формулировка гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого–либо явления и требующее проверки на практике и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Научная гипотеза – это научно состоятельное (или несостоятельное) предположение, которое предвидит процесс и выводы, вытекающие из исследования.
Процедурная часть исследования включает следующие этапы.
1 этап – теоретическая разработка проблемы, составление плана исследования.
2 этап – проведение исследования через систему специально подобранных методов. На этом этапе проходит проверка гипотезы, сопоставление результатов исследования с теоретическими положениями проводимого исследования, сбор и обработка полученных фактов.
3 этап – формулировка заключения и выводов. На этом этапе происходит литературное оформление работы.
4 этап – формулировка рекомендаций по внедрению результатов исследования в образовательную практику. В педагогической науке существуют два пути внедрения:
непосредственный, заключающийся в том, что полученные результаты и сформулированные выводы прямо адресуются работникам образовательной сферы; и опосредованный, заключающийся в том, что они вначале вводятся в том или ином виде в существующую теорию, которая позволяет ее обогатить или расширить. Затем, став составной частью педагогической теории, вместе с ней влияет на практику образования.
|
Обозначенная логика научно-педагогического исследования на практике выглядит следующим образом:
-определение темы,
-проблемы,
- цели,
-объекта,
-предмета и задач исследования,
- формулировка гипотезы;
-составление плана исследования и первого варианта плана выполнения самой работы;
-определение методики и методов исследования,
-базы для исследования;
- составление списка литературы по проблеме исследования;
-изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятий, т.е. понятий, на которых выстраивается исследование;
-изучение опыта решения данной проблемы в специальной литературе;
-сбор констатирующего материала;
-разработка и проведение опытно-экспериментальной работы (констатирующий или формирующий эксперимент, опытная работа). -проведение контрольных срезов;
-обобщение и формулировка теоретического обоснования проведенного исследования и полученных результатов;
-литературное редактирование работы и её компьютерное оформление.