V. Методика «ПИКТОГРАММА»




Доклад

по предмету: «Психология»

на тему: «Методы диагностики памяти у взрослых»

 

Преподаватель: Тургель В.А.

 

Подготовили: Володина О.А.

Петрова И.В.

 

Волхов

I. Методика «Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия.

Задачи: диагностика уровня развития слуховой памяти, слухового внимания, фонематического слуха, утомляемости.

Инструкция: "Сейчас я хочу проверить как ты умеешь запоминать слова. Я зачитаю тебе 10 слов, а ты постарайся их запомнить... Сейчас я еще раз зачитываю тебе эти слова, запоминай".

Примерные наборы слов:

1) гора, пила, роза, мыло, нога, бумага, перо, очки, диван, река;

2) лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, рука, мед, каша;

3) игла, конь, сено, кошка, часы, кино, пальто, книга, дом, пика.

 

Критерии оценки: объем и скорость слухоречевого запоминания, наличие ошибок, неточности воспроизведения.

В норме после первого прочтения взрослый повторяет 6-8 слов.

Обработка: При обработке подсчитывается количество повторений слов, которое потребовалось для того, чтобы взрослый запомнил весь список. Следует обратить на особенности запоминания:

— какие группы слов запоминались быстрее,

— есть ли какая-либо связь между этими словами;

— какие слова были привнесены в список,

— есть ли между этими словами и словами из списка какая-либо связь.

 

II. Методика «Память на числа»

Цель проведения методики: оценка зрительной памяти, её объема и точности.

Материалы и оборудование: секундомер, бланк, карандаш, стимульный материал.

Бланк теста

Испытуемый: ________________________________________________

Дата: _______________________________________________________

Экспериментатор: ____________________________________________

Количество правильно воспроизведенных чисел: _______

       
       
       

Стимульный материал

       
       
       

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек таблицу уберут, и Вы должны будете записать все те числа, которые запомнили».

Процедура исследования: обследуемым демонстрируется в течение 20 сек таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Обработка и интерпретация результатов. Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 чисел и больше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура занимает мало времени.

III. Методика «Оперативная память».

Цель: изучение кратковременной памяти.

Материалы и оборудование: бланк методики диагностики оперативной памяти, секундомер, карандаш.

Бланк методики диагностики оперативной памяти

№ ряда Сумма № ряда Сумма
       
       
       
       
       

Стимульный материал

№ ряда Сумма № ряда Сумма
1. 5, 2, 7, 1, 4 6. 4, 2, 3, 1, 5
2. 3, 5, 4, 2, 5 7. 3, 1, 5, 2, 6
3. 7, 1, 4, 3, 2 8. 2, 3, 6, 1, 4
4. 2, 6, 2, 5, 3 9. 5, 2, 6, 3, 2
5. 4, 3, 6, 1, 7 10. 3, 1, 5, 2, 7

Ключ

№ ряда Сумма № ряда Сумма
1.   6.  
2.   7.  
3.   8.  
4.   9.  
5.   10.  

Порядок проведения исследования. Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.

Инструкция: «Я буду зачитывать числа — 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача — запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается)».

Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к проведению теста. Интервал между зачтением рядов — 15 сек.

Интерпретация результатов. Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число — 40). Норма взрослого человека — от 30 и выше.

Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает 4-5 мин. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.

 

 

IV. Методика «Память на образы».

Цель проведения методики: выявление уровня развития образной памяти.

Материалы и оборудование: секундомер, бланк, карандаш, стимульный материал.

Бланк теста

Испытуемый: ________________________________________________

Дата: _______________________________________________________

Экспериментатор: ____________________________________________

Количество правильно воспроизведенных образов: _______

_______________________________________________________

Стимульный материал

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек запомнить как можно больше образов. Через 20 сек таблицу уберут, и Вы должны будете записать все те образы, которые запомнили».

Процедура исследования: обследуемым демонстрируется в течение 20 сек таблица с 16 образами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать в течение 1 минуты на бланке.

Обработка и интерпретация результатов. Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма – 6 образов и больше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура занимает мало времени.

 

 

V. Методика «ПИКТОГРАММА»

Цель: исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления. Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.

Инструкция: «Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве «узелка на

память» любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний».

После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называетсяего порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение.Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься, воизбежание повторения.

В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить.

Примерный набор слов и словосочетаний:

1. Веселый праздник 1. Глухая старушка

2. Война 2. Тяжелая работа

3. Развитие 3. Строгая учительница

4. Вкусный ужин 4. Голодный человек

5. Смелый поступок 5. Слепой мальчик

6. Болезнь 6. Богатство

7. Счастье 7. Девочке холодно

8. Разлука 8. Власть

9. Дружба 9. Больная женщина

10. Темная ночь 10. Обман

11. Печаль 11. Веселая компания

 

Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется спустя 40–60 минут или более.

По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить слова, которые фиксируются в протоколы.

Интерпретация: При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания.

Содержание самих рисунков отражает запас знаний и представлений испытуемого, особенности его индивидуального жизненного опыта, а также его способности к отвлечениям, абстрагированию.

Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков испытуемого. Все изображения можно классифицировать на пять основных видов: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные и метафорические.

Абстрактные изображения (А) – в виде линий, не оформленных в какой-либо узнаваемый образ.

Знаково-символические (3) – в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т. п.).

Конкретные (К) – конкретные предметы.

Сюжетные. (С) – изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность.

Метафорические (М) – изображения в виде метафор, художественного вымысла, так, например, на слово «радость» изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях.

При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения.

Затем можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого в зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения. Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково- символическим типами рисунков, то он может быть отнесен к типу «мыслителя». Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно- логического мышления.

Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с творческим мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся

художественным творчеством.

В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо о так называемом практическом мышлении, направленном на разрешение частных конкретных задач в практической деятельности

Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам.

Кроме того, следует обратить внимание ни проективное значение методики для диагностики особенностей личности испытуемого.

Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются человечки, и воспроизведение при этом словесного материала проходит успешно, это может расцениваться как проявление общительности, но если

воспроизведение таких изображений затруднено, то это может служить признаком инфантильности.

Можно проследить по качеству рисунков наличие у испытуемого истощаемости. Об этом свидетельствуют нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу исполнения задания.__

Стимульный материал.

Методика II

Бланк теста

Испытуемый: ________________________________________________

Дата: _______________________________________________________

Экспериментатор: ____________________________________________

Количество правильно воспроизведенных чисел: _______

       
       
       

 

Методика III.

Бланк методики диагностики оперативной памяти

Испытуемый: ________________________________________________

Дата: _______________________________________________________

Экспериментатор: ____________________________________________

№ ряда Сумма № ряда Сумма
       
       
       
       
       

 

Методика IV.

Бланк теста

Испытуемый: ________________________________________________

Дата: _______________________________________________________

Экспериментатор: ____________________________________________

Количество правильно воспроизведенных образов: _______

_______________________________________________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: