Основные положения и рекомендуемые практики




Данная методика разработана на основе положений эко-арт-терапии и уровнях взаимодействия с природой.

Положение 1. Восприятие среды, включая как природный, так и антропогенный ландшафт, может быть описано с опорой на представления об уровнях эмоциональной регуляции В.В. Лебединского (Лебединский, 1990) или континууме восприятия, затрагивающих разные психические процессы. Возможен последовательный переход с одного уровня восприятия на другой в процессе взаимодействия с природой. Данные уровни также могут быть соотнесены с представлениями о континууме экспрессивных терапий – expressive therapies continuum (Lusebrink, 2008), описанных в отечественной арт-терапии в работе А.И. Копытина (Копытин, 2015), а также концепцией порождающего восприятия Дж. Гибсона (Gibson, 1988). При переходе с одного уровня восприятия ландшафта на другой изменяется качество осознания и глубина переживания взаимосвязи человека и природы. Уровни взаимодействия с ландшафтом, в том числе при путешествии по эко-арт-тропам представлены следующим образом:

- непосредственно-чувственный (сенсорно-кинестетический по Lusebrink, 2008) связан с оценкой интенсивности средовых воздействий: на этом уровне происходит распознавание сенсорных характеристик ландшафта;

- эмоционально-опосредованный (перцептивно-аффективный по Lusebrink, 2008) определяет эмоциональное отношение к природному ландшафту, переживание различных эмоций при взаимодействии со средой, объединение отдельных сенсорных восприятий в целостную картину реальности;

- знаково-опосредованный (когнитивно-символический по Lusebrink, 2008): природный ландшафт обретает рациональное, знаково-символическое значение, позволяя учитывать связь с конкретными условиями природной среды и обеспечивая ориентацию в осмысленную деятельность в пространстве;

- личностно-опосредованный (высший, интегративный уровень по Lusebrink, 2008): появляется личностное (субъективное) отношение к порождённым субъектом аффективно - и знаково-смысловым значениям данного ландшафта. Возникает восприятие ландшафта как отражающего определенные характеристики личности (Я), ее потребности, установки (attitudes) и ценности (volues);

- духовно-опосредованный (как надстройка, характерная для эко-арт-терапии): возникает символическая регуляция эмоциональными процессами для овладения собственными переживаниями. Это достигается включением в аффективный процесс интеллектуальных операций, благодаря которым происходят дифференциация, обобщение и трансформация аффективных явлений и выход на новый уровень взаимодействия с природным ландшафтом как субъектом, учитывающий его субъективные особенности и потребности. На данном уровне становится возможной полноценный диалог с миром природы как равноправным партнёром, с учётом состояния, особенностей и потребностей партнёров.

При поддержке ландшафтного арт-терапевта возможен плавный переход человека на новые уровни взаимодействия с природным ландшафтом. Одновременно происходит и постепенная реализация таких функций терапии как адаптация клиента (личности или группы) к условиям среды в соответствии с существующими предписаниями культуры, присвоение личностных смыслов данных предписаний и порождение новых смыслов и субъектов в процессе их преобразования. Поэтапное прохождение от одного уровня взаимодействия с ландшафтом к другому, возможно благодаря использованию на эко-арт-тропах активных метафор.

Благодаря метафоре Зеркала мы можем обратить внимание клиента на поиск отражения в текстуре эко-арт-тропы собственных переживаний, взаимоотношений, прошлых событий и ресурсных состояний. Обращаясь к метафоре Пути и Карты Путешествия, можем использовать ключевые позиции анализа ландшафта, представленные в работе К.Линча:

1 – ориентиры, система координат, позволяющая определять своё местоположение относительно разных мест и объектов; в терапии – это метафора ценностей, определяющих отношения человека с природной средой и критериев оценки происходящих изменений.

2 – пути, способы перемещения и коммуникации в пространстве, соединяющие заданные ориентиры между собой и выражающие собой этапы развития;

3 – края или границы эко-арт-тропы в целом и отдельных модулей, помогают очертить личное, семейное и социальное пространство как принадлежащую человеку территорию или наоборот, их отсутствие подобно отсутствию границ природного ландшафта;

4 – площади или узлы (точки пересечения различных маршрутов и соприкосновения людей, путешествующих по ним), значимые пункты внутри пространства, доступ к которым открыт и в которых для продолжения осознанного пути необходимо принимать какое-либо конкретное решение, они обеспечивают хороший обзор, позволяющий устанавливать пространственные взаимоотношения различных элементов ландшафта;

5 – территории, места, заполняющие пространство между ключевыми ориентирами и соединяющими их путями, обладающие уникальным набором характеристик, своеобразием сенсорных ощущений и эмоциональных реакций.

При обращении к метафоре Сада, создаваемого в реальном ландшафте, важно учитывать, что восприниматься могут: места, объекты (прикреплённые и изолированные), вещества, а также события, которые представляют собой изменения, происходящие с этими объектами. Метафоры Дома и Этажей леса, используемые на эко-арт-тропе позволяют создавать некоторые подобия укрытий и убежищ при погружении в материал тропы, их иерархической организации. Рассматривая в деталях материалы, включённые в тропу, мы обращаемся также к метафоре Даров Природы, благодарности природе за те ресурсы здоровья, которыми она делится с нами.

Положение 2. Репрезентация природной среды с помощью ландшафтного искусства и арт-терапевтического взаимодействия позволяет на метафорическом уровне проявить особенности самоотношения человека и его системы взаимоотношений с миром, находя отражение в таких характеристиках эко-арт-тропы как:

- открытость - закрытость,

- высота – глубина,

- структурированность - хаотичность,

- сложность - простота,

- акцентированность – нивелированность,

- динамика - статика места-ситуации

- масштаб и расстояние (социальная дистанция).

Базовые практики работы с эко-арт-тропой:

- первоначальное визуальное знакомство с разнообразием поверхностей путём сопоставления материалов модулей эко-арт-тропы с их фотографиями и/или знакомство с их звучанием при прикосновении к ним другого человека;

 

- тактильные контакты с использованием пальцев рук и поверхности ладоней;

 

- описание своих наблюдений за разными поверхностями с помощью прилагательных (например: песок - мягкий, рассыпчатый, коричневатый, холодный, шероховатый, мокрый, бесшумный, приятный, мелкий и …), что поможет развить и обогатить восприятие, внимание и речь в любом возрасте.;

 

- игры – ощущения при касании разных поверхностей каждой частью тела по отдельности с одновременным наблюдением за своими ощущениями в разных частях тела: начиная с кончиков пальцев ног и заканчивая макушкой головы или наоборот. При этом можно просто смотреть, что происходит в теле так, как будто Вы наблюдаете за ним на экране телевизора. Обращайте внимание на ощущения удовольствия, покоя, напряжения, боли, тепла, холода и т.д. Отмечайте эти ощущения, никак не реагируя на них и не оценивая их, мысли, которые они вызывают, чувства или образы. Не пытайтесь их удержать, просто позвольте им возникать и уходить, переводя внимание на другие точки тела;

 

- отслеживание эмоций, возникающих при прохождении тропы, связанных с контактом различных частей тела и поверхности материала; при этом можно использовать пиктограммы эмоций, обозначая каждую эмоцию словом, символом, используя палочки, создавая рисунки на поверхности подходящего материала и выражая их в движении;

 

- путешествие по эко-арт-тропе, используя разные проявления движения и обмениваясь своими вариантами взаимодействия с материалами. Экспериментируя с материалами, найдите для каждого материала наиболее подходящий способ взаимодействия: поддержание, поглаживание, разминание, собирание, притяжение, удержание, погружение, протыкание, скручивание, встряхивание, растяжение, перемещение. Определите, что удобно перемещать с места на место, а что встряхивать, что можно без вреда протыкать, а что приятно поглаживать, легко скручивать или встряхивать, во что можно погружаться, а что растягивать? Пробуя разные по качеству способы взаимодействия с материалом, определите какую эмоцию, вызывает у Вас тот или иной способ? Активно исследуя таким образом природные материалы, мы познаём как собственные возможности, так и жизненно важные свойства природной среды;

 

- движение по тропе в разных стилях: скованно (цветок, опутанный вьюнком), напряжённо (бутон, готовый вот-вот распуститься), вяло (увядший цветок), раскрыто (полностью распустившаяся чашечка цветка) и целостно (то открываясь навстречу солнцу на рассвете, то закрываясь на закате - адекватно реагируя на различия материалов, с которыми соприкасаетесь). Определите стиль, который для Вас естественен сейчас и тот, который Вам нравится.

 

- испытание возможности тропы, при движении по ней в разных направлениях: подпрыгивая вверх и приземляясь вниз; перемещаясь на четвереньках (касаясь материалов стопами и ладошками одновременно); двигаясь по ней параллельно друг другу или навстречу, пересекаясь на разных поверхностях; и двигаясь под углом, по диагонали.

- включение в триаду: человек – природные материалы – природная среда, чтобы осознать воздействие на своё здоровье таких факторов как температура (холодная, прохладная, комнатная, тёплая, горячая) рельеф местности (горы, холмы, равнины, низменности и впадины) и давление (слабое, лёгкое, среднее, сильное, сверхсильное). Ощутить разность температур можно с помощью воды разной степени нагрева. Почувствовать перепады рельефа можно, создав его из разных материалов: глины, песка, земли, гальки или гравия. Силу своего давления и сопротивление материала можно оставляя отпечатки на влажной глине или в песке, начиная от слабого и заканчивая сверхсильным. В процессе путешествия по сенсорной тропе можно зафиксировать наиболее комфортные индивидуальные характеристики данных факторов среды и отразить свои ощущения в экспрессивных формах творчества.

 

- исследование в парном взаимодействии наиболее комфортной дистанции общения: встав на разных концах тропы, можно начать движение навстречу с дальней дистанции (от 7м), переходя к публичной (4-7м), затем к социальной (1,5-4м) и персональной (0,5-1,5м). И наконец, приблизившись друг к другу, встать так, чтобы касаться телами (близкая дистанция 0-0,5м). По мере приближения важно наблюдать за своими реакциями и реакциями партнёра. Общая задача для партнёров найти наиболее оптимальную дистанцию для общения.

 

Положение 3. Активная позиция человека, занятого самооздоровлением на сенсорных тропах в практике ландшафтной арт-терапии, позволяет также постепенно переходить на различные уровни построения движения в соответствии с концепцией Н.А. Бернштейна (Бернштейн, 1990).

Предложите ребёнку поиграть в отражение. Подойдя к водной поверхности, обратите внимание, как вода отражает Вас с ним и Ваши движения. Объясните ему, что и в игре отражение должно точно повторять всё за человеком, как вода, и что в процессе игры Вы будете меняться ролями отражения и человека.

Первый уровень (рубро-спинальный) – это уровень тонуса мышц, помогающий удерживать позу, совершать быстрые ритмические движения и общаться с помощью прикосновений.

Найдите глазами какое-нибудь дерево, примете схожее с ним положение и замрите. Ребёнок должен повторить максимально точно Вашу позу. Затем попробуйте совершить быстрые ритмичные движения, имитируя шелест листьев на ветру или рябь на воде, и снова попросите своё отражение отразить Вас. Поменяйтесь ролями.

Второй уровень (талламо-паллидарный) – это уровень двигательных штампов и стереотипных движений, ответственный за формирование привычек, выразительную мимику и пантомиму, телесное общение.

Попробуйте изобразить Ваши привычные движения – походку, мимику, объятия и поглаживания, создать выразительные пантомимы (сбор листьев, бег на месте, семейные сцены) и отразить друг друга.

Третий уровень (пирамидно-стриальный) – это уровень, отвечающий за ориентацию в пространстве, целенаправленные движения, совместное внимание к общей цели движения.

Придумайте общий танец-игру. Поиграйте, а потом замедлите Ваши движения и понаблюдайте за их отражением в воде.

Четвёртый уровень (премоторно-теменной) – это уровень действий с предметами, двигательных образов, правил и схем.

Придумайте свой танец с предметами (палочками, камушками, цветами, листьями, ветками), станцуйте по очереди и отразите друг друга.

Пятый уровень (кортикальный) – это уровень движений, связанных с речью, с передачей смыслов.

Придумайте метафору значимого для Вас события, состояния души, качества личности и попробуйте выразить её в танце. Отразите танец друг друга и понаблюдайте за его отражением в воде.

Наблюдая за тем, как Вам удаётся отражать друг друга, что легко, а что сложно, можно заметить на каком уровне построения движения Вы находитесь и в дальнейшем создавать игровые ситуации по развитию движений.

 

Положение 4. Осознанное путешествие в природном ландшафте позволяет наладить гармоничное взаимодействие человека как с природной средой, так и с самим собой и с другими людьми. Для этого мы можем использовать потенциал таких известных практик как психологические игры «Слепой и поводырь», «Зеркало», «Море волнуется раз…» и других.

Особенности использования техники «Слепой и поводырь» в практике ландшафтной арт-терапии подробно описаны в работе А.И. Копытина (Копытин, 2013), здесь отметим лишь, что путешествие в этой технике предполагает сопровождение ведущим человека, идущего по сенсорной тропе с закрытыми глазами.

В технике «Зеркало» отражён опыт исследования невербального семантического пространства В.Н. Никитиным (Никитин, 2014), при этом опыт создания выразительного пластического образа себя во взаимодействии с партнёром дополнен воздействием на каждого из них природных материалов эко-арт-тропы и природным ландшафтом места разворачивания действия. Суть техники состоит в отражении партнёрами способов взаимодействия с природными материалами друг друга и создания, диктуемыми средой, выразительных пластических образов. Встав, напротив друг друга, в одном и том же модуле сенсорной тропы, партнёры договариваются, кто будет ведущим, а кто зеркалом. Задача ведущего выразить пластикой собственного тела, движения, рождающиеся при контакте с разными поверхностями, а задача зеркала как можно точнее отразить ведущего. Пройти по тропе необходимо так, чтобы каждый из партнёров смог побывать и в роли зеркала, и в роли ведущего на каждом из участков тропы. При анализе впечатлений от путешествия важно задать вопросы: «Что хотелось выразить именно с этим наполнителем? Как сам материал помогал Вам в этом? Какие эмоции возникали во время контакта с каждым материалом? Какие реакции возникали при попытке отразить движения партнёра и насколько успешны были эти попытки?» и затем по возможности выразить свои переживания на бумаге и/или в звуке (голосом, музыкальной импровизацией).

 

Положение 5. Взаимодействие с природными материалами и природным ландшафтом в целом, обращает нас к филогенетическому опыту человечества и онтогенетически более ранним формам сознания. Благодаря подобным эффектам, применение сенсорных троп в практике ландшафтной арт-терапии даёт возможность скорректировать труднодоступные для воздействия традиционных форм терапии, нарушения физического и психического здоровья, затрагивающие глубокие слои психики, отражённые и в состоянии физического здоровья.

Своеобразной диагностической и, одновременно терапевтической техникой, позволяющей прожить глубинный опыт встречи с самим собой является тропа мандал, основанная на психодиагностическом инструменте мандала, описанным А.И. Копытиным (Копытин, 2015). В практике участникам путешествия по эко-арт-тропе предлагается выбрать в соответствии со своими предпочтениями карточки – иллюстрации прототипов стадий Большого круга мандалы Дж. Келлог, существующих в объектах лэнд-арта и распределить их между собой. Затем участники создают на поверхности наполнителей эко-арт-тропы мандалы в соответствии с выделенными стадиями развития психики в виде линейной последовательности или круговой ленты из мандал, одновременно учитывая особенности материалов и их возможного соответствия характеристикам мандалы: 1 наполнитель – 1-я стадия, 2-й- вторая, … 12-й – 12 стадия. После того, как тропа будет наполнена мандалами, каждый участник может медленно пройтись по ней, стараясь по возможности встать в центр мандалы и осознать свои ощущения в теле и эмоции, связанные с материалами, формой мандалы, стадией психического развития, которую она отражает, выбирая созвучные себе в настоящий момент и отмечая возможные негативные состояния. Партнёр в это время может фотографировать путешествующего, чтобы зафиксировать для него состояние включения в каждую из мандал для последующего самоанализа. Подобное путешествие позволяет заново прожить опыт прошлого и смоделировать будущее, определив комфортное настоящее и направление дальнейшего движения.

Таким образом, можно отметить, что основные положения ландшафтной арт-терапии являются основой для разработки методики применения эко-арт-троп как эффективного инструмента оздоровления человека в природном ландшафте. Опираясь на данные положения, становится возможной разработка индивидуальных оздоровительных программ для представителей любой целевой группы в соответствии с актуальным состоянием здоровья человека на момент обращения.

Принципы работы методики:

- постепенный переход от простого к более сложным уровням эмоциональной саморегуляции и взаимодействия с ландшафтом;

- осознание человеком различных характеристик репрезентации природной среды и обращение к их саногенному потенциалу;

- включение в процесс оздоровления различных уровней построения движений;

- коррекцию самоотношения и системы отношений в парной и групповой практике путешествия по эко-арт-тропе при взаимодействии с природными материалами в разных ландшафтных условиях;

- проработка глубинных переживаний человека и духовного опыта при обращении к творческой практике взаимодействия на тропе, в частности при творческом воссоздании мандал из природных материалов на поверхности тропы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: