О структуре полиса, понятии «гражданин» в Древней Греции




Историю Древней Греции сложно понять, не обращая внимания на сословные различия. Сословия различаются тем, что статус передается по наследству. Это нехарактерно для нашего общества, но было характерно для большинства древних и средневековых обществ.

Древняя Греция состояла из полисов. Полисы — это гражданские общины, города-государства, их можно называть по-разному. По мнению древних греков, полисы — это собственность граждан, собственность гражданского коллектива. Граждане — это потомки первопоселенцев, тех, кто занял эту область, или захватил насильственно, или поселился здесь. И их потомки являются коллективными собственниками этой области. У них психология коллективных собственников, поэтому для древнегреческих историков невозможно записать, что Спарта воевала с Афинами. Спартанцы воевали с афинянами, беотийцы воевали с мегарцами.

Полис — это не стены, а люди. И когда на каком-нибудь судебном процессе в Афинах оратор говорит, обращаясь к судьям: «Вот это же мы приняли этот закон», то этот закон мог быть принят триста лет назад. «Мы» значит «гражданский коллектив». Это можно понимать, изучая и читая историю Древней Греции. Только граждане могли владеть земельной собственностью в полисе, и только граждане участвовали в политической жизни, в решении всех политических проблем полиса. И высший орган любого полиса — это народное собрание, то есть сходка граждан, тех, кто уже может носить оружие или защищать полис, то есть обычно это с двадцати лет, но в некоторых полисах позже.

Но кроме граждан жили и другие сословия. Вообще в любом полисе было три сословия: граждане, свободные неграждане (в каждом полисе их звали по-разному: в Афинах — метеки, в Спарте — периэки и так далее) и рабы. Это три сословия, из которых состоял любой греческий полис. Свободные неграждане — это те, кто «понаехал» из других греческих полисов. Это, как правило, греки, хотя в более позднее время они могли быть и негреками. Как правило, это торговцы и ремесленники. Они не могли быть земледельцами, потому что земледелие связано с собственностью. Свободные неграждане играли важную роль в ремесле и торговле, они служили в вооруженных силах. В Афинах они очень часто были и в сухопутной армии, и во флоте. В Спарте периэки были гоплитами. Они могли, если были компактные места их проживания, пользоваться внутренним самоуправлением, как спартанские периэки, но полными гражданскими правами они нигде не обладали. В тех же Афинах, для того чтобы представительствовать в суде, они должны были просить гражданина, потому что они не субъекты права, а скорее объекты права. Это свободные неграждане.

И наконец, рабы. Греческая цивилизация, как и многие другие цивилизации древности, Средневековья и Нового времени, использовала рабский труд. Основание рабского труда — это право победителя. «Я захватил город, и я милостиво сохранил его жителям жизнь, и я могу их использовать как рабов».

Использование рабов было. Труд рабов использовался вместе с трудом свободных. Рабы были абсолютно бесправны, но, как правило, были некоторые ограничения. Конечно, хозяину было невыгодно их убивать, потому что они стоили не так уж дешево. В Афинах были ограничения на убийства рабов. Убийство раба приравнивалось к непредумышленному убийству свободного человека.

Важно знать то, что, с точки зрения древних, главная граница в этих трех сословиях пролегала не между рабами и свободными, а между гражданами и негражданами. Потому что выкуп или отпуск рабов на волю был делом абсолютно обычным. Зафиксированы десятки тысяч надписей об отпуске рабов на волю — так называемых манумиссий. Но случаи перевода из неграждан в граждан просто единичны. Почему? Полис — это собственность граждан. В этот коллектив собственников пускать чужаков было абсолютно неуместно.

Но граждане, безусловно, — это не только мужчины, но и женщины и дети. С точки зрения древних авторов, главную роль играли мужчины, как бы мы сейчас сказали, призывного возраста, потому что в Древней Греции, как и в других древних обществах, права были связаны с обязанностями. Главная обязанность гражданина — это защищать свой полис. Поэтому, например, когда историк Фукидид описывает жертвы Афин во время катастрофической эпидемии чумы в 430–429 годах до нашей эры, он пишет так: «Погибло всадников столько-то, пехотинцев-гоплитов столько-то, а женщин, детей, рабов и прочей черни (ὄχλος) — несчетное количество». Это абсолютно отличается от гуманистического взгляда нашего общества, когда при любых катастрофах дети и женщины перечисляются особо.

