Личностные качества менеджера как основа технологии самоменеджмента.




В книге М. Вудкок, Д. Френсис «Раскрепощенный менеджер» авторы описывают деятельность европейских менеджеров.

Главное: руководители должны развивать в себе установки, способности и умения, которые позволят им четко и эффективно осуществлять управление Авторы книги, исследуя политические, социальные, экономические, психологические силы и изучая влияние этих сил на тех, кто занимает управленческие посты, получили полезные обобщения, которые позволяют выделить те способности и умения, которые требуются от умелого менеджера в настоящее время для управленческой деятельности

Требования к руководителю:

1. Способность эффективно управлять собой и своим временем.

2. Способность прояснить свои личные ценности.

3. Способность четко определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели.

4. Руководитель должен сам поддерживать собственный рост и развитие.

5. Способность решать проблемы быстро и эффективно (это становится все более важной частью управленческих навыков).

6. Руководитель должен быть изобретательным и способным гибко реализовать изменения ситуации.

7. Руководитель должен знать и использовать методы эффективного управления, которое призывает к использованию навыков влияния на окружающих.

8. Руководитель должен освоить иные подходы в отношении своих подчиненных, т.к. многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности.

9. От каждого руководителя более умелое использование людских ресурсов.

10. Руководителю требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков.

11. Руководитель должен уметь создавать и совершенствовать группы, быстро становиться изобретательным и результативным в работе.

Поскольку каждая управленческая задачи предъявляет те или иные конкретные требования, то каждый из выше упомянутых факторов в равной мере имеет отношение к любой ситуации. Когда какие-либо навыки отсутствуют, возникает ограничение-фактор, сдерживающий потенциал результаты работы «системы», т.е. руководителя, группы, организации.

Авторы книги сформулировали «концепцию ограничений», которые препятствуют полной реализации всех возможностей управленческой деятельности руководителя.

1. Неумение управлять собой. Неспособность максимально использовать свое время, энергию и умения; неспособность противостоять стрессам современной жизни руководителя.

2. Размытые личные ценности. Неясность в отношении собственных ценностей; наличие ценностей, которые не согласуются с современной трудовой и личной жизнью.

3. Смутные личные цели. Неясность в отношении целей своей личной или трудовой жизни; наличие целей, которые несовместимы с современной работой и жизнью.

4. Остановленное саморазвитие. Нехватка нацеленности, способности и готовности подняться до уровня новых требований и возможностей.

5. Недостаточность навыка решать проблемы. Нехватка стратегий и способностей по принятию решений для современных проблем.

6. Недостаток творческого подхода. Нехватка умения генерировать в достаточном количестве новые идем; неумение воспользоваться новыми идеями.

7. Неумение влиять на людей. Влияние на людей недостаточно, чтобы добиться от них выполнения обязательств, получить помощь либо изменить их решения.

8. Недостаточное понимание особенностей управленческого труда. Недостаточное понимание мотивации людей к работе; представления о лидерстве устарели, антигуманны либо неадекватны.

9. Слабые навыки руководства. Нехватка практической способности добиваться результатов с помощью усилий других сотрудников.

10. Неумение обучать. Нехватка способности или желания помочь другим в их развитии и расширении потенциала.

11. Низкая способность формировать коллектив. Неспособность помочь группам сотрудников или командам в их развитии и совершенствовании.

Авторы книги дают рекомендации о практических способах повышения деловых качеств руководителя. На пути роста управленческого мастерства чаще всего встречаются следующие барьеры:

· Боязнь новых ситуаций. Люди часто склонны предпочесть безопасность и удобства риску и новизне.

· Боязнь уязвимости. Люди часто стремятся избегать ситуаций, которые могут причинить им боль или испугать.

· Ожидания окружающих. Иногда семья, коллеги и друзья ограничивают условия личности, направленные на изменение.

· Неверие в собственные силы. Развитие часто сдерживается неверием в свою способность измениться.

· Недостаточные умения и навыки. Иногда людям не хватает новых идей или навыков, необходимых для изменения себя.

Для преодоления этих барьеров рекомендуется составить конкретный и реалистичный личный план развития. Для разработки плана предлагается несколько основных правил, выведенных из практики:

· поставьте перед собой ясные цели;

· определите, по каким признакам вы будете судить об успехе;

· будьте довольны скромным прогрессом;

· рискуйте в незнакомых ситуациях;

· помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами;

· выше изменение может вызвать беспокойство окружающих;

· не упускайте возможностей;

· будьте готовы учиться у других;

· учитесь на своих неудачах и ошибках;

· разберитесь в политической подоплеке деятельности вашей организации, участвуйте в откровенных дискуссиях о своих взглядах и принципах, приносите пользу организации, в которой работаете;

· ставьте реальные сроки;

· слова не должны расходиться с делами;

· используйте концепцию ограничений для контроля за продвижением вперед;

· получайте удовольствие от своего развития.

Значительные изменения личности предполагают уверенность в себе, умение, поддержку и в первую очередь развитие умения делать все по-новому. Задача руководителя - найти способ проанализировать свои подходы и способности, проверить потенциал, научиться действовать по-иному. Можно составить личный план действий, состоящий из нескольких основных этапов.

Рис. 2. Этапы движения вперед

Успешная управленческая деятельность во многом зависит от деловых качеств руководителя. Эффективность управленческой деятельности определяется в первую очередь высоким уровнем развития общих способностей личности, набором взаимно дополняющих друг друга качеств и их противоположностей.

Профессиональная компетентность проявляется в теоретических познаниях в области управления, экономики, права, в аналитических способностях и в способности предвидения перспектив развития руководимого предприятия. Существенную роль в оценке профессиональной компетентности менеджера играют педагогические навыки и умение объективно оценивать способности подчиненных и поручать им работу, соответствующую способностям. Руководитель должен уметь сочетать в своей деятельности высокую сознательность и дисциплинированность. Для руководителя-менеджера необходимы управленческие способности и определенные личные качества.

Управленческие способности - это качества личности, данные от природы. Они не сводятся только к знаниям и навыкам, предполагают наличие врожденных способностей быть лидером, обладать умением влиять на поведение других людей, т.е. управленческие способности предполагают наличие у менеджера организаторских способностей и определенных личных качеств.

К организаторским способностям обычно относится: четкое определение целей деятельности объекта управления, умение планировать свою работу и работу подчиненных, способность координировать деятельность подразделений, умение делегировать полномочия, энергичность и предприимчивость в принятии и реализации решений. К организаторским способностям относятся:

· адаптационная мобильность, т.е. склонность к творческим формам деятельности, углублению знаний, инициативность, нетерпимость к консерватизму, готовность к обоснованному риску, стремление к нововведениям, самообладание, предприимчивость и др.;

· контактность, т.е. общительность, способность располагать к себе людей, умение выслушивать, понимать и убеждать людей, а также способность взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника;

· стрессоустройчивость, т.е. интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии решений;

· доминантность, т.е. властность, честолюбие, стремление к личной независимости, лидерству, самоуважение, волевой характер.

К личным качествам менеджера в первую очередь следует отнести коммуникабельность, обаяние, доброжелательность, уравновешенность. При этом особое значение имеет коммуникабельность, т.е. способность к общению. Он должен уметь устанавливать контакты.

Перечислить все качества личности руководителя невозможно. Существуют различные точки зрения. Рассмотрим российскую литературу по управлению и менеджменту. Профессор Б.Миллер выделяет следующее: «Профессиональная честность, способность к риску, обязательность, предприимчивость и постоянная одержимость делом, умение руководителя слушать собеседника, умение говорить так, чтобы поняли подчиненные без двусмысленностей в постановке задач, с учетом возраста, психологии, опыта, темперамента, умение правильно писать, вести деловую переписку, умение вести себя с людьми…» (Миллер Б. Такой простой и сложный менеджмент! //интервью// Огонек - 1989, № 9, февраль, с.3-5)

В работе В.А.Сухарева можно выделить следующее:

1. Качества личности руководителя.

1. Наличие воображения. Руководитель должен четко представлять себе конечный результат своей деятельности. Отбирая лучшее из своего опыта, он создает в воображении единое целое. Вначале руководитель знает, чего хочет.

2. Знание. Без него не спланировать маршрут, который приведет к цели. Именно знание дает руководителю необходимую уверенность в правильности намеченных целей.

3. Умение руководитель другими. Умелый руководитель должен иметь свой стиль, то есть в известной мере обладать артистичностью. Хорошо организовать дело - это, в конце концов, упражнение в эстетике: при наличии материала распределить усилия так, чтобы никто не перерабатывал и никто не бездельничал. Организация бурлит, а в ее центре - зона спокойствия, где работает самый умелый из всех, работает безо всякого раздражения и паники.

4. Решительность. Это качество состоит из понимания того, что выполнять поставленную задача коллективу под силу; веры в успех дела. Решительность действий необходимо при принятии решений.

5. Беспощадность. Это качество нынешним поколением не всегда принимается с готовностью.

6. Привлекательность. Руководитель должен быть магнитом, центральной фигурой, к которой притягиваются все остальные.

Хорошие руководители необязательно должны превосходить наиболее подготовленных сотрудников по профессиональным качествам. В одном они обязаны быть безусловно лидерами - в умении выбирать наиболее оптимальные формы и методы общения в деловых и межличностных ситуациях, поддерживать уверенность людей в том, что вклад каждого в совместную деятельность будет замечен и оценен по достоинству.

В руководителе ценят интеллектуальные способности, внешнюю привлекательность, организаторские способности, юмор, доступность.

2. Требования к руководителю.

1. Уметь брать на себя личную ответственность при неудачах, а не винить во всем различные обстоятельства и, что еще хуже, перекладывать ответственность на подчиненных.

2. Всячески поощрять повышение уровня квалификации и рост талантов своих сотрудников. Люди, труд которых недооценивается и которые имеют недостаточную заинтересованность в труде, работают хуже других. В конечном счете качественный уровень всей группы определяется по умению трудиться ее наиболее слабого сотрудника.

3. Уметь оказывать моральную поддержку сотрудникам в случае допущения ими просчетов.

4. Достигать намеченных целей, улучшая условия труда сотрудников, обеспечивая тесное сотрудничество, а не наставляя своих подчиненных.

5. Уметь показывать своим сотрудникам пример в работе. Не требовать от них того, что выходит за рамки их возможностей.

6. Никогда не прибегать к помощи угроз, созданию страха и паники в работе. Это признаки неумелого руководства.

7. Уметь высоко оценивать работу не только ведущих, но и рядовых сотрудников. Давать им возможность ощущать результаты своего собственного труда.

3. Проблемы управленческой деятельности и рекомендации:

· оптимальное руководство - это способность побудить других людей делать то, что нужно, когда нужно и как нужно, причем так, как будто они сами этого хотят. Один раз сказать - это значит ничего не сказать. Только постоянно повторяя, описывая, объясняя, предупреждая различные возможности и состояния, выделяя и подчеркивая ожидаемые преимущества и улучшения, вы превратите свой план в духовную собственность своих сотрудников;

· поспешность в своих действиях. Идти впереди - да, но так, чтобы за вами успевали следовать остальные;

· неумение быстро оценивать человека, которого он видит впервые;

· отбор претендентов на рабочее место.

Грамотный руководитель всегда выясняет у претендента ответы на следующие вопросы:

1. Достаточно ли он гибок: умеет ли быстро настраиваться на новую ситуацию?

2. Присуще ли ему стремление к доминированию, хочет ли он руководить?

3. Старается ли устанавливать межличностные отношения или он человек, действующий в одиночку?

4. Обладает ли качествами организатора?

5. Как будет вести себя в кризисной ситуации?

6. Насколько высока его профессиональная квалификация?

7. Есть ли у претендента задатки коммерсанта?

Перед беседой с претендентом следует разработать для себя список требований к нему. Не стоит придавать слишком много значения свидетельствам и удостоверениям. Не переоцените интеллект претендента, ибо решающий фактором является не интеллект сам по себе, а то, что может делать человек со своим интеллектом.

Одним из слагаемых управленческой деятельности руководителя является его организационная деятельность. В организации труда руководителя практически все источники рассматривают следующие вопросы:

· планирование рабочего времени;

· работа с документами;

· проведение собраний и совещаний.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: