Принципы лейтмотивной системе в «Кольце нибелунга».




 

Вагнер синтезировал принципы мифа и симфонизма в тетралогии. Актуализация эпоса, перенесение смысла коллизий древности на современную почву капиталистических отношений.

 

Своими героями Вагнер выражает общие проблемы бытия, отсюда и обобщающая характеристика лейтмотивов: они редко становятся только их личной характеристикой, они входят в понятия более широкого значения: любви, сострадания, героизма, обреченности. (Напр., Зигмунд не имеет собственного лейтмотива; с ним связан лейт героического и трагического рода Вельзунгов в «Валькирии», затем он становится выражением смерти Зигфрида в траурном марше).

 

Симфоничность вагнеровского эпоса достигается посредством лейтмотивной системы, которая основывается на двух функциях: стабильной – концентрированная выразительность тематизма. Процессуальная – отражающая взаимовлияние всех элементов драмы. Из этого множества выделяются главные, которые и выявляют центральную идею, направленность действия.

 

Выявляя процесс симфонически целенаправленного развития и, те внутренние нити, которые функционально связывают между собой всю множественность лейтмотивов, объединяют их в комплексы, необходимо вести путь от краеугольного камня всей тетралогии – воплощения природы – Вагнер выводит весь мир тетралогии из природного начала (это Золото Рейна, начальный мотив Рейна).

 

Далее в силу вступает принцип производных образований, процесс перехода в новое качество, существенный для симфонического метода. Источник этого процесса – образы природы, возн во вступлениях ко всем четырем операм.

Так, картина бури, открыв Валькирию, контрастируя светлому началу «Золота» = продолжение развития образа возмущенной стихии (конец 1 сц Золота). Тема бури вбирает в себя интонации зова русалок Rheingold в мин варианте.

 

Другая связь, основанная на первозданно простых мотивах (Natur-Motiven) – фанфара золота, предвосхищающая лейт меча. Меч, предн герою Вотаном, в сущности, также берет начало от природы, он служит чисто человеческому стремлению к любви и подвигу во имя ее. Таким образом, образуется естественный, гармонический союз (золото, принадл Рейну, и меч героев Вельзунгов). От этой линии пойдет и цепочка лирических образов. Связанных с миром человеческих чувств: мин антитеза (мотив клада Рейна – зов русалок) + фанфара c-moll золота: ПРОНИКАЕТ В НАЧАЛО ТЕМЫТРАГИЧЕСКОГО РОДА ВЕЛЬЗУНГОВ И ТЕМЫТРАУРНОГО МАРША.

В процессе многоступ дифференциации образов тетралогии осуществляется линия восхождения от первичных стихий к сфере психологических состояний героев и стоящими над ними общим категориям бытия. И, соответственно, интонационный комплекс претерпевает изменения, обогащается (от простейшего мотива «первоначального состояния» - квинты – до экспрессивно-обостренного тематизма, связанного с проклятием кольца и мрачным предсказанием Эрды).

 

«Валькирия» - 2я стадия движения мирового процесса. Лирико-философский центр Тетралогии. Связь явлений направлена от природы, несущей бедствия, к сфере страдания и любви (процесс вторжения лирического начала – Весенняя песня, дуэт З и З), героизма и обреченности (История рода Вельзунгов). Героико-трагическая сфера имеет своим итогом лейт Зигфрида, в лирической – прощальная сцена Брюнгильды и Вотана.

Здесь происходят две важнейшие катастрофы: капитуляция Вотана перед силами зла и гибель Зигмунда. Особенно важны – 2я и 4я сцены – кульминационные моменты коллизии – Вотан – Брюнгильда – Зигмунд. Монолог Вотана с Брюнгильдой – 2сц – концентрирует идею обреченности. В невозможности вырваться из-под власти фатума, обрекающ на страдание, – в этом связь с концепцией Шопенгауэра. Затем – 4 сц – диалог Валькирии и Зигмунда - появление Валькирии как вестницы смерти (такой лейт вырастает из темы судьбы)

- это постепенное раскрытие судьбы героя. Все 2 д – здесь психологизация тем-символов – копья и судьбы. Нет открытого столкновения с внешними силами. Если 4 сц – любовь дана в лирико-трагедийном аспекте, то 5 сц – Зигмунд идет на подвиг защиты любви – трагедия переводится в героическое русло.

III д – полет валькирий – героика в картинном, эпическом плане – эта тема сходна с лейтом Зигфрида-героя, к-я дана уже в 1 сц действия.

Сострадание Брюнгильды (4 сц) становится источником лирического развития в 3 действии… В закл, 3 сц – прощания Вотана с Брюнгильдой – вступает любовь отца и дочери. Тема оправдания Брюнгильды – ми мажор – становится обобщающей образ любви. Знаменательна ее связь с темой искупления любовью, которая звучит во 2 сц 3д – у Зиглинды.

Заклинание огня входит во второй раздел монолога Вотана. В самом конце – лейт Зигфрида и тема судьбы.

Появляется кардинальная оппозиция отречению от любви (в лице Альбериха) – это Зигмунд – Зиглинда и Брюнгильда – Зигфрид. Однако, здесь происходит радикальное психологическое переосмысление образа, врастание его в новую, противоположную ситуацию – звучание лейта отречения в устах Зигмунда.

 

Прорастание лирической экспрессии приводит к результату, к-й является антитезой по отношению к исходному звену. Т.е. появление темы любви из перетекающих друг в друга мотивов: бури, утомленного Зигмунда – сострадания Зиглинды – и, собственно, любовь.

Такую антитезу автор учебника сопоставляет с сон-симфонической бицентричностью, которую образуют гл. и поб. партии.

 

Важное проявление симфонизма вагнеровской драматургии – группировка мотивов, образования лейткомплексов. Это не только перетекание лейтов друг в друга на стадии их формирования, но и взаимодействие откристаллизовавшихся мотивов на расстоянии (или в прямом последовании).

 

1. Парные комплексы-антитезы (кольцо-Валгалла, буря-весенняя ночь, любовь-рок, героизм-обреченность, копье-отречение Вотана). Образуют трансформации лейтов на расстоянии

2. Мотивные последования как выр-е психолог процесса

3. Синтезирующие сочетания, расшир тематические построения – фактор симфонического роста образа. Меч (связанный с Валгаллой) – род Вельзунгов (3 сц. 1 д. Валькирии – рассказ Зигмунда – в конце – мотив рода Вельзунгов: это предвосхищает траурный марш, где этот мотив станет основой).

4. Диалогические контрапункты в моментах интенсивного мотивно-тематического развития (весна-любовь, меч-весна в любовной сцене из 1 действия)

О повторах в тетралогии. Лейтмотив Вагнера метаморфозен. Персонажи вагнеровского мифа взаимозаменяемы. Предельная качественная определенность, воплощенная в имени, оборачивается предельной качественной изменчивостью, вплоть до перехода в противоположность. Эту метаморфозу чутко выделяет Вагнер и воплощает в лейтмотивной работе. В «Гибели богов» Брунгильда, Гунтер и Хаген приносят клятву. Клятвы их тождественны, но Брунгильда и Гунтер призывают в держатели клятвы Вотана, а Хаген заклинает владыку тьмы - Альбериха. Вотан и Альберих тем самым отождествляются, - создается двойственный, мерцающий образ, - словно сходятся полюса оппозиции «Валгалла - Нибельгейм», сливаются верх и низ, свет и мрак.

Здесь неизбежно возникает вопрос о повторах в тетралогии. Повторы существуют на всех уровнях произведения: в виде арок от одной части к другой, внутри части, в виде сквозного проведения лейтмотивов через все части тетралогии. В тетралогии образуется сложно разветвленная система повторов, выявляющая структуру вагнеровского мифа. Эти повторы не буквальны, в тетралогии нет простых, точных возвращений ранее звучавшей музыки. Повторы в «Кольце» оборачиваются либо усилением, либо изменением и переосмыслением ситуаций, либо мнимым повтором, то есть, по существу, - опровержением.

О функциях повторов, выявляющих структуру мифа, писал К. Леви-Строс: «Мы часто спрашиваем себя, почему мифы и вообще устное творчество нередко использует удвоение, утроение или учетверение одного и того же эпизода... Повторение имеет собственную функцию, которая состоит в выявлении структуры мифа. Любой миф. обладает слоистой структурой, которая проявляется как бы посредством приема повторения. Однако слои никогда не бывают строго идентичными. Теоретически порождается бесконечное число слоев, и каждый из них будет лишь слегка отличаться от предыдущего. Миф будет развиваться как бы по спирали, до исчерпания породившего его интеллектуального импульса. Таким образом, развертывание мифа является непрерывным в противоположность его структуре, которая остается прерывной».