Права женщин были ограничены. Будем мы говорить о женщинах-гражданках, потому что женщины, естественно, были во всех сословиях. Жена-гражданка нужна была для рождения детей. Это главная цель брака древности — рождение законных наследников, граждан, детей. Поэтому брак оформлялся специальными религиозными церемониями. Это не единственный вид брака. Брак между мужчиной и женщиной разных сословий был возможен, например гражданин и выходец ил другого полиса. Он тоже признавался, признавались имущественные права, но дети не становились гражданами. И было просто сожительство господина с рабыней. Тут у рабыни не было никаких прав, но был обычай освобождать ее и ее детей. Просто был такой обычай.

Женщины зависели от своих мужей и отцов. Замужняя женщина, если у нее была служанка-рабыня, которая могла сходить на рынок, не должна была выходить из дому кроме как во время религиозных церемоний. Муж мог легко дать развод жене, правда обеспечив ее и очень часто выдав замуж за какого-то своего друга или знакомого. Женщине было крайне сложно потребовать развод. То есть юридическое положение женщины было очень низким во всех греческих полисах, за исключением Спарты. Но реальное положение было лучше очень часто, потому что оно не регулировалось законами.

Женщины в греческом доме жили на женской половине, которая располагалась дальше от входной двери, потому что гости должны были приходить в гости к мужу. Там жили женщины, рабыни-служанки и дети. Женщины пользовались относительной свободой только во время религиозных праздников. На праздник фесмофории — это такой специальный женский праздник — мужчины удалялись даже из города, и там оставались только женщины, которые праздновали свои ритуалы. Кроме этого, замужние женщины могли выходить из дому только для похоронных процессий и прочих церемоний.

Сергей Карпюк

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, профессор РГГУ и ГАУГН.

 

________________________________________________________

 

Важнейшей неотъемлемой чертой полисной организации был институт гражданства. Население полиса состояло из полноправ­ных, неполноправных и бесправных категорий жителей. Но толь­ко граждане, входившие в состав полисной общины, обладали всей суммой, всем набором прав — и экономических, и политиче­ских, и социальных. Именно граждане полиса являлись, таким образом, наиболее привилегированной категорией его населения.

Понятие гражданин включало в себя совокупность ряда его непременных прав и обязанностей по отношению к гражданско­му коллективу полиса. Главным качеством гражданина был его статус свободного человека. Дело в том, что после отмены в Греции долгового рабства граждан они ни при каких условиях (кроме плена) не могли утратить своей свободы. В связи с этим в грече­ском мире постепенно складывается убеждение, что никакой эл­лин не может быть рабом. Позднее это положение найдет свое те­оретическое обоснование в трудах Аристотеля, сформулировав­шего тезис о том, что только варвары — это рабы, причем рабы «по природе».

Грек получал гражданский статус в силу своего рождения от родителей-граждан, хотя это правило во многих полисах было установлено только в последующий, классический период. Даровать гражданские права могло народное собрание полиса, но эта практика характерна уже для времени кризиса полиса. В оли­гархических государствах наличие статуса гражданина могло предполагать некоторые условия — имущественный ценз, нали­чие земельной собственности, способность иметь комплект тяже­лого вооружения.

Одним из главных прав и непременной чертой гражданского статуса полиса было его право на земельную собственность. Землевладение, а значит, земледельческий труд долгое время оставались одной из главных привилегий гражда­нина полиса.

Если иметь в виду недостаток плодородных и возделываемых земель в Греции, существование института гражданства преду­сматривало стабильность и замкнутость коллективов землевла­дельцев, составлявших полисные организации. При этом числен­ные рамки сочленов таких коллективов должны были жестко контролироваться. Важно отметить, что полис как коллектив граждан-земледельцев и землевладельцев всегда выступал в роли и верховного собственника земли, и в качестве гаранта земельной собственности своих сочленов. Именно полис, и только он мог вмешиваться в отношения собственности своих сограждан. Таким образом, государство в Греции рождалось и существовало как ап­парат принуждения не над совокупностью общин его подданных (как это было на Древнем Востоке), а как бы вырастало из отдель­ной общины ее граждан-сочленов, выполняя свои регулирующие и властные функции в интересах как отдельных членов граждан­ской общины, так и всего коллектива граждан, ее составлявших.

Следующая характерная черта полисной организации древ­них греков — это отношение граждан к военной организации по­лиса. Важнейшим правом и одновременно обязанностью каждого гражданина было его личное участие в защите своего полиса. Учитывая то, что в классическом полисе регулярная армия отсут­ствовала, все его граждане являлись потенциальными воинами, членами гражданского ополчения, призываемого к оружию по мере появления военной угрозы. Дело в том, что греческие поли­сы, как относительно небольшие политические образования, не могли содержать постоянную армию, как это было, например, в древневосточных государствах, и защита своего полиса от внеш­ней угрозы целиком ложилась на плечи мужчин-граждан.

