Понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей




КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Право и организация социального обеспечения »

на тему: «Защита прав потребителей»

Сухомлинов Сергей Евгеньевич __

(Ф.И.О. обучающегося)

 

Специальность: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Группа, курс _ группа № 7, курс II _ _ _______

Форма обучения: очная

Работа выполнена

«___» _______201_ г.

_______________

(подпись студента)

 

Работа проверена

«___» _______201_ г.

 

Оценка______

Преподаватель: Кертбиева В. П.

Ф.И.О.

________

(подпись)

г. Ессентуки

2019
Содержание

Введение……………………………………………………….……...............................…….….……3

Глава I. Общие положения законодательства о защите прав потребителей.…5

1.1 Понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав

потребителей…………………………………………………………………..............................……5

1.2. Структура законодательства о защите прав

потребителей………………………………………………………………….............................……9

1.3 Гражданско-правовые средства защиты прав потребителей……………......12

Глава II. Гражданско-правовая ответственность и государственный надзор

в области защиты прав потребителей………………………….................…………….……18

2.1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителя.18

2.2. Правовой статус и функции Федеральной службы по надзору в сфере

защиты прав потребителей и благополучия человека……………….…….........…...23

Заключение………………………………………………………………................................…….…29

Список литературы…………………………………………………..........................……...………31

 

 


Введение

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что защита прав потребителей является одной из важнейших проблем в современном гражданском праве России. Национальная политика в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в нашем государстве.

Национальная политика в сфере защиты прав потребителей основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», иных федеральных законах и нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Организационную основу государственной потребительской политики составляет сформированная в соответствии с законодательством национальная система защиты прав потребителей.

С введением в действие в 1992 г. Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» была создана правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в этой сфере.

За эти годы создано законодательство, гармонизированное с Гражданским кодексом Российской Федерации и обеспечивающее защиту прав потребителей. Целью законодательства о защите прав потребителей является создание дополнительных правовых гарантий обеспечения прав потребления как наиболее незащищенного участника рынка продукции и услуг.

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть и проанализировать законодательство в области защиты прав потребителей и соотнести его с отраслевым законодательством, в первую очередь, гражданским. На основании данной цели работы, я выделил следующие задачи для её реализации:

1.) Изучение научных трудов известных ученых-юристов в области защиты прав потребителей;

2.) Анализ федерального закона "О защите прав потребителей", определение места этого закона в системе правового регулирования отношений, связанных с данным правовым институтом;

3.) Поиск недостатков законодательства в области защиты прав потребителей и разработка предложений по устранению этих недостатков для наиболее эффективной защиты прав потребителей.

4.) Изучение установленного законодательством уровня гражданско-правовой ответственности за нарушение прав граждан в сфере реализации прав потребителей;

5.) Характеристика гражданско-правовых средств защиты прав потребителей;

6.) Характеристика правового статуса и функций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Объектом исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами законодательства о защите прав потребителей.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, подзаконные акты и акты толкования, касающиеся защиты прав потребителей.

Теоретической основой исследования послужили наиболее перспективные труды ученых в области защиты прав потребителей.

Теоретическая и практическая значимость данной работы для меня заключается в:

- систематизации, закреплении и углублении положений об основах защиты прав потребителей в целом, как правового института;

- выработке умения интерпретировать полученные результаты, правильно излагать и оформлять их.

Глава I. Общие положения законодательства о защите прав потребителей

Понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей

Правовое регулирование отношений с участием потребителей призвано не только регламентировать механизм возникновения и осуществления их в качестве гражданских правоотношений посредством норм гражданского законодательства, но в соответствии с основной своей задачей устранять правовые последствия нарушений прав потребителей, возникающих в рамках этих правоотношений, и восстанавливать нарушенное состояние также при помощи норм иных отраслей законодательства. Несомненно, нормы гражданского права имеют господствующее положение в процессе правового регулирования отношений с участием потребителей, поскольку они складываются между юридически равными потребителями и его контрагентами (изготовитель, продавец) и носят гражданский характер.

Тем не менее представляется важным для определения особенностей законодательства в данной сфере учитывать роль соответствующих норм предпринимательского, административного, гражданско-процессуального, муниципального, уголовного права, без которых правовое регулирование защиты прав потребителей невозможно вообще, так как нормы каждой отрасли выполняют собственные задачи для единой цели - защиты этих прав.[1]

Спецификой действующего законодательства о защите прав потребителей, состоящего из совокупности нормативных правовых актов, которые носят разноотраслевой характер, можно считать выделение его в качестве специальной комплексной отрасли законодательства.

Анализ законодательства о защите прав потребителей в юридической литературе, проводимый в разные периоды его становления, указывал на комплексную природу этого законодательства.

Классическое гражданское законодательство не рассчитано и не должно быть рассчитано на регулирование всех вопросов, связанных с защитой прав потребителей. В связи с этим подчеркивалась настоятельная необходимость в дальнейшем развитии и совершенствовании специального законодательства о защите прав потребителей, концентрирующего правовые нормы, обеспечивающие приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и исполнителями на рынке товаров и услуг. Таким образом, как комплексная отрасль законодательство о защите прав потребителей представляет собой вторичное структурное образование в системе законодательства и включает нормы различных отраслей права.

Это законодательство является внешним проявлением существующего в отечественном праве межотраслевого института охраны прав потребителей. Основу данного правового института составляют правовые нормы о субъективных правах потребителей.[2]

Общественные отношения, урегулированные нормами законодательства о защите прав потребителей, составляют его предмет. Круг данных отношений настолько обширен и разнообразен, что в принципе невозможно определить их исчерпывающий перечень. Поэтому объективно существующую специфику предмета законодательства о защите прав потребителей отражает разделение общественных отношений, которые возникают в рассматриваемой области, на два блока, а именно общественные отношения, целью которых является реализация:

- частных интересов;

- публичных интересов.

Отношения первого блока основаны на признании свободы определенных субъектов, а именно участников гражданского оборота, совершать в рамках этих отношений действия, которые построены на принципах, названных п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ.

Так, указанная статья предусматривает, что гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Таким образом, в первый блок входят, например, договорные отношения между потребителем и его контрагентами (продавец, изготовитель, исполнитель) по поводу продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг и т.д.

Согласно разъяснениям, указанным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с посл. изм. и доп.), к рассматриваемым отношениям необходимо относить отношения, возникающие из следующих договоров:

1.) розничной купли-продажи;

2.) аренды, включая прокат;

3.) найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК РФ);

4.) подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательных работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан);

5.) перевозки граждан, их багажа и грузов;

6.) комиссии;

7.) хранения;

8.) договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя - гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов - граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

9.) банковского вклада;

10.) страхования;

11.) других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Основным органом, контролирующим соблюдение потребительского законодательства, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ). Территориальные органы МАП РФ действуют почти во всех субъектах РФ. Федеральное подчинение позволяет им быть независимыми в отношениях с местной властью. [3]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: