7.1 Идентификация опасностей проводится организатором производства по мере необходимости, но по возможности, периодически, и обязательно при всех изменениях (раздел 4.10.2 ГОСТ 12.0.230).
«Исходный анализ» первого и каждого последующего цикла совершенствования системы управления охраной труда неизбежно включает в себя идентификацию опасностей, как основу последующих оценок риска воздействия и выработки мероприятий управления рисками. Поскольку, как правило, длительность цикла совершенствования системы управления охраной труда соизмерима с длительностью цикла производственной деятельности (один календарный год), то периодичность проведения идентификации опасностей один раз в год (не реже) является рациональной и обоснованной.
При этом идентификация опасностей может проводиться не тотально, не во всей организации, а лишь частично, фрагментарно, выборочно для наиболее проблемных участков производства. Тем не менее, такая практика частичной идентификации оправдана только при наличии хотя бы однажды проведенной тотально по всему производству идентификации опасностей, как средство актуализации.
7.2 Идентификация опасностей должна выполняться в обязательном порядке на стадии проектных работ, а не только строительства, эксплуатации, консервации и утилизации производственных объектов.
7.3 Идентификация опасностей проводится организатором производства собственными силами или с привлечением сторонних специалистов и/или организаций.
Организатор производства должен помнить, что от уровня квалификации лиц, проводящих идентификацию, зависит ее качество, а, следовательно, и качество всех вытекающих из нее последующих мероприятий по оценке риска воздействия и выработке мер управления рисками.
|
7.4Идентификацию опасностей наиболее целесообразно проводить силами специальной комиссии, создаваемой организатором производства и включающей в себя, как минимум специалиста по оборудованию (механика), специалиста по производственным процессам (технолога), специалиста по энергетике (электрика), специалиста по трудовым процессам и специалиста по безопасности (охране труда и/или промышленной безопасности).
Возглавлять комиссию целесообразно одному из членов высшего руководства организацией, например, главному инженеру.
На малых предприятиях, где физически невозможно организовать такую комиссию, работу по идентификации опасностей может выполнять отдельный работник, например, специалист по охране труда или работник, выполняющий по внутреннему совместительству его функции.
Комиссия или отдельный специалист привлекают к идентификации опасностей линейный менеджмент, представителей работников по охране труда, если таковые имеются, любых иных лиц, привлечение которых необходимо, рационально и целесообразно.
В организациях, где имеются профсоюзы, следует привлекать их наиболее грамотных и социально активных членов к идентификации опасностей, поскольку, как показала международная практика, это целесообразно и плодотворно.
7.5 Перед началом процесса идентификации опасностей проводящему ее организатору производства целесообразно организовать целевое специальное обучение привлекаемого для идентификации опасностей персонала приемам и методам проведения идентификации.
|
7.6 При необходимости организатором производства могут быть привлечены сторонние квалифицированные специалисты (эксперты) и/или экспертные организации, имеющие опыт работы в сфере идентификации опасностей, для обучения, планирования, проведения, консультаций и/или независимой экспертизы всей работы по идентификации или ее отдельных элементов и/или этапов.
7.7Идентификацию опасностей рекомендуется проводить на основе корпоративного документа «Классификатор опасностей», создаваемого организатором производства применительно к специфике и особенностям своего производства.
П р и м е ч а н и е – Для отдельных отраслей экономики, отдельных производств и установок типовой «Классификатор опасностей» может быть закреплен на уровне стандарта.
Корпоративный «Классификатор опасностей» служит основным исходным документом для проводящего идентификацию персонала, что упрощает процесс идентификации и уменьшает возможные ошибки.
Корпоративный «Классификатор опасностей»представляет собой номенклатуру (простой перечень) всех действующих у организатора производства опасностей и создается на основе всей имеющейся априорно информации обо всех возможных опасностях данного производства.
Для сбора данной информации по мере необходимости критически изучаются материалы, находящиеся в бумажном или электронном видах, в том числе:
а) нормативно-правовая документация национального законодательства, нормативно-техническая документация государства, субъектом права которой является организатор производства, а также аналогичная документация иных государств и международных организаций;
|
б) документация на здания и сооружения, производственные участки, рабочие места, оборудование и инструменты, материалы и изделия и т.п., используемые на производстве организатора производства;
в) статистические данные и результаты анализа причин инцидентов, опасных происшествий, несчастных случаев повреждения здоровья и случаев профессиональной (и производственно-обусловленной) заболеваемости;
г) учебные пособия и научные монографии, журнальные статьи и методические рекомендации;
д) инструкции по безопасному ведению работ или аналогичные документы;
е) иные доступные источники информации в любой форме.
Качественное создание корпоративного«Классификатора опасностей»объективно требует значительного времени и значительных трудозатрат готовящего его персонала, в том числе в рамках коллективной формыработы – многократных многосторонних консультаций, при необходимости с привлечением независимых сторонних специалистов (экспертов).
Статус корпоративного«Классификатора опасностей»в силу своей важности следует закрепить как локальный нормативный акт организатора производства в рамках действующей системы управления охраной труда.
7.8Идентификацию опасностей на конкретных местах и в процессе выполнения конкретных работ проводят на основе корпоративного «Классификатора опасностей», показывающего какие именно опасности следует искать и можно найти. Будучи формализованным перечнем опасностей для данного производства «Классификатор опасностей» отвечает на вопрос: «Что нужно искать?», но не отвечает на вопрос: «Как это нужно делать, какие критерии следует применять для идентификации опасностей?».
Для ответа на этот вопрос организатору производства в рамках действующей у него системы управления охраной труда в соответствии с нормативно-правовыми требованиями национального законодательства, а также ГОСТ 12.0.230, следует создать и закрепить как локальный акт организатора производства «Методику идентификации опасностей», содержащую критерии, приемы и методы идентификации опасностейприменительно к специфике и особенностям своего производства.
Корпоративная«Методика идентификации опасностей» создается на основе всей имеющейся априорно информации об опасностях данного производства и содержит критерии выявления и фиксации (в целом идентификации) опасностей, что упрощает работу персонала, проводящего идентификацию, и делает ее практически безошибочной.
7.9 В результате проведения идентификации (при необходимости можно повторять те или иные этапы в целом или для отдельных подразделений) организатор производства создает всеобъемлющий корпоративный «Реестр идентифицированных опасностей».
«Реестр идентифицированных опасностей» является конечным документом, обобщающим результаты проведения идентификации опасностей.
«Реестр идентифицированных опасностей» в рамках требований национального законодательства может носить иное наименование, но его сущность должна оставаться неизменной.
«Реестр идентифицированных опасностей» должен охватывать всю их совокупность:
а) для всего работающего у организатора производства персонала (собственные работники и иные работающие лица), включая случаи и/или постоянную практику задействования персонала подрядчиков и субподрядчиков;
б) на всех рабочих местах, в физическом и юридическом смыслах этого понятия;
в) на всех этапах прямого и косвенного выполнения работ, предписанных технологией;
г) во всех ситуациях, включая все возможные нештатные и аварийные ситуации.
Конкретную структуру и порядок ведения «Реестра идентифицированных опасностей» определяет организатор производства в своих локальных нормативных актах, исходя из специфики (особенностей) своего производства и требований национального законодательства.
Преимущественно целесообразной структурой «Реестра идентифицированных опасностей» является классическая традиционная структура, увязанная с системой организации производства: рабочие места, подразделения, структурные подразделения, организация в целом. Все идентифицированные опасности описывают в данной структуре.
«Реестр идентифицированных опасностей» должен строиться по принципу открытой системы, когда включение тех или иных модулей (факторов, параметров и т.п.) практически не требует изменения уже имеющегося и действующего реестра.
Организатор производства должен стремиться полностью автоматизировать ведение «Реестра идентифицированных опасностей», поскольку необходимые для идентификации учитываемые данные чрезвычайно разнообразны и многофакторны, что привносит огромные сложности при использовании человеческой памяти и классических методов хранения информации типа «таблица на бумаге».
Использование автоматизированных систем ведения «Реестра идентифицированных опасностей» позволяет сделать интеллектуально сложный процесс идентификации относительно простым, «прозрачным» и понятным для персонала даже средней квалификации, что существенно повышает качество идентификации, а, следовательно, и качество последующих процедур оценки риска и управления риском.
Результаты идентификации опасностей в виде их реестра (лучше в электронной форме) служат исходным пунктом «оценки риска воздействия» и выработки мероприятий по управлению рисками, по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, по улучшению условий труда и совершенствованию системы управления охраной труда у организатора производства.
7.10 Практический опыт выполнения идентификации может потребовать внесения корректирующих изменений в «Классификатор опасностей», «Методику идентификации опасностей» и «Реестр идентифицированных опасностей». Произведенные одномоментно и по результатам общего подхода эти изменения будут однообразны и не вызовут противоречий в данных документах.
7.11 Организатору производства следует всячески мотивировать лиц, задействованныхдля проведения идентификации опасностей.
УДК331.461.2:006.354 МКС 13.100
Ключевые слова: система управления охраной труда, опасность, идентификация, опасный производственный фактор, вредный производственный фактор.
___________________________________________________________________________
Председатель МТК 251,
Секретарь Федерации независимых профсоюзов России ______________ В.В. Трумель
Ответственный секретарь МТК 251 _______________ Е.В. Лотышев
Руководитель разработки,
Директор Института безопасности труда,
производства и человека
ФГБОУ ВО «Пермский национальный
исследовательский политехнический университет» _______________ Г.З. Файнбург
Исполнитель,
Заведующий кафедрой «Безопасность жизнедеятельности»
ФГБОУ ВО «Пермский национальный
исследовательский политехнический университет» _______________ К.А. Черный