Наиболее важные повторы в тетралогии связаны со стихийными образами Воды, Огня и Сна. Это смысловой повтор ситуации, которую назовем «Заклинание огня»: гроза в «Золоте Рейна», собственно «заклинание огня» Вотаном («Валькирия»), преодоление огня в «Зигфриде», вторичное - обманное - преодоление огня Зигфридом-Гунтером («Гибель богов»), «заклинание огня» Брунгильдой и поглощение Валгаллы пламенем в конце тетралогии. Каждый раз эта ситуация осмысливается по-новому, в нее втягиваются новые герои, дублирующие друг друга. В последней драме образуется двойной, усиленный повтор.

Столь же значим в тетралогии мотив Воды (Рейна): он образует повторы как на уровне одной драмы (начало «Золота Рейна» и его реприза в 4-й сцене), так и на уровне всей тетралогии - здесь реприза возникает как измененный повтор «рейнской музыки» в «Зигфриде» и «Гибели богов». В последней части тетралогии этот мотив возвращается дважды: в сцене Зигфрида с русалками, где в беспрерывном токе вариантного развития, обновляющем музыкальный материал, кристаллизуются две новые русалочьи темы, и в конце драмы, когда разлившийся Рейн принимает в себя мировое наследие. И в этом случае повтор связан с усилением.

Сложнее обстоит дело с возвращением тем Эрды-Судьбы и сопричастного ей лейтмотивного комплекса «сон-огонь». Сам лейтмотив Эрды, производный от темы первоначального состояния, является более сложной, опосредованной структурой, нежели лейтмотив самостоятельный, появляющийся впервые.

В «Валькирии» осуществляется смысловое смещение, связанное с мотивом Эрды, -появляется лейтмотивный комплекс «сон-огонь», сопутствующий с этих пор Брунгильде -вещей дочери Эрды, также причастной вечному Знанию. В результате повтор приводит к удвоению образа (Валькирия - Эрда) и образованию сложного ассоциативного комплекса («сон-огонь - Валькирия - Эрда-судьба»). Этот ассоциативный комплекс предвосхищает основные сюжетные идеи последующей драмы - «Зигфрида» - и развивается в ней. В «Гибели богов» повтор вновь связан с усилением: тема Эрды появляется в двух сценах («Норны» и заключительная сцена Брунгильды). Во второй -образы Эрды и Валькирии, вновь обретшей Знание, полностью сливаются: Брунгильду здесь сопровождает тема Эрды, а не как ранее - комплекс «сон-огонь». Это словно возвращение к «первоначальному состоянию», но возвращение переосмысленное, крайне напряженное.

Повторы в тетралогии связаны также с дублированием образов «Кольца». Так, Зигмунд и Зиглинда имеют своих двойников: Зигфрида и Брунгильду.

Вотан, пробуждающий ото сна Эрду, чтобы добыть у нее Знание, повторится в Зигфриде, проникающем через огонь к спящей Валькирии и получающем от нее знание рун.

Наращивание ассоциаций, сближение образов, обремененность многими смыслами оборачивается у Вагнера и повторами, возобновляющейся цепью перекличек, драматургических отражений, и непрерывным музыкальным развитием, обновлением, но развитие это идет в пределах единых, обладающих замкнутым смыслом систем. Погружая взгляд в магический «колодец мифа», Вагнер обращается к архетипам. Он выстраивает мифологические ячейки в кольцевые слои - одновременно и схожие, и отличные друг от друга. Повторы ситуаций, мотивов, сближение образов придают тетралогии не только затемненно-романтический привкус, но и прояснено-архетипический, апеллирующий к глубинным механизмам мифа, смысл4. В заключение «Гибели богов» совмещены темы, взятые из всех частей тетралогии: лейтмотив костра, сложенного воинами Валгаллы; группа лейтмотивов заклинания огня и прохождения через огонь; тема искупления любовью; лейтмотивы разлившегося Рейна. Таков итог тетралогии: темы всех ее частей переплетаются и дают в своих связях объяснение сопричастности явлений, ассоциаций и драматических мотивов тетралогии.

«Всеобщая связь явлений» - непременная часть мифа. Она поддерживается в тетралогии действием парных оппозиций, характерных для структуры мифа. Исходными, решающими являются оппозиции «верх-низ» (Валгалла - Нибельгейм и все их представители), связанная с ней оппозиция «холод - тепло» (холод божественной Валькирии и страстность земных героев в «Валькирии»), «свет - мрак» (светлый герой Зигфрид и угрюмый Хаген). Мифологическое противопоставление «память - забвение» сближено у Вагнера с оппозициями «сон - пробуждение» и «любовь - отказ от любви».

Наиболее четко прослеживается в тетралогии действие оппозиции «меч - копье». Можно различать героев - носителей меча и копья. Вотан и Зигфрид оказываются разъединенными этой оппозицией, но в некоторых случаях они сближены (мотивы пробуждения, мирового наследия и вершения судеб мира). Герой, носящий меч или копье, проходит путь изменений, вплоть до смены лица, оружия и тем самым -отношения к оппозиции.

Так, Вотан колеблется между мечом и копьем, передавая созданный им же меч, он теряет и копье и вынужден отказаться от участия в вершении судеб мира. Именно эта утраченная Вотаном роль хранителя договоров и носителя копья позволяет произойти неожиданному сближению Вотана с Альберихом в финале второго действия «Гибели богов». Вотан и Альберих превращаются в антиподов-двойников.

Зигфрид - носитель меча погибает, изменив имени и оружию, заключив договоры с Гунтером, став Гибихунгом. Именно с этого момента - начиная со сцены братания, Зигфрида сопровождает тема копья. Это означает его измену своему оружию, переход в группу носителей копья и обреченность героя.

Хаген не сразу совершает выбор оружия, но, заключив союз с Альберихом, преображается в его двойника и сам становится хранителем клятв. Это реализуется в музыке: Хаген повторяет смех Альбериха в сцене на охоте, во время рассказа Зигфрида об этом событии.

Самыми сложными представляются действия оппозиции «память - забвение» и «золотое кольцо - любовь». Вагнер допускает невероятные переключения внутри их: так, отказ Брунгильды вернуть кольцо является выражением ее любви к Зигфриду, но предательством по отношению к отцу, то есть отречением от любви. И поэтому это действие влечет за собой возмездие - «злую казнь богов». Верность Зигфрида братской клятве оборачивается изменой Брунгильде, отречением от любви и ведет к гибели Зигфрида. Вагнер, искусно пользуясь мифологическими оппозициями, психологически осложняет отношения героев, устанавливает между ними все новые и новые связи, постепенно все более их изменяя, оборачивая противоположностью себе и двойником -другому.

Воссоздание определенной ситуации на основе синхронного видения прошлого, настоящего и будущего связано в мифе с так называемыми «общими местами» -знаками, обозначающими константные элементы художественного текста. В операх Вагнера синонимами «общих мест» становятся лейтмотивы, вбирающие в себя эти предметы-символы, воздействующие на личность и судьбу персонажа.

Драматургическая линия вагнеровских драм, выстраивающих мифологическую картину мира, направлена на отображение Вечности, утверждение ее законов. Тем самым подчеркиваются качества, которые не подвержены изменениям и по существу находятся вне событийного плана. Вневременные темы-образы вагнеровских опер, такие, как Рейн, гибель мира, судьба, Грааль, невинность, вера, любовь и т.д., а также сквозные музыкальные мотивы, символизирующие собой эти явления, - вся эта сфера музыкальных образов Вечности, возвышаясь над временем-сюжетом, как бы вбирает в свою орбиту основные фабульные линии. Так, мотив Рейна, появляющийся в начале и в конце тетралогии, символизирует собой утверждение понятия Вечности. Утверждая в обрамлении своих драм тему Вечности, Р.Вагнер тем самым следует мифотворческой концепции времяисчисления, конструирующейся в продвижении от Вечности сквозь время к Вечности, т.е. к трагическому круговороту Космоса.


Гибель богов = динамизированная реприза. Дает почувствовать трагедийный факт Тетралогии. Репризные моменты в появлении соответствующих действ лиц: русалки, Зигфрид подымается на скалу. Нужно упомянуть, что смысловой репризой-реминисценцией является Траурный марш в конце Гибели богов: это своего рода концентрированный рассказ о роде Вельзунгов. Он имеет сонатную форму:

Вступление: мотивы рока и страдания Вельзунгов разрабатываются.

Э – лейты Зигмунда и Зиглинды (мотивы героич и трагического рода Вельзунгов, любви Зигмунда и Зиглинды

Р – лейт меча

Реприза – лейты Зигфрида и Брюнгильды (мотив Зигфрида-героя, измененный мотив рога Зигфрида, мотив любви Зигфрида и Брюнгильды).

 

Общий для обеих частей – мотив смерти, в Репризе в динамизир варианте. Отмеченные две части можно рассматривать как Э и Реприза, т.к.: одна тема общая – мотив смерти, а в остальных произошла замена.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: