Вхождение России в третье тысячелетие знаменует собой качественно новый этап в истории ее развития и, в частности, этап коренных рыночных преобразований во всех сферах жизни общества. В этих условиях представители различных отраслей знаний пытаются не только оценить состояние российской политики, экономики и социальной сферы, но и спрогнозировать дальнейшие тенденции их развития. Все более заметную роль начинает играть туристическая политика, которая оказалась востребованной в ходе экономических реформ, так как влияет на такие жизненно важные процессы, как использование природно-ресурсного потенциала территорий и его воспроизводство, демографию и занятость населения, уровень и качество жизни, взаимодействие региональных рынков и механизмы управления этими процессами.
Современный рынок туристических услуг - это мощная индустрия, являющаяся одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики, и за быстрые темпы туризм признан экономическим феноменом столетия. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизации внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, то есть выступает своеобразным стабилизатором социальности омического развития.
В настоящее время туристическая по данным Всемирной туристической организации, формирует 15% мирового ВВП, хотя ее доля в мировых основных фондах не превышает 9%. Она вовлекает в оборот около 9 трлн. долл. США. Для трети стран - участников туристского рынка поступления от туризма составляют основную статью в бюджете, а в 80 странах они входят в первую пятерку бюджетоформирующих статей. Эта отрасль обладает высоким инвестиционным мультипликатором: один рубль вложений в нее приносит 6 рублей суммарного дохода в других отраслях экономики. Эффективное управление национальным туристическим продуктом в России и рост возможностей его продвижения на мировой рынок определяются балансом въездного и выездного туризма, поскольку именно в этой сфере сконцентрированы все условия для роста национального туристического потенциала и формируется устойчивая критериальная база оценки российского туризма.
В последние годы выездной туризм интенсивно развивается благодаря воздействию следующих факторов:
- принятие закона о въезде и выезде из России, глобально изменившего политику государства, упрощение туристических формальностей, значительное расширение числа лиц, потенциально способных выезжать за рубеж;
- введение политики валютного регулирования, позволяющей легитимное обращение и вывоз значительных сумм валюты;
- выделение устойчивого сегмента населения, обладающего средними и высокими доходами, достаточными для поездки за рубеж;
- интенсивное продвижение иностранного туристического продукта в России, поддерживаемое значительным финансированием иностранных туристических фирм, туристических центров и курортов, и принимающих стран.
По мнению руководителей принимающих турфирм, основная причина слабого иностранного туристического потока в Россию - высокие цены. За последний год значительно выросли в стоимости все основные услуги, входящие в турпакет для иностранных туристов: размещение, железнодорожный транспорт, авиаперевозка, входные билеты в музеи. Все это делает предложение российских туроператоров неконкурентоспособным. Особые трудности туроператоры связывают с дефицитом современных гостиниц туристического класса, как в столице, так и регионах страны.
Анализ рекламных публикаций, размещаемых туроператорами и турагентами в специализированных изданиях, приводит к выводу, что спектр услуг очень ограничен, и в основном организации индустрии туризма предлагают продукцию, не отличающуюся от продукции друг друга. Это свидетельствует о том, что в настоящее время российские туристские организации работают в условиях жесткой конкурентной борьбы за клиента.
В настоящее время Россия находится в состоянии высокой конкурентной борьбы за потребителя со странами Западной Европы (Франция, Италия, Испания), Прибалтикой, Польшей, Чехией, Венгрией и Словакией. Кроме того, эти страны имеют ряд географических преимуществ, что делает дешевле авиаперелет и упрощенный визовый режим.
Обострение конкурентной борьбы между организациями индустрии туризма приводит к тому, что объектом конкуренции становятся не только цены на туристские услуги или новые виды предложений, их качество, но и наличие опытного, квалифицированного персонала, составляющего команду организации. Это приводит к тому, что многократно возрастает значимость формирования в организации индустрии туризма корпоративной культуры, которая выступает в качестве одного из основных факторов повышения конкурентоспособности туристских организаций, эффективность производства услуг и управления. Следовательно, перед российскими туристскими организациями и отраслью в целом встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой организации индустрии туризма в отдельности, и способствовать тем самым дальнейшему развитию всей отрасли туристского бизнеса.
Спад или рост туристического потока будет формировать и инвестиционную политику России. Неразвитая инфраструктура сама по себе не может привлекать в регионы инвесторов. Поэтому необходимо развивать деятельность, направленную на поиск потенциальных инвесторов в туристический комплекс России. В связи с этим необходимо восстановление работы зарубежных представительств Ростуризма на новых принципах работы, основанных на финансовой заинтересованности в результате туристического потока из стран - генераторов выездного туризма.
Анализируя ситуацию в России, можно отметить, что для нее, как и для многих европейских стран, характерны тенденции урбанизации, высокого уровня образования, большого количества праздничных дней, повышенного интереса россиян к жизни людей в других странах. Все эти объективные факторы обеспечивают хорошие перспективы для выездного туризма. Однако сдерживающим фактором для развития выездного туризма является низкий уровень жизни основной массы населения страны. Если в ближайшие годы станет возможным переломить эту негативную тенденцию и стимулировать рост доходов, то выездной туризм ожидает существенный подъем.
Дальнейшее развитие въездного туризма невозможно без активного продвижения национального российского туристического продукта на международном рынке, без формирования за рубежом образа России, как страны, благоприятной для туризма. Задача продвижения российских регионов и региональных туристических продуктов должна стать приоритетной в существующей системе народного хозяйствования.
Тем не менее, в настоящее время развитие внутреннего российского туризма находиться в зачаточном состоянии по многим причинам. Во-первых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при их низкой комфортности. Во-вторых, отсутствует практика создания субъектами РФ благоприятных условий для инвестиций в туристическую инфраструктуру. В-третьих, невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии. В- четвертых, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы. В-пятых, низкий уровень подготовки кадров и отсутствие опыта в условиях туристического рынка.
Подводя выводы анализа современного состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации, необходимо обозначить выявленные нами проблемы и пути их решения с целью интенсивного и устойчивого развития туристического бизнеса страны.
Основными факторами, сдерживающими развитие рынка туристических услуг в Российской Федерации являются:
1. отсутствие комплексного взгляда на страну и отдельные ее регионы как на туристическую зону;
2. действующий порядок выдачи российских виз, сложность процедуры их оформления гражданам иностранных государств;
3. недостаточное развитие туристической инфраструктуры, в частности гостиниц среднего класса, отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей;
4. неудовлетворительная работа транспортных предприятий, дефицит современных туристических автобусов и круизных судов;
5. дефицит необходимой для зарубежных туристов информации на иностранных языках в России;
6. поток негативной информации в средствах массовой информации о криминальной ситуации в стране;
7. не проработанность нормативно - правовой базы;
8. ограниченность рекламы российских туристических направлений за рубежом;
9. режим регистрации иностранцев на территории России;
10. неадекватное поведение и злоупотребления в отношении иностранных туристов со стороны сотрудников милиции, таможни и пограничников;
11. скудность рынка сувениров и продукции народных промыслов;
12. слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма, приводящая к ориентации страны на выездной туризм.
Основной задачей развития туризма в России является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках.
Решить проблему туризма на Российском рынке можно следующим образом:
- развивать предпринимательство в сфере туризма, прежде всего малого и среднего;
- формировать и совершенствовать законодательную базу;
- укреплять материально-техническую базу индустрии туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций;
- развивать инфраструктуру туризма для обеспечения конкурентоспособности страны на мировом туристическом рынке;
- разработать и внедрить прогрессивные методы и стандарты туристического обслуживания;
- возродить массовый социальный туризм и на этой основе повысить интерес граждан России к родной стране, а также предложить более эффективное решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и природной среды;
- провести активную рекламно- информационную деятельность, направленную на продвижение и формирование образа России как страны, благоприятной для туризма;
- провести ознакомительные поездки по туристическим центрам России для иностранных журналистов;
Сформулированная концепция развития туристической отрасли поможет обеспечить соответствующий уровень качества туристических услуг, отвечающий мировым стандартам, сделать российский туризм конкурентоспособным и, как следствие, добиться существенного роста в Российской Федерации внутреннего и международного туризма.