Рынок туристических услуг в России и проблемы его развития.




Вхождение России в третье тысячеле­тие знаменует собой качественно новый этап в истории ее развития и, в частности, этап коренных рыночных преобразований во всех сферах жизни общества. В этих услови­ях представители различных отраслей зна­ний пытаются не только оценить состояние российской политики, экономики и социаль­ной сферы, но и спрогнозировать дальней­шие тенденции их развития. Все более за­метную роль начинает играть туристическая политика, которая оказалась востребованной в ходе экономических реформ, так как влия­ет на такие жизненно важные процессы, как использование природно-ресурсного потен­циала территорий и его воспроизводство, демографию и занятость населения, уровень и качество жизни, взаимодействие регио­нальных рынков и механизмы управления этими процессами.

Современный рынок туристических услуг - это мощная индустрия, являющаяся одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики, и за быстрые темпы туризм признан экономическим феноменом столетия. Во многих странах туризм играет зна­чительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизации внешне­торгового баланса, создании дополнитель­ных рабочих мест и обеспечении занятости населения, оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, то есть выступает своеобраз­ным стабилизатором социальности омического развития.

В настоящее время туристическая по данным Всемирной туристиче­ской организации, формирует 15% мирового ВВП, хотя ее доля в мировых основных фондах не превышает 9%. Она вовлекает в оборот около 9 трлн. долл. США. Для трети стран - участников туристского рынка поступления от туризма составляют основ­ную статью в бюджете, а в 80 странах они входят в первую пятерку бюджетоформирующих статей. Эта отрасль обладает высо­ким инвестиционным мультипликатором: один рубль вложений в нее приносит 6 руб­лей суммарного дохода в других отраслях экономики. Эффективное управление националь­ным туристическим продуктом в России и рост возможностей его продвижения на ми­ровой рынок определяются балансом въезд­ного и выездного туризма, поскольку имен­но в этой сфере сконцентрированы все усло­вия для роста национального туристическо­го потенциала и формируется устойчивая критериальная база оценки российского ту­ризма.

В последние годы выездной туризм интенсивно развивается благодаря воздейст­вию следующих факторов:

- принятие закона о въезде и выезде из России, глобально изменившего политику государства, упрощение туристических фор­мальностей, значительное расширение числа лиц, потенциально способных выезжать за рубеж;

- введение политики валютного регу­лирования, позволяющей легитимное обра­щение и вывоз значительных сумм валюты;

- выделение устойчивого сегмента населения, обладающего средними и высо­кими доходами, достаточными для поездки за рубеж;

- интенсивное продвижение иностранного туристического продукта в России, поддерживаемое значительным финансированием иностранных туристических фирм, туристических центров и курортов, и принимающих стран.

По мнению руководителей принимаю­щих турфирм, основная причина слабого иностранного туристического потока в Рос­сию - высокие цены. За последний год зна­чительно выросли в стоимости все основные услуги, входящие в турпакет для иностран­ных туристов: размещение, железнодорож­ный транспорт, авиаперевозка, входные би­леты в музеи. Все это делает предложение российских туроператоров неконкуренто­способным. Особые трудности туроперато­ры связывают с дефицитом современных гостиниц туристического класса, как в сто­лице, так и регионах страны.

Анализ рекламных публикаций, раз­мещаемых туроператорами и турагентами в специализированных изданиях, приво­дит к выводу, что спектр услуг очень огра­ничен, и в основном организации индустрии туризма предлагают продук­цию, не отличающуюся от продукции друг друга. Это свидетельствует о том, что в настоящее время российские турист­ские организации работают в условиях же­сткой конкурентной борьбы за клиента.

В настоящее время Россия находится в состоянии высокой конкурентной борьбы за потребителя со странами Западной Евро­пы (Франция, Италия, Испания), Прибалти­кой, Польшей, Чехией, Венгрией и Словаки­ей. Кроме того, эти страны имеют ряд гео­графических преимуществ, что делает де­шевле авиаперелет и упрощенный визовый режим.

Обострение конкурентной борьбы между организациями индуст­рии туризма приводит к тому, что объектом конкуренции становятся не только цены на туристские услуги или новые виды предло­жений, их качество, но и наличие опытного, квалифицированного персонала, составляю­щего команду организации. Это приводит к тому, что многократно возрастает значи­мость формирования в организа­ции индустрии туризма корпоративной культуры, которая выступает в качестве од­ного из основных факторов повышения кон­курентоспособности туристских организа­ций, эффективность производства услуг и управления. Следовательно, перед россий­скими туристскими организациями и отрас­лью в целом встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой организации ин­дустрии туризма в отдельности, и способст­вовать тем самым дальнейшему развитию всей отрасли туристского бизнеса.

Спад или рост туристического потока будет формировать и инвестиционную поли­тику России. Неразвитая инфраструктура сама по себе не может привлекать в регионы инвесторов. Поэтому необходимо развивать деятельность, направленную на поиск по­тенциальных инвесторов в туристический комплекс России. В связи с этим необходи­мо восстановление работы зарубежных представительств Ростуризма на новых принципах работы, основанных на финансо­вой заинтересованности в результате тури­стического потока из стран - генераторов выездного туризма.

Анализируя ситуацию в России, мож­но отметить, что для нее, как и для многих европейских стран, характерны тенденции урбанизации, высокого уровня образования, большого количества праздничных дней, повышенного интереса россиян к жизни людей в других странах. Все эти объектив­ные факторы обеспечивают хорошие пер­спективы для выездного туризма. Однако сдерживающим фактором для развития вы­ездного туризма является низкий уровень жизни основной массы населения страны. Если в ближайшие годы станет возможным переломить эту негативную тенденцию и стимулировать рост доходов, то выездной туризм ожидает существенный подъем.

Дальнейшее развитие въездного ту­ризма невозможно без активного продвиже­ния национального российского туристиче­ского продукта на международном рынке, без формирования за рубежом образа Рос­сии, как страны, благоприятной для туриз­ма. Задача продвижения российских регио­нов и региональных туристических продук­тов должна стать приоритетной в сущест­вующей системе народного хозяйствования.

Тем не менее, в настоящее время раз­витие внутреннего российского туризма находиться в зачаточном состоянии по мно­гим причинам. Во-первых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при их низкой комфортности. Во-вторых, отсут­ствует практика создания субъектами РФ благоприятных условий для инвестиций в туристическую инфраструктуру. В-третьих, невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии. В- четвертых, значительный моральный и фи­зический износ существующей материаль­ной базы. В-пятых, низкий уровень подго­товки кадров и отсутствие опыта в условиях туристического рынка.

Подводя выводы анализа современно­го состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации, необходимо обозна­чить выявленные нами проблемы и пути их решения с целью интенсивного и устойчиво­го развития туристического бизнеса страны.

Основными факторами, сдерживаю­щими развитие рынка туристических услуг в Российской Федерации являются:

 

1. отсутствие комплексного взгляда на страну и отдельные ее регионы как на тури­стическую зону;

 

2. действующий порядок выдачи рос­сийских виз, сложность процедуры их оформления гражданам иностранных госу­дарств;

 

3. недостаточное развитие туристиче­ской инфраструктуры, в частности гостиниц среднего класса, отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей;

 

4. неудовлетворительная работа транс­портных предприятий, дефицит современ­ных туристических автобусов и круизных судов;

 

5. дефицит необходимой для зарубеж­ных туристов информации на иностранных языках в России;

 

6. поток негативной информации в средствах массовой информации о крими­нальной ситуации в стране;

 

7. не проработанность нормативно - правовой базы;

 

8. ограниченность рекламы россий­ских туристических направлений за рубе­жом;

 

9. режим регистрации иностранцев на территории России;

 

10. неадекватное поведение и злоупот­ребления в отношении иностранных тури­стов со стороны сотрудников милиции, та­можни и пограничников;

 

11. скудность рынка сувениров и про­дукции народных промыслов;

 

12. слабая профессиональная подготов­ка работников индустрии туризма, приводя­щая к ориентации страны на выездной ту­ризм.

Основной задачей развития туризма в России является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения ту­ристического продукта на внутреннем и ме­ждународном рынках.

Решить проблему туризма на Российском рынке можно следующим образом:

- развивать предпринимательство в сфере туризма, прежде всего малого и сред­него;

- формировать и совер­шенствовать законодательную базу;

- укреплять материально-техничес­кую базу индустрии туризма путем привле­чения отечественных и иностранных инве­стиций;

- развивать инфраструктуру туризма для обеспечения конкурентоспособности страны на мировом туристическом рынке;

- разработать и внедрить прогрессив­ные методы и стандарты туристического обслуживания;

- возродить массовый социальный туризм и на этой основе повысить инте­рес граждан России к родной стране, а так­же предложить более эффективное решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и природной среды;

- провести активную рекламно- информационную деятельность, направлен­ную на продвижение и формирование образа России как страны, благоприятной для ту­ризма;

- провести ознакомительные поез­дки по туристическим центрам России для иностранных журналистов;

Сформулированная концепция развития туристической отрасли поможет обеспечить соответствующий уровень каче­ства туристических услуг, отвечающий ми­ровым стандартам, сделать российский ту­ризм конкурентоспособным и, как следст­вие, добиться существенного роста в Рос­сийской Федерации внутреннего и междуна­родного туризма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: