Коммунизм – это не то, что было вчера. А то, что есть всегда




Коммунизм – это не форма государственного устройства, как часто думают многие. И не фанатическая вера в идеальное государство. И не идеология.

Коммунизм – это иное человеческое качество, состоящее из общечеловеческих знаний и моральных установок. И качество не статического, а динамического порядка. Оно непрерывно совершенствуется.

Когда мы говорим "общечеловеческие знания", мы понимаем под ними не вообще все знания, а лишь те, которые имеют материальную, документальную основу. Которые не проистекают из суеверий, догм, верований или теорий, альтернативных науке и культуре.

Когда мы говорим о моральных установках, то понимаем под ними не любые, а лишь те нравственные ценности, в основе которых лежит созидание каждого на благо всех во имя всеобщей справедливости.

Всеобщая справедливость невозможна. Такова природа человека. Но это не означает, что о ней надо забыть. Наоборот, это означает необходимость к ней стремиться, как бы далеко она ни убегала от преследователя.

Вечно ускользающая "всеобщая гармония" и вечное стремление к ней – и есть главная формула коммунизма. В этом смысле он ничем не отличается от науки, которая точно так же всегда стремится к познанию мира и никогда не достигает его, поскольку знание – бесконечно.
В попытках сложить мозаику явлений в единый законченный узор учёный ум непрерывно совершенствуется, картина мира непрерывно усложняется, законы и формулы, описывающие окружающее, усложняются следом.

Точно так же совершенствуется и усложняется коммунистическое сознание. Вот известная цитата В. И. Ленина, которая иллюстрирует сказанное:

"На первый взгляд приходят в голову мысли, что учиться коммунизму – это значит усвоить ту сумму знаний, которая изложена в коммунистических учебниках, брошюрах и трудах… Простое книжное усвоение того, что говорится в книгах о коммунизме, было бы в высшей степени неправильным.

Пролетарская культура не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре… Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество".

Но ведь в реальной жизни знать всё, что накопило человечество за тысячи лет, невозможно физически! К тому же, этот объём знаний непрерывно увеличивается! И через тысячу лет он будет несопоставимо больше нынешнего.

Неужели Ленин не понимал этого? Понимал, но имел в виду именно то, о чём сказано выше – процесс непрерывного стремления к знаниям, их накопления и усвоения в максимально возможной степени.

– Не читайте только Ленина, Плеханова или Маркса, – говорил Ленин, глубочайший знаток Маркса и Плеханова. – Читайте Шекспира и Аристотеля, Софокла и Горация, Пушкина и Толстого! Идите в музеи и театры! Слушайте Бетховена, Чайковского и Глинку! Обогащайте память и ум всеми этими богатствами! Иначе коммунистом вам не стать!

Но это если признать, что настоящим коммунистом можно стать, лишь освоив богатства человеческого гения, созданные на протяжении многих столетий, автоматически надо признать и то, что стать коммунистом в молодости невозможно. Такие знания требуют массу времени и сил. Придти к коммунизму можно только в зрелые годы, когда опыт, знания и трезвый взгляд на мир сменяют юношеский наивный максимализм.

То есть, коммунизм – это мировоззрение взрослых людей, понявших жизнь и сделавших в ней свой выбор.

И это и есть самое главное и принципиальное, что отличает веру коммуниста от веры религиозного фанатика.

Если вы спросите любого из религиозных неофитов о том, в чём сущность христианства одним словом, то ответа не добьётесь.

А между тем, ответ предельно прост. Сущность учения Христа – в Добре. Не в доброте, как иногда наивно заявляют некоторые, а в Добре. Разница между добротой и Добром колоссальна.

Доброта – чисто идеалистическая, моральная, нравственная, сиюминутная категория.

Добро – категория материальная, философская, сущность которой – в созидании. И не просто в созидании, а в созидании каждого на благо всех во имя всеобщей (ни Эллина, ни Иудея) справедливости.

Добро может включать в себя доброту (семь хлебов, исцеление немощных) или не включать (изгнание торгующих из Храма). Но Добро никогда не включает в себя Зло – свой материальный же антипод, категорию разрушения.

Так же, как Добро, Зло – глобальное, философское понятие: не единение людей, а разъединение, не знания, а невежество, не вера, а безверие, не правда, а ложь и т.д.

В том, что Коммунизм наследовал христианству, нет ничего удивительного. Ведь если ещё раз перечитать приведённую выше цитату Ленина, то станет ясно, что христианство как одно из многих достижений человеческого ума не могло не войти составной частью в новое мировоззрение. Которое логически продолжало прежнее, как новая физика или математика включают в себя достижения научной мысли предшествующих эпох.

Поэтому нет ничего удивительного в совпадении основных положений Морального кодекса Строителей Коммунизма и Нагорной Проповеди Христа.

Как все безусловные гении человечества, Иисус был великим романтиком. Он думал о людях гораздо лучше, чем они есть на самом деле. И верил в возможность нравственного роста Человека на основе простых, предельно лаконично сформулированных Истин.

Ему и в голову не могло придти, что с его именем на устах одни люди пойдут оскорблять, унижать, убивать и грабить других, жечь на кострах, лгать с амвона. Он так и не смог оценить в полной мере степень косности, общей отсталости, инерции мышления человека.

Но даже если и смог бы, то сделал бы то же самое, что и сделал. Ибо таково было требование Времени.

Основатели коммунистической теории были не меньшими романтиками. И тоже не смогли в полной мере оценить уровень народного самосознания. Но они, как и Иисус, всё равно пошли бы тем же путём, даже зная заранее, каким поруганиям и гонениям подвергнутся их учение и их ценности.

Потому что это учение было востребовано жизнью. Таково было требование прогресса.

А созидательный романтизм, даже такой великий, как христианство или коммунизм, неизбежно искажает восприятие реальности. Это присуще любому революционному мировоззрению. Без такого отношения к действительности физически не было бы ни первых христиан, ни первых большевиков.

На практике это означает, что какой бы человек, какое бы событие ни были перед вами, вы, будучи коммунистом, не сможете думать об этом в негативном смысле, пока не увидите абсолютно неопровержимые, материальные подтверждения этому негативу.

Потому что заведомое подозрение или тем более обвинение, даже не высказанное вслух, легко может оказаться ложным. А ложь, как одна из подкатегорий зла, напрямую противоречит и христианству, и большевизму.

Это означает, что "член партии" (как и очередной "новообращённый христианин"), легко может быть лжецом и лицемером. Коммунист (или истинно верующий человек) – никогда.

 

Отличие религиозной веры от веры коммунистической принципиально.

Вера в Бога инстинктивна, она – не результат работы ума, а продукт эмоций. Она вне разума и потому не поддаётся логическому осмыслению.

Именно потому что разум не участвует в религиозном выборе, верующий принимает основные положения своей религии не задумываясь. Они догматичны и не подразумевают критического переосмысления.

Коммунизм не предполагает слепой веры. Будучи результатом осознанного, интеллектуального выбора, он, наоборот, требует от человека непрерывного осмысления и переосмысления краеугольных основ окружающего мира и себя самого.

Коммунизм в отличие от религии неотделим от сомнений, споров и критики, но при одном условии – преданности его ценностям и конечным целям.

Коммунист никогда не сможет отказаться от своей веры – но не в силу упрямства и не по причине фанатизма и неприкосновенности догматов. А потому что он сам в зрелом возрасте, переосмыслив мир вокруг себя, сознательно пришёл к своим взглядам. И потому отказаться от них – для него означает отказаться от самой жизни.

И, как показали события недавнего прошлого, совсем не только от своей собственной жизни. Но и от жизни миллионов своих сограждан и от всей страны, включая её прошлое и настоящее. И очень хочется верить – что не её будущее.
➡ Источник: https://publizist.ru/blogs/107999/26963/-?utm_source=politobzor.net





Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: