Контакт глаз в коммуникационном процессе
«Контакт глаз» - это знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, имеющая место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими разработками в области зрительного восприятия -движения глаз.
Более всего изучен контакт глаз, связанный с характером взаимодействия и темой разговора. Говорящий смотрит на собеседника в конце каждой реплики и в опорных пунктах сообщения, а слушающий на говорящего, осуществляя таким образом информационный поиск и транслируя партнеру о своей готовности слушать.
Как правило, контакт глаз составляет от 30 до 60% всего периода общения. При позитивном развитии отношений партнеры смотрят друг на друга дольше и чаще тогда, когда слушают, а не тогда, когда говорят. В том случае, если отношения приобретают агрессивный характер, то частота и интенсивность взглядов резко увеличиваются.
Контакт глаз существенно связан с отличиями в статусе коммуникаторов: контакт глаз находится на среднем уровне с адресатом очень высокого статуса, достигает максимума при умеренно высоком статусе адресата и снижается до минимума при низком статусе собеседника. Если взгляды участников взаимодействия сконцентрированы па каком-то одном человеке, то это говорит о его явной лидерской позиции в группе.
В процессе бизнес-коммуникаций желательно поддерживать визуальный контакт с собеседником. Контакт глаз связан с определенными видами отношения к партнеру.
Семантика цветов в НВК
Семантику (значение) цвета сегодня широко используют в имиджмейкерстве, в производстве товаров, оформлении магазинов, в рекламе, брендинге, в организации презентаций, в корпоративных коммуникациях и др.
|
Знание символического значения цветов необходимо как в межкультурной коммуникации, так и в перформансной коммуникации.
Воздействие цвета и его семантика могут вызвать у человека как физиологический, так и психологический эффекты
Физики установили, что существует четыре основных хроматических цвета (они содержат цветовой фон):
· Красный
· Желтый
· Зеленый
· Синий
Швейцарский психолог Макс Люшер выделил ч етыре основных типа цветового поведения, каждый из которых включает две стороны поведения:
· (Роль-идол)
· (Роль-защита)
Существует целая таблица цветов и их воздействия на нашу психику, что успешно используется в рекламе и связях с общественностью, в дизайне фирменных цветов и упаковке товаров.
Знание значений сигналов НВК способствует не только оптимальной самопрезентации, но эффективному общению в повседневных, корпоративных, деловых и межкультурных коммуникациях. Полезными практическими рекомендациями для самоконтроля по отношению к собственному невербальному поведению является «проверка языка тела».
Понятие, виды и функции коммуникации в малой группе
Малая группа — небольшая по количеству группа людей, взаимодействующих друг с другом и объединенных общей целью и интересами.
Признаки:
- контактность;
- целостность;
- стабильность состава;
- устойчивость взаимодействия;
- наличие внутренней структуры
Виды МГ:
Первая классификация(Чарльх Кули): первичных и вторичных групп.
Первичные группы - особая разновидность малых групп, связи в которых опираются на непосредственные личные контакты, на эмоциональное вовлечение ее членов в дела группы, что обеспечивает высокую степень идентификации членов с группой.
|
Вторичные группы - общности, в которых непосредственных контактов меньше, чем в первичных, а для общения между членами группы
используются различные «посредники», например в виде средств связи.
Вторая типология(Э. Мэйо): формальные и неформальные.
Формальные (Например, рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда.)
Неформальные малые группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних потребностей индивидов в общении, понимании, симпатии, принадлежности к данной группе.
Третья классификация (Г. Хаймен): называемые референтные группы и группы членства.
По длительности существования выделяются:
временные группы, (участники дискуссии или соседи по купе в поезде);
стабильные, (семья, трудовые и учебные группы).
По степени произвольности решений: открытые и закрытые.
По характеру и формам организации деятельности:
• случайно организованная группа (например, экскурсионная);
• ассоциация, где взаимоотношения определяются преимущественно личностно значимыми целями (например, ассоциация выпускников РЭУ);
• корпорация, (например, профессиональные или сословные объединения);
• коллектив
• команда
Функции групповой коммуникации.
1) формирование согласия и обеспечение согласованных действий;
2) информативная;
3) складывание особой культуры группы.