КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Право и организация социального обеспечения »
на тему: «Защита прав потребителей»
Сухомлинов Сергей Евгеньевич __
(Ф.И.О. обучающегося)
Специальность: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Группа, курс _ группа № 7, курс II _ _ _______
Форма обучения: очная
Работа выполнена
«___» _______201_ г.
_______________
(подпись студента)
Работа проверена
«___» _______201_ г.
Оценка______
Преподаватель: Кертбиева В. П.
Ф.И.О.
________
(подпись)
г. Ессентуки
2019
Содержание
Введение……………………………………………………….……...............................…….….……3
Глава I. Общие положения законодательства о защите прав потребителей.…5
1.1 Понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав
потребителей…………………………………………………………………..............................……5
1.2. Структура законодательства о защите прав
потребителей………………………………………………………………….............................……9
1.3 Гражданско-правовые средства защиты прав потребителей……………......12
Глава II. Гражданско-правовая ответственность и государственный надзор
в области защиты прав потребителей………………………….................…………….……18
2.1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителя.18
2.2. Правовой статус и функции Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека……………….…….........…...23
Заключение………………………………………………………………................................…….…29
Список литературы…………………………………………………..........................……...………31
Введение
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что защита прав потребителей является одной из важнейших проблем в современном гражданском праве России. Национальная политика в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в нашем государстве.
Национальная политика в сфере защиты прав потребителей основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», иных федеральных законах и нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Организационную основу государственной потребительской политики составляет сформированная в соответствии с законодательством национальная система защиты прав потребителей.
С введением в действие в 1992 г. Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» была создана правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в этой сфере.
За эти годы создано законодательство, гармонизированное с Гражданским кодексом Российской Федерации и обеспечивающее защиту прав потребителей. Целью законодательства о защите прав потребителей является создание дополнительных правовых гарантий обеспечения прав потребления как наиболее незащищенного участника рынка продукции и услуг.
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть и проанализировать законодательство в области защиты прав потребителей и соотнести его с отраслевым законодательством, в первую очередь, гражданским. На основании данной цели работы, я выделил следующие задачи для её реализации:
1.) Изучение научных трудов известных ученых-юристов в области защиты прав потребителей;
2.) Анализ федерального закона "О защите прав потребителей", определение места этого закона в системе правового регулирования отношений, связанных с данным правовым институтом;
3.) Поиск недостатков законодательства в области защиты прав потребителей и разработка предложений по устранению этих недостатков для наиболее эффективной защиты прав потребителей.
4.) Изучение установленного законодательством уровня гражданско-правовой ответственности за нарушение прав граждан в сфере реализации прав потребителей;
5.) Характеристика гражданско-правовых средств защиты прав потребителей;
6.) Характеристика правового статуса и функций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Объектом исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами законодательства о защите прав потребителей.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, подзаконные акты и акты толкования, касающиеся защиты прав потребителей.
Теоретической основой исследования послужили наиболее перспективные труды ученых в области защиты прав потребителей.
Теоретическая и практическая значимость данной работы для меня заключается в:
- систематизации, закреплении и углублении положений об основах защиты прав потребителей в целом, как правового института;
- выработке умения интерпретировать полученные результаты, правильно излагать и оформлять их.
Глава I. Общие положения законодательства о защите прав потребителей
Понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей
Правовое регулирование отношений с участием потребителей призвано не только регламентировать механизм возникновения и осуществления их в качестве гражданских правоотношений посредством норм гражданского законодательства, но в соответствии с основной своей задачей устранять правовые последствия нарушений прав потребителей, возникающих в рамках этих правоотношений, и восстанавливать нарушенное состояние также при помощи норм иных отраслей законодательства. Несомненно, нормы гражданского права имеют господствующее положение в процессе правового регулирования отношений с участием потребителей, поскольку они складываются между юридически равными потребителями и его контрагентами (изготовитель, продавец) и носят гражданский характер.
Тем не менее представляется важным для определения особенностей законодательства в данной сфере учитывать роль соответствующих норм предпринимательского, административного, гражданско-процессуального, муниципального, уголовного права, без которых правовое регулирование защиты прав потребителей невозможно вообще, так как нормы каждой отрасли выполняют собственные задачи для единой цели - защиты этих прав.[1]
Спецификой действующего законодательства о защите прав потребителей, состоящего из совокупности нормативных правовых актов, которые носят разноотраслевой характер, можно считать выделение его в качестве специальной комплексной отрасли законодательства.
Анализ законодательства о защите прав потребителей в юридической литературе, проводимый в разные периоды его становления, указывал на комплексную природу этого законодательства.
Классическое гражданское законодательство не рассчитано и не должно быть рассчитано на регулирование всех вопросов, связанных с защитой прав потребителей. В связи с этим подчеркивалась настоятельная необходимость в дальнейшем развитии и совершенствовании специального законодательства о защите прав потребителей, концентрирующего правовые нормы, обеспечивающие приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и исполнителями на рынке товаров и услуг. Таким образом, как комплексная отрасль законодательство о защите прав потребителей представляет собой вторичное структурное образование в системе законодательства и включает нормы различных отраслей права.
Это законодательство является внешним проявлением существующего в отечественном праве межотраслевого института охраны прав потребителей. Основу данного правового института составляют правовые нормы о субъективных правах потребителей.[2]
Общественные отношения, урегулированные нормами законодательства о защите прав потребителей, составляют его предмет. Круг данных отношений настолько обширен и разнообразен, что в принципе невозможно определить их исчерпывающий перечень. Поэтому объективно существующую специфику предмета законодательства о защите прав потребителей отражает разделение общественных отношений, которые возникают в рассматриваемой области, на два блока, а именно общественные отношения, целью которых является реализация:
- частных интересов;
- публичных интересов.
Отношения первого блока основаны на признании свободы определенных субъектов, а именно участников гражданского оборота, совершать в рамках этих отношений действия, которые построены на принципах, названных п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ.
Так, указанная статья предусматривает, что гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Таким образом, в первый блок входят, например, договорные отношения между потребителем и его контрагентами (продавец, изготовитель, исполнитель) по поводу продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг и т.д.
Согласно разъяснениям, указанным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с посл. изм. и доп.), к рассматриваемым отношениям необходимо относить отношения, возникающие из следующих договоров:
1.) розничной купли-продажи;
2.) аренды, включая прокат;
3.) найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК РФ);
4.) подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательных работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан);
5.) перевозки граждан, их багажа и грузов;
6.) комиссии;
7.) хранения;
8.) договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя - гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов - граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
9.) банковского вклада;
10.) страхования;
11.) других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Основным органом, контролирующим соблюдение потребительского законодательства, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ). Территориальные органы МАП РФ действуют почти во всех субъектах РФ. Федеральное подчинение позволяет им быть независимыми в отношениях с местной властью. [3]