В архаическое время в связи с развитием экономики грече­ских полисов и ростом благосостояния значительной части их граждан, тяжелое вооружение, ранее доступное только предста­вителям аристократии, получает более широкое распростране­ние. Теперь основной фигурой полисного войска становится го­плит — представитель среднего класса крестьянства, воин, имев­ший комплект оборонительного (панцирь, шлем, поножи и щит) и наступательного (копье и небольшой меч) вооружения.

Особые формы самоуправления в гражданском коллективе — это еще одна неотъемлемая черта греческого полиса. Народное со­брание, объединявшее исключительно граждан, — важнейший институт полисного управления, благодаря которому учитыва­лось волеизъявление каждого гражданина, обязательно входив­шего в его состав. Другие органы политического управления — совет, суд, разветвленная сеть полисных должностей, осущест­влявших исполнительную власть, — также были в руках граж­данского коллектива и никогда от него не отделялись. Отсюда принцип исключительности, ставивший гражданина полиса, его способности на недосягаемую высоту по сравнению с иными кате­гориями населения.

В полисном обществе складывалась особая система отноше­ний между властью и отдельным гражданином. Здесь источни­ком правовых норм становится закон, выработанный граждана­ми на народном собрании, являвшемся высшим законодательным органом. Участие в принятии законов или решений, касающихся интересов всего населения, было его важнейшим неотъемлемым правом. Убежденность в том, что лично от гражданина, от его ре­шения зависит судьба государства и его личное благополучие, стимулировало политическую активность граждан. Политическая безучастность считалась недостойной статуса гражданина.

Следовательно, никто, кроме граждан полиса, не имел права владеть землей на его территории, а также права распоряжения (через решение всего коллектива граждан) общественными зем­лями, принадлежавшими всему коллективу граждан-политов. Никто, кроме граждан полиса, не имел права участия в его воен­ной и политической организации. Поэтому в классическом грече­ском полисе имело место характерное триединство облика члена его гражданского коллектива: одновременно он являлся и граж­данином, непременным участником политической жизни своей гражданской общины, и собственником, и воином.

Таким образом, члены полисной гражданской общины, как горожане, так и сельские жители, составляли сплоченный, весь­ма замкнутый коллектив, строго хранивший и контролировав­ший все права и привилегии своих сочленов. Стабильность граж­данского коллектива и небольшие размеры территории полиса (в условиях Древней Греции она не могла быть расширена без кон­фликта с соседями) — это еще одна из непременных черт полис­ной организации.

Важно иметь в виду еще одно важное обстоятельство. Гражданский коллектив полиса являлся совокупностью свобод­ных, политически равноправных, экономически независимых граждан-землевладельцев.

 

Существовала определенная мобильность в занятиях граж­дан полиса, охранявшая их гражданский статус. Если они в силу обстоятельств лишались (добровольно или за долги) своего участ­ка земли, им в любом случае со стороны полиса, непременной час­тью которого они по-прежнему себя ощущали, гарантировался прожиточный минимум. Для того чтобы поправить свои дела, они могли заняться ремеслом, а затем купить или взять в аренду земельный участок. Наконец, такой гражданин мог покинуть свой полис и с отрядом таких же переселенцев уехать в основыва­емую колонию, став уже на новом месте земледельцем, сохранив и там свои гарантированные гражданские права. Кроме всего про­чего, в силу жизненных обстоятельств, гражданин-земледелец мог заняться торговлей.

Типичный греческий полис был очень небольшим по своей территории, и в таком полисе проживало от 5 до 10 тыс. человек, из которых лишь меньшая часть, примерно 1-2 тыс. человек, имели права гражданства.

Однако в Греции были и более крупные полисы: Спарта име­ла территорию площадью в 8400 кв. км., площадь Афинского по­лиса составляла 2500 кв. км. В таких государствах число жителей могло достигать 200 тыс. человек, из которых граждан насчиты­валось не более 30-35 тыс.

 

Каждый греческий полис являлся суверенным государством, имеющим свое гражданство, свои законы, органы власти и управ­ления, а также все внешние обязательные архитектурные атри­буты такого рода гражданской общины — храмы полисных богов, комплекс общественных сооружений, театр, площадь для заседа­ния народного собрания, палестры, стадионы, общественные во­дозаборные сооружения и т.п.

Греческая цивилизация по сути своей была цивилизацией го­родского типа. Поэтому город являлся составляющей любого гре­ческого полиса (может быть, за исключением Спарты, являвшей­ся объединением пяти сельских поселков). Город был прежде все­го и укрепленным пунктом, под защиту стен которого могло укрыться все население полиса, (включая и жителей сельской округи), и центром ремесленного производства и торговли, куль­туры, религиозной и политической жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: